–
молекулярная масса mT =115
кг/кмоль.
Низшая
теплота сгорания:
(3.1)
кДж/кг.
3.2 Параметры рабочего тела
1) Теоретическое
количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива принятого состава,
определяется по формуле:
(3.2)
моль/кг.
(3.3)
2)
Коэффициент
избытка воздуха устанавливается на основании следующих соображений. На
современных двигателях устанавливают многокамерные карбюраторы, обеспечивающие
получение почти идеального состава смеси по скоростной характеристике.
Возможность применения для рассчитываемого двигателя двухкамерного карбюратора
с обогатительной системой и системой холостого хода позволяет получить при
соответствующей регулировке как мощностной, так и экономичный состав смеси. a=0.95
по заданию.
3)
Количество горючей смеси:
кмоль св. зар./кг топл.
(3.4)
4) Количество отдельных
компонентов продуктов полного сгорания при К=0.5 и принятом скоростном режиме:
(3.5)
кмоль
СО2/кг топл.;
(3.6)
кмоль
СО/кг топл.;
(3.7)
кмоль
Н2О/кг топл.;
(3.8)
кмоль
Н2/кг топл.;
кмоль N2/кг
топл. (3.9)
5)
Общее количество продуктов полного сгорания
(3.10)
кмоль пр.сг./кг топл.
3.3 Параметры окружающей среды и остаточные газы
Атмосферные условия: р0=0.1
МПа;
Т0=293 К;
Давление
окружающей среды: рк=р0=0.1 МПа;
Температура
окружающей среды: Тк=Т0=293 К.
Температура
остаточных газов. При постоянном значении степени сжатия e=9,5
температура остаточных газов практически линейно возрастает с увеличением
скоростного режима при a=const,
но уменьшается при обогащении смеси. Учитывая уже определенные значения n
и a, можно принять значения Tr для расчетного режима карбюраторного двигателя в пределах, Tr
=1040 К.
Давление
остаточных газов pr, за счет расширения фаз газораспределения
и снижения сопротивления при конструктивном оформлении выпускных трактов
рассчитываемого двигателя можно принять на номинальном скоростном режиме:
МПа (3.11)
3.4 Процесс впуска
1)
Температура подогрева свежего заряда. С целью получения
хорошего наполнения двигателя на номинальном скоростном режиме принимается DTN = 8
°C.
2)
Плотность заряда на впуске
кг/м3 (3.12)
где
Дж/(кг·град) –
удельная газовая постоянная для воздуха.
3)
Потери давления на впуске в двигателе. В соответствии со скоростным режимом
двигателя и с учетом небольших гидравлических сопротивлений во впускной системе
можно принять ; ωвп=95
м/с.
(3.13)
МПа
где
β – коэффициент затухания скорости движения заряда в рассматриваемом
сечении
цилиндра;
ξвп
– коэффициент сопротивления впускной системы, отнесенный к наибо-
лее
узкому сечению;
ωвп
– средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы
4) Давление в
конце впуска
МПа (3.14)
5)
Коэффициент остаточных газов. При определении gr
для карбюраторных двигателей без наддува принимается коэффициент очистки , а коэффициент
дозарядки на номинальном скоростном режиме . Тогда при (nN =4500
мин-1)
(3.15)
где
- температура
подогрева свежего заряда от стенок.
6) Температура
в конце впуска
(3.16)
К
7) Коэффициент
наполнения
(3.17)
3.5 Процесс сжатия
В четырехтактных
двигателях без наддува воздух поступает во впускной трубопровод с температурой
окружающей среды. Поэтому процесс сжатия не является адиабатным, а протекает в
условиях теплообмена между свежим зарядом и деталями двигателя. В начале сжатия
температура свежего заряда значительно ниже температуры окружающих поверхностей
цилиндра, днища поршня, головки цилиндра, тарелок клапанов. Вследствие этого
наблюдается приток теплоты к свежему заряду. По мере увеличения давления сжатия
температура заряда повышается и с некоторого момента становится выше
температуры окружающих поверхностей. Направление теплового потока изменяется на
обратное и теплота уже будет передаваться от заряда к деталям двигателя.
