И
снова нарушение закона тождества. Хорошо, когда жена врач, но при чем тут
проект «Здоровье»? И что будет подарком молодой семье, когда появятся дети?
Национальный проект «Здоровье»? В первом предложении логический скачек. У него
свадьба, невеста тоже врач. Это совсем разные темы.
«Грядки для души»
Наверное, дети помогают управляться с
таким хозяйством? – высказали предположение.
–
Не жалуюсь на них, – ответил Анатолий Ефимович. – Все получили высшее
образование. Вот только живут далеко. Оба сына стоматологи: Владимир
работает в Алтайском крае, Денис – в Ханты-Мансийске. Дочь Елена – логопед,
устроилась в Як.-Бодье. Навещают нас, не забывают. Работа же на земле только
удлиняет жизнь. (СП, 09.10.07. – С.
2)
Нарушение закона тождества. Вместо того, чтобы ответить на заданный вопрос,
интервьюируемый дает ответ на вопрос, который ему никто не задавал: «Жалуется
ли он на детей?» Причем в заслугу ставит то, что все получили высшее
образование (как это связано с наличием или отсутствием помощи от детей,
непонятно). Было бы логично, если бы он ответил: «Дети у меня хорошие, все
закончили вузы и по распределению разъехались в дальние края, поэтому приезжать
помогать в огороде не могут – слишком далеко. Но не забывают, навещают по
возможности, и уж тогда стараются помочь. Да и нам работа не в тягость, она
только продляет жизнь». Понятно, что человек может как угодно ответить на
вопрос, в том числе совершенно нелогично и даже не грамотно. Но журналист
обязан обработать его речь, чтобы донести смысл его слов и чтобы человеку не
было стыдно читать в газете свои речи – ведь при чтении он увидит всю нелепость
ответов.
«Стремительная юность»
Следуя
по заданному маршруту в незнакомом лесу ранним утром, команда заблудилась,
а Катя неожиданно потеряла сознание. Спасение пострадавших тоже входило в
задачи команды, поэтому ребята сделали все для того, чтобы привести Катю в
чувство и довести ее до лагеря. За такой ответственный поступок команде вынесли
благодарность.
Моя
собеседница пока не решила, кем хочет стать. Говорит, с детства
мечтала работать педагогом, но когда сама вела уроки в день самоуправления,
поняла, что для этого нужно иметь железные нервы. Сейчас она планирует
баллотироваться в депутаты Молодежного парламента Игринского района. Пусть все
у нее получится. (СП, 09.10.07. – С. 2)
Употребление
союза причины поэтому во втором предложении первого абзаца приводит к тому, что
получается, что если бы спасение пострадавших не входило в задачи команды,
возиться с Катей не стали бы. Кроме того, поступок не может быть ответственным.
Также, работа в школе требует железных нервов, зато быть депутатом, вероятно,
легко и просто.
«Мастерство
и профессионализм»
Педагоги училища
– новаторы и творцы. Они, сохраняя славные традиции, думают о будущем,
выпускают не менее одаренных специалистов, которые обязательно будут
востребованы. (СП, 05.10.07. – С. 2)
Не
менее одаренных чем? Не менее одаренных, чем кто? Они сами? К тому же они не
могут выпускать хорошо подготовленных специалистов, они могут набирать
одаренных детей и выпускать хорошо подготовленных специалистов, готовых к
творческой работе, к новаторству и т.п. Так невнимание к слову рождает
нарушение закона тождества.
б) нарушение закона противоречия
Несомненно,
взгляд притягивает нетканый гобелен Даши Головизниной. Она с помощью
ниток изобразила эмблемы общественного объединения «Родничок», а в центре ковра
соткала герб Селтинского района. (О, 04.05.07. – С. 4). Гобелен по
определению – «стенной ковер с вытканными вручную изображениями, вытканная
картина» [26. С. 135]. Что такое нетканый гобелен? Это фактическая ошибка.
Непонятно, как «с помощью ниток изобразила» – вышила? Сплела? Соткала? И как же
«соткала… нетканый»? Нарушение второго закона логики вызвало всю эту путаницу,
а обусловлена эта ошибка, вероятно, тем, что, написав часть фразы, автор тут же
забывал о написанном.
