Международное сотрудничество государств по борьбе с экономическими преступлениями
Курсовая
работа по
предмету «Международные экономические отношения»
на тему:
Международное сотрудничество государств по борьбе с экономическими
преступлениями
МОСКВА - 2003
Содержание
1. Введение._________________________________________________________________ 3
2. Характеристика преступлений.____________________________________________ 4
2.1. Контрабанда._________________________________________________________ 4
2.2. Легализация преступного
дохода._______________________________________ 5
2.3. Незаконные операции с
наркотическими средствами и психотропными
веществами.______________________________________________________________ 7
2.4. Фальшивомонетничество.________________________________________ 11
3. Международное сотрудничество государств_________________________________ 13
3.1. Сотрудничество государств.
Формы сотрудничества._____________________ 13
3.2. Интерпол - международная
организация уголовной полиции.______________ 15
3.2.1. Международная преступность________________________________________ 17
3.2.3 . Структура Интерпола______________________________________________19
3.2.4. Россия и Интерпол.________________________________________________ 20
3.2.4. Другие международные
организации._________________________________ 20
4. Вопросы и проблемы в области сотрудничества. Перспективы
борьбы с преступностью и укрепления правопорядка для обеспечения экономического
и культурного развития.__________ 22
5. Заключение._____________________________________________________________ 23
6. Литература_____________________________________________________________ 25
После
распада Советского Союза, а вместе с ним и социалистического лагеря,
установился новый порядок в котором основным элементом являлось многополюсность
мира, наличие нескольких центров влияния. И одним из элементов отражающих
сегодняшнее состояние является нестабильность, порожденная различными факторами
и здесь не последнюю роль играет криминальный фактор. Тяжелая экономическая,
политическая и социальная ситуация, низкий уровень жизни, рост нищеты - все это
является питательной средой для развития преступности. Государства как
институты, в обязанности которых входит организация борьбы с преступностью,
уже имеют серьезные затруднения в борьбе с преступниками пересекающими их
границы. Они вынуждены сотрудничать и оказывать друг другу правовую помощь по
уголовным делам. Все недостатки международного сотрудничества в этой области
немедленно используются правонарушителями для совершения и сокрытия следов
преступлений международного характера, число которых растет.
Начиная
с 80-х годов темпы роста преступности в мире, в среднем увеличивались на 5 %
ежегодно. Только в США совершается 35 млн. преступлений в год[1] Для сравнения можно отметить,
что в России за период с 1991 по 1995 г. зарегистрировано 13 млн. преступлений,
а в 1995г. - 3 млн.[2]
По сообщению МВД РФ, в 1994г. в стране действовало 5600 преступных
группировок, т. е. Почти в 10 раз больше, чем это было в 1990г. Коррупция на
государственном уровне стала обычным явлением. По оценкам специалистов, в
некоторых странах потери от мошенничества в финансовой сфере эквивалентны
сумме, составляющей 10 % годового внутреннего валового продукта этой страны.
Незаконный
оборот наркотиков приносит преступникам прибыли, объем которых составляет 500
млрд. долларов США в года. Эта сумма равна общей сумме ВНП двух третей
государств-членов ООН.[3]
Большие
доходы они имеют и от экономических преступлений, характер и способы которых
постоянно совершенствуются.
Отмечаются
все более сложные и изощренные манипуляции ценами на международных и
национальных биржах; продажа ценных бумаг лицами и учреждениями, располагающими
конфиденциальной информацией; мошенничества с кредитными карточками; незаконная
торговля оружием и боеприпасами; перевод доходов от незаконной деятельности в
иностранные банки и их «отмывание» различными способами; преступления против
культурной собственности; интеллектуальное пиратство, связанное с незаконным
изданием и использованием произведений, изобретений и открытий;
фальшивомонетничество. В этой связи считается вполне терпимым, что сегодня на 1
млн. дол. США только триста являются фальшивыми.[4]
Международная
опасность перечисленных и других преступлений значительно возрастает. Они
дестабилизируют деятельность правительств, подрывают основы гражданского
общества, ущемляют права и свободы человека, влекут за собой пагубные
последствия для экономического и социального развития государств и представляют
собой угрозу безопасности государства.
