Попытка
при одном из преемников Константина — императоре Юлиане (361 — 363 гг.),
получившем у христиан прозвище «Отступника», вернуться к язычеству успеха не
имела: время древних религий античного мира безвозвратно прошло.
Император
Феодосий I (379—395 гг.) приказал закрыть языческие храмы. Христианская
церковь ополчилась не только против языческой религии, но и против науки, которая
тоже была объявлена языческой, против научного знания. Одним из первых
мучеников науки, далёкой предшественницей учёных, погибших на кострах
инквизиции, была женщина-ученый Ипатия, растерзанная в 415 году на улицах
Александрии (Египет). Безжалостно уничтожалась «языческие» рукописи, погибли
многие произведения древнего искусства.
Ожесточенная
борьба велась со всеми инакомыслящими и внутри христианской церкви. Во II в. еретиками были объявлены
«докеты», которые учили, что Христос только казался человеком, что он был не
богочеловеком, а богом. Это течение, открыто выступившее против господствующего
направления, несмотря на то, что было осуждено, долго сохранялось в
христианстве. Оно было в особенности опасно церкви, т. к., подрывая основы
культа, который был сосредоточен главным образом на событиях «земной жизни»
Христа, вело к отрицанию церковной организации. Впоследствии учение докетов
стало основой монофизитских ересей, которые получили распространение в коптской
(Египет) и эфиопской церквях. Еретиками были признаны во II в. и сторонники видного церковного
деятеля Маркиона, призывавшего новую религию смелее рвать с библейскими
традициями. На рубеже II-III вв. были осуждены монтанисты,
выступившие против всевластия епископов; сложившаяся к этому времени церковная
иерархия ужо прочно держала в своих руках власть в христианских общинах,
монтанистской оппозиции не удалось изменить установившиеся порядки.
Одновременно церковь окончательно покончила с проповедниками, пророками,
апостолами. Епископы выдвинули учение, согласно которому «апостолами» могут
называться лишь непосредственные ученики Христа. В этот период были особенно в
ходу и усердно разрабатывались мифы о том, что апостолы передали епископам свою
власть. Тем не менее, оппозиция епископату долго еще продолжает сказываться в
различных течениях, призванных еретическими (например, у донатистов). Демократическая
оппозиция церкви особенно явственно проявляется на рубеже II-III вв., в движении агонистиков. Распространившееся в начале IV в. манихейство, впитав многие
элементы раннехристианских представлений и признав Христа лишь одним из
посланников бога на земле, фактически представляло собой уже самостоятельную
религию. С этой религией христианская церковь вступила в ожесточённую борьбу.
Все эти религиозные течения и общины сторонников «еретических» вероучений
становились прибежищем тех, кто был недоволен официальной церковью, её
политикой и идеологией, а главное - освящавшимся ей социальным и политическим
строем. В этом и состояло значение таких еретических течений.
С отделением
«клира» от «мирян» все более усложняется и развивается культ — обряды,
богослужение, выполняемые клиром и служащие для укрепления его власти.
Христианское богослужение приобретает вид современной православной службы.
Примерно с IV века в христианстве начинает
распространиться вера в различного рода святых, большинство которых явилось
прямыми преемниками богов древних религий. Так, «святой Николай» фактически
занял место древнего бога морей и мореходства, появились святые — покровители
скота, земледелия и т.д. Христианский пантеон, уже насчитывавший Бога-отца,
богиню-мать, Бога-сына и духа святого, пополнился теперь многочисленными
полубогами, святыми, угодниками, мучениками, а также заимствованным из
иудаизма почитанием духов (ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и др.).
В
IV веке резко изменился характер
христианского аскетизма. Если и ранее некоторые люди, приняв христианство,
стремились уйти из признаваемого ими греховным мира и начать праведную жизнь на
лоне природы, то теперь такие поселении христиан-аскетов всё больше
приобретают хозяйственное значение: они располагают земельными угодьями, члены
церковной общины под руководством клира выполняют различные хозяйственные
работы. Разоряющееся крестьянство, особенно в Египте, устремляется в такие
церковные общины. В IV веке настоятели египетских
монастырей в дошедших до нас письменных поучениях разрабатывают не только
культовые вопросы, но и наставляют своих подчиненных в различных хозяйственных
делах. Так зарождаются монастыри или скиты. Вскоре монастыри появляются и в
западных церковных организациях. В руках руководителей церкви монастыри
являются важным средством усиления их экономического и политического, влияния в
государстве.
В
VI веке христианская церковь предложила
ввести новую эру летосчисления — от появления новой религии. В 525 году римский
монах Дионисий Малый вычислил дату рождения Христа и предложил установить счёт
годов «от рождества Христова». Эта эра, однако, долго не прививалась.