С изменением
статуса компании она стала филиалом ВГТРК – изменилась и ее информационная
политика. Однако неизменной остается информационная деятельность
компании. (СП,
11.01.07. - С. 2). Нарушение закона противоречия. Не может информационная
деятельность остаться неизменной при изменении информационной политики.
Как
сказали хозяева, погода не баловала их осадками. Но не успели все
участники грандиозного действа встать в огромный хоровод, претендующий на
занесение в Книгу рекордов, как полил дождь, нарушив задумку и словно
напоминая: здесь собрались не рекорды ставить, а чествовать лучших
полеводов, уже добившихся наивысших показателей. Жаль, не вошли в число лидеров
игринцы, но есть шанс быть отмеченными в следующем году на XYII республиканском Гербере
в Балезино. (СП, 05.08.2007. – С. 2). Так же нарушение второго закона логики.
Как может их погода не баловать осадками, когда льет дождь?
в) нарушение
закона исключенного третьего
Масштабы того
кровопролития можно представить даже косвенно, если учесть, что
маленькие деревни… наполовину лишились здоровых мужчин. (О, 09.05.07. – С. 2).
Нарушение закона исключенного третьего: можно либо лишиться («потерять,
утратить что-либо» [26. С. 338]), либо нет; нельзя представить косвенно и
лишиться наполовину. Масштабы того кровопролития можно представить даже по
косвенным данным, зная, что малые деревни… лишились половины здоровых мужчин.
Хоть небольшое,
но хорошее подспорье для молодой семьи. (ПВ, 22.06.07. – С. 2). Здесь не
соблюдается третий закон логики – закон исключенного третьего. Как мы помним,
непременное условие соблюдения третьего закона логики – то, что сопоставляемые
высказывания должны быть действительно противоречивыми, т. е. такими, между
которыми нет и не может быть среднего, третьего, промежуточного понятия. Они
должны исключать друг друга. Небольшое и хорошее никак не
являются противоположными, это тот случай, который легко соотносится с
юмористическим: «Пенсия у меня хорошая, но маленькая», ведь известно, что когда
о пенсии говорят «хорошая», имеют в виду именно ее достаточный для жизни
размер.
Упадок
наблюдался и в развитии спорта. (СП, 1.02.07. - С. 1). Нарушение закона исключенного
третьего. Либо упадок в спорте, либо развитие спорта.
г) нарушение
закона достаточного основания
Желать добра
в умственном труде – это значит понимать все сильные и слабые стороны ребенка… (СП, 11.01.07. - С. 1)
Нарушение закона достаточного основания вызванный отсутствием
причинно-следственных связей между содержанием первого и второго предложений. В
первом предложении – подмена понятий. Желать добра ребенку, приучая его к
умственному труду, значит – давать ему посильные задания, учитывая все его
сильные и слабые стороны.
… много разных
битв произошло на земле, и все они доказывают, что не обязательно войной, а в
пределах разума можно договориться по любым вопросам. (СП, 22.01.07. - С. 2). Это
нарушение закона достаточного основания. Противоположные понятия – война и мир,
а не война и разум, кроме того, войны как раз показывают, что, не найдя мирного
решения проблемы, государства вступают в войну. Это негуманно, но едва ли шведы
добровольно отдали Петру Первому подходы к морю. Соответственно: …много
разных битв произошло на земле, и все они доказывают, что война – не лучшее
решение проблем, всегда следует стремиться к мирным переговорам по любым
вопросам. В предложении есть и стилистическая ошибка – есть устойчивое
выражение «в пределах разумного», вероятно, автор хотел использовать именно
его. Выражения «в пределах разума» в русском языке нет, поскольку у разума (в
русской ментальности) нет предела.
«Вот какие люди в
птицеводстве есть»
Сейчас Лидия Ильинична работает в цехе, где
установлено испанское клеточное оборудование, а куриное царство, хозяйкой
которого она является, доходит до 60 тысяч голов.
В умелых руках птичницы курица достигла
небывалых высот. В 2002 году каждая ее курица-несушка в среднем принесла за
год 318 яиц, а в 2005 году – 349. Такие же стабильно высокие результаты у Лидии
Ильиничны и в 2006 году. Это при заметном улучшении качества продукции и
снижении затрат кормов.
