28. Регулирование международной торговли м/н орг-циями.
Важную
роль в регул. торг играют м/н эк. орг-ции , которые можно разд. на 2 группы: а)
м/н орг-и, занимающиеся ?? м/н торговли в целом (ВТО, ЮНКТАД, МТП, ЮНСИТРАЛ) б)
м/н орг-и, заним. ?? м/н торг одним или несколькими связанными товарами (АПЕФ,
ОПЕК, СИПЕК, ЕОУС).
Гл.
роль в рег. м/н торг играет ГАТТ/ВТО. Её задача – либерализация м/н торговли
путём сокр. импортных пошлин, а так же устранения внутритарифных барьеров. Осн.
инструмент – многосторонние соглашения. Цель – разработка единообр. норм права
в таких обл., как м/н купля-продажа товаров, м/н платежи, м/н торг арбитраж и
м/н зак-во в обл. морских перевозок. В осн. деят. ГАТТ положены след принципы:
1 Тарифные меры призн. в кач-ве единственного приемлемого ср-ва рег. внеш.
торг-ли. 2 Фиксация тарифа на уровне, опред. договорами сторон. 3. Прогр.
снижения тарифов. 4. Взаимность в предост. торгово-полит. уступок. 5 Принцип
наиб. благоприятствования.
ЭКОКОС
- экономический и социальный совет ООН создан в 1946 году с целью осуществления
координирующей функции в области м/н и социального сотрудничества. В сферу
деят-ти ЭКОКОС входит, в т.ч., решение вопросов состояния мирового
экономического и социального положения и международной торговли.
Конференция
ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - м/н орган, призванный регулировать
всемирные торговые отношения. В 1964 году была создана комиссия по торговле и
развитию как автономный орган ООН для содействия международной торговле,
ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой
области. Главный орган ЮНКТАД - конференция, которая собирается на сессии
дважды в год. Чаще созываются сессии комитетов Совета по торговле и развитию -
по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству,
передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развив. странами и др.
29. Роль ВТО (ГАТТ) в международной торговле.
Важную
роль в регулировании МТ, в устранении препятствий для ее развития, ее
либерализации играют МЭО. Одна из основных орг-ций такого рода это ГАТТ
(1947-95) - Генеральное соглашение о тарифах и торговле. ГАТТ - многостороннее
м/н соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и гос.
регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из
крупнейших международных экономических орг-ций, сфера деят-ти которой охватывала
94% объема мировой торговли.
С
января 1996 г. ГАТТ заменила ВТО. В сферу деят-ти ВТО входит Соглашение о
торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной
собственности (ТРИПС). Всемирная торговая орг-ция регулирует м/н обмен услугами
и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю
защиты инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот
в 5 трлн. долл.
30. Регионализм и м/н торговля.
Т.н.
регионализм — соглашение об особенно тесном сотрудничестве отд. стран по типу
зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х
годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в
рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли. Среди наиболее
известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, ЕС,
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Орг-ция
Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др.
Группировка
стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации
идей св. торговли. Дилемма "свободная торговля" или протекционизм не
перестает существовать, но переносится на иной уровень внешнеторг. отношений. Даже
в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия
между некоторыми странами, перерастающие в т.н. "торговые войны"
(например, тресковые, виноградные, масляные "войны" между
странами-членами ЕС).
Региональные
торговые группировки, по мнению ВТО, ослабляют согласованные в ее рамках
механизмы регулирования международной торговли и препятствуют глобальной
экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает за принятие единого
свода правил, регламентирующих условия создания торговых блоков. Так, торговая
политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а
соглашения - открытыми для присоединения к ним других стран.
31. Осн. региональные блоки.
Т.н.
регионализм — соглашение об особенно тесном сотрудничестве отд. стран по типу
зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х
годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в
рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли. Среди наиболее
известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, ЕС, Североамериканская
зона свободной торговли (НАФТА), Орг-ция Азиатско-Тихоокеанского экономического
сотрудничества (АТЭС) и др.
Составы
девяти крупнейших международных региональных торговых блоков:
1.
Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия,
Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург,
Нидерланды, Греция.
2.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада,
Мексика.
3.
Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия,
Швейцария, Лихтенштейн.
