5.7 Уравновешивание
Порядок
работы двигателя 1-2-4-3. Промежутки между вспышками равны 180º.
Коленчатый вал двигателя имеет кривошипы, расположенные под углом 180º.
Центробежные
силы инерции рассчитываемого двигателя и их моменты полностью уравновешены:
и (5.32)
Силы
инерции первого порядка и их моменты также уравновешены:
и (5.33)
Силы
инерции второго порядка для всех цилиндров направлены в одну сторону:
(5.34)
Уравновешивание
сил инерции второго порядка в рассчитываемом двигателе нецелесообразно, ибо
применение двухвальной системы с противовесами для уравновешивания значительно усложнит
конструкцию двигателя.
Моменты
от сил инерции второго порядка в связи с зеркальным расположением цилиндров
полностью уравновешены:
(5.35)
5.8 Равномерность крутящего момента и
равномерность хода двигателя.
Равномерность
крутящего момента:
; (5.36)
Избыточная
работа крутящего момента:
Дж (5.37)
где
– площадь
над прямой среднего крутящего момента, мм2.
рад в
мм – масштаб угла поворота вала на
диаграмме
Мкр.
Равномерность
хода двигателя принимаем δ=0.01.
Момент
инерции движущихся масс двигателя, приведенных к оси коленчатого вала:
кг·м2 (5.38)
6. РАСЧЕТ ДЕТАЛЕЙ
КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА НА ПРОЧНОСТЬ
6.1 Расчет поршня
Наиболее
напряженным элементом поршневой группы является поршень, воспринимающий высокие
газовые, инерционные и тепловые нагрузки, поэтому при его изготовлении к
материалу предъявляются повышенные требования. Поршни автомобильных и
тракторных двигателей изготовляют в основном из алюминиевых сплавов и реже из
чугуна.
Основные
конструктивные соотношения размеров элементов поршня (рис. 6.1) приведены в
табл. 6.1. Величину верхней части поршня h1 выбираем,
исходя из обеспечения одинакового давления опорной поверхности поршня по высоте
цилиндра и прочности бобышек, ослабленных отверстиями для пропуска масла. Это
условие обеспечивается при
(6.1)
где
hr
– высота головки поршня.
Расстояние
b
между торцами бобышек зависит от способа крепления поршневого пальца и обычно
принимается на 2-3 мм больше длины верхней головки шатуна lш.
Конкретные значения конструктивных элементов поршня принимаются по прототипам с
учетом соотношений, приведены в табл. 6.1.
Поверочный
расчет элементов поршня осуществляется без учета переменных нагрузок, величина
которых учитывается при установлении соответствующих допускаемых напряжений.
Рассчитывают днище, стенку головки, верхнюю кольцевую перемычку, опорную
поверхность и юбку поршня.
Днище
поршня рассчитывается на изгиб от действия максимальных газовых условий рzmax
как равномерно нагруженная круглая плита, свободно опирающаяся на цилиндр.
Материал
поршня – алюминиевый сплав, αп=22·10-6 1/К.
Материал
гильзы цилиндра – серый чугун, αц=11·10-6 1/К.
Для дизелей
максимальное давление газов обычно достигается при работе на режиме
максимальной мощности.
Таблица
6.1
Наименование
|
диапазон
|
значение
|
Толщина днища поршня, d
|
(0,12 ¸
0,20)D
|
8
|
Высота поршня, Н
|
(1,0 ¸
1,7)D
|
105
|
Высота верхней части поршня, h1
|
(0,6 ¸
1,0)D
|
|
Высота юбки поршня, hю
|
(0,6 ¸
1,1)D
|
65
|
Диаметр бобышки, dб
|
(0,3 ¸
0,5)D
|
|
Расстояние между торцами бобышек, b
|
(0,3 ¸
0,5)D
|
44
|
Толщина стенки юбки поршня, dю,
мм
|
2,0 ¸ 5,0
|
|
Толщина стенки головки поршня, s
|
(0,05 ¸
0,10)D
|
7
|
Расстояние до первой поршневой канавки,
l
|
(0,11 ¸
0,20)D
|
|
Толщина первой кольцевой перемычки, hп
|
(0,04 ¸
0,07)D
|
4
|
Радиальная толщина кольца, t
|
|
|
компрессионного
|
(0,040 ¸
0,045)D
|
4
|
маслосъемного
|
(0,038 ¸
0,043)D
|
3
|
Высота кольца, а, мм
|
3-5
|
3
|
Разность между величинами зазоров замка
кольца в свободном и рабочем состоянии Ао
|
(3,2 - 4,0) t
|
|
Радиальный зазор кольца в канаве поршня
∆t, мм
|
|
|
компрессионного
|
0,70 – 0,95
|
0.8
|
маслосъемного
|
0,9 – 1,1
|
|
Внутренний диаметр поршня, di
|
D – 2 ( s+t+∆t )
|
|
Число масляных отверстий в поршне, nм
|
6-12
|
10
|
Диаметр масляного канала, dм
|
(0,3 - 0,5) a
|
1
|
Наружный диаметр пальца, dп
|
(0,30 ¸
0,38)D
|
24
|
Внутренний диаметр пальца, dв
|
(0,50 ¸
0,70)dп
|
16
|
Длина пальца, lп
|
(0,80 ¸
0,90)D
|
80
|
Длина втулки шатуна, lш
|
(0,33 ¸
0,45)D
|
40
|
|
|
|
|
Напряжение
изгиба (МПа) в днище поршня
МПа (6.2)
где
рzmax=рz=6.356
МПа – максимальное давление сгорания;
мм – внутренний радиус
днища.
