В стуктуре каждого тренировочного занятия, как
правило, выделяют три его части: подготовительную (или разминку), основную и
заключительную.
Разминка. Целью подготовительной
части является разминка, в ходе которой осуществляется подготовка занимающихся
к выполнению специальных приемов и действий боевых искусств или упражнений
физической подготовки. Различают общую и специальную разминку. Задачей общей
разминки является подготовка функциональных систем организма и
опорно-двигательного аппарата к основной работе. Задача специальной разминки -
подготовка к занятию тех суставов, связок, мышц, ударных поверхностей, на
которые ложится наибольшая нагрузка при выполнении специфических для боевых
искусств приемов и действий.
Основная часть тренировочного занятия. При решении в
тренировочном занятии одной главной задачи основная его часть строится в
порядке последовательного выполнения заданий и упражнений, обеспечивающих решение
как этой главной задачи, так и дополнительных задач занятия.
Заключительная часть занятия. В спортивной
тренировке эту часть занятия чаще всего называют заминкой. Смысл ее - в
обеспечении переключении функциональных систем организма на восстановительный
режим. Плавный переход от интенсивной тренировки к отдыху предупреждает
возможные функциональные нарушения, которые могут возникнуть при резком
прекращении напряженной тренировки, особенно у тех, кто малотренирован и не
имеет достаточного опыта самостоятельных занятий.
Определение целей и задач при обучении боевым
искусствам - ключ к разработке эффективной тренировочной программы. Должна ли
тренировка вырабатывать навыки самозащиты или координацию, уменьшать вес,
улучшать состояние сердечно-сосудистой системы, подготавливать к соревнованиям
или вырабатывать уверенность и самооценку?
Оценив личные нужды, каждый может начать кроить
под них собственную тренировочную программу. Поэтому, прежде всего, необходимо
определить цель тренировок, затем определить и поставить себе задачи,
выработать программу или методы для их решения.
Тренировки должны стать частью общего плана
развития и улучшения боевых навыков и дополнять и усиливать приемы. План
тренировки должен быть тщательно продуман и соответствовать индивидуальным
нуждам обучающегося или группы обучающихся в данный момент времени. Следует
определить, сколько времени в неделю предполагается тратить на упражнения.
Обычные тренировки боевым искусствам должны включать в себя растяжку,
тренировки сердечно-сосудистой системы, реакции, общую подготовку, силовую
тренировку, конкретные навыки и практические занятия.
Растяжки особенно важны в занятиях любого мастера
боевых искусств. Шею, плечи, запястья, спину, бедра, ноги, подколенные и
ахилловы сухожилия, голени всегда следует растягивать перед тренировкой. Чем
более вы гибки, тем меньше шанс получить травму; вы также сможете увеличить
диапазон движений в области конкретной связки, достигая большей
разносторонности и лучше исполняя конкретные приемы. Растяжки не должны длится
более 5 мин.
Тренировка сердечно-сосудистой системы - основа
успеха в боевых тренировках. В течение каждой тренировки сердце необходимо
упражнять хотя бы по 20 мин. Бег, езда на велосипеде, прыжки со скакалкой - вот
упражнения, которыми можно тренировать сердечно-сосудистую систему.
Также следует работать и над тренировкой реакции,
поскольку правильно исполняемые приемы зависят от подсознательной реакции.
Реакцию следует развивать постоянно, чтобы избавиться от задержки перед ответом
противнику.
Необходимо работать и над общим состоянием тела,
развивая силу главных групп мышц и общий тонус. Общее развитие - ключ ко всему.
Примерами таких упражнений являются отжимания, подъемы торса и приседания.
Тренировка конкретных умений - та сфера, где
можно и нужно использовать тренажеры.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что в пользу
развития восточных единоборств говорят исследования, проведенные специалистами[24] на предмет
полезности занятий в целях укрепления здоровья детей. В частности, было
установлено, что занятия ушу всесторонне воздействует на человека, делают его
более совершенным, расширяют его психофизические возможности, а значит, и
возможности адаптации к ритму современной жизни. Универсальность системы ушу
позволяет начинать занятия практически при любом состоянии здоровья и в любом
возрасте.
В период с 1995 по 1999 г. на базе школы-сада №
105 г. Улан-Удэ в ходе внедрения физкультурно-оздоровительной программы, одной
из важных составляющих который были занятия ушу, изучалось влияние физических
упражнений на уровень физического здоровья (УФЗ) и физической подготовленности
(УФП) детей 3-10 лет (А.В. Гаськов и др., 2000). Обсуждая результаты
проведенной работы, можно констатировать:
1. В целом за указанный период наблюдается
устойчивый рост показателей уровня физического здоровья детей - с 8,4 балла в
сентябре 1995 г. до 11,25 балла в апреле 1998 г. Повысился уровень их
физической подготовленности: с 55,3% в 1995 г. до 77,5% в 1998 г.