4.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней,
Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия,
Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика,
Чили.
5.
МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
6.
Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави,
Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.
7.
Западноафриканский экономический и валютн. союз (ЮЭМОА) - Кот-т'Ивуар,
Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
8.
Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия,
Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
9.
Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.
33. Сущность свободно-экономических зон, причины их создания и их
место во внешней торговле.
Под
свободной зоной (или ”зоной-франко”) понимается часть терр. страны, на которой
товары рассм. как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной терр.
и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
Иными словами, СЭЗ — это часть терр. страны с особым действующим режимом.
Следующие
характерные черты СЭЗ:
а)
применение различных видов льгот и стимулов, в том числе: внешнеторговых;
фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деят-ти;
финансовых, включающих различные формы субсидий; административных, упрощающих
процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.
В
результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и
больше: например, ТНК получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год.
Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений
(считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).
б)
наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной,
наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом
спектре;
в)
всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
Создание
СЭЗ направлено на развитие экономики отдельных терр. и регионов.
34. Разновидности свободно-экономических зон и их осн. черты.
Среди
наиболее распространенных в мире СЭЗ можно выделить следующие.
Зоны
свободной торговли. Получили наибольшее распространение в США, где законом
установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по
крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона. К ЗСТ относятся также и
традиционные свободные гавани со льготными торговыми режимами.
Специальные
таможенные зоны (транзитные склады для хранения, упаковки и незначительной
обработке иностранных товаров, предназначенных для экспорта. СТЗ освобождаются
от таможенных пошлин на ввоз и на вывоз товаров)
Специальные
торгово-промышленные зоны (терр. со льготным торговым режимом, где существует
ряд преференций для инвестирования, развития промышленного произв-ва, экспорта
продукции)
Специальные
зоны поощрения экспорта или экспортно-произв-венные зоны (анклавы в рамках
национальной таможенной терр., обычно расположенной неподалеку от международных
портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают без
таможенного контроля. Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной
обработке и затем экспортируется без вмешательства таможенных властей
принимающей стороны)
Зоны
технико-экономического развития.
Зоны
развития новой и высокой технологии (ЗРНТВ).
Оффшорные
зоны или ”налоговые гавани” (привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым
режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью гос.
регулирования).
35. Особенности инв-нного климата свободно-экономических зон.
Прежде
всего, наличие благопр. инвестиц. климата, включающего в себя таможенные,
финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для
предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и
стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по
существу они, как правило, сходны.
Выделяют
четыре осн. группы льгот:
1.
Внешнеторговые льготы. 2. Налоговые льготы 3. Финансовые льготы (включают
различные формы субсидий) 4. Административные льготы предоставляются
администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима
въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
36. Социально-экономическая роль создания свободно-экономических
зон.
Социально-экономические
выгоды от создания СЭЗ (внешнеторговых в США, "Шеннон" в Ирландии и
др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест,
оживили м/н торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-произв-венный
потенциал этих стран и др. Важным аспектом деят-ти СЭЗ в промышленно разв.
странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний
рынок.
Особый
режим хозяйствования в СЭЗ развив. стран становится более либеральным и
льготным для иностранных предпринимателей.
В
процессе функционирования свободных экономических зон происходит
торгово-промышленная диверсификация их деят-ти, комплексное развитие.
Заметная
роль свободных экономических зон в социально-экономическом развитии отдельных
обособленных районов разных стран, той или иной отрасли произв-ва, в
привлечении иностранного капитала или оживлении деят-ти мелкого и среднего
отечественного предпринимательства, тем не менее, не является достаточным
основанием рассм. их как универсальный способ модернизации экономики. Степень
влияния свободных экономических зон на остальную территорию многих развив.
стран является довольно ограниченной.
37. Свободно-экономические зоны в России.
По
представлениям нек-рых российских предпринимателей СЭЗ должна выглядеть как
"заповедник нормального рынка в ненормальной стране".
Процесс
образования свободных экономических зон в начале 90-х годов характеризовался
следующими чертами: отсутствием четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ;
огромностью отводимых терр. для СЭЗ: на долю формально созданных
"свободных зон" приходилось более одной трети терр. России; массовой
раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве
РФ; стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ. Потом
возобладал подход к ликвидации огромных по площади зон. Взамен предлагалась
концепция формирования микрозон - разновидностей свободных таможенных зон и зон
экспортного произв-ва.