Днище
поршня должно быть усилено ребрами жесткости. Кроме того, в целях повышения
износо- и термостойкости поршня целесообразно осуществить твердое анодирование
днища и огневого пояса, что уменьшит возможности перегрева и прогорания днища,
а также пригорания верхнего компрессионного кольца.
При
отсутствии у днища ребер жесткости допустимые значения напряжений [sиз]
(МПа) лежат в пределах:
Для
поршней из алюминиевых сплавов …………….…..…20-25
При
наличии ребер жесткости [sиз]
возрастают:
Для
поршней из алюминиевых сплавов …………………...до 50-150
Головка
поршня в сечении х–х, ослабленная отверстиями для отвода масла, проверяется на
сжатие и разрыв.
Напряжение
сжатия в сечении х-х:
площадь
сечения х – х
м2 (5.3)
где
мм – диаметр
поршня по дну канавок;
мм – внутренний
диаметр поршня;
мм2 – площадь
продольного диаметрального
сечения
масляного канала.
Максимальная
сжимающая сила:
МН (6.4)
Напряжение
сжатия:
МПа (6.5)
Допустимые
напряжения на сжатие для поршней из алюминиевых сплавов [sсж]
= 30 ¸ 40 МПа.
Напряжение
разрыва в сечении х-х:
-
максимальная угловая скорость холостого хода:
рад/с (6.6)
-
масса головки поршня с кольцами, расположенными выше сечения х-х:
кг (6.7)
-
максимальная разрывающая сила:
(6.8)
МН
Допустимые
напряжения на разрыв для поршня из алюминиевых сплавов [sр]
= 4 ¸ 10 МПа.
-
напряжение разрыва:
МПа (6.9)
Напряжение
в верхней кольцевой перемычке:
-
среза:
МПа (6.10)
где
D=93
мм – диаметр цилиндра;
hп=4
мм – толщина верхней кольцевой перемычки.
- изгиба:
МПа (6.11)
-
сложное:
МПа (6.12)
допускаемые
напряжения sS (МПа) в верхних кольцевых
перемычках с учетом значительных температурных нагрузок находятся в пределах:
для поршней из алюминиевых
сплавов…………….…30-40.
Удельное
давление поршня на стенку цилиндра:
МПа (6.13)
МПа (6.14)
где
Nmax=0.0025
МН – наибольшая нормальная сила, действующая на стенку
цилиндра
при работе двигателя на режиме максималь-
ной
мощности.
Для
современных автомобильных и тракторных двигателей q1
= 0.3 ¸ 1.0 и q2
= 0.2 ¸ 0.7 МПа.
Гарантированная подвижность
поршня в цилиндре достигается за счет установления оптимальных диаметральных
зазоров между цилиндром и поршнем при различных тепловых нагрузках, возникающих
в процессе работы дизеля. По статистическим данным для алюминиевых поршней с неразрезными
юбками
∆r=(0.006 ¸ 0.008)D=0.007·93=0.651 мм (6.15)
∆ю = ( 0.001 ¸ 0.002 )D=0.002·93=0.186 мм (6.16)
Диаметры
головки и юбки поршня:
мм (6.17)
мм (6.18)
Диаметральные
зазоры в горячем состоянии:
(6.19)
мм
(6.20)
мм
где
aц=11×10-6
1/К – коэффициент линейного расширения материала
цилиндра;
aп=22×10-6
1/К - коэффициент линейного расширения материала поршня;
Тц
=383 К – температура стенок цилиндра;
Тr
= 593 К – температура головки в рабочем состоянии;
Тю
=413 К – температура юбки поршня в рабочем состоянии;
То
=293 К – начальная температура цилиндра и поршня.
