В настоящее
время насчитывается пятнадцать Автокефальных (т.е. самостоятельных) церквей,
включая и Русскую, содержащих православную веру, общую для всех них.
Православие -
одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось,
сформировалось, как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в
странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие»
впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы
православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в
IV - XI веках. Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и
священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также
труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский,
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю
этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. В Символе
веры, принятом на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, эти
основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:
·
В первом
члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы;
·
Во втором
- о вере в Сына Божия единородного - Иисуса Христа;
·
Третий -
это догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом,
вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии;
·
Четвертый
член Символа веры - о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления;
·
Пятый - о
воскресении Иисуса Христа;
·
В шестом
говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо;
·
В седьмом
- о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю;
·
Восьмой
член Символа веры - о вере в Духа Святого;
·
В девятом
- об отношении к церкви;
·
В десятом
- о таинстве Крещения;
·
В
одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении мертвых;
·
В
двенадцатом члене - о жизни вечной.
В дальнейшем
философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение
Блаженного Августина. На рубеже V века он проповедовал превосходство веры над
знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума,
поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В
учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу «избранных»,
предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и
есть критерий предопределения.
Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время
которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Православная
церковь признает семь таинств:
1.
Крещение - таинство, в котором
верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына
и Святого Духа обретает духовное рождение.
2.
В
таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа,
возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.
3.
В
таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и
Кровь Христову для Вечной Жизни.
4.
Таинство покаяния
или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который
отпускает их от имени Иисуса Христа.
5.
Таинство священства
совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного
лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит
только епископу.
6.
В
таинстве брака, которое совершается в храме при венчании,
благословляется супружеский союз жениха и невесты.
7.
В
таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается
на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Старообрядчество.
В середине XVII века назрела острая необходимость в реформе русской
церкви, в повышении ее авторитета, в усилении влияния на народные массы, в укреплении
союза с государством. В период феодальной раздробленности (XVII век) нарушилось
единство церковного обряда и содержания богослужебных книг. Установление
религиозного единства должно было укрепить единство политическое. К церковной
реформе вынуждали и внешнеполитические обстоятельства. Патриарх Никон стал
вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие
новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного
раскола. Все новшества, введенные патриархом Никоном, показались консервативно
настроенной части русского духовенства полным отступлением от «старой веры»,
принципы которой были завещаны Стоглавым собором (1551 г.). Она объявила новые
богослужебные книги и обряды еретическими и возражала против их принятия.
Протесты выражались местами в очень резкой форме. Так, например, московский
священник Иван Неронов позволял себе останавливать службу в Успенском соборе,
когда там пели тройную аллилуйю. А когда в Ниловой пустыни стали служить на
пяти просфорах вместо семи, прихожане возмутились этим. Пономарь ударил
священника кадилом с горячими углями по голове так, что угли разлетелись, после
чего последовала общая схватка в церкви. Протестовало против нововведений
Никона и духовенство Вятского края. Глава епархии епископ Вятский и
Великопермский Александр в 1663 году послал на патриарха царю Алексею
Михайловичу челобитную, в которой осуждал исправление богослужебных книг и
символа веры. В результате его вызвали в Москву для ответа на собор 1666 года,
где он пытался отстаивать свою позицию по отношению к реформам Никона, но, в
конечном счете, покаялся, был прощен собором и в 1669 году вернулся в свою
епархию. Заметным противником церковных реформ на Вятской земле оказался игумен
Феоктист, который в свое время приехал в Хлынов вместе с епископом Александром.
Он был ярым сторонником протопопа Аввакума, этого признанного вожака защитников
«старой веры». Игумен Феоктист поддерживал письменную связь из Хлынова с
боярыней Ф.П. Морозовой, известной покровительницей старообрядцев. За горячую и
открытую поддержку протопопа Аввакума игумена арестовали и отправили в Москву.
Сам Феоктист пропал бесследно, но его проповеди о «старой вере» оказали
существенное влияние на верующих. Таких недовольных в России и Вятской губернии
того времени было очень много. К ним относились и провинциальное духовенство и
представители старинных боярских фамилий, и часть купечества, связанная с
внутренней торговлей, и городские низы. Но более других имели основания для
недовольства крестьяне, ибо основная тяжесть последствий окончательного
укрепления феодально-крепостнических отношений в стране падала на них. Они и
стали той силой, которая расколола русское православие на так называемую
«старую веру» и официальное православие.