В течение первых пяти веков христианская церковь демонстрировала поразительный рост. Численно она выросла с 4.000 последователей после воскрешения Иисуса до 43.4 миллионов формальных сторонников, что в начале VI века составило 22.4 процента населения земного шара. Географически она распространилась от своей начальной точки в Палестине во все концы Римской империи и за ее пределы. Хотя в тех, конкретных условиях были факторы, способствовавшие росту, тем не менее, наблюдалось и огромное сопротивление. Религиозное, культурное и политическое противодействие достигали пика в периоды уничтожительных гонений. Богословские расхождения и юридические противоречия были разрушительны внутри христианской общины и сбивали с толку людей за ее пределами. Наступали и периоды расслабляющей апатии и поглощенности земными делами. Тем не менее, рост продолжался. Несмотря на сопротивление и неудачи, христиане продолжали вести миссионерскую деятельность и способствовали распространению влияния церкви. Различными путями и по разным причинам им удавалось приводить людей к Иисусу Христу. Распространение христианства в Европе повсеместно влекло за собой развитие письменности, а с нею вместе были восприняты некоторые элементы античной культуры. Христианизация знаменовала становление феодальной государственности, усиление борьбы с родовыми пережитками.
До V века
распространение христианства происходило в основном в географических границах
Римской империи, а также в сфере ее влияния - Армении, Эфиопии, Сирии. Во
второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и
славянских народов, позднее - в XIII - XIV веках - среди прибалтийских народов.
К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и, начиная с
этого времени, стало распространяться за пределами Европы, главным образом за
счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Итак,
христианство зародилось на Ближнем Востоке и на самых ранних этапах появилось
также в Северной Африке. В Х1Х и начале ХХ века произошло заметное оживление
миссионерского движения, в результате христианская церковь укоренилась на всех
континентах и существует практически во всех странах. К концу XX века число
приверженцев христианства во всем мире превышает один миллиард, из них около
половины проживает в Европе. Более половины христиан - католики, около трети -
протестанты, остальные - православные и приверженцы других восточных церквей.
Христианская
вера продолжает распространяться, однако центр тяжести быстро смещается: из
Европы и (в меньшей степени) США в Африку, Азию и Латинскую Америку. В связи с
демографическими тенденциями в этих странах некоторые исследователи
предполагают, что церковь ХХI века будет представлена все более молодыми,
энергичными и бедными людьми, не принадлежащими к белой расе.
Расхождение между
западной и восточной церквями в VI веке.
В шестом веке
наметилось расхождение между западной и восточной христианскими церквями. Можно
сказать, что, начиная с шестого века, восточная церковь (т. е. четыре восточных
патриархата) законсервировались в своем отступлении от первохристианства.
Пройдя путь удаления от первохристианства в течение второго-пятого веков,
восточная церковь на этом в основном остановилась. Но западная церковь пошла
дальше по пути удаления от первохристианства. Постепенный переход всего
западного духовенства к целибату (безбрачию) явился первым серьезным шагом к
расхождению между западной и восточной церквями, явился дальнейшим шагом к
удалению западной церкви от первохристианства.
Вслед за первым
шагом последовали и другие шаги. В западной церкви все больше и больше стало
практиковаться насильственное побуждение к принятию христианства. Факты
насильственного зачисления в христианство имели место и в восточной церкви, но
особенно большой размах они приняли в западной церкви. Именно здесь более
непримиримо стали относиться к инакомыслящим.
Еще в конце
четвертого века римский император Феодосий впервые произнес роковое слово
«инквизиция». Это слово латинского происхождения в переводе на русский язык
означает «расследование». «Инквизиторы веры», учрежденные Феодосием, в то время
занимались расследованием дел, так называемой, манихейской секты. В шестом веке
слово «инквизиция» в западной церкви стало часто фигурировать при разборе
разных внутрицерковных дел.
До 13 века
инквизиционными полномочиями обладали все епископы западной церкви. В 13 веке
инквизиция выделилось в особое учреждение при папе римском Иннокентии III, и затем она стала фигурировать как
особое учреждение при последующих папах. Многие видные ученые и мыслители, а
также многие верные служители Христа в дальнейшем стали жертвами инквизиции.
Говоря о
христианстве в шестом веке, следует отметить и такую существенную деталь. В
первые века все последователи Христа именовались только христианами, это было
их единственное название. «Христианские общины», «христианская церковь», и
других названий не существовало. В четвертом веке уже в некоторых официальных
церковных бумагах к наименованию «христианская церковь» стали прибавлять слова
«католическая», т. е. всемирная, и «ортодоксальная», т. е. православная
(правильно славящая Бога). В шестом веке, когда западный патриархат
христианской церкви расширил свои границы по всей Европе, западные епископы
стали делать особый упор на наименование «католическая», подчеркивая этим
всемирный характер возглавляемой ими церкви. Хотя в шестом веке еще не было
официального разделения церкви, но, говоря о западном патриархате христианской
церкви, мы можем его вполне определенно называть католической церковью, т. к. в
дальнейшем это наименование стало официальным наименованием этой церкви до сего
дня.