Актуальность выбранной темы.
Рассматриваемые в настоящей работе преступления являются актуальными, т.к. они:
1. наносят ущерб нормальному
экономическому развитию государств;
2. обычно бывают осложнены присутствием
иностранного элемента, иногда часть преступления совершается на территории
другого государства;
3. также бывают тесно
взаимосвязаны друг с другом (контрабанда и незаконный оборот наркотических
средств и психотропных веществ);
4. определены в международных
конвенциях универсального и регионального характера и в двухсторонних
соглашениях;
Целью
данной работы является рассмотрение и анализ деяний, наносящих ущерб
экономическому развитию государств, сотрудничества государств по борьбе с этими
видами преступлений. И также в рамках данной работы внесение предложений об
усовершенствовании ряда положений.
Контрабанда
совершается только на территории двух и более государств и по признаваемому
государствами международному обычаю является международным правонарушением.
Наказание за контрабанду устанавливается в национальном административном или
уголовном законодательстве.
До настоящего времени многостороннего
соглашения по борьбе с контрабандой не принято. В этом отношении можно отметить
лишь Конвенцию СТС о сотрудничестве в борьбе с
нарушениями таможенных правил, принятую в 1977г. в Найроби (Кения).
По
общему правилу контрабанда включает в себя незаконное перемещение каких-либо
ценностей через границу различных государств.[5]
Ее опасность для международного правопорядка заключается в том, что она
подрывает отношения дружбы и сотрудничества государств, монополию государств
или иной порядок в области внешней торговли, наносит ущерб экономическому и
культурному развитию государств.
В
отличие от других преступлений контрабанда очень динамична, постоянно
«совершенствуется» преступниками и ее модификации непредсказуемы. В настоящее
время наибольшую опасность для международного сообщества представляет
контрабанда оружия в горячие точки планеты. Нередко услугами контрабандистов
пользуются представители отдельных государств, которые снабжают контрабандным
оружием различные экстремистские, правые, левацкие, националистические,
бандитские, откровенно фашистские группировки, а также террористов и просто
уголовников.
Предметом
контрабанды также являются не только стрелковое, но и другие виды оружия,
боеприпасы и взрывчатые вещества. По данным
ООН, услугами контрабандистов оружия пользуются и представители некоторых
государств. «Существует также черный рынок оружия, в частности стрелкового
оружия, который получатель может использовать в случае, если иностранные
правительства не будут удовлетворять их потребности. Размеры этого рынка
невозможно определить, и поэтому также невозможно представить его реальное
значение».
На
практике международно-правовая борьба с такой контрабандой не ведется потому,
что оружие является законным объектом внешней торговли, а экспорт оружия —
законным инструментом внешней политики.
В
силу своей общественной опасности контрабанда известна национальному праву всех
государств. В нашей стране борьба с нею ведется на основании таможенного,
административного и уголовного кодексов.
Легализация
преступных доходов получила широкое распространение в странах с рыночной
экономикой. Механизм этих преступлений сложный. Как показано в приведенной в
приложении схеме[6],
добытые преступным путем деньги вывозятся за границу и помещаются в разных
странах на счета коммерческих банков.
На
эти средства официальным путем приобретаются или создаются предприятия и банки,
скупается иностранная валюта, заключаются внешнеэкономические и другие
контракты. Соучастниками таких преступлений являются работники банков,
скрывающие свои действия под предлогом сохранения банковской тайны. По данным
ЦБ РФ, из России ежегодно таким путем утекает до 20 млрд. дол. имеющих
криминальное происхождение.[7]
Это
преступление к числу международных уголовных отнесено
Страсбургской конвенцией об «отмывании»,
выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.[8]
Государства-участники взяли на себя обязательства объявить «отмывание» таких денег преступлением, принять законы
о порядке розыска, изъятия и конфискации незаконно полученных средств, о снятии всех ограничений от разглашения либо недобросовестного использования
работниками банков информации о вкладах своих клиентов.
Государства
обязались юридически закрепить право доступа уполномоченным работникам
правоохранительных органов к банковским операциям, позволяющим своевременное
выявление этих преступлений.