И только на первый взгляд кажется, что при
интенсивном промышленном производстве яиц от птичницы мало что зависит. Курица, как
любое другое живое существо, любит уход, внимание и заботу. (ПВ, 06.02.2007. –
С. 1)
Также нарушение четвертого закона логики. Второй
и третий абзац противоречат друг другу. Нам только что заявили, что достижения
курицы – в руках птичницы, и тут же объясняют, что это только на первый
взгляд кажется, что… от птичницы мало что зависит.
«Формируют в детях
личность»
С целью повышения квалификации школьных
библиотекарей проводятся районные семинары, курсы. А это значит, что у
них есть желание совершенствовать знания в области современного библиотечного
обслуживания.
В целом следует отметить слаженную и целенаправленную
работу библиотекарей школ, имеющих стаж и опыт библиотечной работы…
Появление на календаре
этого праздника подтверждает значимость школьной библиотеки в современном
обществе. (ПВ, 19.10.2007. – С.7)
Нарушение закона достаточного основания. То, что
проводятся семинары, еще не значит, что у библиотекарей есть желание
совершенствовать знания. Может быть их заставили идти на семинары. Так же в
статье ни малейшего упоминания о каком-либо празднике. Да и по срокам ко дню библиотекаря
статья отношения не имеет. И завершать статью с вышеуказанным названием
следовало иными словами.
«Для него не существует
второстепенных дел»
С 2004 года Борис Афанасьевич является членом
партии «Единая Россия». Сегодня в муниципальном образовании насчитывается около
двадцати членов этой партии.
Семья Бориса Афанасьевича во всем поддерживает
его. Жена Нина Даниловна, 30 лет проработавшая в здравоохранении, всегда
старалась в горячую пору помочь мужу. Вот и в эти дни убирает картофель. Сын
Сергей также хочет остаться работать в хозяйстве.
Любая общественная нагрузка, будь то
депутатство, либо что-то другое, не помеха, если ты душой болеешь за родной
край, село, хозяйство. У Бориса Афанасьевича на все хватает сил и времени. (ПВ, 26.10.2007. –
С.2)
В этой статье наблюдаются нарушение двух законов
логики – тождества в первых двух абзацах, достаточного основания в третьем. На
что хватает сил у депутата? На уборку картофеля, который убирает жена?
Непонятно.
«День пожилых»
Это звучит гордо! Поэтому постольцы (более
семидесяти человек) с чувством собственного достоинства, принаряженные, без
опоздания явились на торжественное мероприятие.
Перед собравшимися выступил Леонид Александрович
Тетерин. Он рассказал о производственных и житейских делах села.
Пожилые люди благодарны спонсорам, благодаря
которым были красиво накрыты столы и приготовлены подарки.
После подобных мероприятий кажется, что
жизнь стариков будет спокойной и счастливой. (ПВ, 02.10.2007. – С.
2)
Еще одно нарушение закона достаточного основания.
Глагол кажется в заключительной фразе сводит на нет весь пафос
публикации. Лучше было бы написать: «После подобных мероприятий хочется
верить, что дальнейшая жизнь стариков будет спокойной и счастливой».
Таким образом, в
публикациях газет «Октябрь» Селтинского района, «Пригородные вести»
Завьяловского района, «Светлый путь» Игринского района наиболее часто
происходит нарушение первого и четвертого законов логики. Реже встречаются
ошибки на нарушение второго и третьего законов логики. Надо заметить, что
большую часть ошибок допускают одни и те же авторы. Так, в газете «Октябрь»
большинство ошибок на нарушение законов логики принадлежат Н. Ложкиной, в
газете «Пригородные вести» - Е. Галиевой, в газете «Светлый путь» - С.
Араслановой и Н. Насыровой.
Причин допущенных
ошибок в публикациях данных журналистов несколько: сбивчивость мышления,
недостаточная осведомленность, неточность терминологии, что делает рассуждения
расплывчатыми, неконкретными. Предмет рассуждения не должен меняться в ходе его.
В любом рассуждении мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать
одна из другой. Авторы публикаций об этом, видимо, забывали.
