2. Оказание помощи в деле розыска
скрывающихся на чужой территории правонарушителей. Существует два возможных
канала осуществления - через дипломатические учреждения и путем
непосредственных связей между органами, ведущими в своей стране розыск и
дознание (правоохранительные органы). Необходимо отметить расширение этого
направления сотрудничества: если раньше государства обращались к конкретной
стране с просьбой о розыске или выдаче преступника, то в настоящее время этот
розыск ведется во всемирном масштабе, причем объявляется розыск не только
сбежавшего преступника, но и похищенного имущества. С целью облегчения розыска
иногда осуществляется обмен информацией.
3. Помощь в деле получения
необходимых материалов по уголовному делу. В случае совершения преступления или
совершения его в нескольких странах или совершения его части в другом
государстве и т. д.. Свидетели и вещественные доказательства могут находиться в
другом государстве. Для получения материалов по делу в отдельных случаях необходимо
произвести следственные действия за границей, что осуществляется путем
направления соответствующего отдельного поручения (commissions
rogatoires). Это
может быть поручение допросить свидетеля, потерпевшего, произвести осмотре
места происшествия и т. п. Соглашение определяет, какого рода поручения можно
давать соответствующим органам другого государства. Орган, который должен
выполнить это поручение руководствуется своими национальными процессуальными
нормами, при этом должны быть даны ответы на все поставленные в поручении
вопросы.
4. Оказание практической помощи
отдельным государствам в разрешении проблем преступности, изучении этих
проблем. Этот вид помощи выражается в направлении в отдельные страны экспертов
призванных оказать конкретную помощь(определить основные направления борьбы с
преступностью, дать рекомендации по организации пенитенциарной системы и др.).
5. Изучение проблем преступности и
борьбы с ней. С этой целью созываются международные конгрессы. Конференции,
создаются международные организации, научно-исследовательские институты.
6. Обмен информацией. Государства
часто договариваются предоставлять друг другу информацию необходимую для
успешного проведения следствия и поимки преступника, а также другую информацию
уголовного характера. В частности обмен информацией о приговорах, вынесенных в
отношении граждан другой страны. Как правило обмен такого рода информацией
происходит раз в год.[17]
Международная
сотрудничество государств ведется в следующих формах:
a)
заключение международных соглашений. Это
соглашения об оказании правовой помощи, выдаче преступников, признании
преступными определенных деяний и пр.
b)
использование международных организаций. Государства
в целях сотрудничества создают универсальные организации (ООН), региональные
(ЛАГ, ОАЕ и др., специализированные учреждения ООН (МОТ, ВОЗ), создают
специальные организации (Интерпол); вопросы сотрудничества рассматривают
постоянные организации (все вышеуказанные) и временные (конференции). Кроме
того в этом процессе принимают участие равным образом межгосударственные и
неправительственные организации (Международная Ассоциация Уголовного права,
Международная ассоциация юристов-демократов и др.).
Правовыми
основами сотрудничества государств являются[18]
:
1) Универсальные
конвенции
2) Многосторонние
соглашения или региональные конвенции
3) Двухсторонние
соглашения
Деятельность
международных организаций по борьбе с преступностью
Развитие
все более и более сложных средств обслуживания для быстрого путешествия сделало
гораздо более широкие возможности для преступников, для передвижения по всему
миру. В то же самое время, сложные структуры современных обществ и постоянный
рост международного обмена обеспечивают все более широкие возможности для
международной преступной деятельности, которая теперь достигла тревожных
размеров.
Однако
термин «международное преступление», который используется в обычном обращении,
не обязательно относится к определенной категории нарушений, определенных в
законе.
Некоторые преступления охвачены международными конвенциями,
например фальшивомонетничество (Женевская Конвенция о борьбе с подделкой
денежных знаков 1929г.), незаконная торговля людьми и эксплуатация проституции
(Нью-Йоркская Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции
третьими лицами 1949г.), и незаконный оборот наркотических веществ (Конвенция
ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ 1988г.).
