Меню
Поиск



рефераты скачать Мотивация в туризме

- признание. Поиск действий, связанных с формированием своего статуса, повышение престижа, имиджа. Одни находят удовлетворение этой потребности в приобретении определенных туристских продуктов, для других же более важен сам процесс обслуживания.

- познание. Постоянная нацеленность на новые открытия, знания, действия. Выявление потенциальных потребителей, действиями которых руководит данный мотив, чрезвычайно важно, особенно при внедрении на рынок нового туристского предложения. Их пример способствует более легкому и быстрому принятию новой услуги основными группами потребителей.

- следование моде. В каждой группе потенциальных потребителей есть те, чье поведение на рынке определяет именно этот мотив. Задача туристской фирмы состоит в том, чтобы вовремя его определить и сделать соответствующее предложение.

- желание быть принятым в обществе. Человек, помимо личного признания и желания чувствовать свою значимость в обществе, стремится быть принятым им. Люди в большей или меньшей степени хотят нравиться окружающим. Этот чисто эмоциональный мотив может подталкивать клиентов к совершению определенных действий. Клиенты, для которых этот мотив является наиболее сильным, предпринимают такие действия самостоятельно. Другие же могут быть более сдержанными в этом плане.

Нужно отметить, что, несмотря на большое количество разработанных теорий мотивации, все они объясняют поведение человека по-разному собственному усмотрению.

На принятие человеком решения об участии в исследовании влияет такое число обстоятельств, что задача учесть их все вряд ли является разрешимой. Ведущим фактором регуляции любого человеческого поступка – является мотивация. Она включает в себя все виды побуждений - мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки и тому подобное. Мотивами называется то, что побуждает человека к той или иной деятельности. Проблема создания мотивации участия – чрезвычайно важная методическая задача, потому что в зависимости от того, какой смысл придаёт человек своим действиям, выступая в качестве участника исследования, меняется не только их направленность, но и эффективность выполнения. Мотивы, побудившие респондента, могут в той или иной мере соответствовать целям исследования.

При исполнении роли респондента различаются следующие виды мотивов:

-   человек находит удовлетворение в проявлении активности в данном виде деятельности (например, с удовольствием рассуждает на предложенную интервьюером тему; в самостоятельно заполняемой анкете подчёркивает номера ответов, аккуратно вписывает недостающие фразы);

-   стремление к результату, иногда безотносительно к тем действиям, с помощью которых он достигается (например, быстрее ответить на все вопросы; скорее заполнить анкету, ценой пропуска части вопросов);

-   стремление использовать данную деятельность в каких-либо иных, не имеющих к ней прямого отношения;

-  стремление получить общественную оценку своей деятельности и своей личности (например, «добросовестный, отзывчивый человек) [9, с. 12].

Мотивация участия в исследовании может быть охарактеризована и в другом ракурсе: как стремление достичь успеха или избежать неудачи. Для первого характерны подробность ответов, высокая степень заполнения анкеты, наличие комментариев. Для второго – уклонение от участия в обсуждении, связанное с риском неправильно ответить, не­правильно понять и тому подобное. Задачей является обеспечить интерес респондента к цели исследования и поддержать интерес к процессу участия. Усилия следует направлять на то, чтобы делать полезным результат и приятным процесс для респондента.

Для достижения результативности и эффективности исследования соблюдались следующие правила:

1.   Исследования носили комплексный и систематический характер.

2.   Соблюдались подходы, основанные на объективности (выводы предполагали и основывались на фактах), точность (данные должны быть максимально точными) и тщательность (рассматривались все до­пустимые, известные и уместные факты).

3.   Социологическое исследование было тщательно спланировано и состоит из комплекса последовательных этапов:

-   определение цели исследования;

-   сбор информации;

-   анализ информации;

-   представление результатов исследования.

Цель вытекала из специфики представлений темы и явилась актуальной для данной работы.

Сбор информации предлагает в зависимости от особенностей объекта исследования использование методов изучения рынка, потребителей.

Анализ собранной информации предполагает переработку с по­мощью методов и приёмов, а также извлечение необходимых сведений из полученных данных. При анализировании использовался общенаучный метод - системный анализ. Он используется широко в исследованиях, поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей [25, с. 106].

Представление результатов исследования предлагает разработку выводов. Выводы вытекают из результатов анализа. Результаты анализа представлены в наглядной форме в виде диаграмм.

При проведении исследования использовалась система сбора пер­вичной информации. Основным методом сбора первичных данных является опрос.

Опрос позволяет выявить систему предпочтений, на которые ориентируется целевой рынок потребителей при выборе определённых туристских продуктов, оценке различных форм обслуживания, обращение к услугам различных фирм.

Опрос основан на устном и письменном обращении к потребителям и работникам фирмы с вопросами, содержание которых представляют цель исследования.

От источника первичной информации проводились массовые и специализированные опросы.