2. Сравнение результатов тестирования УФП детей
дополнительно занимавшихся ушу, и детей, занимавшихся только по оздоровительной
программе, показало статистически достоверное преимущество первых по 4 из 7
показателей ОФП. В группе ушу ОФП детей улучшилась по подтягиванию, разгибанию
рук в упоре лежа, динамометрии и гибкости.
3. Отмечена положительная динамика УФЗ детей,
занимавшихся ушу.
Данные психологического тестирования детей,
занимающихся в группах ушу, которое проводилось психологом М.П. Базаржаповой в
апреле и ноябре 2000 г. по методическим рекомендациям, разработанным в
Лаборатории социально-психологических исследований Ленинградского
научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева
(Эткинд, 1985), свидетельствуют о том, что с увеличением продолжительности
занятий в группах ушу:
1. Улучшается нервно-психическое состояние детей:
повышается чувство уверенности и оптимизма, энергичность, эмоциональная
уравновешен ность, оптимизм в отношении будущего, снижается уровень
тревожности.
2. Повышаются эмоциональная удовлетворенность,
эмоциональное приятие отношений с матерью, с братом, в семье, к ушу, к сестре,
к настоящему и будущему, к тренеру ушу. У детей, занимающихся ушу более трех
лет, наблюдается полное эмоциональное приятие значимых людей и понятий. Это
означает, что у этих детей позитивное, радостное восприятие себя и мира.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод об
объективном улучшении психофизического состояния детей 7-14 лет в результате
занятий ушу.
Приступая к разработке методики тренировочного
процесса в восточных единоборствах, прежде всего, обозначим его основную
педагогическую цель – воспитание физической и духовной культуры личности.
Физкультурно-спортивная деятельность в социальном
аспекте представляется как исторически определенный тип социальной практики
физкультурного воспитания, проявляющийся в ее различных видах (оздоровительной,
прикладной, спортивной, образовательной, пропагандистской,
самосовершенствовании и пр.). Виды и формы физкультурно-спортивной деятельности
личности могут быть самыми разнообразными в рамках морфологии, аксиологии,
праксиологии и антологии. Причем основными признаками их оценки будут являться:
частота и затраты времени; результат и динамика изменений качеств личности.
Третий ориентир - мотивационная составляющая личности. Мотив - это
причинно-следственный аспект, побуждающий личность к действию или бездействию.
Мотивы, как правило, подразделяются на социально значимые, личностно значимые и
профессионально значимые, положительные и отрицательные. Мотивы определяются
знаниями, убеждениями, установками, интересами и потребностями. Личностный
смысл мотива представляет собой индивидуализированное отражение
действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых
развертываются ее деятельность и общение.
Четвертый ориентир - совокупная характеристика
структуры личности. В общей педагогике имеется много примеров попыток
структурировать личность. В нее включаются основные свойства, качества и
признаки личности. Все варианты в определенной степени отличаются друг от
друга. Это говорит о том, что, во-первых, данная проблема довольно сложна,
во-вторых, идеально структурировать личность, по всей видимости, невозможно и,
в-третьих, делать это все-таки надо, но при этом следует идти по пути
приближения структуры личности к педагогической технологии. Разработанные М.Я.
Виленским и Р.С. Сафиным[25],
а также В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой[26]
структурные модели физической культуры личности служат пятым ориентиром в ее
структуризации с позиции технологических требований. Все модели в определенной
степени дополняют друг друга и расширяют представления об основных составляющих
физической культуры личности.
Физическая культура личности является сложным
системным образованием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны,
дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности
определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов
деятельности; мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и
мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры; ценностные
ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в
жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности
являются главной побудительной, направляю щей и актуализирующей силой поведения
личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает
такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических
возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей,
социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в
целом; социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое
развитие культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает
ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность
личности.
В целом же формирование физической культуры
личности представляется как процесс целенаправленного, организованного с
помощью специальных методов и разнообразных средств и форм активного обучающего
взаимодействия преподавателей и обучающихся. При ведущей и направляющей роли
преподавателя обеспечивается полноценное усвоение знаний, умений, навыков
развития умственных и физических сил и творческих способностей. Практическая
обучающая деятельность обеспечивает активное освоение учащимися ценностей
физической культуры.
Центральной фигурой, системообразующим началом
педагогической технологии, процесса физической культуры является преподаватель
- носитель содержания образования, организатор педагогических условий,
обеспечивающих результативность деятельности. В его личности сочетаются объективные
и субъективные педагогические ценности.