Шестой век
характерен тем, что в этот век христианские храмы стали украшаться картинами и
скульптурными изображениями. Причем в западной части христианской церкви (в
католичестве) предпочтение оказывалось скульптурным изображениям (статуям), а
на востоке предпочтение отдавалось картинам (иконам). Епископ Неапольский Леонтий
в шестом веке особенно усиленно ратовал за поклонение иконам и скульптурным
изображениям в знак глубокого уважения к тем, кого они изображают. Епископ же
Иерапольский Филоксен приказал выбросить иконы и статуи из церкви, дабы они не
послужили поводом к идолопоклонству. Но большинство епископов склонилось к
украшению храмов изображениями, считая, что эти изображения придадут великолепие
храмам и, таким образом, будет привлечено больше народа на богослужения. Кроме
того, духовенство начинало смотреть на изображения, как на пособия,
напоминающие простому, неграмотному народу священные события. Но лучше было бы,
вместо этих «пособий», говорить больше глубоких проповедей. Однако с
проповедями дело стало обстоять совсем плохо: богослужение состояло из длинного
церемониала, и для проповедей времени почти совсем не оставалось. Учителя
церкви стали говорить, что когда молящийся человек смотрит на изображение, то
ему легче молиться: изображение, якобы, облегчает молитву.
Уже в четвертом
веке в христианских храмах имелись алтари, в которых совершались богослужения.
Только служители имели право на вход в алтарь, прихожане же слушали и смотрели
на богослужение, стоя за пределами алтаря. В дальнейшем устройство алтаря в
западной (католической) и восточной церквях получилось несколько различным. В
католическом храме алтарь отделяется от остальной части храма барьером, в
восточной церкви он отделяется иконостасом, т. е. перегородкой, увешанной
иконами, в середине которой имеются, так называемые, «царские врата». В шестом
веке алтари выглядели проще, но уже появился обычай обязательно украшать их
крестом.
К шестому веку
были составлены жизнеописания многих подвижников Христовых, но, к великому
сожалению, в эти жизнеописания или жития святых вводились черты, рассчитанные
на приспособление ко вкусам времени. Подвижники Христовы наделялись такими
чертами, которые были особенно по сердцу авторам этих жизнеописаний. Одним
словом, свои неверные понятия по целому ряду вопросов авторы этих жизнеописаний
нередко влагали в уста и поступки тех подвижников, жизнь которых они описывали.
Разновидности
христианства.
Как мы выяснили,
христианская религия не является единой. Она, как и другие религии,
распределяется на ряд самостоятельных направлений. В ходе формирования
христианство распалось на три основные ветви: католицизм, православие,
протестантизм. В каждой из этих ветвей началось формирование собственной,
практически не совпадающей с другими ветвями, идеологии. Рассмотрим три
наиболее значительных направления.
Католицизм.
Слово «католицизм» означает - всеобщий, вселенский. Его истоки идут от
небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию,
был Апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в
III - V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические,
культурные различия между Западной и Восточной частями Римской империи. Начало
разделения Христианской Церкви на католическую и православную было положено
соперничеством между Римскими Папами и Константинопольскими Патриархами за
главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой
Николаем I и Константинопольским Патриархом Фотием. Католицизм, как одно из
направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет
ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.
Протестанство. Протестантизм — одно из трех
основных направлений христианства, возникшее в Северной Европе в начале XVI
века в ходе Реформации. В 1529 г. группа глав небольших государственных
образований (преимущественно германских земель) и представителей свободных
городов, участвовавших в работе имперского сейма в г. Шпейере, где большинство
делегатов составляли католики, выступила с официальной протестацией против
сейма, направленной на пресечение движений за реформу Римско-католической
церкви.
Суть
протестантства заключается в следующем: божественная благодать даруется без
посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру
в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства -
священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие.
Верующие не подчиняются папе Римскому. Богослужение состоит из проповедей,
совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы,
чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения и
иконы.
Мы не будем
подробно останавливаться на этих двух разновидностях христианства, так как в
России они не имеют особого распространения. Следует более подробно изучить
православие, как главенствующую религию в нашей стране.
Православие.
Слово «православие» является переводом, калькой
греческого слова «ортодоксия». Православие, таким образом, в прямом смысле
слова есть, в отличие от ложного, правильное (правое) вероучение. Именно в этом
значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV—VIII вв.),
когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих
его идей и доктрин (религиозных и философских), формулировали положение
изначальной веры. Эти формулировки выражали православное учение, православными
были и церкви, его содержащие.
В XI в.
Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила в общецерковное
исповедание веры («Символ веры») принципиально новое утверждение о Святой
Троице (так называемое «Филиокве»), что явилось одной из причин «Великого
раскола». Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все
западные епархии (области), подчиненные Риму, оказались в Римско-католической
или просто католической церкви.
Страницы: 1, 2, 3
|