По указанию
Вятского преосвященного Иоанникия в первой трети 19 века Вятская духовная
консистория попыталась определить общую численность старообрядцев в епархии.
Оказалось, по собранным ею сведениям, что в губернии на 1834 год проживало
28689 сторонников «старой веры», в том числе на территории, входящей в
современную Удмуртию 16519 человек, или около 58 %. В дальнейшем численность
старообрядцев в губернии возрастала быстрыми темпами. По сведениям губернского
статистического комитета, к началу 60-х годов их насчитывалось уже 46020, в
частности на территории уездов, из которых сложилась нынешняя Удмуртия, 28 231
человек, или 61 %.
На дальнейшую
судьбу вятского старообрядчества оказали существенное влияние крестьянская
реформа 1861 года и последующие буржуазные преобразования, которые были
осуществлены царским правительством. Все эти явления в вятском старообрядчестве
сопровождались численным ростом его приверженцев, ибо потребность в религиозном
утешении в рамках «старой веры» у крестьян губернии сохранялась ввиду
грабительского характера крестьянской реформы.
По сведениям
губернского статистического комитета численность старообрядцев к концу века
возросла почти в три раза по сравнению с началом 60-х годов: на 1900 год их в
губернии насчитывалось 104523 человека, а вместе с единоверцами – 113322, в том
числе на территории уездов, их которых сложилась нынешняя Удмуртия, -
соответственно 68422 человек и 74719.
За последние годы
стала наблюдаться тенденция к спаду религиозной активности старообрядчества.
Этот спад нашел свое выражение в снижении посещаемости верующими молитвенных
собраний, уменьшении числа совершаемых обрядов. Старообрядчество в целом
переживает в настоящее время состояние глубокого кризиса. В настоящее время уже
с точностью можно сказать, что старообрядчество количественно уменьшилось. Хотя
сейчас староверов в России по самым оптимистичным подсчетам насчитывается всего
от миллиона до четырех.
Христианство сегодня: социологическое
исследование.
Каково же сегодня
положение православия, христианства и веры в целом в России? Какие процессы в
этой области происходят? Давайте разберемся в этом подробнее.
Спустя много
веков, христианство остается одной из мировых религий. Претерпев множество
изменений, оно живет и продолжает выполнять свою главную функцию – сближение с
Богом, с моральными ценностями и устоями.
Кризис
коммунистической идеологии и демократизации общества вызвали среди самых разных
слоев всплеск религиозных настроений. По данным статистики, в 90-е годы в
России православными себя считали 54 % граждан, приверженцами ислама – 5 %,
других религий и культов – 4 %. Остальные относили себя к числу неверующих.
После падения
коммунизма в 90-е годы по всей стране развернулись восстановление и
строительство храмов, мечетей, синагог. В Москве за короткое время был
восстановлен взорванный в начале 30-х годов храм Христа Спасителя, возведенный
в 19 веке на деньги миллионов простых людей в память о победе в Отечественной
войне 1812 года. В настоящее время храм Христа Спасителя – одна из главных
святынь России, здесь проводит богослужения сам патриарх всея Руси Алексий II.
Сегодня
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину «свободу
вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с
другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и
распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с
ними». Однако не допускаются пропаганда «религиозной ненависти и вражды», а
также «религиозного превосходства».
В 1997 году был
принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»,
который существенно ограничивал деятельность проникших на территорию России
из-за рубежа тоталитарных сект (сатанистов, сайентологов, свидетелей Иеговы и
др.). Но, несмотря на это, проблема распространения различных сект по стране
сегодня весьма и весьма актуальна. Люди вступают в подобные организации,
закладывая все свое имущество и полностью посвящая себя секте и служению ее
руководителям.
Одним наиболее
важных событий начала 21 века можно назвать воссоединение русской православной
церкви, которое завершилось в 2007 году. Все противоречия, стоявшие ранее, были
развенчаны.
На днях пришла
печальная новость, I иерарх русской зарубежной
церкви митрополит Лавр, который был одной из главных фигур воссоединения
церквей, умер 16 марта. Выборы нового главы русской зарубежной церкви
приблизительно пройдут после Пасхи.
