·
Программа ООН по контролю за наркотическими
средствами, в соответствии с которой Генеральная Ассамблея ООН ежегодно
заслушивает доклад Генерального Секретаря ООН об осуществлении Всемирной
программы действий по борьбе против незаконного производства, предложения,
спроса, оборота и распространения наркотических средств и психотропных веществ.
Такое внимание не случайно. Растет общественная опасность этих преступлений.
Объектом их посягательства являются не только здоровье людей, но и
внешнеэкономические отношения между государствами, значительный ущерб
фармацевтической и другим отраслям национальной экономики. Они оказывают
негативное влияние на отношения с теми странами, которые попустительствуют
правонарушениям в этой области и не выполняют взятые на себя международные
обязательства.
По
мере роста и распространения наркомании шел процесс развития, совершенствования
и сближения международного и национального законодательства по следующим
направлениям:
а)
соглашений между государствами;
б)
национальных мер уголовного, административного и медицинского характера.
При
этом первым в истории международным договором стала Гаагская конвенция 1912 г,
закрепившая следующие принципиальные положения: производство и распределение
сырого опиума должно контролироваться правом; его курение должно искореняться;
производство, продажа и использование наркотиков должно ограничиваться законом
исключительно в медицинских целях и т.п. В последующем принимается еще 9
международно-правовых актов по борьбе с рассматриваемыми преступлениями, среди
которых следует назвать Конвенцию о запрещении незаконной торговли
наркотическими средствами 1936 г.
В
целях унификации многочисленных международно-правовых норм в 1961 г принимается Единая конвенция о наркотических
средствах, заменившая все ранее действовавшие договоры в этой области, за
исключением Конвенции
1936 г.
Около
ста государств, в том числе и наше, присоединились к ней. Остальные
руководствуются 8 ранее действовавшими документами. Однако орган контроля
единый - Международный комитет по контролю над наркотиками, созданный в рамках
Конвенции 1961 г. Республика Узбекистан
присоединилась 04.05.95г., вступила в силу 23.09.95г.
В
ст. 36 Единой конвенции перечисляются 18 наказуемых деяний: культивирование,
производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение с коммерческими целями,
распределение, покупка, продажа, доставка на любых условиях, маклерство,
отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотиков,
произведенных в нарушение норм Конвенции, и любых других действий.
Кроме
того, в Конвенции дается толкование культивирования, ввоза, вывоза и других
деяний. Их перечень не может быть исчерпывающим, поэтому государство в нормах
своего законодательства может признать преступным, например, потребление
наркотиков. Все они условно подразделяются на незаконные операции, связанные с
производством наркотических средств, их куплей-продажей и транспортировкой.
Специалистам известно в настоящее время
около 500 видов наркотических средств, которые производятся в основном из наркосодержащих растений (опийный мак, наркосодержащая конопля, кока, каннабис и пр.). Наркотическими свойствами обладают и психотропные вещества, которые вызывают у человека
депрессию и «кайф».
Они являются искусственно созданными
медицинскими препаратами, лекарственными веществами, оказывающими влияние на
психические функции человека. Они еще известны как транквилизаторы или антидепрессанты.
Для борьбы с их незаконным производством и
распространением в 1971 г была принята Конвенция о психотропных веществах. Для РУз она вступила в силу
22.11.95г.
В ней регламентируются меры контроля за
производством и распространением психотропных веществ, дается их примерный
перечень, устанавливается преступность и наказуемость по усмотрению государств.
В Конвенции нет перечня уголовно наказуемых деяний.
Обе конвенции предписывают государствам,
чтобы все серьезные и умышленные незаконные операции с наркотическими
средствами и психотропными веществами наказывались
тюремным заключением или другими наказаниями, связанными с лишением свободы
(ст. 36 Конвенции 1961 г и ст. 22 Конвенции 1971
г.).
В нарушение этих норм в Иране, Ираке,
Пакистане, Малайзии и других странах (всего 12) за употребление и
распространение наркотиков установлена смертная казнь.[9] Конвенции предусматривают
территориальный принцип наказания преступников, т.е. по законам государства, на
территории которого совершены преступления. По месту задержания преступника
юрисдикция осуществляется только при недопустимости его выдачи.
Норма
о борьбе с этими преступлениями имеется в Конвенции ООН 1982г. по морскому
праву. Согласно ст. 108 все государства сотрудничают в пресечении незаконной торговли
наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море в
нарушение международных правил.
