Величина
1,1739 МПа,
полученная планиметрированием индикаторной диаграммы, очень близка к величине 1,1752 МПа, полученной в
тепловом расчете. 
Скругление
диаграммы осуществляется на основании следующих соображений и расчетов. Так как
рассчитываемый двигатель достаточно быстроходный (n=4500
мин-1), то фазы газораспределения необходимо устанавливать с учетом получения
хорошей очистки цилиндра от отработавших газов и обеспечения дозарядки в
пределах, принятых в расчете. В связи с этим начало открытия впускного клапана  устанавливается за
18º до прихода поршня в ВМТ, а закрытия  – через 60º после прохода поршня НМТ. Начало
открытия выпускного клапана  принимается за 55º до прихода поршня в НМТ, а
закрытие точка  –
через 25º после прохода поршнем ВМТ. Учитывая быстроходность двигателя,
угол опережения зажигания  принимается равным 35º, а продолжительность
периода задержки воспламенения – . 
В
соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения зажигания
определяем положение точек  и  по формуле для перемещения поршня. 
 (3.63) 
где
 - отношение
радиуса кривошипа к длине шатуна. 
Выбор
величины  производится
при проведении динамического расче-та, а при построении индикаторной диаграммы
предварительно принимается l=0,285. 
Расчеты
ординат точек  и сведены в табл. 3.2. 
Положение
точки  определяется
из выражения: 
МПа (3.64) 
мм (3.65) 
 Таблица
3.2 
Расчет
ординат точек  и  
 
 
  | 
   Обозначение точек 
   | 
  
   Положение точек 
   | 
  
   j° 
   | 
  
  
   | 
  
   Расстояния точек от ВМТ  
  (АХ), мм 
   | 
  
 
  | 
  
   | 
  
   18º до в.м.т. 
   | 
  
   18 
   | 
  
   0.0626 
   | 
  
   2.8773 
   | 
  
 
  | 
  
   | 
  
   25º после в.м.т. 
   | 
  
   25 
   | 
  
   0.1191 
   | 
  
   5.4806 
   | 
  
 
  | 
  
   | 
  
   60º после н.м.т. 
   | 
  
   120 
   | 
  
   1.6069 
   | 
  
   73.9163 
   | 
  
 
  | 
  
   | 
  
   35º до в.м.т  
   | 
  
   35 
   | 
  
   0.2277 
   | 
  
   10.4755 
   | 
  
 
  | 
  
   | 
  
   30º до в.м.т 
   | 
  
   30 
   | 
  
   0.1696 
   | 
  
   7.8016 
   | 
  
 
  | 
  
   | 
  
   55º до н.м.т. 
   | 
  
   125 
   | 
  
   1.6692 
   | 
  
   76.7830 
   | 
  
 
 
Действительное
давление сгорания: 
МПа (3.66) 
мм (3.67) 
Нарастание
давления от точки до
zД
составляет 6.356-2.3526=4,003 МПа или 4.003/10=0.4 МПа/град п.к.в., где 10 –
положение точки zД по оси
абсцисс, град. 
Соединяя
плавными кривыми точки r с ,  с  и далее с zД
и кривой расширения  с
 (точка  располагается между
точками b
и a)
и линией выпуска , получаем скругленную индикаторную
диаграмму . 
4. КИНЕМАТИКА 
 
1)
Выбор λ и длины Lш шатуна. 
В
целях уменьшения высоты двигателя без значительного увеличения инерционных и
нормальных сил отношение радиуса кривошипа к длине шатуна предварительно было
принято в тепловом расчете λ=0.285. В соответствии с этим  
 мм (4.1) 
Построив
кинематическую схему кривошипно-шатунного механизма (рис. 4.1), устанавливаем,
что ранее принятые значения Lш и λ обеспечивают движение шатуна без
задевания за нижнюю кромку цилиндра. 
2) Перемещение поршня.  
мм. (4.2) 
Расчет
Sx производится аналитически через каждые 10º угла поворота коленчатого
вала Значения для  при
различных φ взяты из табл. 7.1 [1] и занесены в гр. 2 расчетной табл. 4.1. 
3)
Угловая скорость вращения коленчатого вала 
 рад/с (4.3) 
4) Скорость поршня
 м/с. (4.4) 
Значения
для  взяты из
табл. 7.2 [1] и занесены в гр. 4, а рассчитанные значения Vп
– в гр. 5 табл. 4.1. 
5)
Ускорение поршня 
 м/с2 (4.5) 
Значения
для  взяты из
табл. 7.3 [1] и занесены в гр. 6, а рассчитанные значения j
– в гр. 7 табл. 4.1. 
Таблица 4.1
Кинематический расчет
 