Теперь давайте
обратимся к социологическому исследованию, которое в начале этого года было
организовано Левада-Центром.
18-22 января
и 22-25 февраля 2008 года Аналитический Центр Юрия Левады
(Левада-Центр) провел репрезентативные для взрослого населения страны опросы,
посвященные проблеме религии (выборка 1600 россиян). Абсолютное
большинство, трое из каждых четырех, считают, что религия помогает
человеку. Кому-то она дает прежде всего "забвение, утешение, облегчение
душевных переживаний и боли". Чаще среднего это отмечают те, кто
больше других нуждается в забвении: бедняки и представители низшего
социального слоя. Опрошенные нами атеисты признают такую роль религии так же,
как и верующие. Кому-то религия дает "очищение души",
но этого атеисты уже не признают. Чаще других религиозное очищение
души отмечают сельские жители, реже — москвичи и зажиточные люди.
"Спасение души, путь к вечной жизни" — это, очевидно,
центральная и главная роль религии. Атеисты ее отрицают
по определению. Наибольшее признание она получает со стороны
представителей низшего социального слоя и пожилых людей, наименьшее —
со стороны молодежи. "Смысл жизни" — это для тех, у кого
вся жизнь пронизана религией, сводится на нее. Атеисты признают такую роль
не реже верующих. Наибольшее признание она получает у мусульман
и представителей малочисленных конфессий. Наконец, религия может помогать
не только отдельно взятому человеку в его индивидуальной жизни,
но и окружающим людям, в совместной жизни людей. Самое
распространенное мнение (его разделяет треть всех взрослых россиян), что люди
обретают в религии "моральные и нравственные нормы повседневной
жизни". Чем выше образовательный уровень, чем лучше материальное
положение, тем чаще это признается. Сравнительно редко, но признают,
нормализующую роль религии и атеисты, а сравнительно часто – православные
и представители малочисленных конфессий.
Людьми религиозными
– «очень» или «в какой-то степени» — считают себя 42% россиян, немногим
меньше половины. Признание своей религиозности мало связано с материальным
положением, образовательным уровнем и социальным статусом человека.
(Повышенная религиозность заметна как у самых бедных, так
и у лиц с высоким социальным статусом. Высокообразованные
граждане, чаще других затрудняются ответить на поставленный вопрос).
Гораздо важнее в данном случае гендерный и возрастной факторы. У женщин
религиозность существенно больше, чем у мужчин (51% против 30%).
С возрастом религиозность постепенно растет (18-24 года – 29%,
25-39 лет – 38%, 40-54 года — 44%, 55 лет и старше
49%). По роду занятий, повышенной религиозностью отличаются пенсионеры,
служащие без специального образования и руководители, управленческие
работники. Ниже средней религиозность у рабочих, значительно ниже –
у учащейся молодежи, а меньше всего религиозных людей — среди
работников силовых структур.
Каждый второй
из тех, кто считает себя религиозным человеком, отметил, что «религия
заставляет меня задумываться о смысле жизни, о душе, вечности»,
несколько меньше половины (40%) – что «религия помогает мне быть терпимым
к людям, к их недостаткам», каждый третий – что «религия просто
необходима мне как верующему». Религиозные чувства окружающих людей
и проявления данных чувств религиозными людьми чаще всего воспринимаются
серьезно: «люди раньше таили свои религиозные чувства, а сейчас перестали их
скрывать» (35%), «происходит приобщение к Вере все новых и новых людей»
(32%). Лишь немногие (14%) не доверяют их проявлениям: «это все только
внешняя мода, не имеющая под собой сколько-нибудь глубоких
религиозных чувств».
По результатам
социологического опроса на вопрос «Какую религию вы исповедуете?» 71 %
респондентов ответили «православие», 15 % опрошенных граждан заявили, что не
исповедуют никакую религию. 1 % граждан ответили, что они являются католиками,
протестантами. Менее 1 % опрошенных признают себя иудеями и буддистами. 5 %
респондентов являются мусульманами и атеистами. Затруднилось с ответом около 2
% граждан, 1% выбрали другой вариант ответа.
Таким образом,
можно отметить, что в России по-прежнему доминирует православие.