Другие нарушения, могут быть классифицированы как
«международные» из-за поведения правонарушителей.
Например, приготовления к совершению преступления могут быть
сделаны в одной стране, в то время как фактическое преступление совершается в
одном или большем количестве других стран.
Другой пример : схожие преступления могут быть совершены один за
другим в нескольких различных странах. Наконец, преступник может сбежать за
границу после совершения преступления, или он может переместить его незаконный
доход за границу, или он может скрыть орудия преступления или документы
использованные для совершения преступления в другой стране.
Выслеживание и арест таких преступников является
делом чрезвычайно трудным; проблемы могут возникать в связи с обменом
информации, идентификацией, международными расследованиями с последующей
выдачей. Из-за этих проблем, полицейские отделы в различных странах должны
работать вместе, если они хотят бороться с международной преступностью успешно.
Принципы и процедуры, управляющие международным полицейским
сотрудничеством выросли постепенно за эти годы, прежде чем сформировать
существующую систему ИНТЕРПОЛА. Стоит назвать наиболее существенные даты:
1914, В течение первого
Международного Конгресса Уголовной Полиции, проведенного в Монако с 14-18
апреля, юридические эксперты и полицейских офицеры от 14 различных стран и
территорий изучали возможность создания международного офиса уголовных записей
(отчетов) и согласования процедур выдачи. Начало первой Мировой войны
предотвратила дальнейший прогресс
1923, Второй Международный Конгресс
Уголовной Полиции, был проведен в Вене, и основал Международную Комиссию
Уголовной Полиции (ICPC) с собственным Уставом, и официальной Штаб-квартирой в Вене. ICPC, действовал удовлетворительно до
начала Второй Мировой войны, но был по существу Европейской организацией,
1946, После Второй Мировой войны,
конференция была проведена в Брюсселе, чтобы восстановить ICPC и единую концепцию международного
полицейского сотрудничества Были приняты новые Уставы и Штаб-квартира комиссии
была перемещена в Париж. 'ИНТЕРПОЛ' был выбран как телеграфный адрес Штаб-квартир
1956, ICPC стал Международной Организацией
Уголовной Полиции ИНТЕРПОЛ, сокращенный к ICPO-Интерпол
1966, Генеральный Секретариат
ИНТЕРПОЛА, был перемещен в Saint Cloud, вне Парижа
1973, Организация праздновала 50-ую
годовщину в месте рождения, Вена
1984, Новое Соглашение Штаб-квартиры,
подписанное французским Правительством вступило в силу,
1989 27 ноября, новое здание
Штаба-квартиры организации в Лионе было официально открыто
1994, число Государств - членов
Интерпола достигло 176.
Основными директивными органами Интерпола являются Генеральная
Ассамблея и Исполнительный Комитет. Они - совещательные органы с правами
принятия решения и контролирующими полномочиями. Их заседания проводятся
периодически. Постоянными отделами организации являются Генеральный Секретариат
который является ответственным за исполнение решений и резолюций принятых двумя
директивными органами и тесно сотрудничает с НЦБ государств-членов обеспечивая
их основой для ежедневной работы и сотрудничества. НЦБ которые являются
национальными органами обеспечивают связь между государствами-членами и
Генеральным Секретариатом.
1. Генеральная Ассамблея - состоит из делегатов, назначенных правительствами Государств -
членов. Она собирается один раз в год. Ассамблея - высший директивный орган
ИНТЕРПОЛА и принимает все главные решения, влияющие на дальнейшую программу
действия Организации, ресурсы необходимые для международного сотрудничества,
рабочие методы, финансирование и программ действий. Она также выбирает
сотрудников Организации. Ассамблея принимает решения простым большинством
голосов в форме резолюций или рекомендаций. Каждое представленное Государство -
член имеет один голос.