Профессионализм - учет
индивидуально-психологических и физических особенностей занимающихся,
адекватная их возможностям нагрузка, решение оздоровительных,
образовательно-воспитательных задач, учет желаний и интересов учащихся,
разнообразие, новизна, эмоциональность занятий, а также личность преподавателя
(его общекультурный уровень, эрудиция, научная и методическая подготовка,
ответственность, трудолюбие, убежденность, разумная требовательность,
педагогическое мастерство) являются психолого-педагогическими факторными
условиями, обеспечивающими качество воспитательного и тренировочного процесса.
В процессе разработки методики тренировочного
процесса в восточных единоборствах мы не ограничивались исключительно достижениями
современной педагогической и психологической науки. В качестве важнейшего
элемента мы рассматривали достижения древней традиции боевых искусств Востока.
Хотя, следует признать ярко выраженное отличие многих положений древней
традиции от современных подходов. Современные подходы более прагматичны и не
учитывают духовную составляющую тренировочного процесса, ограничиваясь лишь
тезисом о необходимости учета творческих способностей обучающихся.
В процессе длительного, в несколько тысячелетий,
пути эволюции, в древней традиции были не только сохранен, но и
усовершенствован ряд таких идей, которые, к сожалению, не встречаются в
современном педагогическом процессе, но их можно успешно использовать и в
настоящее время. Анализ многочисленных историко-эволюционных путей
педагогической мысли Китая указывает на гармоничное сочетание в восточных
единоборствах воинского профессионализма, ученого интеллекта и гуманного
благородства; именно эта ее черта издревле привлекала к ней и солдат, и
книжников, и монахов.
Древние методики с трудом адаптируются в сознании
и спортивной жизни современного человека. Анализ противоречивого существования
боевых искусств в современном мире показывает взаимодействие разнонаправленных
сил. Традиция, с одной стороны, утрачивает свою изначальную ценность, уступая
место деструктивным тенденциям, а с другой - мобилизует свои могучие защитные
силы, возрождая свои идеалы и ценности в условиях нового этапа демократического
освоения и межкультурной консолидации. Утрата целостности традиции восточных
боевых искусств в наш век, обособление относительно самостоятельных направлений
ее развития порой ведут к чисто потребительскому отношению к культурному
наследию[27].
Боевые искусства - это прежде всего уникальная
культура, в которой боевая практика преображена и возвышена благодаря феномену
искусства, которое является плодом высокого мастерства, одухотворенного
красотой. Непосвященный может и не подозревать о чисто утилитарных ресурсах
традиции, но он обычно сразу и безошибочно схватывает в ней всепоглощающее
эстетическое начало. Один из самых примечательных и специфических признаков
эстетического начала в боевых искусствах состоят в совмещении казалось бы
несовместимого - одухотворенной красоты и гармонии с суровой реальностью боевых
действий. В этом состоит одна из предпосылок возвышения воинской подготовки до
искусства, а искусства до пути совершенствования человека. Диапазон выражения
эстетического начала в боевых искусствах огромен: от самых условных и
изысканных форм, когда натурализм борьбы почти полностью преодолевается в
канонизированном театрализованном действе, до форм, максимально приближенным к
реальности. Принцип медитативности является одним из общих оснований культурной
традиции Востока, задавая смысловой контекст движению по любому пути
совершенствования человека. И поскольку само представление о совершенстве
связано с красотой, с прекрасными и возвышенными образами, темы и объекты для
медитации чаще всего были связаны с прекрасным в природе и искусстве, причем
прекрасное в искусстве на Востоке как бы воссоздавало ту природную
естественность, чистоту и красоту, которые одухотворяли путь самопознания
человека, делали прекрасным сам процесс его совершенствования.
Чтобы создать более полную картину существования
боевых искусств следует упомянуть о ритуальности, которой по существу пропитана
вся система восточных единоборств. В боевых искусствах ритуализирована почти
вся система отношений между учителем и учеником, между старшим и младшим, между
школой и идеалом воинского пути. Разумеется, постижение смысла ритуальных
действий углублялось по мере духовного развития ученика и роста мастерства.
Ритуальность в боевых искусствах многообразна и многослойна по смыслу. Ее суть
- в изменении отношения человека к своему «Я» в стремлении сбросить оковы
эгоизма, столь свойственного современной культуре, и который считается одним из
главных препятствий на пути любого совершенствования. Собственно вся
современная культура, в рыночных отношениях в особенности, занята воспитанием в
большой степени эгоистичной личности. Углубление в проблематику боевых искусств
Востока приводит к необходимости уяснить некоторые общие особенности
традиционной культуры. В конечном счете именно они дают ключи к пониманию
наиболее специфических сторон феномена привлекательности боевых искусств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|