2.2. Вторичные логические ошибки
а) логический
скачок
На уроке
присутствовали библиотекарь, а также Александра Петровна Чиркова и
Ираида Афанасьевна Владыкина. (СП, 04.05.07. – С. 1). Связка а также свидетельствует
о том, что ряд должен быть продолжен наименованиями присутствующих по
профессии, а не по именам и отчествам. Здесь присутствует так называемый логический
скачок, по мнению А. Н. Беззубова, – самая грубая лексическая ошибка.
Людской поток
через наш двор перекрыть вряд ли возможно. А как хочется, чтобы он был
украшением и школы, и поселка. (СП, 26.06.07. – С. 3). В первом предложении подлежащее – поток,
именно о людском потоке идет речь; второе предложение должно развивать главную
мысль, поэтому предложение А как хочется, чтобы он был украшением и школы, и
поселка по правилам создания текста относится к подлежащему первого
предложения, т. е. к людскому потоку. Хотя едва ли людской поток, по
замыслу автора, должен служить украшением и школы, и поселка. Скорее,
это относится к школьному двору. Эту ошибку можно рассматривать как логический
скачок, точнее мысль журналиста можно было выразить так: Как хочется, чтобы
школьный двор был украшением и школы, и поселка! Но поскольку перекрыть людской
поток, проходящий через него, вряд ли возможно, следует проложить удобные тропы
и сажать цветы на оставшейся территории.
В современном
мире авторитетное мнение газеты сохраняет свое веское значение, играя
исключительную роль в становлении современного общества. Журналисты печатных
изданий всегда деятельны и компетентны в освещении событий экономической
и политической жизни республики и района, в поисках новых форм работы с
читателем, в сохранении духовных и нравственных ценностей. (СП, 11.01.07. - С. 1).
Логический скачок, в результате получается, что журналисты деятельны и
компетентны в сохранении духовных и нравственных ценностей.
2008 год
объявлен Годом семьи, поэтому сценарий праздника создан так, чтобы подчеркнуть,
возвысить роль женщины в семье, состоится чествование лучших семей. (СП, 24.12.07. - С. 1).
Логический скачок. 2008 год объявлен Годом семьи, поэтому сценарий праздника
создан так, чтобы подчеркнуть роль женщины в семье. На празднике состоится
чествование лучших семей.
…в деревне
трудолюбивому человеку забот хватает всегда. Недосуг и остальным механизаторам.
(О,
04.05.07. – С. 1). В данном случае наблюдается логический скачок. Лучше: Заняты
и механизаторы.
И вообще итальянцы мне понравились, в этом
я убедился еще раз, посетив их страну. (О, 16.01.07. - С. 4).
Логический скачок, временная инверсия. И вообще итальянцы мне нравятся, в
этом мнении я укрепился, посетив их страну.
Участвовала и побеждала она и на районных
и республиканских соревнованиях по лыжам. И многое-многое другое…(ПВ, 23.01.07.
- С. 2). Логический скачок, обусловленный выбором неправильной связки между
предложениями.
Под занавес «своего» года сектор по делам
молодежи организовал капустник, на котором кроме новогоднего гуляния подводили
итоги работы за 2007 год. (О, 25.01.07. - С. 2). Логический скачок:
кроме новогоднего гуляния подводили итоги работы за 2007 год.
А
самое главное – это ваша поддержка, которая так необходима в переходном возрасте
дочери, и ваши старания не пройдут незамеченными. (О, 25.01.07. - С. 2).
Логический скачок между двумя последними предложениями.
А для нас детей, она в первую очередь
остается мамой, которая всем нам дала не только образование, но и свою
материнскую любовь. (ПВ, 23.01.07. - С. 2). Логический скачок, в одном ряду
объединяются несопоставимые вещи – образование и материнская любовь.
Говоря о
высоком профессионализме и деловых качествах, следует сказать и о личной жизни,
которая открывает другие грани человека. (ПВ, 12.02.07. – C. 7). Логический скачек, вызванный
отсутствием причинно-следственных связей между профессионализмом и личной
жизнью, поэтому не стоит употреблять глагол следует. Или, может быть, можно
написать так: Говоря о высоком профессионализме и деловых качествах героини,
следует сказать и о тех чертах ее характера, которые раскрываются в личной
жизни человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|