Таким
образом, процесс сжатия протекает с переменным показателем политропы сжатия n1.
Ввиду
сложности теплообмена между свежим зарядом и окружающими деталями можно
считать, что в реальном двигателе процесс сжатия проходит по политропе с
некоторым средним значением показателя n1.
Основным
факторами, влияющими на показатель политропы сжатия n1,
являются: частота вращения коленчатого вала, интенсивность охлаждения цилиндра,
его размеры, конструктивные особенности камер сгорания, утечка газов через
неплотности поршневых колец и клапанов.
1)
По номограмме рис. 4.4 [1] определяем показатель адиабаты k1=1.3768.
2)
Значение показателя политропы сжатия принимаем равным n1=1.376.
3)
Давление в конце сжатия:
МПа (3.18)
4)
Температура в конце сжатия:
К (3.19)
5) Средняя мольная
теплоемкость в конце сжатия:
а) свежей смеси
(воздуха)
(3.20)
кДж/(кмоль·град);
где
775 – 273 = 502 °С
б)
остаточных газов (определяется методом интерполяции по табл. 3.8 [1])
при nN=4500
мин-1, α=0.95 и tc=502°С
кДж/(кмоль·град) (3.21)
где
24.014 и 24.440 – значения теплоемкости продуктов сгорания при
соответственно
при 500 и 600 ºС, [1, табл. 3.8].
в)
рабочей смеси
(3.22)
кДж/(кмоль·град).
3.6 Процесс сгорания
В
ходе этого процесса химическая энергия топлива превращается в тепловую, которая
затем распределяется по частям так: переходит в механическую работу, идет на
повышение внутренней энергии газов; передается окружающим поверхностям деталей
и через них переходит к охлаждающей жидкости или к воздуху; из топлива не
выделяется из-за неполного его сгорания; теряется за счет диссоциации газов при
высоких температурах.
Наиболее
интенсивно топливо сгорает на участке индикаторной диаграммы c-z
который называют участком видимого сгорания.
Экспериментально
установлено, что на участке c-z,
топливо всегда сгорает не полностью, а догорает далее в процессе расширения.
1)
Коэффициент молекулярного изменения свежей смеси:
(3.23)
2)
Коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:
(3.24)
3)
Количество теплоты, потерянное вследствие химической неполноты сгорания:
кДж/кг (3.25)
4)
Теплота сгорания рабочей смеси:
кДж/кмоль раб.см. (3.26)
5) Средняя мольная
теплоемкость продуктов сгорания:
(3.27)
6)
Коэффициент использования теплоты xz
зависит от режима работы двигателя, способа смесеобразования, условий
охлаждения камеры сгорания, степени диссоциации газов и быстроходности двигателя.
Принимаем
xz
= 0.93.
7)
Температура в конце видимого процесса сгорания
(3.28)
откуда
tz=2623°
С
К (3.29)
8)
Максимальное давление сгорания теоретическое:
МПа (3.30)
9)
Максимальное давление сгорания действительное:
МПа (3.31)
10)
Степень повышения давления:
(3.32)
3.7 Процессы расширения и выпуска
В
начале процесса расширения, который условно начинается в момент достижения в
цилиндре максимальной температуры цикла, продолжается подвод теплоты к рабочему
телу, затем расширение происходит с отводом теплоты к стенкам. Догорание в
процессе расширения происходит вследствие несовершенства перемешивание воздуха
с топливом, недостаточного времени на сгорание. Интенсивный теплообмен между
рабочим телом и стенками днища поршня, головки цилиндров, гильзы осуществляется
в течение всего процесса расширения и различен для разных его участков. В
результате влияния догорания топлива, восстановления продуктов диссоциации,
охлаждения расширяющихся газов, утечки газов через неплотности поршневых колец
и клапанов действительный процесс расширения протекает с переменным значением
показателя политропы.
