41. М/н регулирование рынка технологий.
МПТ
обеспечивается правовой защитой. В большинстве стран новые технологии
защищаются 1 или несколькими правовыми инстр-ми – патентами, лицензиями,
копирайтами (право воспроизведения), товарными знаками.
Государственное
регулирование рынка технологиями может быть вызвано рядом причин: -стремление
удержать технологическое лидерство; - соображение нац. безопасности, тогда
гос. контроль направлен на предотвращение попадания технологий произв-ва
вооружений и технологий 2-го назначения в страны, правительства которых
проводят враждебную политику; - условия м/н соглашений.
Прямое
гос. регулирование вывоза и ввоза технологий осуществляется органами
экспортного контроля методами таможенного и пограничного контроля.
Косвенное
регулирование – через систему гос. регистрации патентов и торговых знаков. В
некоторых случаях для получения права экспортировать тот или иной
технологически емкий товар требуется специальное разрешение правительства.
42. Россия в системе м/н обмена технологиями.
В
XXI в. место и роль России в мировой экономике и МэО
будут во многом определяться уровнем ее научно-технического развития,
способностью создавать и эффективно тиражировать собственные и широко
использовать импортные наукоемкие технологии, степенью присутствия страны на
мировом технологическом рынке.
Для
России весьма актуальна проблема интеграции в мировой рынок наукоемких
технологий. Ныне в стране почти отсутствует платежеспособный спрос на часть
наукоемкой продукции. Это приводит к утрате и старению наиболее передовой
технологической базы (космонавтика, авиация, биотехнология и др.). Согласно
прогнозам, объем экспорта по приоритетным макротехнологиям уже в первом десятилетии
XXI в. позволит в 2—3 раза повысить платежеспособность населения и обеспечить
спрос на наукоемкую продукцию на внутреннем рынке. Это должно послужить
стимулом дальнейшего экономического роста.
Для
реализации этих прогнозов необходимо добиваться превращения результатов научных
исследований и НИОКР в продукт, пользующийся спросом на мировом рынке.
Современный рынок требует не полуфабрикаты в виде научных идей или даже
патентов, а готовый товар — конкурентоспособную технологию.
Учитывая
заметный интерес стран Запада к получению доступа к передовым научным
разработкам и достижениям российской науки, выражающийся, в частности, в росте
числа проектов технического содействия и финансовой помощи, очевидно, что
механизм включения России в систему мирохозяйственных связей необходимо
совершенствовать.
Следует
более взвешенно подходить к использованию иностранных инвестиций в
высокотехнологичных секторах российской промышленности. В условиях ресурсного
дефицита их следует поощрять, но при этом нельзя допускать неоправданную
продажу ключевых технологий, подрывающую технологическую безопасность России.
Решение о привлечении иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли
России должно тщательно анализироваться в каждом конкретном случае, исходя из
национальных интересов.
43. Причины международной миграции рабсилы.
Под
международной (внешней) миграцией рабсилы понимается перемещение населения
через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с
работодателями в другой стране.
Причинами
миграции рабсилы являются факторы как экон., так и неэкон. характера. К
последним относятся: политические, нац., религиозные, расовые, семейные и др.
Причины
экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития
отдельных стран. Рабсила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны
с более высоким уровнем. Объективно возм-ть миграции появляется вследствие
национальных различий в условиях заработной платы. Существенным экономическим
фактором является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде
всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является
вывоз капитала, функционирование международных корпораций. ТНК способствуют
соединению рабсилы с капиталом, осуществляя либо движение рабсилы к капиталу,
либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.
44. Волны международной миграции рабсилы.
1.
В середине XIX века было самое значительное явление в истории современной м-и
населения, когда произошел взрыв эм-и из Ирландии в США, вследствие т. н.
«картофельного голода».
2.
Широкомасштабная м-я в начале 80-х годов XIX в. из Италии и стран Вост. Европы
в США (изза падения цен на европейскую пшеницу)
3.
Новая волна м-и из Европы в США отмечена в 20-е годы.
4.
После 2-й мир. войны отмечают три новых потока в м-и рабсилы в США: -
"утечка умов", устойчивый поток высококвалифицированных специалистов
и членов их семей в Северную Америку.; - потоки беженцев из Венгрии (1956 г.)
после подавления антикоммунистического восстания, и из Вьетнама (1974-1975 гг.)
после победы "северян" над "южанами", а также с Кубы (1980
г.).; - самым крупным потоком этого периода является наплыв рабсилы из Мексики,
стран Карибского бассейна и Азии. В 90-е годы 84% всех иммигрантов приехали из
этих регионов.
5.
В Европе с начала 60-х годов, также отмечены достаточно интенсивные процессы
м-и рабсилы. Рабсила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно
использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы.