 
     | 
  
   φº 
   | 
  
  
   | 
  
   Sx, мм 
   | 
  
  
   | 
  
   Vп, м/с 
   | 
  
  
   | 
  
   j, м/с2 
   | 
  
 
     | 
  
   1 
   | 
  
   2 
   | 
  
   3 
   | 
  
   4 
   | 
  
   5 
   | 
  
   6 
   | 
  
   7 
   | 
  
 
     | 
  
   0 
  10 
  20 
  30 
  40 
  50 
  60 
  70 
  80 
  90 
  100 
  110 
  120 
  130 
  140 
  150 
  160 
  170 
  180 
  190 
   | 
  
   0 
  0.0195 
  0.0770 
  0.1696 
  0.2928 
  0.4408 
  0.6069 
  0.7838 
  0.9646 
  1.1425 
  1.3119 
  1.4679 
  1.6069 
  1.7264 
  1.8249 
  1.9017 
  1.9564 
  1.9891 
  2.0000 
  1.9891 
   | 
  
   0 
  0.8965 
  3.5409 
  7.8016 
  13.4703 
  20.2784 
  27.9163 
  36.0553 
  44.3695 
  52.5550 
  60.3452 
  67.5211 
  73.9163 
  79.4149 
  83.9464 
  87.4759 
  89.9926 
  91.4988 
  92.0000 
  91.4988 
   | 
  
   0 
  0.2224 
  0.4336 
  0.6234 
  0.7831 
  0.9064 
  0.9894 
  1.0313 
  1.0335 
  1.0000 
  0.9361 
  0.8481 
  0.7426 
  0.6257 
  0.5025 
  0.3766 
  0.2504 
  0.1249 
  -0.0000 
  -0.1249 
   | 
  
   0 
  4.8207 
  9.3995 
  13.5136 
  16.9757 
  19.6476 
  21.4480 
  22.3553 
  22.4042 
  21.6770 
  20.2912 
  18.3842 
  16.0977 
  13.5635 
  10.8917 
  8.1634 
  5.4284 
  2.7077 
  -0.0000 
  -2.7077 
   | 
  
   1.2850 
  1.2526 
  1.1580 
  1.0085 
  0.8155 
  0.5933 
  0.3575 
  0.1237 
  -0.0942 
  -0.2850 
  -0.4415 
  -0.5603 
  -0.6425 
  -0.6923 
  -0.7166 
  -0.7235 
  -0.7214 
  -0.7170 
  -0.7150 
  -0.7170 
   | 
  
   13126 
  12796 
  11829 
  10302 
  8331 
  6061 
  3652 
  1264 
  -962 
  -2911 
  -4510 
  -5724 
  -6563 
  -7072 
  -7320 
  -7391 
  -7369 
  -7324 
  -7304 
  -7324 
   | 
  
 
  | 
   200 
  210 
  220 
  230 
  240 
  250 
  260 
  270 
  280 
  290 
  300 
  310 
  320 
  330 
  340 
  350 
  360 
   | 
  
   1.9564 
  1.9017 
  1.8249 
  1.7264 
  1.6069 
  1.4679 
  1.3119 
  1.1425 
  0.9646 
  0.7838 
  0.6069 
  0.4408 
  0.2928 
  0.1696 
  0.0770 
  0.195 
  0 
   | 
  
   89.9926 
  87.4759 
  83.9464 
  79.4149 
  73.9162 
  67.5211 
  60.3452 
  52.5550 
  44.3695 
  36.0553 
  27.9162 
  20.2784 
  13.4703 
  7.8016 
  3.5409 
  0.8965 
  0 
   | 
  
   -0.2504 
  -0.3766 
  -0.5025 
  -0.6257 
  -0.7426 
  -0.8481 
  -0.9361 
  -1.0000 
  -1.0335 
  -1.0313 
  -0.9894 
  -0.9064 
  -0.7831 
  -0.6234 
  -0.4336 
  -0.2224 
  0.0000 
   | 
  
   -5.4284 
  -8.1634 
  -10.8917 
  -13.5635 
  -16.0977 
  -18.3842 
  -20.2912 
  -21.6770 
  -22.4042 
  -22.3553 
  -21.4480 
  -19.6476 
  -16.9757 
  -13.5136 
  -9.3995 
  -4.8207 
  0.0000 
   | 
  
