Объект – мотивация туристского
путешествия.
Предмет – факторы, влияющие на
мотивацию туристских путешествий и выбор туристского продукта.
Цель работы: изучить мотивацию туристского
путешествия, ее влияние на выбор туристского продукта.
Для достижения
поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать
факторы, влияющие на мотивацию при выборе туристского продукта.
2. Выявить
мотивы, влияющие на выбор турпродукта.
3.
Проанализировать влияние различных факторов окружающей среды на здоровье
человека в современном обществе и его безопасность.
Методологической
основой написания работы явились: труды отечественных и зарубежных специалистов
в области психологии (П. М. Якобсон, Ф. Е. Василюк, А. П. Леонов, О. Н.
Чернышева и другие), так же специалисты, практикующие в туристской сфере (А. Ю.
Александрова, В. А. Квартальнов, А. Д. Чудновский, В. С. Кабанов, В. С. Сенин
и другие) [1, 59, 12, 35, 29, 17, 23, 50].
Методы
исследования дипломной
работы:
1. Анализ и обобщение
литературных источников.
2. Сбор и обработка
практического материала.
3.
Анкетирование.
4.
Математическая
обработка данных, полученная при исследовании работы.
Новизна работы: произведена оценка уровня
использования мотивирующих факторов, проведены исследования по выявлению мотивов,
влияющих на выбор турпродукта.
Практическая
значимость работы
заключается в том, что материалы исследования могут использоваться в деятельности
туристского предприятия по выявлению мотивации путешествия и выбора
турпродукта, что может способствовать продвижению и реализации туристского
продукта.
Структура работы:
введение, две
главы, заключение, библиографический список, приложения.
Глава
1. Теория мотивации как основа туристической деятельности
1.1.
Место
мотивации и потребностей в процессе активизации деятельности
Мотивы, являясь
личностным побуждением к активности, тесно связаны со средой жизнедеятельности.
В ней содержится вся совокупность потенциально возможных стимулов.
Индивидуальность человека проявляется в выборе стимулов.
Под мотивами
понимаются причины поведения человека, вследствие которых он поступает и
действует именно так, а не иначе. Поэтому мотивы и рассматриваются как причины,
определяющие выбор, направленность поведения. Деятельность человека
побуждается, как правило, не одним, а многими мотивами, поэтому они могут
находиться между собой в различных отношениях. В основе того или иного поступка
может лежать борьба мотивов, мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга,
среди них может выделиться основной или ведущий мотив, подчиняющий себе другие.
Мотивационная
сфера
проявляется так же, как и другие структурные образования личности, во множестве
качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит то, какие именно
свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие — с
большими трудностями, медленнее. Поскольку наиболее общая структура личности
состоит из совокупностей качеств, проявляющихся в отношении к себе, к обществу
и к выполняемой деятельности, в мотивационно-потребностной сфере соответственно
существуют три вида направленности личности: личная, коллективистская и
деловая. Возможное преобладание одной из них будет проявляться в соответствующей
этой направленности группе качеств.
Деловая
направленность будет проявляться в таких свойствах, как целеустремленность,
пунктуальность, принципиальность, организованность.
Наиболее сложным
образованием в структуре личности является характер. Характер есть устойчивая
высокоиндивидуальная совокупность особенностей личности, которая приводит к
наиболее типичному для нее поведению (в определенных жизненных условиях и
обстоятельствах). Будучи относительно устойчивой системой качеств, характер тем
не менее формируется, развивается на всем жизненном пути.
Одна из основных
закономерностей образования характера — переход ситуативно проявляемых качеств
и свойств, определяемых статусом, ролями, ценностными ориентациями, мотивами, в
наиболее устойчивые характеристики. Так, если анализировать формирование
характера в зависимости от мотивации, то можно увидеть, что характер во многом
есть система постоянно действующих обобщенных побуждений. Мотивы и побуждения —
это строительный материал, из которого складывается характер. Мотивы,
побуждения, сначала проявляясь ситуативно и в результате случайных
обстоятельств, закрепляются, распространяясь на однородные по отношению к
первоначальной ситуации и становясь таким образом устойчивыми чертами
характера.
Потребности как
источник активности личности
Человек живет в
сложном и многообразном мире физических, социальных, политических,
идеологических и других явлений и событий. Не на все эти явления он реагирует
одинаково, не все они становятся для него интересны. Что же определяет
избирательность в человеческом поведении? Что служит источником активности
личности? В психологии ответ на эти вопросы достаточно однозначен. Источник
активности личности — ее потребности. Потребность — это переживание человеком
нужды в каком-либо объекте, условиях среды, необходимых для его существования и
развития. Поэтому потребности как внутренние психические состояния регулируют
поведение личности, определяют направленность мышления, чувств и воли человека.
Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Обычно
процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная
деятельность. Удовлетворяя потребности и достигая цели, человек тем самым
создает новые объекты, новые условия среды, которые в свою очередь порождают и
новые потребности.