45. Направления миграции (миграционные потоки).
1)
миграция из развив. в промышленно развитые страны; 2) миграция в рамках
промышленно развитых стран; 3) миграция рабсилы между развив. странами; 4)
миграция рабсилы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны
(сходна с миграцией из развив. в промышленно развитые); 5) миграция научных
работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развив.
страны.
46. Совр. центры притяжения рабсилы.
Двумя
традиц. центрами притяжения РС - США и Зап. Европа. В США труд. ресурсы
исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-е годы США стали проводить
политику привлечения высококвалиф. кадров, которая осуществляется до сего
времени. В 70-е число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн.
человек (20% прироста населения за эти годы) В 80-е масштабы иммиграции еще
больше возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны.
Зап.
Европа - на нее приходится более четверти иностранной рабсилы мира. Средний
ежегодный прирост иностранной рабсилы составляет здесь 600 тыс. человек, а
вместе с членами семей - не менее 1,3 млн. человек. Лидерство в Европе по
масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания.
Формирование
в 60-70-е годы новых полюсов экономического роста привело к возникновению новых
регион. центров притяжения рабсилы: нефтедобывающие страны Ближнего Востока
(Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др), Австралия, ЮАР и страны
Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские "новые
индустриальные страны".
В
60-е годы стал формироваться м/н центр притяжения РС в Латинской Америке, где
рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Наиболее
распространенная форма - сезонная сельская миграция. В эти страны прибывают
рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых
африканских стран.
47. Государственное регулирование миграции рабсилы.
Проблемы,
которые несет с собой м/н миграция рабсилы, привели к созданию широкой системы гос.
и межгос. регулирования. Вмешательство государства в м/н движение рабсилы
началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной
торговли. Уже в конце 18 в. в Англии были приняты законы, запрещавшие
промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие евр.
страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежелательных лиц. Тогда же
страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из
которых действует по настоящее время
Законодательства
большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят
четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на ПМЖ, и
неиммигрантами — людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими
там, на ПМЖ. Несмотря на то, что неиммигранты зачастую могут находиться и
работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени,
наиболее важным с экономической т.з., является регулирование трудовой
иммиграции.
Обычно
государственное рег-е осуществл. через принятие финансируемых из бюджета
программ, направл. на ограничение притока иностранной рабсилы (иммиграции) либо
на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).
Страны-реципиенты
применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:
профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы);
возрастной ценз; состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов,
больных СПИДом и психическими заболеваниями); социальные и политические
ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужд. за уголов.
преступления, а также членов партий тоталитарного типа).
48. Россия на международном рынке труда.
Россия
с запозданием включилась в м/н процессы миграции населения. Импортируя рабсилу,
лишь в начале 90-х был открыт ? об экспорте своей рабсилы.
С
91 г. все гражд. России имеют юр. право выезжать за рубеж на работу. Число росс.
эмигрантов в 2000 достигло 25 млн. В рез-те развитые европейские страны ввели
ряд барьеров, затрудняющих переселение росс. граждан в эти страны.
Экономическая
миграция из России определяется следующими факторами: - более высоким уровнем
жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями,
предлагаемыми другими странами; - ограничением численности выезжающих емкостью
рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем
квалификации рабсилы в РФ, непризнанием большинством стран мира дипломов о
высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжает преимущественно
высококвалифицированная и мобильная часть населения.
Экспорта
рабсилы за рубеж приносит: снижение давления на внутренний рынок труда;-
минимизация существующих в его структуре дисбалансов;- уменьшение безработицы;-
финансовые поступления от мигрантов;- повышение профессионального и культурного
уровня работников-мигрантов.
Одной
из болезненных проблем российской трудовой миграции за рубеж является
интеллектуальная миграция или "утечка умов". Осн. потоки
интеллектуальной миграции идут в Германию, Израиль, США.
В
страны "третьего мира" на контрактной основе направлялись врачи,
инженеры, преподаватели и другие специалисты.
Рассм-я
безвозвратную российскую трудовую миграцию, как негативный момент в ходе
либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем
признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и
интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для (государства и
общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России.
49. Отличительные черты международных корпораций и их
разновидности.
МНК
стали важнейшим элементом развития МЭ и МЭО. МК, с одной стороны, являются
продуктом быстро развив. МЭО, а с другой - сами представляют мощный механизм
воздействия на них.
Сейчас
в мире функц. около 60 тыс. МК. Они контролируют за пределами своих стран до
250 тыс. дочерних предприятий – а в 1970 г.. было зарегистрировано лишь 7 тыс.
подобных фирм.
