Рис. 1.8. Биссектриса координатного угла.
Пусть
потребитель (как и в начале настоящего раздела) покупает два продукта - пищу
и одежду. Изобразим на рис.1.9. кривую расходов на питание. Ордината любой
точки на этой кривой показывает, как известно, величину расходов на питание при
данном уровне дохода потребителя. Так, I1F1 -
расходы на питание при доходе I1. В то же время I1G1, -
величина суммарных расходов потребителя при доходе I1,
(исходя из рассмотренных свойств линии ОK). Тогда что же показывает
отрезок F1G1? Очевидно, F1G1
= I1G1 - I1F1
-величина расходов потребителя на одежду. Аналогичные рассуждения можно
провести для любого уровня потребительского дохода (например, для дохода I2:
I2F2 - расходы на питание; I2G2 -
суммарные расходы; F2G2 - расходы на одежду).
Таким образом, на рис.1.9. мы можем одновременно видеть, как изменяются при
изменении дохода и расходы на питание, и расходы на одежду.
Рис. 1.9. Расходы на питание, одежду и суммарные
расходы потребителя.
А что
если выйти за рамки нашего двухмерного случая в реальный мир, где потребитель
покупает не два, а гораздо большее число товаров? И в этом случае расходы на
все товары могут быть представлены на одном графике (см. рис. 1.10.),
построенном по тому же принципу, что и рис. 1.9.
Рис.1.10. Распределение потребительских расходов по статьям.
Заметим,
что в теории потребления мы все время предполагаем, что потребитель весь свой
доход тратит на приобретение различных товаров. В действительности же
потребитель при некотором уровне дохода может делать сбережения. В этом случае
доходы потребителя будут превышать расходы на величину сбережений (см.
рис.1.11.).
Рис.1.11. Появление сбережений после некоторого уровня дохода.
С
другой стороны, при низком уровне дохода потребитель вынужден брать деньги в
долг, чтобы свести концы с концами. Эта ситуация представлена на рис. 1.12.
Рис.1.12. При низком доходе потребитель вынужден занимать, при высоком
- может сберегать.
Если
изменение дохода при постоянных ценах выражалось в параллельных сдвигах
бюджетной линии (рис.1.3.), то изменение цены на один из товаров при
постоянстве дохода и цены другого товара будет выглядеть как поворот бюджетной
линии (рис.1.13.). Таким образом, каждому значению цены товара Х будет
соответствовать своя бюджетная линия, а каждой бюджетной линии - своя
точка касания с какой-нибудь кривой безразличия. Соединив все эти точки выбора,
как в предыдущем разделе, мы получим линию цена-потребление товара X.
Рис.1.13. Построение линии цена-потребление товара Х.
То же
самое можно проделать и для цены другого товара, появится линия
цена-потребление товара Y (см. рис.1.14.). Обе линии характеризуют
изменение потребительского выбора при изменении цен товаров Х и Y,
по ним потребитель движется при повышении или понижении цены одного из товаров.
Но каким образом происходит это движение? Необходимо помнить, что потребитель
всегда находится на пересечении этих линий в точке А (см. рис. 1.14.).
Но обе эти линии не просто пересекаются, они "выходят" из этой точки.
Это гипотетические дорожки, по которым будет двигаться потребитель в случае
изменения одной из цен. Причем, когда он будет перемещаться по одной линии,
другая в это время будет двигаться за ним как приклеенная (см. рис.1.15.). Обе
линии всегда должны выходить из той точки, где находится потребитель.
Рис. 1.14. Кривые цена-потребление для товара Х (I), товара Y
(II) и кривая доход-потребление (III).
Рис.1.15. Движение по одной из кривых цена-потребление.
Необходимо
также отметить, что линия доход-потребление тоже выходит из этой точки (см.рис.1.14).
Это третья дорожка возможного движения потребителя при прочих равных. По ней он
начнет перемещаться в случае изменения дохода. Но в реальной действительности
эти траектории могут никогда не реализоваться, всегда существуя гипотетически.
На
основе линии цена-потребление (где изменяется цена товара X) можно
построить график зависимости объема потребления товара Х от его цены (см.
рис.1.16, а). Это есть не что иное, как кривая спроса. Аналогичным
способом можно построить кривую спроса на товар Y (см. рис.1.16, б).
При повышении или снижении цены одного товара будет изменяться потребление не
только этого, но и других товаров. Эту связь между кривыми спроса разберем на
примере падения одной из цен, а именно снижения цены товара Х при
постоянстве цены товара Y.
Рис. 1.16. Кривая спроса
для товара Х (а) и для товара Y (б). Площадь заштрихованного
прямоугольника обозначает сумму расходов на товар.
Итак,
потребитель находится в точке А (см. рис.1.17, а), покупая в
единицу времени x0 товара Х по цене и y0
товара Y по цене (см. рис. 1.17, б). Когда цена Х
внезапно падает с до то, у потребителя появляется лишняя сумма денег, которой
он может распорядиться. Этот выигрыш потребителя не зависит от формы кривой
спроса, он полностью определяется исходным объемом потребления x0 и
величиной падения цены (-). Но кривая спроса показывает, как он распределит
высвободившуюся сумму. Посмотрите на рис. 1.17, а. Потребитель
увеличивает расходы на товар X, переходя по кривой спроса из точки А
в точку В. Заштрихованные площади на рис. 1.17, а показывают
уменьшение расходов из-за снижения цены и их увеличение, связанное с покупкой
дополнительного количества товара X.
