Меню
Поиск



рефераты скачать Мировая религия Христианство: от истоков до наших дней

Мировая религия Христианство: от истоков до наших дней

Реферат

по всеобщей истории

Мировая религия Христианство:

От истоков до наших дней.

(анализ предоставлен Левада-Центром)

Содержание.

Введение


Истоки и общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства


Развитие и распространение христианства


Расхождение между западной и восточной церквями в VI веке


Разновидности христианства


Христианство сегодня: социологическое исследование


Заключение


Список литературы



Введение.

 О происхождении христианства написано огромное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имею­щем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

 Данная тема была выбрана мной потому, что оказалась наиболее близкой среди других предлагаемых на выбор тем экзаменационной работы моим личным интересам. Над вопросами религии я стал задумываться уже давно. Мне интересно наблюдать и анализировать те процессы, кото­рые происходят в мире и в нашей стране и связаны с религией. Ведь не для кого не секрет, что еще несколько лет назад религия в нашей стране находилась практически под запретом: осуждали ходивших в церковь, крестивших детей и т.п. «Религия – опиум для народа», - провозгласил всем известный исторический деятель – Карл Маркс, а В.И. Ленин позднее заявил: «Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке... есть невыразимейшая мерзость». Этого было достаточно, чтобы многие годы верующие люди претерпевали гонения, как моральные, так и физические. «В период правления Иосифа Сталина, в конце 20-х – 30-е годы, - говорится в Британской энциклопедии, - церковь терпела жестокие преследования, которые унесли тысячи жизней. К 1939 году в стране оставалось всего три или четыре официально назначенных епископа и около ста действующих церквей». Однако, Россия - любительница крайностей. Когда неожиданно распался СССР, люди стали задумываться над вопросом, почему Советская власть так усиленно боролась с религией. Многие из тех, кого десятилетиями воспитывали в духе атеизма, начали интересоваться религией. Стало не только почетно крестить детей и ходить в церковь, но еще и модно соблюдать посты, освящать здания, автомобили и т.п. Религия в нашей стране превратилась в своеобразную коммерцию и стала очень дружна с политикой, что в принципе противоречит христианским канонам. В данный момент христианская церковь развивается форсированными темпами. По этому поводу в обществе витают разноречивые толки. Слышны мнения о том, что церковь даже стремится к распространению влияния на государственную власть. Чтобы разобраться, необходимо понять вопрос и изучить историю христианства с самого начала.

 Кроме того, я считаю себя христианином. Но в это понятие я вкладываю не ритуалы посещения церкви и ношения креста, а стремление жить по христианским канонам, соблюдать христианские заповеди, т.е., которые прописаны в Библии. И для этого тоже необходимо знать и изучать вопросы, связанные с религией, христианством, Библией. В связи с этим я и остановился именно на этой теме, выбрав ее для написания данной исследовательской работы.

 В данной научно-исследовательской работе будут изучены следующие вопросы: истоки и общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства, развитие и распространение христианства по миру, расхождение между западной и восточной церквями в VI веке, разновидности христианства и социологическое исследование современного положения религии в российском обществе, которое предоставлено Левада-Центром. Итак, приступим к изучению вышеупомянутых вопросов.




Истоки и общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства.

 

Вплоть до восемнадцатого столетия исследование начал христианства было запрещено. Излишнее любопытство, желание узнать больше, чем рассказывает Новый завет и церковная традиция, казались правоверным христианам в высшей степени предосудительным, граничащим с ересью. Многие ученые не отваживались обнародовать результаты своих исследований. Эти работы публиковались лишь после их смерти. Только благодаря просветителям восемнадцатого века сделалось возможным научное исследование происхождения христианства. Изучались самые разнообразные источники: произведения античных писателей, которые упоминали о христианах, сочинения христианских богословов и их противников, а также, конечно, те книги, которые сами христиане почитают священными и боговдохновенными, где изложены основные догмы христианской религии, легенды о жизни ее основателя – Иисуса Христа, приведены его слова и поучения.

 Как и всякая новая религия, христианство возникло не на пустом месте. Именно поэтому необходимо рассмотреть явления, которые оказали влияние на происхождение, развитие, становление христианской религии и, следовательно, основных ее идей. Такие явления принято разделять на социальные и идейные. Коротко рассмотрим каждый из этих источников.

 Под социальными истоками христианства (а понятие это достаточно многозначно), мы понимаем социальные явления (духовные и материальные), которые способствовали широкому и достаточно быстрому распространению данной религии. К социальным истокам следует отнести так же социально-политическую ситуацию того исторического периода, в который зарождалось христианство. Как известно, христианство возникло в Палестине в I в. н.э., которая, как, впрочем, и все Средиземноморье, входила в состав Римской империи. В то время эту огромную империю раздирали глубочайшие социально - политические антагонизмы, и христианство выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов - как движение угнетенных.

 Ф. Энгельс дал следующую характеристику духовного и материального состояния общества того времени: «Настоящее невыносимо, будущее, пожалуй, еще более грозно. Никакого выхода». В ситуации такого рода бедняки готовы были верить любому призыву, лишь бы тот обещал освобождение.