Средний
показатель адиабаты расширения k2
определяется по монограмме [1, рис.4.8] при заданном e
для соответствующих значений a и Tz,
а средний показатель политропы расширения n2
определяется по величине среднего показателя адиабаты.
1) Давление в конце процесса расширения:
МПа
(3.33)
2)
Температура в конце процесса расширения:
К (3.34)
3)
Проверка ранее принятой температуры остаточных газов:
К (3.35)
%, что допустимо (3.36)
3.8 Индикаторные параметры рабочего цикла
Средним
индикаторным давлением рi называют условное постоянное
давление газов, которое, воздействуя на поршень, за один его ход от ВМТ к НМТ
совершает работу, равную работе за один рабочий цикл.
1)
Теоретическое среднее индикаторное давление:
(3.37)
МПа
В
действительном рабочем цикле среднее индикаторное давление получается меньше, с
одной стороны, из-за округления индикаторной диаграммы у расчетных точек с, z и
в, вследствие начала горения топлива до ВМТ, начала открытия выпускного клапана
до НМТ; а с другой – из-за наличия насосных потерь при впуске и выпуске. Потери
на округление учитываются коэффициентом полноты jи
индикаторной диаграммы.
2)
Среднее индикаторное давление:
МПа (3.38)
где
jи=0.96
– коэффициентом полноты индикаторной диаграммы.
Экономичность
протекания действительного цикла оценивается двумя показателями: индикаторным
КПД hi и удельным расходом топлива gi
на единицу индикаторной мощности в единицу времени.
3)
Индикаторным КПД называется отношение теплоты, обращенной в механическую работу
цикла, к теплоте, сгорания топлива:
(3.39)
Значения
индикаторного КПД hi всегда ниже термического
КПД ht, так как он учитывает не только отвод
теплоты к холодному источнику, но и потери, связанные с неполнотой сгорания,
отводом теплоты к стенкам и с отработавшими газами, диссоциацией, утечками газа
через неплотности и т.д.
4)
Индикаторный удельный расход топлива:
г/(кВт·ч) (3.40)
Индикаторная мощность
не может быть полностью передана потребителю, поскольку некоторая ее часть
неизбежно затрачивается на преодоление различных сопротивлений внутри
двигателя. Эту часть мощности называют мощностью механических потерь. К ней
относится мощность, затрачиваемая: на трение между движущимися деталями
двигателя (например, трение поршней и поршневых колец), движущимися деталями с
воздухом, маслом (маховик, шатун и др.); приведение в действие вспомогательных
агрегатов и устройств двигателя (насосов, генератора и др.); очистку и
наполнение цилиндра (насосные потери); привод нагнетателя (при механическом
приводе от коленчатого вала).
3.9 Эффективные показатели двигателя
1)
Предварительно приняв ход поршня S=
92 мм, получим
значение средней скорости поршня при nN=4500 мин-1
м/с (3.41)
2)
Среднее давление механических потерь:
МПа (3.42)
3)
Среднее эффективное давление:
МПа (3.43)
4)
Механический КПД
(3.44)
Показателями
экономичности работы двигателя в целом (а не только его действительного цикла)
служат удельный эффективный расход топлива ge и эффективный КПД hе.
5)
Эффективный КПД:
(3.45)
6) Эффективный удельный расход
топлива:
г/(кВт·ч) (3.46)
3.10 Основные параметры цилиндра и двигателя
1)
Литраж двигателя
л (3.47)
где t = 4 – количество тактов двигателя.
2)
Рабочий объем одного цилиндра:
л (3.48)
где
i=
4
– количество цилиндров двигателя.