Потребности,
будучи психическим отражением объективной нужды человека в чем-либо,
формируются и развиваются в результате существенного влияния социальной стороны
жизни и воспитания. Даже чисто биологические потребности, обеспечивающие жизнедеятельность
человека (питание, движение, теплообмен и т.д.), подконтрольны потребностям
социальным, духовным.
В истории
человеческого общества потребности являются следствием развития производства. В
процессе деятельности люди приспосабливают объекты, вещи к своим потребностям.
Поэтому потребности человека тесно связаны и во многом определяются содержанием
развития производства и распределения.
Потребности есть
основной источник активности в познавательной и практической деятельности
человека. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен найти для этого
пути и средства в сложном социальном мире, он должен уметь ставить перед собой
и решать практические и теоретические задачи. В связи с этим мышление выступает
в качестве такого психологического процесса, который обеспечивает поиск
необходимых средств, способов и методов удовлетворения возникших потребностей.
Не только
мышление, но и воля побуждается потребностями. Благодаря волевому усилию,
целенаправленности, настойчивости, упорству человек преодолевает трудности,
препятствия, встающие на пути удовлетворения потребностей.
Потребности
становятся главными причинами определенных психологических состояний,
переживаний, чувств человека. В зависимости оттого, удовлетворяются или не
удовлетворяются потребности, человек переживает состояния напряжения или
спокойствия, эмоции — радость или горе, чувства удовлетворенности или
неудовлетворенности.
Потребности
человека многообразны по своей природе, однако для каждой личности характерна
определенная система потребностей, включающая доминирующие, преобладающие
потребности и потребности, подчиненные им. Доминирующие потребности могут
подавлять все остальные и в связи с этим определять основное направление
поведения и деятельности. Так, человек, испытывающий постоянную потребность в
успехе, все свои поступки и действия подчиняет этой потребности. Порой ему
важен успех сам по себе, без учета средств и способов его достижения, их
морально-нравственной ценности. Этой главной потребности могут быть подчинены
потребности в познании, общении, труде и так далее
Другой пример:
поведение человека, чьи мысли, поступки обусловлены потребностью в социальной
справедливости. Он, скорее всего, будет вести себя так, что потребности в
личном успехе, социальной безопасности и другие будут иметь второстепенное
значение.
В условиях
совместной производственной деятельности важно, чтобы в поведении человека
ведущими становились такие общественные потребности, как потребность в труде,
общении, общественной деятельности.
Ведущей
потребностью человека должна стать потребность в труде. Она проявляется в
стремлении к труду как жизненно необходимой деятельности, концентрирующей
вокруг себя все духовные и физические возможности человека. Хотя эта
потребность имеется практически у каждого современного человека, но далеко не
всегда она становится доминирующей.
В поведении
человека та или иная потребность может проявляться ситуативно, то есть только в
данный конкретный момент, не отражая тем самым какую-то устойчивую структуру
потребностей. Например, поведение водителя, испытывающего потребность в
информации о новых автомобилях, будет характеризоваться резким повышением
активности в общении с теми, кто может дать ему такую информацию. После того
как эта информация получена, то есть потребность удовлетворена, активность в
подобных контактах снижается, становится прежней.
Таким образом,
как система потребностей, так и ситуативные потребности, становясь источником
активности личности, регулируют поведение человека. Обладая некоторой
устойчивостью, стабильностью система потребностей человека одновременно
пластична: она может меняться под воздействием тех или иных социальных условий
или целенаправленного воздействия — воспитания.
Потребности могут
быть осознанными и неосознанными. В первом случае человек ясно представляет,
чего он хочет, и думает над тем, как этого добиться. Во втором случае
потребности выступают в виде влечений, при этом человек лишь ощущает,
чувствует, что ему чего-то недостает, испытывает беспричинное беспокойство,
напряженность. Он не имеет ясного представления о том, что нужно сделать, чтобы
снять напряжение. Усиление потребности увеличивает вероятность ее осознания,
понимания того, как она может быть удовлетворена.
Мотивы поведения
и деятельности
Мотивы могут
рассматриваться не только как свойства личности, проявляющиеся в поведении, но
и как внутренние психологические причины, побуждающие человека к деятельности.
Совокупность этих внутренних причин составляет мотивационную сферу человека,
включающую все многообразие его внутренних побуждений.
В мотивационной
сфере особое место занимают социальные мотивы, существенно влияющие на
деятельность человека в организации. К ним относятся: мотив, проявляющийся в
стремлении завоевать высокий авторитет, в чувстве собственного достоинства;
мотив самовыражения, самоактуализации, заключающийся в стремлении проявить,
развить свои способности, умение, качества. Эти и другие мотивы в иерархии
мотивов личности человека могут быть по-разному соотнесены один с другим,
взаимодействовать, выступать как ведущие и подчиненные мотивы. В связи с этим,
стремясь понять какого-либо человека, мы, по сути дела, должны разобраться в
структуре его мотивов, в особенностях построения его мотивационной сферы.
Помимо того, что мотивационная сфера человека имеет сложное строение, она также
характеризуется и очень сложной, тонкой динамикой.