В
1988 г. были принята и открыта для подписания Конвенция ООН о борьбе против
незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ. Для Республики Узбекистан она вступила в
силу 22.11.95г. Она не отменяет действие конвенций 1961 и 1971гг. и содержит ссылки на их некоторые положения. К
числу преступных деяний Конвенция 1988 г. относит их производство,
изготовление, экстрагирование, распространение, продажу, поставку на любых
условиях, переправку, транспортировку, импорт или экспорт, а также
культивирование опийного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконного производства наркотиков.
Наказывается
и публичное подстрекательство или побуждение других к совершению таких деяний и
вступление в преступный сговор в целях их совершения (ст. 3).
Помимо
лишения свободы государства должны применять штрафы и конфискацию. Фиксируется
возможность применения к виновным таких мер, как лечение, перевоспитание,
восстановление трудоспособности, социальная реинтеграция
(п. 4 ст. 30).
Здесь
же перечисляются отягчающие вину обстоятельства: организованная группа,
применение оружия, насилия, вовлечение в преступную деятельность
несовершеннолетних, а также предыдущая судимость, особенно за аналогичное
правонарушение.
Характерно
и указание о том, что государства в необходимых случаях устанавливают
длительные сроки давности наказания за комментируемые преступления. В Конвенции
имеется специальная статья «Выдача» (ст. 6). Детально регламентируется взаимная
правовая помощь в расследовании и судебном
разбирательстве уголовных дел.
Венская
международная Конвенция ООН обязывает участников- государств привести свои
законодательные нормы в соответствие с ее положениями (ст. 3). Это
предполагает максимально приблизить нормы национального и международного
законодательства по установлению единой ответственности за занятие незаконным
оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Необходимость принятия
данной меры на мой взгляд, следующими объективными причинами. Во первых, в
большинстве стран мира нет единого комплексного и исчерпывающего
законодательства и выработанной уголовной политики в отношении наркотиков в
национальных правовых системах. Во-вторых, уголовно-правовая доктрина развитых
государств в отношении наркомании ориентирована менее карательно, чем в
развивающихся государствах. В- третьих, законодательство значительного числа
государств берет под свой контроль только так называемые естественные наркотики
и оказывается совершенно не в состоянии контролировать психотропные вещества. В
тех же немногочисленных случаях, когда такой контроль имеет место , он
осуществляется не посредством уголовно-правовых норм, а нормами
административного права, имеющими зачастую расплывчатые формулировки,
недостаточные для строго и специфичного контроля. В-четвертых, в
законодательстве большинства стран нет единообразия в терминологии при
классификации наркотиков, при определении видов преступлений и иных
правонарушений, при установлении видов наказаний, а также в деталях
административной и судебной процедур и т. д.[10]
Данная международная Конвенция сыграла важную роль не только в устранении этих
недостатков зарубежного законодательства о борьбе с незаконным оборотом
наркотических веществ, но и внесла достойный вклад в его систематизацию.
Комиссия
ООН по наркотическим веществам на своем очередном заседании от 29.01.1990г.
приняла решение о дополнении Списка Единой Конвенции о наркотических средствах
1961г. новыми видами наркотических средств и спсика Конвенции ООН о психотропных
веществах 1971г. - психотропных веществ. Последние также были закреплены в
национальном законодательстве ряда государств-членов Конвенции 1988г.[11] Подобные изменения продолжают
происходить и по сей день[12]
Самое древнее международное уголовное
преступление. Оно появилось одновременно с заменой натурального товарообмена
денежным. Со временем фальшивомонетничеством стали заниматься не только
отдельные лица, но и государства, которые подобными действиями пытались
подорвать экономику других государств, ослабить их и добиться победы в войне. К
таким действиям прибегал Наполеон 1 в отношении России в период подготовки
своей печально закончившейся интервенции. Известны факты изготовления фунтов
стерлингов Великобритании фашистской Германией в период Второй мировой войны.
Поддельные деньги и ценные бумаги используются и как средство подрыва экономики
развивающихся государств. Например, в 1967 г. в Париже была обнаружена
подпольная фабрика, которая печатала банкноты Республики Заир. При этом было изъято денег на сумму 15 млн. франков.[13]
По данным Интерпола, только за период с
1946 по 1972 п этой организации удалось с помощью
полиции других стран обнаружить и классифицировать около 6 млн. подделок денег
и ценных бумаг в 89 странах мира[14]. Однако специалисты считают,
что даже эти по своим масштабам цифры не соответствуют действительности.