Рис. 1.17. Последствия
снижения цены товара X: движение вдоль кривой спроса на товар X (а)
и сдвиг кривой спроса на товар Y (б). Случай низкоэластичного
спроса на товар X. А как это изменение изобразится на втором графике
(рис. 1.17,б)?
Это
выразится не в движении вдоль кривой спроса на товар Y - его цена
остается прежней. Изменение цены на товар Х изображается сдвигом кривой
спроса на товар Y. Но в какую сторону?
Если
эластичность спроса на товар Х по абсолютной величине меньше единицы, то
расходы потребителя на приобретение дополнительного количества товара Х
меньше его выигрыша за счет снижения цены, и в целом его расходы на
приобретение товара Х уменьшатся. Остальная часть его выигрыша пойдет на
увеличение покупки товара Y, и кривая спроса сместится вправо. Площадь
заштрихованного прямоугольника на рис. 1.17,б показывает дополнительные
расходы на товар Y.
Но
если спрос на товар Х высокоэластичен (эластичность по абсолютной
величине больше единицы), то произойдет иначе. Расходы на покупку товара Х
возрастут, и потребителю придется сократить расходы на покупку товара Y,
а, следовательно, уменьшить объем его потребления. Кривая спроса сместится
влево (рис. 1.18,б).
Рис. 1.18. Тот же процесс,
что и на рис. 1.17. Случай высокоэластичного спроса на товар Х.
Но
эластичность не остается постоянной на всем протяжении кривой спроса. На рис. 1.19
показана линейная функция спроса на товар X. Участок I характеризуется
высокой эластичностью, и при снижении цены товара Х на этом участке
кривая спроса на товар Y сдвигается влево. Но в точке В
эластичность становится единичной и при дальнейшем движении продолжает
снижаться, а кривая спроса на товар Y начинает смещаться вправо (участок
II).
Рис.1.19. Кривая спроса на
товар Х имеет высокую эластичность на участке I и низкую эластичность на
участке II.
Распределение
потребителем своего бюджета можно исследовать не только исходя из теоретических
предпосылок (как мы это делали раньше), но и эмпирически - проследить,
какие решения принимают в тех или иных случаях реальные потребители.
Можно
просто попросить их мысленно оценить свой выбор в тех или иных условиях (при
меняющихся доходе или ценах) и на основе их ответов построить кривые типа
"если-то", характеризующие предпочтения конкретных потребителей. Но
здесь есть серьезное препятствие. Совпадет ли мысленная оценка с выбором в
реальных условиях? Попробуйте ответить на вопрос: как бы вы распределили свой
доход, если бы он вырос в два, пять, десять раз?
Для
получения правильных данных и построения, кривых Энгеля или кривых спроса нужно
провести эксперимент. Однако искусственные эксперименты такого рода тоже весьма
трудно осуществимы. Представьте себе, что в вашем городе нужно методично и
спокойно повышать каждую неделю цену на хлеб или каждый месяц уменьшать доходы
и смотреть, как мечутся и волнуются потребители ради нашего научного
любопытства. Или понижать цену на молоко и повышать доходы, а на самом
интересном месте объявить, что эксперимент закончился!
Если
выбрать несколько потребителей, которые сталкиваются с одинаковыми продуктами и
ценами, но имеют разные доходы, и зафиксировать их расходы, то у нас появится
возможность исследовать изменение потребления в связи с изменением дохода.
"Почему?
- может спросить читатель, - ведь это разные люди, и никакого изменения дохода
ни у одного из них не происходит".
Да
потому, что их можно рассматривать как одного и того же потребителя,
помещаемого в одну и ту же систему, но каждый раз с другим доходом. Поэтому,
нанеся их расходы на питание, одежду и т. д. на график, можно получить кривые
Энгеля. А если мы во время исследования постараемся захватить представителей
разных имущественных слоев, у нас получится как бы вертикальный срез целого
общества – картинка, показывающая, кто, сколько и чего потребляет в момент
исследования, и изображающая реакцию людей на изменение дохода.
2.
Анализ потребления в Украине и развитых странах
2.1.
Совокупное потребление в Украине. Структура семейных бюджетов
Статистика
домашних хозяйств населения – одна из отраслей социально- экономической
статистики, изучающая уровень жизни населения страны и, главным образом, его
материальное положение. Материалы обследования домашних хозяйств населения
характеризуют изменения структуры доходов и потребительских расходов населения,
уровень доходов, расходов, потребления и т.п. различных групп населения, позволяют
выявить различия в этих уровнях в зависимости от состава семьи, занятости ее
членов; показывают роль отдельных источников в формировании доходов,
зависимость потребления от уровня доходов; позволяют проследить за изменением
потребительского спроса; характеризуют дифференциацию населения по уровню
дохода и т.д.
Используется для
обоснования приоритетных мероприятий в области определения эффективности
мероприятий по социальной защите населения, особенно малообеспеченных его слоев
при переходе к рыночной экономике.
Рассмотрим
потребление населения Украины (см. табл. 2.2.), в среднем за месяц на одного
человека в килограммах.
Таблица
2.2.
Потребление
продуктов питания в семьях в 2000-2006гг.
|