Логические основы редактирования текста (на материале современной районной прессы Удмуртии)
ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ ТЕКСТА(на материале современной
районной прессы Удмуртии)
Оглавление
Введение
Глава I. Законы
логики и природа логических ошибок в журналистском тексте
1.1. Текст и законы логики
1.2. Единицы и процедуры логического анализа текста
1.3. Типология логических ошибок и причины их
возникновения
Глава II.
Логические ошибки в районной печати: типология, причины возникновения и способы
устранения
2.1. Первичные логические ошибки
2.2 Вторичные логические ошибки
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Литературное
редактирование является одним из важнейших условий качественного издания газет
и журналов. Важный аспект работы литературного редактора представляет оценка
логических качеств текста. Представленный автором текст может быть весьма
интересным, фактический материал может соответствовать предъявленным требованиям,
и даже форма может не вызывать критических замечаний, но если рассуждения
автора нелогичны, выводы будут неубедительны. Подобные публикации становятся
причиной ложных умозаключений, неправильного понимания описанной ситуации,
искажения смысла происходящего, если автор текста – журналист, публицист,
воздействующий словом на читателя. К плачевным результатам может привести
нарушение логики в научном тексте или юридическом документе. Так что логические
ошибки в тексте недопустимы. И литературный редактор должен постоянно помнить
об этом.
Цель данной
работы – выявление типологии логических ошибок и анализ логических ошибок в
практике современной прессы (на примере трех районных газет Удмуртии).
Объектом нашего
исследования являются газеты: «Светлый путь» Игринского района, «Пригородные
вести» Завьяловского района и «Октябрь» Селтинского района Удмуртской
Республики за январь - декабрь 2007 года.
Предмет
исследования – логические ошибки в текстах данных изданий.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– изучить
классификации логических ошибок, имеющиеся в специальной литературе;
– выявить
логические ошибки в текстах, опубликованных в районных газетах за январь –
декабрь 2007г.;
– дать их
классификацию;
– выявить причины
их появления;
– дать
рекомендации по устранению ошибок данного типа в районных газетах.
В соответствии с
целью и задачами работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
В первой главе
рассмотрены законы логики и природа логических ошибок в журналистском тексте.
Она построена на обзоре таких работ, как «Методика редактирования текста» А. Э.
Мильчина (М., 2005), «Стилистика и литературное редактирование» под редакцией
В. И. Максимова (М., 2007), «Литературное редактирование» К. М. Накоряковой
(М., 2004), «Введение в литературное редактирование» А. Н. Беззубова (СПб.,
1997), «Конспект лекций по литературному редактированию» И. Б. Голуб (М., 2004), «Стилистика и литературное
редактирование» Н. П. Колесникова (М., 2007), «Литературное редактирование для
журналистов и специалистов по связям с общественностью» С.И. Сметаниной (СПб,
2003).
Во второй главе
анализируются логические ошибки, отмеченные в районных газетах «Светлый путь»,
«Пригородные вести» и «Октябрь», раскрываются причины их появления в текстах и
предлагаются пути их исправления.
В работе названия
газет приводятся в сокращении: СП – «Светлый путь», ПВ – «Пригородные вести», О
– «Октябрь».
В заключении
представлены выводы, сделанные в ходе работы.
Глава
I.
Законы
логики и природа логических ошибок в журналистском тексте
1.1.
Текст и законы
логики
Логичность,
т. е. следование законам правильного мышления, присуща нормальному
человеческому сознанию, и мыслить, не нарушая этих законов, можно, не изучив
курса логики. Но для литератора-профессионала, журналиста, редактора быть
логичным в общепринятом, житейском смысле этого слова недостаточно. Для него
логика должна стать тонким и совершенным инструментом, которым надо уметь
владеть.
Воспитать
в себе способность профессионально оценивать текст с логической стороны важно
для каждого журналиста. Далеко не все способны выявлять существенные черты
предметов, включать их в категории, выполнять сложные мыслительные операции,
абстрагируясь от практического опыта. Однако научиться этому необходимо.
Журналисту следует чётко представлять роль логических связей в тексте, владеть
приёмами и методами логического анализа. У него должен быть выработан рефлекс
на нарушение логической нормы. Но надо отметить, что простое следование
законам и правилам формальной логики в этом случае ещё далеко не всё.
Литературный текст – явление сложное, и логические связи в нём всегда имеют в
своей основе глубокие и серьёзные причины гносеологического характера. В
представлении журналиста логика мысли и логика событий и фактов существуют как
нерасторжимое единство. Кроме того, «логика изложения принципиально отличается
от формальной логики тем, какое значение придается способам выражения мысли»
[25. С. 203].
Знание
логики всегда вменялось в обязанность пишущим. Почётное место занимали
рекомендации из области этой науки в «Риторике» Ломоносова. Старинные
руководства по риторике и теории словесности утверждали, что без знания логики
сочинение не будет иметь связного течения мыслей, и мы не в состоянии будем различать
с точностью истины от заблуждения.