Несмотря
на сдерживание процессов развития свободных экономических зон сверху, тенденция
к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных
администраций и управленческих структур таких СЭЗ, как "Находка",
"Янтарь" (Калининградская область), способствовали тому, что
правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г.
Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой
экономической зоне в Калининградской области".
Усилилась
тенденция по созданию "налоговых убежищ" - в результате возникли
специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического
благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года.
функционирует так называемый "налоговый оазис Калмыкии",
предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям,
зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только
компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и природные ресурсы.
СЭЗ
"Находка": здесь осуществляются проекты по орг-ции и функционированию
российско-корейского технопарка и российско-американского промышленного парка.
Рассматривая СЭЗ как важню составную часть современной рыночной экономики, не
следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования СЭЗ во
многих странах мира свидетельствует об их ограниченном влиянии на развитие
национальной экономики и использовании их в достаточно жестко
запрограммированном направлении. Критически оценивая мировой опыт создания и функционирования
СЭЗ, можно предположить, что для России механизм СЭЗ может стать важной
составной частью национальной стратегии развития.
Орг-ция
СЭЗ в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое
хозяйство, как средство интенсификации ее международных экономических связей.
39. Осн. особенности развития м/н рынка технологий.
М/н
движение научно-технических знаний, растущее очень быстрыми темпами, — это еще
один фактор интернационализации производительных сил. Это движение — одна из
быстро развив. форм вывоза капитала. Характерная черта данного этапа развития
НТР — растущая интернационализация науки и научно-технических знаний. Передача
технологий между отдельными странами происходит прежде всего путем обмена новой
научно-промышленной продукцией, внесения прямых технических инвестиций за
границей и продажи патентов и лицензий.
Осн.
часть новых технологий направляется в новые, наиболее прогрессивные отрасли(
электротехн., хим., металлург. и машиностр. Промышленности). Н/т отношения между
странами являются фактором, вызывающим техническую, экономическую и
политическую зависимость от крупнейших мировых экспортеров лицензий и
технологий.
Возникновение
и реализация новых технологий продолжают оставаться важными факторами,
влияющими на МТ, экспорт и импорт капитала — на их объем, структуру, качество и
цену.
Важное
влияние на м/н обмен научно-техническими достижениями имеют военно-полит.
аспекты. Разработка новых научно-технических достижений и м/н обмен ими будут
оказывать растущее влияние как на развитие отдельных национальных экономик, так
и на всю область международных экономических и политических отношений.
38. Виды и формы технологического обмена.
40. Формы м/н обмена технологиями. Виды лицензионных соглашений.
Формы
передачи технологий: 1. Патентное соглашение 2. Лицензионное
соглашение – разрешение на использование в определенных пределах своих прав на
технологию. 3 Ноу-хау – предоставление технического опыта и секретов произв-ва,
использование которых обеспечивает определенные преимущества 4. Инжиниринг –
предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и
использования оборудования.5. Передача технологий на коммерческих условиях
между странами в рамках соглашений о промышленном сотрудничестве, научно-технич.
и произв-венной кооперации, инв-нном сотрудничестве. 6. На некоммерческой
основе – передача технологий в форме выставок, научных конференций, обмена в
публикациях.
М/н.
технологический обмен осуществляется и в виде «утечки умов».
Главной
формой м/н обмена технологиями между капиталистическими странами является
продажа лицензий: когда владелец опр-го научно-техн. достижения (изобретения,
охраняемого патентом) разрешает другой стороне пользоваться им за
вознаграждение или за определенные обязанности.
Крупнейшими
экспортерами технологий являются США, Япония, Германия.
Виды
лиценз. платежей: 1. Роялти – периодич. отчисления от дохода покупателя в
течение периода действия соглашения, зависящие от размера прибыли. 2.
Паушальный платеж – зафиксированный в соглашении единовременный платеж, не
связанный во времени с фактическим использованием лицензии. 3. Участие в
прибыли – отчисления в пользу лицензиара части прибыли, полученной от
коммерческого использования технологий. 4. Участие в собственности – передача лицензиатом
лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за лицензию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|