На вопрос
«Насколько большое влияние на государственную политику оказывают в нашей стране
церковь и религиозные организации?» 4 % процента опрошенных утверждают, что
«слишком много», 14 % «немного больше, чем необходимо», 45% респондентов «ровно
столько, сколько должно быть», «немного меньше, чем необходимо» - 11 %, 7 % -
«слишком мало», 19 % «затруднились с ответом».
Также был задан
вопрос «Следует ли уделять определенное место религиозным знаниям в программе
общеобразовательной школы?». Результаты таковы: «в школе не должно быть места
религии» – 20 %, «по желанию учеников и их родителей в школе можно изучать
историю религии, основы религиозной нравственности» - 60 %, «нужно восстановить
преподавание Закона Божьего в средней школе для всех желающих» - 12 %, другой
вариант ответа – 1 % и затруднились с ответом 8 % опрошенных.
Таким образом, мы
получаем общую картину современной действительности. Православие главенствует в
российском обществе, процент неверующих достаточно высок. На одной территории
соседствуют различные конфессии. На сегодняшний день верят в Бога как богатые,
так и бедные. Поэтому вера в Бога не связана с социальным положением.
В
церковной среде по-прежнему кипят религиозные процессы, церковь сегодня связана
с обществом и государством в целом.
Заключение.
Научное
исследование христианства началось еще в 18 веке и продолжается до сих пор.
Внимание к религии как к мощнейшему идеологическому средству государства вряд
ли иссякнет, до тех пор, пока будут продолжаться межгосударственные,
межнациональные конфликты, развязанные на религиозной почве, пока существует
сама религия.
Если взглянуть
на результат воздействия христианских идей на общество и государство, то,
пожалуй, никто не усомнится в том, что сила их действия на человечество
оказалась беспримерной. Это говорит нам о том, что вся история после
Христа стала качественно другой под влиянием христианских идей. То есть
политико-правовой характер этих идей раскрывается в их воздействии на
человечество.
Побуждает ли
религия к добру или в ней коренятся многие проблемы человечества? Возможно, сам
Бог глубоко оскоблен религией, которая подстрекает к вражде, делает совесть
нечувствительной, вызывает фантазии, далекие от действительности и сеет в людях
предрассудки, суеверия, ненависть и страх! Выход может быть только один –
искать истинную религию, ту, которая не противоречит его заповедям. Вера имеет
право называться истинной только в том случае, если она побуждает проявлять
сострадание на деле. Решить для себя этот вопрос каждый должен сам – в
размышлениях, в исследованиях, в поиске.
Нам же
необходимо подытожить. Церковь сегодня важна. Она необходима, в первую очередь,
для привития моральных и нравственных качеств человеку, необходима в качестве
приюта уставшим от пошлости жизни, необходима для самого простого, для чего и
была создана церковь, для веры.
Список литературы.
1.
Библия.
2.
Б.
Рассел. Почему я не христианин - М.: Политиздат, 1978.
3.
Брошюра
«Молитва – это разговор с Богом» - Казань: Новая редакция, 2000.
4.
Брошюра
«Слово Твое – есть истина» - Казань: Новая редакция, 2000.
5.
Брошюра
«Существование Бога» - Казань: Новая редакция, 2000.
6.
Брошюра
«Сущность Бога» - Казань: Новая редакция, 2000.
7.
Гончаров
А.Н. Старообрядцы XXI века // Победа. – 2006. – 21
февраля. – с. 3.
8.
Ивонин
Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск: Удмуртия,1987.-
с. 30, 40, 42.
9.
И.С.Свенцицкая.
Раннее христианство: страницы историй - М.: Политиздат, 1987.
10. История политических учений
под ред. Нерсесянца - М.: Инфра М-Кодекс, 1995.
11. История религии - М.: центр
«Руник», 1991.
12. История России, 20 – начала
21 века: учебник для 11 кл. / А. А. Левандовский. – М. : Просвещение, 2005.
13. К. Каутский. Происхождение
христианства - М.: изд. полит. лит., 1990.
14. Константинова Т. И.Ф.
Каптерев о патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче// Календарь
Древлеправославной Поморкой церкви. – 2004. – с. 72.
15. Ф. Энгельс. О первоначальном
христианстве - М.: изд. полит. лит., 1990.
Страницы: 1, 2, 3
|