2. Исполнительный комитет. Исполнительный комитет имеет
тринадцать членов, тех кто избраны Генеральной Ассамблеей из числа делегатов
Государств - участников. Срок полномочий Президента Организации - 4 года. Он
председательствует на сессиях Генеральной Ассамблеи и встречах Исполнительного
комитета. Три вице-президента и девять обычных членов избираются на
трех--летний срок. 13 членов Исполнительного комитета выбираются на основе
равноправной географической дистрибуции и должны быть из различных стран.
Исполнительный комитет обычно встречается три раза в год. Он готовит повестку
дня к сессиям Генеральной Ассамблеи, одобряет план действия и проект бюджета
прежде, чем они будут представлены Ассамблее, и контролирует управление
Генеральным Секретариатом.
3. Генеральный Секретарь. (Раймонд Е Кендэлл QPM MA Генеральный секретарь, ИНТЕРПОЛ)
Генеральный Секретариат - постоянный административный и технический орган. Он
выполняет решения, принятые Генеральной Ассамблеей и Исполнительным комитетом,
координирует действия по борьбе с международными преступлениями, централизует
информацию касательно преступлений и преступников, обеспечивает связь с
национальными и международными органами. Секретариат управляется Генеральным
секретарем, избираемым Генеральной Ассамблеей на 5 лет. Он подотчетен
Генеральной Ассамблее и Исполнительному комитету по вопросам общего и
финансового управления Организации.
4. Исполнительный аппарат Генерального
Секретаря. Является технической и
административной единицей поддержки и включает непосредственно исполнительный
аппарат, центр общественных связей и управление финансового
контроля. В составе исполнительного аппарата находятся административное
отделение (1ое отделение) которое является ответственным по общим
административным вопросам и отдел связей и оперативной информации (или
криминальной разведки) (2ое отделение). Данное подразделение ответственно за
централизацию полицейской информации и руководство по ведению дел по
международным уголовным преступлениям. Оно осуществляет управление
компьютерной обработкой оперативной полицейской информации и электронными
архивами, подготавливает проекты замечаний и обобщение по уголовным делам, а
также организовывает встречи и симпозиумы по уголовным делам или по на
специальную тему. Отдел связей и оперативной информации состоит из Европейского
Бюро Связи, Регионального координационного бюро и четырех подотделов,
каждый из которых работает в определенных областях борьбы с международными
преступлениями. Подотдел 1 работает с общими преступлениями (деяния
посягающие на личность и имущество, организованная преступность и терроризм), подотдел
2 работает с экономическими и финансовыми преступлениями
(фальшивомонетничество, мошенничество и отмыванием средств полученных
преступным путем), подотдел 3 работает с незаконным оборотом
наркотических средств и подотдел 4 занимается криминальной разведкой
(оперативно-розыскными мероприятиями).
Подотдел криминальной разведки ответственен за обработку
информации предназначенную для НЦБ. Он использует наиболее передовые технологии
и совершенные методы для оперативного реагирования на запросы НЦБ.
Отделение обработки сообщений (Message Research and Response Branch - MRRB) основной задачей которого является оказание помощи НЦБ и
Генеральному Секретариату в обработке и записи оперативной информации в
соответствии с правилами защиты и стирания информации.
Отделение по подготовке международной
документации - основная задача - своевременная и
быстрая подготовка и издание документации в соответствии с запросами НЦБ.
Данной отделение тесно сотрудничает со специализированными секциями Отделения
связи и оперативной информации.
