Величина
1,1739 МПа,
полученная планиметрированием индикаторной диаграммы, очень близка к величине 1,1752 МПа, полученной в
тепловом расчете.
Скругление
диаграммы осуществляется на основании следующих соображений и расчетов. Так как
рассчитываемый двигатель достаточно быстроходный (n=4500
мин-1), то фазы газораспределения необходимо устанавливать с учетом получения
хорошей очистки цилиндра от отработавших газов и обеспечения дозарядки в
пределах, принятых в расчете. В связи с этим начало открытия впускного клапана устанавливается за
18º до прихода поршня в ВМТ, а закрытия – через 60º после прохода поршня НМТ. Начало
открытия выпускного клапана принимается за 55º до прихода поршня в НМТ, а
закрытие точка –
через 25º после прохода поршнем ВМТ. Учитывая быстроходность двигателя,
угол опережения зажигания принимается равным 35º, а продолжительность
периода задержки воспламенения – .
В
соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения зажигания
определяем положение точек и по формуле для перемещения поршня.
(3.63)
где
- отношение
радиуса кривошипа к длине шатуна.
Выбор
величины производится
при проведении динамического расче-та, а при построении индикаторной диаграммы
предварительно принимается l=0,285.
Расчеты
ординат точек и сведены в табл. 3.2.
Положение
точки определяется
из выражения:
МПа (3.64)
мм (3.65)
Таблица
3.2
Расчет
ординат точек и
Обозначение точек
|
Положение точек
|
j°
|
|
Расстояния точек от ВМТ
(АХ), мм
|
|
18º до в.м.т.
|
18
|
0.0626
|
2.8773
|
|
25º после в.м.т.
|
25
|
0.1191
|
5.4806
|
|
60º после н.м.т.
|
120
|
1.6069
|
73.9163
|
|
35º до в.м.т
|
35
|
0.2277
|
10.4755
|
|
30º до в.м.т
|
30
|
0.1696
|
7.8016
|
|
55º до н.м.т.
|
125
|
1.6692
|
76.7830
|
Действительное
давление сгорания:
МПа (3.66)
мм (3.67)
Нарастание
давления от точки до
zД
составляет 6.356-2.3526=4,003 МПа или 4.003/10=0.4 МПа/град п.к.в., где 10 –
положение точки zД по оси
абсцисс, град.
Соединяя
плавными кривыми точки r с , с и далее с zД
и кривой расширения с
(точка располагается между
точками b
и a)
и линией выпуска , получаем скругленную индикаторную
диаграмму .
4. КИНЕМАТИКА
1)
Выбор λ и длины Lш шатуна.
В
целях уменьшения высоты двигателя без значительного увеличения инерционных и
нормальных сил отношение радиуса кривошипа к длине шатуна предварительно было
принято в тепловом расчете λ=0.285. В соответствии с этим
мм (4.1)
Построив
кинематическую схему кривошипно-шатунного механизма (рис. 4.1), устанавливаем,
что ранее принятые значения Lш и λ обеспечивают движение шатуна без
задевания за нижнюю кромку цилиндра.
2) Перемещение поршня.
мм. (4.2)
Расчет
Sx производится аналитически через каждые 10º угла поворота коленчатого
вала Значения для при
различных φ взяты из табл. 7.1 [1] и занесены в гр. 2 расчетной табл. 4.1.
3)
Угловая скорость вращения коленчатого вала
рад/с (4.3)
4) Скорость поршня
м/с. (4.4)
Значения
для взяты из
табл. 7.2 [1] и занесены в гр. 4, а рассчитанные значения Vп
– в гр. 5 табл. 4.1.
5)
Ускорение поршня
м/с2 (4.5)
Значения
для взяты из
табл. 7.3 [1] и занесены в гр. 6, а рассчитанные значения j
– в гр. 7 табл. 4.1.