В массовом опросе источником информации выступали различные категории населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа, а в специализированных опросах источником информации являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность связана с предметом исследования.

Частота проведения опроса имела разовый характер. Если в дальнейшем по этой анкете провести опрос, то можно будет выявить жизненный цикл запросов и основные тенденции их изменений с течением времени.

По степени охвата применялся сплошной метод. Применялась следующая форма опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам письменно отвечал на вопросы в присутствии анкетёра.

По форме проведения оно было индивидуальным.

Также непосредственно происходило личное общение с опрашиваемым, при котором интервьюер задавал вопросы и фиксировал ответы.

По форме проведения общение было прямым (личным). Личное интервью позволило наблюдать за интервьюером и выслушать дополнительную информацию.

Точность результатов опроса, проводимого в любой форме, зависит от качества инструментария (анкеты).

Анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.

При составлении анкеты принимались во внимание ряд обстоятельств:

- эффективность проведения анкетирования зависит от того, какие вопросы заданы, в какой последовательности, какие возможные варианты ответов заключены в них. Все вопросы должны быть проанализиро­ваны на предмет их умственности и целесообразности;

-   форма вопроса в значительной степени влияет на ответ;

-   анкета строится таким образом, чтобы просматривалась её четкая внутренняя логика.

На первом листе анкеты (Приложение А) всегда стоит вводная часть. В ней указывается, кто проводит опрос, с какой целью проводится опрос. Вводная часть подчёркивает уважительное отношение к опрашиваемым.

В начале раздела анкеты включаются вопросы, позволяющие определить социально-демографический портрет респондентов (пол, возраст).

Далее в анкете располагаются контактные вопросы. Задачей является заинтересовать собеседника, ввести в курс изучаемых проблем, провести «разминку».

Эти вопросы являются относительно простыми, лёгкими для ответов.

Контактные вопросы, например:

«Вы предпочитаете проводить отпуск?»,

«Вы планируете проводить отпуск в рождественские праздники?»,

«В какой стране Вы хотели бы  провести рождественские праздники?».

Каждой поставленной задаче должен соответствовать блок основных вопросов.

Также анкета состоит из закрытых вопросов. Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из полного набора вариантов, приводимых в анкете.

Вопрос с выборочным ответом. Суть: выбор предлагается сделать из двух и более вариантов. Например: «Какие цели Вы преследуете при выборе путешествия в рождественские праздники:

1.    Отдых.

2.    Познание.

3.    Развлечение.

4.    Лечение.

5.    Паломничество».

«Каким видом транспорта Вы намерены воспользоваться: авиа, автобус, ж/д, другое», «Чем Вы руководствуетесь при выборе туристской фирмы?», «Какие виды дополнительных услуг Вы планируете приобрести в туристской фирме?», «Какую сумму Вы хотите потратить на проведение отпуска?» - как и в других вопросах, здесь даются более двух вариантов ответов.

В завершении анкеты можно использовать расслабляющие вопро­сы или заключительную фразу. Эта фраза выражает искреннюю благодарность за участие в исследовании.

Для повышения качества анкетирования и успешного проведения соблюдались рекомендации, которые были весьма полезны при получе­нии первичной информации.

1.  Соблюдение принципиальных требований к формулированию вопросов:

-   вопросы являются простыми и понятными;

-   вопросы носят однозначный характер.

2.   Соблюдение принципов построения анкеты. Порядок вопросов: от простых – к сложным, от общих – к специальным, от необязательных – к деликатным.

3.   Выбор оптимального объёма анкеты: анкета включает в себя 12 вопросов. Занимаемое время при заполнении анкеты 4-10 минут.

Для анкеты 10 вопросов являются оптимальным решением, так как громоздкие анкеты вызывают большое число отказов от ответа. Максимальное время для заполнения анкеты не должно превышать 20 минут.

4.   Предварительная оценка качества анкеты: при анализировании анкеты использовался анализ, заданные группы объектов через комбинацию многих переменных, объяснялись различия и возможность отнести объект к какой-либо группе на основе его характеристик.


2.3. Анализ результатов социологического исследования туристской мотивации

Для проведения социологического исследования была разработана анкета (приложение А), по которой было опрошено 120 человек на базе нескольких турфирм г.Челябинска (Приложение Б). Проанализировав анкетные данные, мною были сделаны следующие выводы.

Первый вопрос анкеты несёт демографический характер. Определяется соотношение женского и мужского пола.

71,2 % опрошенных составляют женщины и 28,8% - мужчины. Отсюда можно сделать следующие выводы, что наиболее активное участие в опросе принимали женщины, так как женщины более требовательны и любознательны, чем мужчины, легче идут на контакт и располагают временем для участия в опросе.

Данный вопрос анкеты является стандартным и выявляет соотношение женского и мужского пола к туристской среде, также носит демографический характер, где указывается возрастной критерий опрошенных, представленный на рисунке 2.1.