Случаев фальшивомонетничества гораздо больше, далеко не все из них попадают в
поле зрения полиции и раскрываются. Эти преступления совершают хорошо
организованные группы, поддерживаемые иногда представителями коррумпированных
властей. В 1968 г, например, разоблачена группа
международных преступников численностью более ста человек. Они подделывали
американские доллары и дорожные чеки с сигнатурой 26 наиболее известных банков
различных стран мира. Центр организации находился в Латинской Америке, а один
из филиалов — в Италии. Фальшивые чеки и доллары распространялись через
«туристов» на всех континентах земного шара. Вскоре в окрестностях г Болоньи в Италии была обнаружена типография
фальшивомонетчиков, полиграфическое оборудование которой оценивалось в 50 млн.
итальянских лир. Участники этого преступного «синдиката» были арестованы и
осуждены во многих странах мира.
По информации Интерпола[15] наиболее часто подделываются
(около 80 %) американские доллары из-за их универсального использования. 100
долларовая банкнота является наиболее часто подделываемой. В качестве ответной
меры, для обеспечения более стойкой защиты от подделки, американские власти в
1996г. выпустили новую 100 долларовую банкноту.
Деньги составляют основу экономической
системы государства и поэтому очень важно, чтобы общество было уверенным в
своей валюте, следовательно борьба с этим видом преступления не потеряла своей
актуальности.
Необходимость международного сотрудничества
в борьбе с этими преступлениями привела к заключению в 1929 г. Женевской
конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков. Государства-участники
взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать
различия между подделкой собственных и иностранных денежных знаков и ценных
бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников[16]. Оно объявлялось экстрадиционным международным уголовным преступлением.
Поэтому все страны — участники конвенции
должны оказывать помощь заинтересованным странам в розыске и возвращении
скрывшегося за границу изготовителя, сбытчика денежных знаков или их
соучастников. С 1931 по 1995 г в рамках требований ст. 12 Женевской конвенции
проведено восемь международных конференций по координации деятельности
государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с этими преступлениями.
К денежным знакам Конвенция относит только
находящиеся в обращении бумажные деньги и металлические монеты.
Государства-участники
договорились строго наказывать:
1 )
все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, каков бы
ни был способ, употребляемый для достижения этого результата;
2) сбыт поддельных
денежных знаков;
3) действия, направленные
к сбыту, ввозу в страну или получению, или добыванию для себя поддельных
денежных знаков при условии, что их поддельный характер был известен;
4) покушения на эти
правонарушения и действия по умышленному соучастию;
5) обманные действия по
изготовлению, получению или приобретению для себя орудий или иных предметов,
предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков
или для изменения денежных знаков (ст. 3). К уголовной ответственности
привлекаются граждане данной страны и лица, проживающие на ее территории,
виновные как в подделке внутренних денежных знаков, так и иностранной валюты.
В соответствии со ст. 12 Конвенции дознание
по таким делам ведется в рамках национального уголовного судопроизводства особо
созданным Центральным Бюро, которое работает в контакте с банковскими
учреждениями, полицией и подобными органами других стран. Это позволяет централизовать в масштабе государства все сведения,
могущие облегчить розыск, пресечение и профилактику этих преступлений. В
настоящее время все вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой
сфере международных отношений возложены на Интерпол.
В то же время целый ряд положений Конвенции
устарел, а ее текст требует существенных изменений. В первую очередь это
относится к расширению понятия «денежных знаков». Сегодня распространены
подделки векселей, аккредитивов, чеков, знаков почтовой оплаты и других ценных
бумаг Однако в Конвенции такие деяния преступными не считаются. То же самое
можно сказать о подделке денежных знаков, не находящихся в обращении, и о
вывозе фальшивых денег за границу. Эти пробелы Конвенции вынуждены восполнять
национальные нормы уголовного законодательства, а также двусторонние
соглашения.
Сотрудничество
государств в области борьбы с преступностью ведется в нескольких направлениях:
1. Признание опасности для
сообщества государств определенных уголовных деяний и необходимости применения
совместных мер для их пресечения. Таковыми могут быть кроме преступлений
рассматриваемых в настоящей работе и терроризм, захват заложников, незаконная
торговля людьми, незаконный захват воздушных судов и др. Опасность именно этих
деяний фиксируется в соглашениях.
Страницы: 1, 2, 3
|