Таблица 4.1
Кинематический расчет
|
φº
|
|
Sx, мм
|
|
Vп, м/с
|
|
j, м/с2
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
130
140
150
160
170
180
190
|
0
0.0195
0.0770
0.1696
0.2928
0.4408
0.6069
0.7838
0.9646
1.1425
1.3119
1.4679
1.6069
1.7264
1.8249
1.9017
1.9564
1.9891
2.0000
1.9891
|
0
0.8965
3.5409
7.8016
13.4703
20.2784
27.9163
36.0553
44.3695
52.5550
60.3452
67.5211
73.9163
79.4149
83.9464
87.4759
89.9926
91.4988
92.0000
91.4988
|
0
0.2224
0.4336
0.6234
0.7831
0.9064
0.9894
1.0313
1.0335
1.0000
0.9361
0.8481
0.7426
0.6257
0.5025
0.3766
0.2504
0.1249
-0.0000
-0.1249
|
0
4.8207
9.3995
13.5136
16.9757
19.6476
21.4480
22.3553
22.4042
21.6770
20.2912
18.3842
16.0977
13.5635
10.8917
8.1634
5.4284
2.7077
-0.0000
-2.7077
|
1.2850
1.2526
1.1580
1.0085
0.8155
0.5933
0.3575
0.1237
-0.0942
-0.2850
-0.4415
-0.5603
-0.6425
-0.6923
-0.7166
-0.7235
-0.7214
-0.7170
-0.7150
-0.7170
|
13126
12796
11829
10302
8331
6061
3652
1264
-962
-2911
-4510
-5724
-6563
-7072
-7320
-7391
-7369
-7324
-7304
-7324
|
200
210
220
230
240
250
260
270
280
290
300
310
320
330
340
350
360
|
1.9564
1.9017
1.8249
1.7264
1.6069
1.4679
1.3119
1.1425
0.9646
0.7838
0.6069
0.4408
0.2928
0.1696
0.0770
0.195
0
|
89.9926
87.4759
83.9464
79.4149
73.9162
67.5211
60.3452
52.5550
44.3695
36.0553
27.9162
20.2784
13.4703
7.8016
3.5409
0.8965
0
|
-0.2504
-0.3766
-0.5025
-0.6257
-0.7426
-0.8481
-0.9361
-1.0000
-1.0335
-1.0313
-0.9894
-0.9064
-0.7831
-0.6234
-0.4336
-0.2224
0.0000
|
-5.4284
-8.1634
-10.8917
-13.5635
-16.0977
-18.3842
-20.2912
-21.6770
-22.4042
-22.3553
-21.4480
-19.6476
-16.9757
-13.5136
-9.3995
-4.8207
0.0000
|
-0.7214
-0.7235
-0.7166
-0.6923
-0.6425
-0.5603
-0.4415
-0.2850
-0.0942
0.1237
0.3575
0.5933
0.8155
1.0085
1.1580
1.2526
1.2850
|
-7369
-7391
-7320
-7072
-6563
-5724
-4510
-2911
-962
1264
3652
6061
8331
10302
11829
12796
13126
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. ДИНАМИКА
5.1. Силы давления газов
Индикаторную
диаграмму, полученную в тепловом расчете, развертывают по углу поворота
кривошипа по методу Брикса.
Для
этого под индикаторной диаграммой строят вспомогательную полуокружность
радиусом R=S/2. От
центра полуокружности (точка О) в сторону НМТ откладываем поправку Брикса
равную
мм (5.1)
где
Мs=1мм
в мм – масштаб хода поршня на индикаторной диаграмме.
Полуокружность
делят лучами от центра О на несколько частей, а из центра Брикса (точка О¢)
проводят линии, параллельные этим лучам. Точки, полученные на полуокружности,
соответствуют определенным углам j (на лист 2 интервал
между точками равен 30°). Из этих точек проводят вертикальные
линии до пересечения с линиями индикаторной диаграммы и полученные величины
давлений откладывают на вертикали соответствующий углов j.
Развертку индикаторной диаграммы начинаем от ВМТ в процессе хода выпуска. При
этом следует учитывать, что на свернутой индикаторной диаграмме давление
отсчитывают от абсолютного нуля, а на развернутой показывают избыточное
давление над поршнем ∆Pr= Pr - Po. Следовательно, давления в
цилиндре двигателя, меньшие атмосферного, на развернутой диаграмме будут
отрицательными. Силы давления газов, направленные к оси коленчатого вала,
считаются положительными, а от коленчатого вала – отрицательными.
Масштабы
развернутой диаграммы: давлений и удельных сил Мр=0.05 МПа в мм; полных сил Мр
= МрFn=0.05·0.00679291=0.00034
МН в мм; угла поворота кривошипа Мj= 3 в
мм, или
рад в мм (5.2)
где
ОВ=240 мм – длина развернутой индикаторной диаграммы.
По
развернутой диаграмме через каждые 10° угла
поворота кривошипа определяют значения ∆рг и заносят в гр.2 сводной таблицы
5.1 динамического расчета (в таблице 5.1 значения даны через 10°).