3)
Диаметр цилиндра. Так как ход поршня предварительно был принят S=
81
мм, то:
мм (3.49)
Окончательно
принимаем D =93 мм, S= 92
мм.
Основные
параметры и показатели двигателя определяем по окончательно принятым значениям и :
Площадь
поршня:
см2 (3.50)
Литраж
двигателя:
л (3.51)
Мощность двигателя:
кВт (3.52)
Литровая
мощность двигателя:
кВт/л (3.53)
Крутящий
момент:
Нм (3.54)
Часовой
расход топлива:
кг/ч (3.55)
3.11 Расчет
и построение индикаторной диаграммы
Индикаторная диаграмма
строится с целью проверки полученного аналитическим путем значения среднего
индикаторного представления протекания рабочего цикла в цилиндре
рассчитываемого двигателя.
Индикаторная
диаграмма двигателя построена для номинального режима работы двигателя, т.е.
при Ne=85
кВт и n=4500
мин-1, аналитическим методом.
Масштаб
диаграммы: масштаб хода поршня Ms=1 мм в
мм; масштаб давления Mp=0.05
МПа в мм.
Величины
в приведенном масштабе, соответствующие рабочему объему цилиндра и объему
камеры сгорания:
мм (3.56)
мм (3.57)
Максимальная
высота диаграммы (точка )
мм (3.58)
По
данным теплового расчета на диаграмме откладываем в выбранном масштабе величины
давлений в характерных точках.
Ординаты характерных точек:
мм мм (3.59)
мм мм
мм
Построение
политропы сжатия и расширения аналитическим методом:
а)
политропа сжатия .
Отсюда:
мм, (3.60)
где:
мм;
б)
политропа расширения . Отсюда:
мм; (3.61)
Результаты
расчета точек приведены в табл. 3.1
Теоретическое
среднее индикаторное давление:
МПа (3.62)
где
2160 мм2 – площадь
диаграммы .
Таблица 3.1
№ точек
|
ОХ, мм
|
ОВ/ОХ
|
Политропа сжатия
|
Политропа расширения
|
|
, мм
|
, МПа
|
|
, мм
|
, МПа
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
|
10.8235
11.4235
13.0235
14.8235
18.8235
20.8235
22.8235
24.8235
32.6235
40.4235
48.2235
56.0235
63.8235
71.6235
79.4235
87.2235
95.0235
102.823
|
9.5000
9.0010
7.8952
6.9365
5.4625
4.9379
4.5052
4.1422
3.1518
2.5437
2.1322
1.8354
1.6111
1.4356
1.2946
1.1789
1.0821
1.0000
|
22.1487
20.5639
17.1701
14.3684
10.3431
9.0014
7.9342
7.0682
4.8531
3.6134
2.8345
2.3061
1.9275
1.6447
1.4266
1.2541
1.1147
1.0000
|
37.6415
34.9482
29.1804
24.4191
17.5780
15.2978
13.4842
12.0123
8.2478
6.1409
4.8172
3.9192
3.2757
2.7951
2.4245
2.1313
1.8944
1.6995
|
1.8821
1.7474
1.4590
1.2210
0.8789
0.7649
0.6742
0.6006
0.4124
0.3070
0.2409
0.1960
0.1638
0.1398
0.1212
0.1066
0.0947
0.0850
|
16.7537
15.6594
13.2892
11.3008
8.3794
7.3843
6.5833
5.9261
4.2092
3.2184
2.5805
2.1388
1.8168
1.5726
1.3817
1.2288
1.1038
1.0000
|
149.553
139.785
118.627
100.877
74.8000
65.9170
58.7668
52.9003
37.5739
28.7290
23.0349
19.0927
16.2178
14.0378
12.3336
10.9687
9.8533
8.9266
|
7.4777
6.9893
5.9314
5.0439
3.7400
3.2958
2.9383
2.6450
1.8787
1.4365
1.1517
0.9546
0.8109
0.7019
0.6167
0.5484
0.4927
0.4463
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|