В
наши дни практическое приложение этой фундаментальной науки привлекает активное
внимание исследователей текста. Традиционный подход к проблеме – выявление
возможных нарушений правил логики применительно к различным мыслительным
операциям, отражённым в тексте. Информатика рассматривает логические ошибки
текста как разновидность информационных помех. На закономерности, выведенные
логикой, опираются лингвисты, анализируя синтаксические связи (логический
синтаксис). В результате сближения логических и синтаксических критериев оценки
текста возникло понятие «логико-стилистические ошибки». Плеонастические
конструкции, отношения рода и вида, точность словоупотребления, обширный круг
вопросов, связанных с разработкой и употреблением терминов, – таков далеко не
полный перечень тем, входящих в этот раздел практической стилистики [35. С.
22].
В
теории редактирования раздел, посвящённый его логическим основам, стал
разрабатываться в конце 1950-х годов. Первоначально он включал лишь наблюдения
над действием в тексте основных законов логического мышления и применением
правил логического доказательства. Сейчас в обиход редактирования как научной и
практической дисциплины вошло широкое понятие «логическая культура». Оно подразумевает
знание редактором основных теоретических положений логики, владение
терминологией этой науки, сознательную, целенаправленную выработку навыков правильного
мышления, профессиональных навыков восприятия текста и оценки его с логической
стороны, владение специфическими приёмами изложения, которые опираются на
логические построения. Ведутся научные исследования, редакторы обращаются к логике
в поисках ответа при различного рода профессиональных затруднениях,
специалисты-логики с позиций своей науки анализируют работу редактора над
текстом.
Роль,
которая отводится логическим критериям при редактировании различных
литературных произведений, неодинакова. Принято в определённой мере
противопоставлять художественное своеобразие литературного творчества и
логику. Однако это противопоставление с позиций редактора не выглядит столь резко,
как с позиций автора. Оценивая художественное произведение, редактор часто
вынужден поверить «алгеброй гармонию», убедиться, удовлетворяет ли оно
требованиям логики. Для журналистского произведения точность логического
построения – требование первостепенное.
Цельность, стройность логической организации текста, выраженные
переходы от одной части к другой помогают создать внутренне стройный и
завершенный текст. Цельность тексту придает наличие главной мысли. Развитие ее
в тексте происходит через развитие микротем (звеньев главной мысли).
Показателем перехода от одной микротемы к другой служит абзац. Разделение
текста на абзацы облегчает его восприятие и понимание.
Противоречивость высказываний, нарушение последовательности
изложения, отсутствие переходов от одной части к другой, ошибки в выборе
средств межфразовой связи неизбежно приводят к разрушению логичности текста в
целом. Все это мешает тексту выполнять коммуникативную функцию и затрудняет
процесс общения.
Лишь в исключительных случаях алогизмы могут использоваться в
стилистических целях в художественном и публицистическом произведениях, например,
как средство создания комического эффекта: Был с почтением у губернатора,
который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на
шее Анну и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем, был
большой добряк и даже сам вышивал по тюлю (Н. В. Гоголь).
Алогизм может быть положен в основу произведений юмористического или шуточного
характера: анекдотов, афоризмов, басен и пародий.
Логичность как общее коммуникативное качество свойственно текстам
любых функциональных стилей. Но проявляется это речевое качество весьма
специфично – в зависимости от конкретных условий коммуникации.
Требования, предъявляемые речи со стороны ее логичности, особенно высоки в
научном стиле. Научное изложение наиболее жестко подчинено законам логики.
Однако и в публицистическом тексте логичность имеет большое
значение для воздействия на читателя (слушателя).
Логические
ошибки, по определению Д. Э. Розенталя, – это неразличение
«близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или
говорящий не различает сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое,
смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения» [31. С. 166].
Например: Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.
Однако этот частный пример не охватывает всего многообразия логических ошибок в
построении текста.
Классической
логикой выведены и сформулированы четыре основных закона правильного мышления,
следуя которым можно достичь его определённости, непротиворечивости, последовательности
и обоснованности: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего,
закон достаточного основания.
Контроль
за соблюдением основных законов логического мышления – обязательный этап
анализа текста. Вариантность его смысловой организации не безгранична: законы
правильного мышления с непреложной строгостью определяют ясное развитие мысли.
Логическая доброкачественность информации, которую несёт текст, определяется
её достоверностью, точностью и непротиворечивостью. Эффект воздействия
журналистского произведения достигается убедительностью аргументации,
доказательностью построения. Редактор должен не только знать формулировку
основных законов логики, но и представлять себе механизм возникновения
логических ошибок, их закрепления в тексте, влияние ошибок на коммуникативный
эффект и широко толковать эту часть работы над литературным материалом.
Большинство
авторов, рассматривающих логические ошибки в текстах (И. Б. Голуб, К. М.
Накорякова, В. И. Максимов, А. Э. Мильчин и др.), основываются на этих четырёх
основных законах логики.
