Меню
Поиск



рефераты скачать Моделирование потребительской функции

Моделирование потребительской функции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  УКРАИНЫ

 

ЯЛТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

 


 

Кафедра экономики и менеджмента



Работа допущена к защите                             Работа защищена с оценкой

_______________________

научный руководитель                                               «___»_____________2007г.

______________   Подписи членов комиссии

«___»___________________2007г.  ________________________

 

Моделирование потребительской функции

 

Курсовая работа по дисциплине

«Микроэкономика»

 

 

Выполнила студентка 2-го курса

гр.

____________________________

 «___»__________________2007г.



г. Ялта-2007г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы моделирования потребительской функции………...5

1.1. Сущность потребительской функции……………………………………….5

1.2. Кривые Энгеля………………………………………………………………..8

1.2.1. Нормальные блага………………………………………………………….8

1.2.2. Низшие блага……………………………………………………………...10

1.3. Кривые Энгеля для совокупного потребления……………………………11

2.Анализ потребления в Украине и развитых странах…………….………….21

2.1. Совокупное потребление в Украине. Структура семейных бюджетов…21

2.2. Потребление в развитых странах. Структура семейных бюджетов……..28

3. Проблемы повышения жизненного уровня населения в Украине………...37

3.1. Уровень и качество жизни населения……………………………………..37

3.2. Безработица молодежи……………………………………………………...52

Заключение……………………………………………………………………….50

Список использованной литературы

Введение


Спрос и предложение - наиболее часто используемые в экономической теории термины (по вполне уважительной причине). Спрос и предложение - силы, приводящие в движение маховик рыночной экономики. Они определяют количество производимых товаров и цену, по которой продаются продукты.

Но, для того, чтобы знать, что предложить, необходимо выяснить наиболее интересующие потребителя области. В любой из них вниманию потребителя предлагается огромное количество товаров и услуг. Однако он не имеет возможности удовлетворить все свои запросы. Он стоит перед выбором. Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей.

Факторами являются спроса: цена товара; изменение уровня доходов; изменения в структуре населения (например, увеличение удельного веса пенсионеров увеличивает спрос на лекарства); изменение цен на другие товары, особенно товары-заменители; экономическая политика правительства; изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и т.п. Влияние доходов на спрос: чем выше доходы, тем выше спрос на нормальные блага, при низких доходах - повышается спрос на низшие блага.

Целью данной курсовой работы является изучения моделирования потребительской функции.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1.     теоретические основы моделирования потребительской функции:

Ø                определение сущности потребительской функции,

Ø                изучение кривых Энгеля для нормальных и низших благ, а также для совокупного потребления;

2.     анализ потребления в Украине и развитых странах:

·                   совокупное потребление в Украине, анализ структуры бюджета семьи,

·                   потребление в развитых странах,  анализ структуры бюджета семьи в развитых странах;

3.     проблемы повышения жизненного уровня населения Украины:

ü                уровень и качество жизни населения,

ü                безработица молодежи.

Предметом исследования явилось изучение потребления населения Украины, а также развитых стран.

Основой для написания данной курсовой работы послужили монографии отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической экономической литературы по исследуемой проблеме, законодательные и нормативные акты Украины.

 

1. Теоретические основы моделирования потребительской функции

 

1.1. Сущность потребительской функции

 

Функция потребления – функция, характеризующая отношение реальных потребительских расходов к реальному наличному доходу. В самом общем виде это взаимосвязь между потребительскими расходами и доходами за вычетом налогов.

Функция потребления, построенная в соответствии с гипотезой абсолютного дохода, сегодня считается чрезвычайно упрощенной. Один из современных вариантов подходов к построению функции потребления заключается в том, что различают три вида этой функции: краткосрочную, долгосрочную и функцию потребления с учётом разных доходов населения (подоходная функция).

Склонность к потреблению – доля реального наличного дохода  населения, направляемая на цели потребления (в реальном исчислении). Доля реального наличного дохода населения, направляемая им на цели сбережения определяет склонность к сбережению.

Используются показатели предельной склонности к потреблению или сбережению, определяемые как доля дополнительной единицы реального наличного дохода, направляемая на дополнительное потребление  или сбережение.

Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна единице.

Краткосрочное потребление  вполне описывается кейнсианской функцией потребления: С = С0 + Су у (рис.1.1.).



С                             урасх = удох                         С1

                                                                  

                                                           С2


  

С0

                                                               уv

Рис.1.1.  Кейнсианкая функция потребления


Долгосрочная функция потребления имеет вид С = Су у (рис.1.2.), эмпирически подтверждённый С. Кузнецом. т.е. средняя и предельные нормы потребления равны.


         Урасх                                 Е

                                                 С                 



                                                          Удох  

Рис.1.2.   Функция потребления в долгосрочном периоде


Когда анализируют подоходную функцию потребления, рассматривают изменения С и располагаемого дохода не во времени, а разбивают домохозяйства страны на группы по величине их дохода в определённое время и изучают взаимосвязь потребления и дохода для различных групп населения. Для этих функций можно составить следующую сводную таблицу по их свойствам.

Таблица 1.1.

Свойства функций потребления

Функция

Предельная

склонность к потреблению

Средняя склонность к

потреблению

Автономное потребление

Зависимость между С и уv

Краткосрочного периода

падает с ростом

дохода

падает с ростом

дохода

>0

непропорциональная

Долгосрочного периода

постоянная

постоянная

0

пропорциональная

Подоходная

падает с ростом

 дохода

падает с ростом

 дохода

>0

непропорциональная

 

Поскольку сбережения есть непотреблённая часть дохода, каждой функции потребления соответствует своя функция сбережений, которая выводится посредством вычитания из функции располагаемого дохода функции потребления.