 Однако, «во всех классах должно быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния». По мере усиления состояния отчаяния усиливалось буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний. И из этой ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения выход нашелся. В том положении этот выход мог быть только в области религии. Этой религией оказалось христианство.

 Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? Во-первых, христианская религия отрицала присущую всем другим обрядность. Во-вторых, она становится наднациональной религией. Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узкоэтнический характер (яркий пример- иудаизм), и были неспособны объединить рабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, они разъединяли их. Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых различных этнических групп, естественные границы между которыми были разрушены римскими завоеваниями. То есть обьединенность народов под сенью римской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какой было христианство - особенно с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного представителя в лице римского императора.

 Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье. Это - основные идеи христианства. Совершенно естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан. Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное понятие о греховности каждого отдельного человека; в то же время в жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченности мира, дало утешение в сознании, к чему все так страстно стремились. Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это была поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность. Это - одна из причин популярности христианства. Отчаявшись в материальном мире, любой человек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение свободы духовной, на особое духовное состояние. Таким образом, «христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология».

Идейными истоками христианства стали идеи и представления ряда других религий, в первую очередь иудаизма. Вообще, можно указать на немаловажную преемственность, неизменно существующую между ранними формами религии - мифами, с их политеизмом и обрядностью, и самой религией, возникающей на их основе. По замечанию В. С. Нерсесянца, эта преемственность имеет большое значение в области политико-правовых воззрений и прямо проявляется, например, в виде учений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве и т.п. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия включала как собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные книги последователей иудаизма - Ветхий завет.

 Из иудаизма христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотеизма, т.е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во-вторых, идею мессианизма, и, в-третьих, эсхатологию, т.е. идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между богом и человеком.

Кроме того, на возникновение христианства также повлияли три философские школы - стоическая, эпикурейская и скептическая, в комплексе ориентированные на создание блаженства личной жизни.


Развитие и распространение христианства.


 Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. После смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, в 6 г. н.э. римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору. Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов.

 Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.

 Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156.

 Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.

 В начале IV века христианство становится государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат. Складывавшаяся церковная организация, возглав­ляемая влиятельными епископами, постоянно под­держивавшими между собой связь, собиравши­мися на свои съезды (соборы), вырастала в круп­ную политическую силу в Римской империи. Импе­раторская власть, почувствовав в ней опасную соперницу, попыталась в условиях ожесточенной классовой борьбы в период кризиса в III веке уничтожить её.

 Император Деций (249—251 гг.) начал пресле­дования христиан. Его правление отличается первым повсеместным гонением на христиан. Оно по своим масштабам превзошло все гонения, которые были раньше.

 Преследования продолжались при Валериане (253— 260 гг.). Он издал указ, по которому все без исключения служители христианской церкви предавались смерти. Однако этот указ не предусматривал никаких наказаний для лиц низшего состояния, то есть для основной массы верующих.

 Гонения значительно усили­лись при Диоклетиане (284—305 гг.). Они отличались от прочих гонений тем, что им было дано указание сжигать книги Священного Писания. Гонения при нем приняли широкий государственный размах.

 Преследования не сломили христианскую церковную организацию, а их безрезультатность показала, что новая религия имеет значительную массовую базу. По ме­ре того как императорская власть познавала сущ­ность христианской идеологии, характер и значе­ние церковной деятельности, она все более убежда­лась в том, что христианство является силой, которая, способна освятить власть правителей, обеспечить покорность народных масс. Поэтому империя по­степенно переходит от попыток сломить казавшуюся ей опасной церковную организацию к политике, имевшей целью поставить эту организацию себе на службу.

 В начале IV века, когда развернулась оже­сточённая борьба за императорскую власть, значе­ние христианской церкви ещё более возросло. Это учёл император Константин I, который перешёл к по­литике опоры на церковь. В 313 году он издал эдикт, которым отменил все декреты Диоклетиана, против христиан. Христианство было объявлено офи­циально дозволенной религией, а имущество, ранее конфискованное в пользу казны, было возвращено церкви. В этом же году было официально возвещено о соединении христианской церкви с римским государством, церковь стала государственной организацией, руководимой императором. Без его ведома не решался ни один церковный вопрос. Таким образом, было положено начало превращения христианства в государственную религию; в мировой империи утверждалась мировая религия. Импера­тором в 325 году был созван первый «Вселенский собор» (Никейский), состоявший из представителей цер­ковных верхов. Этот собор осудил как ересь уче­ние Ария о том, что Христос ниже бога-отца. На соборе был выработан «Символ веры» — краткое изложение основных догм хри­стианской религии. На соборе же был оформлен союз церкви с императорской властью. Церковь признала императора своим главой, представителем Христа на Земле. Вскоре после смерти Константина (в 337 году), отличавшегося крайней жестокостью, за­пятнавшего себя множеством убийств, в т.ч. убий­ством своего сына, жены и многих родственников, церковь объявила его святым. Сам Константин при жизни не порывал и с язычеством.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.