Закон
тождества заключается в том, что каждая мысль текста при повторении должна
иметь определенное, устойчивое содержание. Это фундаментальный закон мышления,
который действует и на уровне понятий, и на уровне суждений. При его
соблюдении мы воспринимаем текст как нормативный, соответствующий законам
коммуникации и не вызывающий затруднений в понимании. Предмет нашего
рассуждения не должен меняться произвольно в ходе его, понятия – подменяться и
смешиваться. Это предпосылка определённости мышления. Нарушение первого закона
влечёт за собой подмену понятий при рассуждении, может быть причиной неточности
терминологии, делает рассуждения расплывчатыми, неконкретными. Отношение к
неопределенности мышления зафиксировано даже в пословицах: «В огороде бузина,
а в Киеве дядька».
«Юбилейной школе тридцать
лет!»
«Каждый год выпускники нашей школы успешно сдают
ЕГЭ и поступают в вузы республики и страны. Выпускники Юбилейной школы:
М.Ю. Малышев – кандидат исторических наук, доцент, декан исторического
факультета УдГУ, Ф.Ф. Мухаметшин – мулла мечети г. Ижевска, С.Н.
Балобанов – солист ансамбля «Танок». Сейчас в школе учится чемпионка
России по художественной гимнастике Люба Золотарёва.
Кроме учебной деятельности ведётся исследовательская
работа, где также достигнуты серьёзные результаты: ежегодные призовые места
на республиканских и районных научно-практических конференциях учащихся». (ПВ,
09.11.2007. – С. 7)
Нарушение закона тождества; не понятно о чем
хотел рассказать автор, в двух абзацах несколько тем и нет переходов от одной
темы к другой.
Закон
противоречия состоит в том, что не могут быть одновременно истинны два противоположных
суждения об одном и том же предмете, взятых в одном и том же отношении в одно
и то же время. Формулировка «в одном и том же отношении» означает, что предмет
характеризуется с одной точки зрения. Оговорка «в одно и то же время» введена в
формулировку закона в связи с тем, что со временем ситуация может меняться и
истинное ранее становится ложным. Этот закон известен со времён Аристотеля,
сформулировавшего его так: невозможно, чтобы противоположные утверждения были
вместе истинными. Причиной допущенных противоречий могут быть
недисциплинированность, сбивчивость мышления, недостаточная осведомлённость,
наконец, разного рода субъективные причины и намерения автора.
Закон
противоречия имеет силу во всех областях знания и практики. Нарушения его
обычно вызывают самую непосредственную и резкую реакцию читателей. Например:
«В конце мероприятия ребятам была дана возможность
высказать свое мнение об акции. Многие из них понимают, что есть
множество способов весело и полезно провести время, исключив употребление
алкоголя и сигарет. И часто вредные привычки возникают «от нечего делать», «за
компанию». Но существуют различные спортивные клубы, кружки, общественные
молодежные объединения, где можно найти друзей, для которых совершенно не
нужно, чтобы их друг употреблял спиртное или курил.
К сожалению, современная молодежь этого не понимает. По этой причине важно, чтобы
волонтерское движение развивалось и приобретало массовый характер». (ПВ,
17.08.2007. - С. 2)
Нарушение закона противоречия. В первом абзаце молодежь
понимает, а во втором уже нет.
Редактор
должен провести тщательный анализ текста в целом, чтобы выделить
противоположные по мысли пары высказываний, выявить и сформулировать
противоречия. Знание закона противоречия нужно редактору не только для оценки
чужого материала. Требуя от автора непротиворечивости суждений, он в своих рекомендациях
обязан строго следовать этому закону, помня о том, что анализ не допускает
логической противоречивости.
Закон исключенного третьего
гласит: из двух противоположных суждений об одном и том же предмете, взятых
одновременно в одном и том же отношении, одно непременно истинно. Третьего не дано. Аристотель
формулировал этот закон так: не может быть ничего посредине между двумя
противоречащими суждениями.
Третий
закон обеспечивает связность, непротиворечивость мысли, служит основанием для
выбора истинного суждения.
Точность
подбора противоречащих высказываний, чёткость их формулировки, конструктивная
ясность текста делают очевидным действие этого закона, способствуют логической
определённости изложения, позволяют достичь последовательности развития мысли.
Непременное
условие соблюдения третьего закона логики – сопоставляемые высказывания должны
быть действительно противоречивыми, т. е. такими, между которыми нет и не может
быть среднего, третьего, промежуточного понятия. Они должны исключать друг
друга. Когда автор очерка о лётчике пишет: «Человек на земле может быть и
мягким, и деликатным, а в полёте – собранным, волевым», он нарушает этот
закон. Перечисляемые качества характера не исключают друг друга. Например:
«Шум
вокруг романа В. Сорокина «Идущим вместе» такой, что писатель, вероятно,
автоматически попадет в мировую сокровищницу русской литературы»
содержит именно такие противоречивые тезисы:
сокровищница мировая — сокровищница русской литературы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|