Ряд государств, присоединившихся к этой
Конвенции, уже внесли в свое законодательство существенные дополнения. К
примеру, в Великобритании с 1994 г действует закон,
в соответствии с которым работники всех банков, не сообщившие
правоохранительным органам о необычных, подозрительных перемещениях денежных
средств, могут быть привлечены к уголовной ответственности и получить от 2 до
14 лет лишения свободы.
Еще раньше в Нидерландах начал действовать
закон, обязывающий банковских работников информировать правоохранительные
органы о поступлении на счета своих клиентов сумм свыше 25 тыс. гульденов. О
происхождении таких средств владелец счета обязан дать объяснение. Аналогичные
нормы есть в США, Италии и других странах'. К.
сожалению, Узбекистан не является участником рассматриваемой Конвенции, однако
в своем законодательстве имеет норму об уголовной ответственности за
легализацию преступных доходов. На мой взгляд было бы целесообразным перед
возможным присоединением к данной Конвенции принять статус наблюдателя и
рассмотреть ее действие для стран-участниц данной Конвенции.
Определенный
вклад в усиление борьбы с этими преступлениями внесли Международная конференция
по предотвращению отмывания денег и использования
доходов от преступной деятельности и борьбе с ними,
проведенная ООН в г Кур-майер
(Италия) в июне 1994 г., и Всемирная конференция на уровне министров по
организованной и транснациональной преступности, организованная ООН в г Неаполе (Италия) в ноябре 1994 г
На
Всемирной конференции были приняты Неапольская политическая
декларация и Глобальный план действий против организованной транснациональной
преступности, которые в том же году были утверждены резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН.
В
названной Декларации главы государств и правительств, министры и должностные
лица правоохранительных органов приняли решение защитить свои страны от
преступных доходов и от международных преступных организаций путем эффективных
законодательных мер и оперативных средств.
В
Глобальном плане действий подчеркивалась необходимость оказания технической
помощи со стороны ООН, включая обмен опытом и специалистами, разработки
законопроектов, специальную подготовку должностных лиц уголовного правосудия,
сбора, анализа информации в отношении указанных преступлений и обмена ею.
На Конференции было принято предложение
представителей Италии об учреждении на ее территории Международного учебного
центра для сотрудников правоохранительных органов и системы уголовного
правосудия.
Одна из его задач — обмен опытом борьбы с
легализацией преступных доходов и другими экономическими преступлениями
международного характера.
Среди других документов следует назвать и
Факультативный протокол к Типовому договору о взаимной помощи в области
уголовного правосудия, касающийся доходов от преступлений, принятому резолюцией
ГА ООН в 1990 г.
Наиболее
распространены среди рассматриваемых преступлений. Попытки государств в
одиночку вести борьбу с этими преступлениями закончились провалом. Эпидемия
наркомании шла по всему миру. В 1909 г создается
первая международная организация по борьбе с наркопреступлениями — Шанхайская
комиссия. Она координировала сотрудничество государств в борьбе с незаконным
оборотом наркотиков, который стал квалифицироваться международным уголовным
преступлением.
В настоящее время только при ООН действует
целый комплекс органов по борьбе с этими преступлениями:
·
Комиссия ООН по наркотическим средствам,
определяющая политику международного сообщества в области международного
контроля над наркотиками. В ее составе 40 членов, назначаемых Экономическим и
Социальным Советом (ЭКОСОС) ООН;
·
Отдел ООН по наркотическим средствам в Вене
является для названной Комиссии секретариатом и подкрепляет политическую волю
правительств путем предоставления информации и услуг специалистов;
·
Международный совет по контролю за
наркотическими средствами (МСКН), состоящий из 13 членов-экспертов, назначаемых
ЭКОСОС для наблюдения за действием системы международных договоров о контроле
за наркотиками и психотропными веществами. Ежегодно он представляет доклад о
положении в мире в области контроля над ними;
·
Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями
наркотическими средствами (ЮНФДАК), который финансируется за счет добровольных
взносов, помогает странам в планировании и реализации конкретных программ
контроля над наркотиками и реабилитации наркоманов. В 1989г. Фонд оказал помощь
в осуществлении 152 проектов в 49 государствах;
Страницы: 1, 2, 3
|