   -0.7214 
  -0.7235 
  -0.7166 
  -0.6923 
  -0.6425 
  -0.5603 
  -0.4415 
  -0.2850 
  -0.0942 
  0.1237 
  0.3575 
  0.5933 
  0.8155 
  1.0085 
  1.1580 
  1.2526 
  1.2850 
   | 
  
   -7369 
  -7391 
  -7320 
  -7072 
  -6563 
  -5724 
  -4510 
  -2911 
  -962 
  1264 
  3652 
  6061 
  8331 
  10302 
  11829 
  12796 
  13126 
   | 
     | 
  
 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
  
 
 
5. ДИНАМИКА 
5.1. Силы давления газов 
 
Индикаторную
диаграмму, полученную в тепловом расчете, развертывают по углу поворота
кривошипа по методу Брикса. 
Для
этого под индикаторной диаграммой строят вспомогательную полуокружность
радиусом R=S/2. От
центра полуокружности (точка О) в сторону НМТ откладываем поправку Брикса
равную  
мм (5.1) 
где
Мs=1мм
в мм – масштаб хода поршня на индикаторной диаграмме.  
Полуокружность
делят лучами от центра О на несколько частей, а из центра Брикса (точка О¢)
проводят линии, параллельные этим лучам. Точки, полученные на полуокружности,
соответствуют определенным углам j (на лист 2 интервал
между точками равен 30°). Из этих точек проводят вертикальные
линии до пересечения с линиями индикаторной диаграммы и полученные величины
давлений откладывают на вертикали соответствующий углов j.
Развертку индикаторной диаграммы начинаем от ВМТ в процессе хода выпуска. При
этом следует учитывать, что на свернутой индикаторной диаграмме давление
отсчитывают от абсолютного нуля, а на развернутой показывают избыточное
давление над поршнем ∆Pr= Pr - Po. Следовательно, давления в
цилиндре двигателя, меньшие атмосферного, на развернутой диаграмме будут
отрицательными. Силы давления газов, направленные к оси коленчатого вала,
считаются положительными, а от коленчатого вала – отрицательными. 
Масштабы
развернутой диаграммы: давлений и удельных сил Мр=0.05 МПа в мм; полных сил Мр
= МрFn=0.05·0.00679291=0.00034
МН в мм; угла поворота кривошипа Мj= 3 в
мм, или  
рад в мм (5.2) 
где
ОВ=240 мм – длина развернутой индикаторной диаграммы. 
По
развернутой диаграмме через каждые 10° угла
поворота кривошипа определяют значения ∆рг и заносят в гр.2 сводной таблицы
5.1 динамического расчета (в таблице 5.1 значения даны через 10°). 
 
5.2 Приведение масс частей кривошипно-шатунного
механизма 
 
С
учетом диаметра цилиндра, отношения S/D,
рядного расположения цилиндров и достаточно высокого значения рz
устанавливают следующие значения масс частей КШМ: 
масса
поршневой группы (для поршня из алюминиевого сплава принято mn¢
= 100 кг/м2) 
кг; (5.3) 
масса
шатуна (для стального кованного шатуна принято m¢ш
= 150 кг/м2) 
кг; (5.4) 
масса
неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов (для литого
чугунного вала принято m¢к =140
кг/м2) 
кг; (5.5) 
Масса
шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца: 
кг; (5.6) 
Масса
шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа: 
кг; (5.7) 
Массы,
совершающие возвратно-поступательное движение: 
кг; (5.8) 
Массы,
совершающие вращательное движение: 
кг; (5.9) 
 
5.3 Удельные
полные силы инерции 
 
В
гр. 3 табл. 5.1 заносим значения и определяем значения удельной силы
возвратно-поступательно движущихся масс (гр. 4): 
 кН (5.10) 
Центробежная
сила инерции вращающихся масс 
кН (5.11) 
Центробежная
сила инерции вращающихся масс шатуна 
кН (5.12) 
Центробежная
сила инерции вращающихся масс кривошипа 
кН. (5.13) 
 