Департамент
идентификации. Штат экспертов этого департамента ответственен за обработку
отпечатков пальцев и фотографий и обновление архивов. Секция
автоматизированного поиска и архивов - Занимается архивацией в электронном виде все
информации приходящей в Генеральный Секретариат, управлением Системой
Автоматизированного Поиска. Это позваоляет НЦБ Интерпола и правоохранительным
органам иметь прямой доступ к базе данных и получать необходимые разъяснения по
запрашиваемой информации. Подразделение анализа оперативной информации (Analytical Criminal
Intelligence Unit - ACIU). ACIU создано в 1993г. для обеспечения возможности
централизованного анализа оперативной информации в рамках Отделения связей и оперативной
информации. Основное ролью данного подразделения является обеспечение
Генерального Секретариата Интерпола и государств его участников необходимой
аналитической поддержкой, чтобы развивать тактическую и стратегическую
оперативную работу связанную с международными преступлениями, делая возможным
более четкое (аккуратное) определение международных преступных организаций и
планирование более эффективных мер реагирования.
3.2.3 Россия и
Интерпол
Россия
как правопреемник СССР является полноправным членом Интерпола. На основе его
Устава, #M12291 841502251международных
договоров#S РФ и российского законодательства
в рамках МВД создано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ),
принято Положение о НЦБ РФ, Инструкция о порядке обработки информации в НЦБ РФ
и другие документы. НЦБ РФ является самостоятельным структурным подразделением
центрального аппарата МВД РФ на правах главного управления. Его штатная
численность 60 человек, а главная функция-координация взаимодействия российской
#M12291 841502431милиции#S с аналогичными органами других государств-членов
Интерпола и его Генерального секретариата.
Кроме
розыскной деятельности НЦБ РФ анализирует и обобщает практику исполнения в РФ
запросов международных #M12291 841500113правоохранительных
органов#S и способствует устранению
недостатков; формирует банк данных о лицах, организациях, #M12291 841500380событиях#S
и документах, связанных с #M12291 841500165преступлениями
международного характера#S; составляет по
установленной форме и направляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения о
состоянии и структуре преступности в России, о лицах входящих в #M12291 841502491организованные преступные группы#S; о лицах, совершивших преступления, связанные с
терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, фальшивомонетничеством,
посягательствами на исторические и культурные ценности и др. преступления,
включенные в международную уголовную статистику.
3.2.4. Другие
международные организации
Помимо
Интерпола, другой международной организацией играющей важную роль в
международном сотрудничестве по борьбе с преступностью является Организация
Объединенных Наций.
Среди
главных органов ООН вопросами предупреждения преступности и борьбы с нее
занимаются: Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, Секретариат ООН и ряд специализированных
учреждений ООН.[21]
Генеральная
Ассамблея ООН рассматривает доклады Генерального секретаря ООН по важнейшим
проблемам международного сотрудничества по предупреждению преступности и борьбы
с ней. Этими проблемами занимается также ряд комитетов Генеральной Ассамблеи
ООН: главные комитеты [Третий и Шестой],
Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, специальные комитеты и
комиссии: Специальный комитет по международному терроризму, а также ряд рабочих
групп.
Экономический
и Социальный Совет - основной орган ООН, который определяет практические
задачи организации международного сотрудничества по предупреждению преступности
и борьбе с ней. ЭКОСОС уполномочен составлять доклады по вопросам борьбы с
преступностью и делать рекомендации в этой области Генеральной Ассамблее ООН,
подготавливать проекты конвенций и созывать международные конференции по борьбе
с преступностью и предупреждению ее.
Конгресс
ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями -
специализированная конференция ООН, учреждена в 1950 году , сессии Конгресса
проводятся один раз в 5 лет. Участниками конгресса являются представители
государств специализированных учреждений ООН и ее органов, а также неправительственных
организаций, эксперты в личном качестве.
Членами
делегации от государств могут быть представители от министерств,
правоохранительных органов, научные работники занимающиеся вопросами борьбы с
преступностью, а также эксперты и консультанты.
К
компетенции Конгресса относится: определение главных направлений
сотрудничества государств по предупреждению преступности, разработка программ и
рекомендаций по решению этой проблемы, содействие обмену опытом и координации
сотрудничества государств в ООН по предупреждению и борьбе с распространением
преступности, определение основных принципов сотрудничества в этой области.