Каждый вид
деятельности представляет собой совокупность действий, объединенных общей
целью. Она характеризуется постановкой задачи, планированием работы, выбором
наиболее целесообразных приемов, проверкой результатов, исправлением ошибок.
Продуктивность деятельности во многом зависит от процесса формирования цели как
мотивационного процесса.
Важно отметить,
что для человека характерно стремление к достижению таких целей, которые не
сводятся к получению какого-либо объекта или предмета. Человек очень часто
ведет более или менее продолжительный поиск отсутствующего или еще не
существующего объекта. Его познавательные способности и воображение позволяют
ему воссоздать отсутствующие объекты посредством предвосхищения, построения в
своем сознании образа этого объекта или посредством улучшения способов и
методов своей деятельности, повышения своих профессиональных навыков, умножения
своих знаний.
Обсуждая влияние
мотивации на процесс формирования цели, в первую очередь нужно сказать о таком
явлении, как уровень притязаний. Человек, приступая к работе, ставит перед
собой конкретную цель, хочет и стремится достичь результатов определенного
уровня. Это и есть уровень притязаний. Соотношением между уровнем притязаний и
фактическим уровнем исполнения определяется качественная оценка результатов
деятельности, то есть ее успех или неуспех.
Если рассмотреть
субъективный аспект выполнения трудового плана рабочим, то выяснится
немаловажная деталь: один и тот же объективный результат — выполнение плана на
100% — может быть успехом для одного рабочего, наконец-то выполнившего норму, и
неудачей для другого, выполняющего план обычно на 110%. Более того, полученный
результат— выполнение плана — является успехом или неудачей лишь в той мере, в
какой он расценивается работником как его личное достижение. Таким образом, для
каждого работника зона профессиональной деятельности, в рамках которой он в
состоянии оценить свой результат как успех или неудачу, ограничена. Вне этой зоны
выполнение плана субъективно воспринимается либо слишком трудным, либо слишком
легким.
Важно также и то,
что уровень притязаний меняется в зависимости от успеха или неудачи. Даже в
обыденной жизни, характеризуя поведение человека, мы иногда говорим, что у него
заниженный или высокий уровень притязаний. Динамика мотивационной сферы первого
будет отличаться тем, что выбор им целей будет осуществляться с учетом легкости
их достижения, возможно, он будет удовлетворяться частичным результатом. Для
человека с высоким уровнем притязаний характерно противоположное: цели для
достижения выбираются трудные, порой нереальные. В работе с людьми необходимо
учитывать это обстоятельство и, определяя задание работнику, принимать во
внимание степень его уверенности в себе, в своем умении.
Людям с
заниженным уровнем притязания следует помочь обрести веру в себя, поддержать,
ободрить, отметить пусть даже незначительный успех. Напротив, работникам с
завышенным уровнем притязаний, если он не соответствует имеющимся умению и навыкам,
нужно аргументировано показать, что их притязания не подкрепляются реальными
достижениями в труде.
В рассмотрении
процесса мотивации, формирования целей необходимо отметить значение знания
человеком результата его деятельности. Исследования показывают, что пока
человек знает результат своей деятельности, у него есть мотив действовать как
можно лучше, то есть знание полученных результатов позволяет человеку
устанавливать для себя каждый раз определенную цель, которая сохраняет,
поддерживает его мотивацию. Как только он перестает получать информацию о
результатах, начинает проявлять слепую и случайную активность. Этот вывод
чрезвычайно важен для трудовой деятельности, управления и контроля.
Связь между
фактором знания результатов и уровнем притязаний отчетливо проявилась в целом
ряде исследований, посвященных проблеме утомления. Например, в опыте,
заключавшемся в поднятии тяжестей, у испытуемых рано или поздно возникало
ощущение, что прилагаемое ими усилие максимально. Когда же им стали сообщать
точную массу поднимаемого груза, оказалось, что они в состоянии превысить
предыдущий результат в среднем на 12% . Таким образом, информация о результате
ведет к тому, что человек устанавливает для себя более высокий уровень
притязаний, превосходящий достигнутый им ранее результат. Цель — превзойти
полученные результаты — позволяет человеку развить чрезвычайные усилия.
Динамика
мотивационной сферы определяется не только стремлением достичь какого-то
результата, объекта, но и стремлением избежать каких-либо обстоятельств,
объекта, условий. Таким образом, движущей силой поведения и деятельности может
быть и стремление избежать неприятностей как цели действий, поступков.
Эти мотивы делают
человека малоактивным, порождают в нем тревогу и чувство страха. Такой работник
становится не способным к самостоятельной деятельности, инициативе, боится
ответственности. Свою работу он стремится ограничить узкими рамками привычных
ему обязанностей. В этом случае руководитель должен думать об изменении
мотивационной сферы работника. Лучше всего это сделать, развивая интерес к
работе, включая подобного работника в группу инициативных людей. Необходимо
избегать резких отрицательных оценок его деятельности, особенно на людях;
больше стараться помочь, чем контролировать его действия в процессе работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|