5.4 Удельные суммарные силы 
 
Удельная
сила (МПа), сосредоточенная на оси поршневого пальца: 
 (5.14) 
Удельная
нормальная сила (МПа): 
 (5.15) 
Значения
tgb
определяют для выбранного l и заносят в гр.6, а
значения pN – в гр.7. 
Удельная
сила (МПа), действующая вдоль шатуна (гр.9): 
 (5.16) 
Удельная
сила (МПа), действующая по радиусу кривошипа (гр. 11):  
 (5.17) 
Удельная
(гр.13) и полная (гр. 14) тангенциальные силы: 
 МПа (5.18) 
 кН (5.19) 
По
данным табл. 5.1 на листе миллиметровой бумаги строят графики изменения
удельных сил рj , р, ps, pN,
pк
и рТ в зависимости от изменения угла поворота коленчатого вала j
. 
Среднее
значение тангенциальной силы за цикл: 
по
данным теплового расчета: 
Н (5.20) 
по
площади, заключенной между кривой рТ и осью абсцисс: 
МПа (5.21) 
Н (5.22) 
ошибка
% (5.23) 
 
5.5 Крутящие моменты 
 
Крутящий
момент одного цилиндра (гр.15) 
 Нм (5.24) 
Период
изменения крутящего момента четырехтактного двигателя с равными интервалами
между вспышками 
 (5.25) 
Суммирование
значений крутящих моментов всех четырех цилиндров двигателя осуществляется табличным
методом (табл.5.2) через каждые 10° угла поворота
коленчатого вала и по полученным данным строится кривая Мкр в масштабе Мм = 10
Нм в мм. 
Таблица
5.2
Крутящие моменты 
 
 
  | 
   φºколенчатого 
  вала 
   | 
  
   Цилиндры 
   | 
  
 
  | 
   1-й 
   | 
  
   2-й 
   | 
  
   3-й 
   | 
  
   4-й 
   | 
  
   Мкр, 
  Н·м 
   | 
  
 
  | 
   φ°кривошипа 
   | 
  
   Мкр.ц., Н·м 
   | 
  
   φ°кривошипа 
   | 
  
   Мкр.ц., Н·м 
   | 
  
   φ°кривошипа 
   | 
  
   Мкр.ц., Н·м 
   | 
  
   φ°кривошипа 
   | 
  
   Мкр.ц., Н·м 
   | 
  
 
  | 
   0 
  10 
  20 
  30 
  40 
  50 
  60 
  70 
  80 
  90 
  100 
  110 
  120 
  130 
  140 
  150 
  160 
  170 
  180 
   | 
  
   0 
  10 
  20 
  30 
  40 
  50 
  60 
  70 
  80 
  90 
  100 
  110 
  120 
  130 
  140 
  150 
  160 
  170 
  180 
   | 
  
   0 
  -126.06 
  -228.62 
  -286.88 
  -292.31 
  -247.41 
  -164.62 
  -62.482 
  39.089 
  123.80 
  181.71 
  209.64 
  210.75 
  191.53 
  159.34 
  120.73 
  80.137 
  39.822 
  0 
   | 
  
   180 
  190 
  200 
  210 
  220 
  230 
  240 
  250 
  260 
  270 
  280 
  290 
  300 
  310 
  320 
  330 
  340 
  350 
  360 
   | 
  
   0 
  -39.822 
  -80.137 
  -120.73 
  -159.34 
  -191.53 
  -211.90 
  -212.28 
  -186.68 
  -144.11 
  -69.813 
  9.1974 
  97.947 
  157.94 
  165.99 
  137.60 
  84.198 
  17.853 
  0 
   | 
  
   360 
  370 
  380 
  390 
  400 
  410 
  420 
  430 
  440 
  450 
  460 
  470 
  480 
  490 
  500 
  510 
  520 
  530 
  540 
   | 
  
   0 
  308.181 
  458.256 
  379.512 
  300.062 
  239.713 
  274.208 
  297.597 
  335.010 
  347.226 
  376.005 
  358.912 
  323.977 
  272.319 
  217.996 
  162.385 
  104.744 
  50.1729 
  0 
   | 
  
   540 
  550 
  560 
  570 
  580 
  590 
  600 
  610 
  620 
  630 
  640 
  650 
  660 
  670 
  680 
  690 
  700 
  710 
  720 
   | 
  
   0 
  -48.2200 
  -94.9800 
  -140.091 
  -182.025 
  -218.785 
  -235.013 
  -232.097 
  -200.707 
  -137.869 
  -49.7622 
  51.8257 
  154.391 
  238.039 
  284.223 
  280.450 
  224.151 
  124.127 
  0 
   | 
  
   0 
  94.0695 
  54.5114 
  -168.2001 
  -333.6298 
  -418.0159 
  -337.3366 
  -209.2665 
  -13.2920 
  189.0466 
  438.1470 
  629.5764 
  787.0669 
  859.8313 
  827.5603 
  701.1746 
  493.2327 
  231.9763 
  0 
   | 
  
 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 
   
 |