Другим
органом, на который возложена организация и координация сотрудничества
государств в борьбе с преступностью, является постоянно действующий Комитет
ООН по предупреждению преступности и борьбы с ней. Он состоит из 27
экспертов, действующих в личном качестве, подотчетен Комиссии социального
развития ЭКОСОС. Сессии комитета проводятся 1 раз в 2 года . Участниками сессий
Комитета являются представители органов ООН и ее специализированных учреждений,
занимающихся вопросами преступности, межведомственных (Интерпол) и
международных неправительственных организаций (Международная ассоциация
международного права, Международная ассоциация юристов-демократов и др.).
Вопросами
преступности занимается и Генеральный Секретарь ООН, который делает
доклады на сессия Генеральной Ассамблеи ООН о предупреждении преступности и
мерах по борьбе с ней, разработанных Конгрессом и Комитетами.
Специализированные
учреждения ООН - ЮНЕСКО, МОТ, ИКАО, ВОЗ также занимаются вопросами
борьбы и предупреждения преступности и по согласованию с ЭКОСОС вносят свои
предложения в соответствующие органы ООН.
Среди
органов ООН, занимающихся вопросами борьбы с преступностью, особое место
занимает «Институт национальных корреспондентов»[22]. Это - орган
специальной компетенции, созданный в 1950 году и состоит из представителей
государств, назначаемыми государствами из числа лиц, имеющих высокую
квалификацию в области национальной юрисдикции. Корреспонденты сообщают в
органы ООН, о практических мерах методах и способах борьбы и предупреждения
преступности, которые применяются в представляемых ими странах, а также информируют
соответствующие органы своих стран о главных направлениях борьбы с
преступностью в международном плане.
В
истории каждого государства переход к новому социальному качеству, всегда
проходил на фоне преступности. При этом рост преступности является не только
серьезным препятствием на пути реформ, но при определенных обстоятельствах
несет прямую угрозу достижению намеченных в переходный период целей.
По
мере дальнейшего развития экономики и перехода на новый уровень в различных
сферах гражданского общества и государственности, возникает изменение и
развитие различных видов преступности, поскольку появляются новые формы
собственности, предпринимательства и другие изменения сопровождающие процесс
перехода к рыночным отношениям.
Другими
последствиями является увеличение преступности в общем и отдельных преступлений
в частности которые сопровождают данные виды преступлений (убийство, нанесение
тяжких телесных повреждений, мошенничество и др.).
Перед
развивающимися государствами стоит сложная проблема поиска оптимальных условий
для уголовно-правовой борьбы с преступлениями наносящими ущерб их
экономическому развитию.
Эти
проблемы связаны не только с совершенствованием уголовного законодательства и
практикой его применения органами уголовной юстиции, ибо использование одних
лишь мер уголовно-правовой борьбы с преступностью, в частности с экономической,
явно недостаточно.
В
этом плане, одним из вопросов стоящих перед государствами для обеспечения
успешной борьбы с преступлениями наносящими ущерб экономическому развитию
государств стоит осуществление успешного международного сотрудничества по
борьбе с этим видом противоправных деяний.
В
плане уголовно-правовой борьбы с преступностью процесс интеграции проявляется
в приведении национального законодательства в соответствие с требованиями
международных соглашений, имплементации норм международного права, заключении
межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений по
оказанию взаимной помощи по уголовным правоотношениям, участии в международных
организациях (Интерпол), обмене научно-технической информацией и опытом,
проведении совместных конференции и т. д.
С
учетом вышеизложенного, мне кажется особенно важным, решение наиболее
существенных проблем сотрудничества в области борьбы с преступностью, охраны
правопорядка и обеспечения законных прав и интересов граждан.
Прежде
всего, эта проблема совершенствования законодательной базы, цель которой -
создание условий для более тесных и плодотворных связей компетентных органов,
для осуществления более эффективной уголовно-правовой борьбы с преступностью.
Нормативно-правовые
документы
1.
Устав
ООН, Т., 1996г.