5.2 Приведение масс частей кривошипно-шатунного
механизма
С
учетом диаметра цилиндра, отношения S/D,
рядного расположения цилиндров и достаточно высокого значения рz
устанавливают следующие значения масс частей КШМ:
масса
поршневой группы (для поршня из алюминиевого сплава принято mn¢
= 100 кг/м2)
кг; (5.3)
масса
шатуна (для стального кованного шатуна принято m¢ш
= 150 кг/м2)
кг; (5.4)
масса
неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов (для литого
чугунного вала принято m¢к =140
кг/м2)
кг; (5.5)
Масса
шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца:
кг; (5.6)
Масса
шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа:
кг; (5.7)
Массы,
совершающие возвратно-поступательное движение:
кг; (5.8)
Массы,
совершающие вращательное движение:
кг; (5.9)
5.3 Удельные
полные силы инерции
В
гр. 3 табл. 5.1 заносим значения и определяем значения удельной силы
возвратно-поступательно движущихся масс (гр. 4):
кН (5.10)
Центробежная
сила инерции вращающихся масс
кН (5.11)
Центробежная
сила инерции вращающихся масс шатуна
кН (5.12)
Центробежная
сила инерции вращающихся масс кривошипа
кН. (5.13)
5.4 Удельные суммарные силы
Удельная
сила (МПа), сосредоточенная на оси поршневого пальца:
(5.14)
Удельная
нормальная сила (МПа):
(5.15)
Значения
tgb
определяют для выбранного l и заносят в гр.6, а
значения pN – в гр.7.
Удельная
сила (МПа), действующая вдоль шатуна (гр.9):
(5.16)
Удельная
сила (МПа), действующая по радиусу кривошипа (гр. 11):
(5.17)
Удельная
(гр.13) и полная (гр. 14) тангенциальные силы:
МПа (5.18)
кН (5.19)
По
данным табл. 5.1 на листе миллиметровой бумаги строят графики изменения
удельных сил рj , р, ps, pN,
pк
и рТ в зависимости от изменения угла поворота коленчатого вала j
.
Среднее
значение тангенциальной силы за цикл:
по
данным теплового расчета:
Н (5.20)
по
площади, заключенной между кривой рТ и осью абсцисс:
МПа (5.21)
Н (5.22)
ошибка
% (5.23)
5.5 Крутящие моменты
Крутящий
момент одного цилиндра (гр.15)
Нм (5.24)
Период
изменения крутящего момента четырехтактного двигателя с равными интервалами
между вспышками
(5.25)
Суммирование
значений крутящих моментов всех четырех цилиндров двигателя осуществляется табличным
методом (табл.5.2) через каждые 10° угла поворота
коленчатого вала и по полученным данным строится кривая Мкр в масштабе Мм = 10
Нм в мм.
Таблица
5.2
Крутящие моменты
φºколенчатого
вала
|
Цилиндры
|
1-й
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
Мкр,
Н·м
|
φ°кривошипа
|
Мкр.ц., Н·м
|
φ°кривошипа
|
Мкр.ц., Н·м
|
φ°кривошипа
|
Мкр.ц., Н·м
|
φ°кривошипа
|
Мкр.ц., Н·м
|
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
130
140
150
160
170
180
|
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
130
140
150
160
170
180
|
0
-126.06
-228.62
-286.88
-292.31
-247.41
-164.62
-62.482
39.089
123.80
181.71
209.64
210.75
191.53
159.34
120.73
80.137
39.822
0
|
180
190
200
210
220
230
240
250
260
270
280
290
300
310
320
330
340
350
360
|
0
-39.822
-80.137
-120.73
-159.34
-191.53
-211.90
-212.28
-186.68
-144.11
-69.813
9.1974
97.947
157.94
165.99
137.60
84.198
17.853
0
|
360
370
380
390
400
410
420
430
440
450
460
470
480
490
500
510
520
530
540
|
0
308.181
458.256
379.512
300.062
239.713
274.208
297.597
335.010
347.226
376.005
358.912
323.977
272.319
217.996
162.385
104.744
50.1729
0
|
540
550
560
570
580
590
600
610
620
630
640
650
660
670
680
690
700
710
720
|
0
-48.2200
-94.9800
-140.091
-182.025
-218.785
-235.013
-232.097
-200.707
-137.869
-49.7622
51.8257
154.391
238.039
284.223
280.450
224.151
124.127
0
|
0
94.0695
54.5114
-168.2001
-333.6298
-418.0159
-337.3366
-209.2665
-13.2920
189.0466
438.1470
629.5764
787.0669
859.8313
827.5603
701.1746
493.2327
231.9763
0
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|