6.2 Расчет поршневого кольца
Поршневые
кольца работают в условиях высоких температур и значительных переменных
нагрузок, выполняя три основные функции:
–
герметизации надпоршневого пространства в целях максимально возможного
использования тепловой энергии топлива;
–
отвода избыточной доли теплоты от поршня в стенки цилиндра;
–
"управление маслом", т.е. рационального распределения масляного слоя
по зеркалу цилиндра и ограничения попадания масла в камеру сгорания.
Материал
кольца – серый чугун. Е=1.2·105
МПа.
Среднее
давление кольца на стенку цилиндра:
(6.21)
МПа
где
мм.
Давление
кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности при каплевидной форме
эпюры давления:
, [МПа] (6.22)
Результаты
расчета р, а также μк для различных углов ψ приведены ниже:
Угол ψ, определяющий положение
текущего давления кольца, град
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
Коэффициент μк
|
1.05
|
1.05
|
1.14
|
0.90
|
0.45
|
0.67
|
2.85
|
Давление р в соответствующей точке, МПа
|
0.224
|
0.222
|
0.218
|
0.214
|
0.218
|
0.271
|
0.320
|
По этим данным построена каплевидная эпюра давлений
кольца на стенку цилиндра (рис. 5.2).
Напряжение
изгиба кольца в рабочем состоянии:
МПа (6.23)
Напряжение
изгиба при надевании кольца на поршень:
МПа (6.24)
Монтажный
зазор в замке поршневого кольца:
(6.25)
мм
где
мм – минимально
допустимый зазор в замке кольца во время работы двигателя;
aк
=11·10-6 1/К – коэффициент линейного расширения материала кольца;
aц
=11·10-6 1/К – коэффициент линейного расширения материала гильзы;
Тк=493
К – температура кольца в рабочем состоянии;
Тц
=383 К – температура стенок цилиндра;
То=
293 К – начальная температура.
6.3
Расчет поршневого пальца
Во
время работы двигателя поршневой палец подвергается воздействию переменных
нагрузок, приводящих к возникновению напряжений изгиба, сдвига, смятия и
овализации. В соответствии с указанными условиями работы к материалам,
применяемым для изготовления пальцев, предъявляются требования высокой
прочности и вязкости. Этим требованиям удовлетворяют цементированные
малоуглеродистые и легированные стали
Для
расчета принимаем следующие данные:
наружный
диаметр пальца dn=25 мм,
внутренний
диаметр пальца db=16 мм,
длину
пальца ln=80
мм,
длину
втулки шатуна lш=40 мм,
расстояние
между торцами бобышек b=44 мм.
Материал
поршневого пальца – сталь 15Х, Е=2·105 МПа.
Палец
плавающего типа.
Расчет
поршневого пальца включает определение удельных давлений пальца на втулку
верхней головки шатуна и на бобышки, а также напряжений от изгиба, среза и
овализации.
Максимальные
напряжения возникают в пальцах дизелей при работе на номинальном режиме.
Расчетная
сила, действующая на поршневой палец:
–
газовая
МН (6.26)
где
рzmax=рz=6.356
МПа – максимальное давление газов на номинальном
режиме;
мм2 – площадь поршня;
–
инерционная
МН (6.27)
где
рад/с
–
расчетная
МН (6.28)
где
k
=0.82 – коэффициент, учитывающий массу поршневого пальца.
Удельное
давление (МПа) пальца на втулку поршневой головки шатуна
МПа (6.29)
где
м – наружный диаметр
пальца;
м – длина опорной
поверхности пальца в головки шатуна.
Удельное давление пальца на бобышки
МПа (6.30)
Напряжение
изгиба в среднем сечении пальца:
(6.31)
МПа
где
a=dв/dп=0.64
– отношение внутреннего диаметра пальца к наружному.
Для
автомобильных и тракторных двигателей [ sиз
]
= 100 ¸ 250 МПа.
Касательные
напряжения среза пальца в сечениях между бобышками и головкой шатуна:
(6.32)
Мпа
Для автомобильных и
тракторных двигателей [t] = 60 ¸ 250 МПа.
Максимальная
овализация пальца (наибольшее увеличение горизонтального диаметра ∆ dnmax,
мм) наблюдается в его средней, наиболее напряженной части:
(6.33)
мм
где
Е = 2·105 МПа – модуль упругости материала пальца.
Напряжение
овализации на внешней поверхности пальца:
-
в горизонтальной плоскости (точки 1, ψ=0º):
(6.34)
МПа
-в
вертикальной плоскости (точки 3, ψ=90º):
(6.35)
МПа
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|