2.
Устав
Международной организации уголовной полиции ИНТЕРПОЛ, Т., 1996г.
3.
Конвенция
ООН О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств 1961г.
4.
Конвенция
ООН О борьбе с незаконным оборотом психотропных веществ 1971г.
5. Единая
конвенция ООН О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных веществ 1988г.
6. Минская
Конвенция «О взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам» от 22.01.1993г.
7.
Конвенция
Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от
преступной деятельности 1994г.
8.
Закон
США 1970г. «О борьбе с наркоманией», Законодательство зарубежных стран, М.,
1989
9.
Закон
США 1986г., «О наказаниях за преступления, связанные с наркотиками», М., 1989г.
10.
Закон
Великобритании 27.05.1970г., «Об уголовной ответственности за преступления,
связанные с изготовлением, распространением и использованием наркотических
веществ», Законодательство зарубежных стран, М., 1989г.
11.
Закон
Бельгии «О борьбе с «отмыванием» денег», М., 1990г.
12.
Закон
Бельгии «О торговле ядовитыми, снотворными, дезинфицирующими или синтетическими
средствами», М., 1990г.
Литература:
1.
Бедьсон
Я.М. Россия в Интерполе: учебное пособие. – 1995;
2.
Волженкина
В.М. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции, 21.08.2001 // Прокурорский
надзор;
3.
Галенская
Л. Н. Международная борьба с преступностью, М. 91г.
4.
Долгова
А.И. Преступность // Преступность и реформы в
России: Сборник статей. Под ред. А. И. Долговой. М., 1998
5.
Панов
В.П. Международное уголовное право. - М., 97г.
6.
Сатуев
Р.С. Экономическая преступность в финансово-кредитной системе. – М., 2000;
7.
Сенчагова
В.К. Экономическая безопасность: производство – финансы – банки. – М.., 1998;
8.
Угаров
Б. М. Международная борьба с контрабандой, М. 91г.
9.
Шеремет
К. Ф. и др. Организованная преступность и переход к рыночным отношениям //
Гос-во и право, №3, 1992г.
10.
#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] См. Встреча на высшем уровне в интересах социального развития. Департамент
общественной информации ООН. Нью-Йорк, - 1995г.
[2] Юридический Вестник, - 1996 №1, с.4
[3] Отчет Генерального Секретаря ООН, 1995г.
[4] В. Панов «Международное уголовное право», М., 1997г.
[5] В. Панов, Международное уголовное право, М., 1997г.
[6] см. Приложение 3
[7] В. П. Панов «Международное уголовное право», М., 1997г.
[8] см. Приложение : Страссбургская конвенция 1990 г. об отмывании доходов
полученных преступным путем
[9] Лихачев В. А. Роль уголовного права в защите экономики развивающихся
стран,, М. 1983г.
[10] См. материалы Всемирной Конвенции ООН 1973г., «К всеобщему миру через
право», посвященные выработке мер борьбы с наркоманией.
См. Законодательство
зарубежных стран. Обзорная информация., М., 1989г. вып. 1
[11] См. Материалы Комиссии ООН по наркотическим средствам - Вена
29.01-02.02 1990г.
[12] См. Доклад Комиссии ООН по наркотическим
средствам - Вена 08-12.11.1991г.
[13] см. Галенская Л. Н., «Междуанрдноая борьба с преступностью». М.,
1972г.
[14] В. Панов «Международное уголовное право», М., 1997г.
[15] см. #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Интерпол.—1976.— №294.
[17] см. ст. 22 Европейской конвенции о взаимной помощи по уголовным делам
1959г.
[18] см. Приложение 1
[19] см. официальный сервер Интерпола: #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] см. Приложение №1
[21] Международное Право, Учебник. М., Юрид. Лит-ра, 1987г.
[22] Международное право. Учебник, М., Юрид. Лит-ра 1987г.
Страницы: 1, 2, 3
|