Если С=С0+Сyу, то S= -C0 + (1-Cy) y=-C0+Syy,  где SyºDS/Dy - предельная склонность к сбережению, дополняющая предельную склонность к потреблению до 1: так как Dy=DC+DS, то 1=Sy+Cy

                    С,S                                       y 


                                                                        С    

                                                                       S                                                                      

                  C=y0                                                                             

                       C0

                               45°                                                                        
                                     0              y                               y

                      -C0

 

Рис.1.3. Графики функций потребления и  сбережения от дохода.


 Графически функция сбережений строится путем вертикального вычитания графика функции потребления из графика дохода, образующего угол в 45° с линией абсцисс (рис.1.3.). При у<у0 потребление превышает доход и поэтому сбережение - величина отрицательная. При у=у0 доход целиком расходуется на текущее  потребление и сбережение равно нулю. Если у>у0, часть располагаемого дохода сберегается.

 

1.2. Кривые Энгеля

 

1.2.1. Нормальные блага

При некотором заданном доходе и заданных ценах потребитель однозначно определяет свои расходы - выбирает на бюджетной линии точку, которая соответствует самой "полезной" кривой безразличия. А что произойдет, если изменится доход и, следовательно, изменятся покупательные возможности потребителя? При неизменных ценах это выразится в параллельном сдвиге бюджетной линии. В случае увеличения дохода она отодвинется от начала координат и потребителю станут, доступны более далекие кривые безразличия, а в случае уменьшения приблизится к началу координат и потребителю придется перейти на меньший уровень полезности.

На каждом уровне дохода потребитель будет выбирать самый полезный набор благ, и можно сказать, что каждой бюджетной линии соответствует своя оптимальная точка. Если мы рассмотрим все возможные уровни дохода и соединим все точки выбора, соответствующие каждому уровню, то мы получим линию доход-потребление. По ней движется потребитель при изменении своего дохода (рис. 1.4.).


 

 


Рис. 1.4. Кривая доход-потребление.
х - питание, а y - одежда


На основании линии доход-потребление можно построить график доход-расходы для отдельного блага. На горизонтальной оси будем откладывать величину дохода, а на вертикальной - денежную сумму расходов на данное благо (рис. 1.5.). Кривые такого типа называют кривыми Энгеля - по имени немецкого статистика XIX в. По характеру кривых Энгеля можно судить об отношении потребителя к благам: c ростом дохода кривая расходов на питание теряет наклон - спрос насыщается, а кривая расходов на одежду становится все круче - почти все приращение дохода уходит на одежду. Эта зависимость была видна на линии доход-потребление (рис. 1.4.).


 

 

 

 

 

Рис. 1.5. Кривые доход-расходы на питание (а) и одежду (б).


Отметим, однако, что с увеличением дохода потребитель покупает больше и пищи, и одежды. В таких случаях экономисты говорят, что продукты питания и одежда являются нормальными товарами с точки зрения потребителя.

Но даже и для одного потребителя один и тот же товар может являться нормальным при одном уровне дохода и низшим благом при другом уровне. Рассмотрим потребителя, который любит и кофе, и чай, но все же в некоторой степени предпочитает кофе: при небольшом уровне дохода чай будет являться для этого потребителя нормальным товаром, однако с ростом дохода, когда кошелек сможет выдержать переход потребителя на кофе, чай рискует оказаться низшим благом.

 

1.2.2. Низшие блага

Если же объем закупок некоторого товара падает при увеличении потребительского дохода, то такой товар носит название низшего блага (англ. interior good). Например, большинство хозяек с увеличением дохода предпочитают использовать при приготовлении пищи все меньше дешевого маргарина, заменяя его более дорогим (но, по общему мнению, и более привлекательным) сливочным маслом.

Следует подчеркнуть, что один и тот же товар может быть низшим благом для одного потребителя и нормальным товаром для другого. Так, если потребитель рассматривает чай лишь как дешевый заменитель кофе, то с ростом дохода он будет, естественно, сокращать закупки чая, заменяя его кофе, и чай окажется низшим благом. В то же время для другого потребителя, который пьет чай потому, что ему это нравится, чай не будет низшим благом.

 

Рис. 1.6. Линия доход-потребление (чай - низшее благо).

На рис.1.6. представлена линия доход-потребление некоторого потребителя для случая чай-кофе. Легко заметить, что эта линия на участке выше точки К поворачивает в направлении уменьшения потребления чая (в отличие от линий доход-потребление для пищи и одежды, изображенной на рис. 1.5.). Такой поворот линии доход-потребление на рис.1.6. означает, что при уровне дохода потребителя, превышающем уровень, для которого оптимальной комбинацией кофе и чая является набор K, чай становится низшим благом. На основе рис.1.6. можно построить кривую Энгеля для расходов на чай (см.рис. 1.7.).


Рис. 1.7. Чай - нормальный товар при доходе меньшем,
чем I1, низшее благо при доходе выше I1.

 

1.3. Кривые Энгеля для совокупного потребления


Перейдем теперь к весьма важному свойству кривых Энгеля: оказывается, кривые расходов на все потребляемые товары могут быть представлены на одном графике. Как это сделать? Проведем на плоскости доход-расходы линию, на которой расходы равны доходу. Как известно из курса математики, эта линия - биссектриса центрального угла (см. рис.1.8.). На рис. 1.9. эта линия показана прерывистой линией. Так как мы считаем, что потребитель весь свой доход тратит на приобретение товаров, данная линия представляет собой линию суммарных расходов потребителя на все приобретаемые товары.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.