На рисунке 2.1. видим, что из 120 человек опрошенных 73 составляют люди менее 35 лет, а более 35 лет составляют 27 человек, что соответствует 60,8% и 39,2% соответственно.

 

Рис. 2.1. Половозрастные критерии оценки выбора турпродукта


Из полученных данных по этому вопросу, так же проанализировав остальные результаты, можно сделать следующие выводы: мотивация выбора путешествия в значительной степени зависит от возраста. Люди до 35 лет предпочитают более активный вид отдыха, относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, весёлый вечерний отдых (дискотеки, бары, встречи по интересам, праздничные развлекательные программы, и так далее). На туристическом рынке преобладает много предложений, связанных с молодёжным отдыхом, что вызывает спрос. Люди старше 35 лет предпочитают менее активный отдых, более спокойный (курортно-пляжный отдых, экскурсии по историческим местам), как правило, обеспечены, знают цену деньгам и развлечениям. Основной мотив этой группы - за свои деньги получить отличный отдых и провести весело время.

Второй вопрос позволяет определить насколько опрошенные нуждаются в организации своего отдыха. Предпочитают ли пользоваться уже готовыми предложениями, либо же способны самостоятельно организовывать свой отдых, независимо ни от кого.

На рисунке 2.2. можно сделать вывод об уровень спроса на услуги туристических фирм. Показано, что из 120 опрошенных готовы доверить организацию своего отдыха туристическим агентам 81,6%, то есть 98 человек, а оставшиеся 22 человека, то есть 18,4%, предпочли самостоятельно организовать свой отдых.

Из результатов опроса видно, что уровень спроса на услуги туристических фирм довольно велик, однако, при правильном мотивировании населения, он может быть больше.


Рис. 2.2. Уровень спроса на услуги туристических фирм.


Третий вопрос анкеты определяет предпочтение туриста в выборе компании для отдыха.

На рисунке 2.3. показано, что потенциальных клиентов, обращающихся в туристскую фирму, предпочли бы отдых с семьей 57% (68 человек), 33% (40 человек) отдают своё предпочтение отдыху с друзьями, только 10% (12 человек) из опрошенных 120 выбирают самостоятельный отдых.

Из этих данных можно сделать следующие выводы: Одним из важных мотивов при выборе путешествия является окружение туриста.

По данным анкеты наибольшее предпочтение отдается отдыху с семьей, что характеризует мотивационный исход: семья является наиболее важной потребительско-покупательской организацией общества. Как правило, люди путешествующие семьей располагают достаточными средствами для предпочтительного им вида отдыха, стремятся обеспечить отдых ребёнка. Также они относительно ограничены в возможности выбора вида отдыха и развлечений. Отдых с друзьями – связан, как правило, с подавлением негативных моментов, возможностью приобретения новых интересов, приятным времяпрепровождением отдыха, наличием компаньона при путешествии.

Самое наименьшее количество опрошенных предпочитают самостоятельный отдых. Для туриста этой группы предполагается наибольшая степень учета его потребностей, высокая степень самостоятельности, малая коммуникабельность.

Рис. 2.3. Предпочтения туристов в выборе компании для отдыха

Рис. 2.4. Выбор места для проведения отдыха.


Четвертым вопросом анкеты является выбор страны для проведения летнего отдыха. Результаты показаны на рисунке 2.4.

Исследования показали, что 15% (18 человек) опрошенных клиентов предпочли бы провести отпуск в Европе, 42,5% (51 человек) в теплых странах (Египет, Турция), 20,8% (25 человек) выбрали страны Востока (Индия, Китай), 26,6% (32 человека) в России и 10% (12 человек) прочие страны. 

Анализируя анкетные данные, мы пришли к выводу, что сегодня Турция и Египет привлекает туристов, прежде всего сочетанием невысокой цены и неплохого качества.

Пятый вопрос позволил определить то, чем руководствовались туристы при выборе направления. Распределение критериев в процентном отношении можно проследить на рис. 2.5. При определении критериев было выделено следующее: 1) интенсивность рекламы, 2) отзывы знакомых, 3) популярность 4) прочее.

Наиболее популярным критерием среди заполнявших анкету является отзывы знакомых, составил 49%, популярность – 26%, интенсивность рекламы – 15%, другое - 10%.

Из приведенного выше анализа можно сделать следующие выводы. Самым высоким критерием является отзывы знакомых, популярность, что характеризует более высокий уровень спроса на выбор турпродукта, а такие критерии как интенсивность рекламы и прочее играет второстепенную роль.


Рис. 2.5. Критерии при выборе места отдыха


Шестой вопрос является одним из основных, он определяет цели, преследуемые при выборе путешествий, рассмотрены на рисунке 2.6.

Основными мотивами у людей, выезжающих за рубеж, являются: развлечение и отдых, составляющие 47% (56 человека). Человек, посещающий какую-либо страну, желает почувствовать атмосферу развлечений, при этом посещает национальные праздники, фестивали, карнавалы, аттракционы, аквапарки, театры и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.