Из
500 самых мощных МК 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций, реализуют
80% всей произведенной МК продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76%
продукции машиностроения.
Осн.
часть МК сосредоточена в США, странах ЕС и Японии.
Осн.
признаки МК: 1) годовой оборот, превышающий 100 млн. долларов; 2) филиалы не
менее, чем в шести странах; 3) величина процента продаж ее товаров, реализуемых
за пределами страны - резиденции.
В
зарубежной экономической лит-ре выделяется несколько видов международных
монополий: многонац. корпорации, интернац. корпорации, транснац. компании,
глобальные компании и др.
Росс.
экономистами предлагается след. классификация.
1.
Транснац. корпорации (ТНК) - нац. монополии с зарубежными активами.
2.
Многонац. корпорации (МНК) - МК, объединяющие нац. компании ряда государств на произв-венной
и научно-технической основе.
С т.з.
м/н права отличительными признаками многонациональных корпораций являются: 1)
наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование
многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации
иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия.
50. Причины возникновенья международных корпораций и их эволюция.
Наиболее
общей причиной возн. ТНК является интернационализация произв-ва и капитала на
основе развития производительных сил, перерастающих нац.-гос. границы.
Еще
к числу причин следует отнести их экономическую эффективность, обусловленную
большими масштабами произв-ва в ряде отраслей.
Важную
роль в становлении национальных МК играет государство. Оно поощряет их деят-ть
на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения разл. полит.,
экономических и торговых союзов и международных договоров.
Со
времени своего возникновения (конец XIX в.) МК претерпели значительную
эволюцию. 1-е поколение совр. МК представляли т.ню колониально-сырьевые ТНК. В
ходе 1 мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализир. на произв-ве
вооружений.
С
начала 50-х годов МК начинают активные действия по завоеванию мировых рынков.
Бурное развитие МК, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деят-ти
способствовало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной
экономике. Сейчас глобальные ТНК все больше обнаруживают тенденцию к образованию
крупных групп, объединяющих промышленные, торговые и финансовые компании.
Слияния, объединения, поглощения, разного рода совместное предпринимательство
характерны для произв-венных МК.
51. Осн. особенности развития ТНК
ТНК
– хоз. объединения, состоящие из головной компании и зарубежных филиалов.
Головная компания контролирует деят-ть входящих в объединение предприятий путем
владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю
родительской компании – резидента другой страны – обычно приходится более 10%
акций или их эквивалента.
ТНК
являются акт. участ-ми МРТ и способствуют его развитию. ТНК проникают в
высокотехн., наукоемкие отрасли произв-ва, которые требуют огромных инвестиций
и высококвалиф. персонала. При этом заметно проявляется тенденция к
монополизации этих отраслей ТНК. Существенной чертой деят-ти международных
компаний является диверсификация их произв-ва и услуг. Располагая мощной произв-венной
базой, ТНК проводят такую произв.-торговую политику, обеспечивающ. высокоэффект.
планир-е произв-ва, товарного рынка.
Отрасл.
стр-ра произв-ва ТНК: 60% материальных компаний заняты в сфере произв-ва, 37% -
в сфере услуг и 3% в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
Расширяя
свою экспансию, ТНК используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти
формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не
связаны с участием в акционерном капитале других фирм. К числу таких форм
экспансии ТНК обычно относят: 1) лицензирование; 2) франчайзинг; 3) управленческие
контракты; 4) оказание технических и маркетинговых услуг; 5) сдачу предприятий
"под ключ"; 6) ограниченные во времени договоры по созданию
совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.
Одной
из новейших форм завоевания транснац. корпорациями международных рынков
является создание ими за рубежом специальных инв-нных компаний. Задачей этих
структур являются инвестиции в дочерние и партнерские предприятия ТНК для
стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки.
52. Роль ТНК в мирохозяйственных связях.
ТНК
стали важнейшими действ. лицами в современном МХ, играя роль, которую трудно
переоценить в системе МЭО. Для ведущих пром. развитых стран именно зарубежная
деят-ть их ТНК определяет хар-р в/э связей. Так, до 40% стоимости имущества 100
крупнейших ТНК (включая финансовые) находится за пределами их страны
базирования.
Активно
участвуя в процессах м/н произв-ва на базе традиционного МРТ, ТНК создали
собств. внутрифирм. м/н пр-во на основе модернизированного МРТ, с подключением
ряда развив. рынков с новой для них специализацией. Именно этот вариант м/н произв-ва
стал для современных международных корпораций основным.
Основа
мирового господства ТНК - вывоз капитала и его эффект. размещение. Совокупные
зарубежные инвестиции всех ТНК в настоящее время играют более существенную
роль, чем торговля.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|