- члены коллегии участвуют в
управлении делами своей организации, в контроле за их деятельностью.
Коллегии
адвокатов выполняют государственно значимую функцию в сфере осуществления
правосудия. Причем эта функция относится к защите интересов самих членов
ассоциации, как это предусмотрено законом «Об общественных объединениях», а к
неограниченному кругу физических и юридических лиц, нуждающихся в помощи,
оказываемой адвокатами.
Коллегии
адвокатов осуществляют прием новых членов. Это означает их допуск к участию в
осуществлении правосудия, организацию стажировки, контроль за профессиональной
деятельностью и др.
Эти и другие
адвокатские функции не свойственны общественным объединениям. Права и
обязанности адвокатов, особенности их статуса, отношения с клиентами никак не
соответствует задачам общественного объединения.
Ст. 0 и 0 Закона
«Об общественных объединениях» предусматривают равное право иностранных граждан
и лиц без гражданства, быть учредителями, членами и участниками создаваемых
объединений[17].
«Положение об адвокатуре» же ограничивает правосубъектность членов коллегий
адвокатов принадлежностью к гражданству Российской Федерации. А ст. ст. 00 и 00
Положения предусматривают ряд дополнительных требований к адвокатам: наличие
высшего юридического образования, двухлетнего стажа работы по специальности
юриста, отсутствие порочащих данных и др.
И самое главное в
этом вопросе то, что Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении
от 00 января 0000 г. №0-П указал следующее: в настоящее время организационно-правовой
формой деятельности адвокатов являются коллегии адвокатов, создаваемые на
основании «Положении об адвокатуре РСФСР» 0000г.
Объединения
адвокатов создаются также и для защиты собственных корпоративных интересов
адвокатуры. Полагают, что лучше самих адвокатов, т.е. тех кто обладает
необходимым опытом и знаниями, никто не сможет правильно формировать
адвокатский корпус, а в случае необходимости – контролировать и направлять
такую деликатную сферу деятельности, как оценка качества оказания юридической
помощи. В указанном смысле адвокатские объединения отчасти напоминают
профессиональные союзы. Давнишние хорошие традиции, определенная стабильность
существуют в коллегиях адвокатов только на пользу адвокатуре, да и обществу.
Сегодняшняя адвокатура
весьма многообразна по формам и подлинно демократична по существу.
Один и тот же
адвокат порой оказывает юридическую помощь крупным предпринимательским
структурам и малоимущему человеку. Все это позволяет утверждать, что
действующая адвокатура, адвокатские объединения обладают особым статусом,
занимают свое место в жизни общества. Поэтому адвокатура – уникальный особый
социально-правовой институт. Его функционирование, безусловно, требует
серьезного нормативного регулирования, которое учитывало бы специфику
профессиональной правозащитной деятельности.
Как уже
отмечалось, в своей профессиональной деятельности адвокаты должны быть
независимыми от органов власти, государственного управления и судов. Без этого
невозможны ни принципиальная позиция адвокатов при защите прав и интересов
граждан в различных государственных органах, ни установление доверительных
отношений адвокатов с лицами, обращающимися за юридической помощью.
В организационном
плане справедливым является то, что адвокатура формируется по территориальному
принципу, а не состоит при судах, как это было в дореволюционной России.
Замкнутость адвокатуры на судах порождала определенное ограничение права
граждан на защиту и вела прямо к зависимости адвокатуры от суда.
Объективно верным
является принцип территориального построения адвокатуры: в одном регионе одна
коллегия адвокатов. Безусловно, в советский период существования государства
были и негативные проявления такого принципа. Это выражалось в том, что
советские и партийные органы иногда оказывали давление на адвокатуру,
формировали ее кадровый состав, «организовывали» выборы руководящих органов,
курировали дисциплинарную практику и т.д.
В современном
законе нет места нынешней «колхозной» организации отечественной адвокатуры, при
которой коллегия - не профессиональная корпорация, а гигантская территориальная
или межтерриториальная юридическая фирма, состоящая в договорных отношениях с
клиентами и «осуществляющая расстановку кадров на местах», то есть
распределяющая адвокатов по юридическим консультациям - единственным местам для
«прописки» адвокатов[18].
В настоящее
время, после ликвидации партийной системы руководства в стране, положение
изменилось в лучшую сторону. При организации коллегии адвокатов по
территориальному принципу создаются лучшие условия осуществления
профессиональной деятельности, поддерживаются надлежащие деловые связи с
местными органами власти, другими государственными и общественными организациями.
Территориальный
принцип позволяет президиуму коллегии адвокатов лучше контролировать
профессиональную деятельность адвокатов и своевременно исправлять их ошибки,
недочеты в работе. Можно ли, к примеру, осуществлять контроль за действующими в
Москве и Московской области юрконсультациями Санкт-Петербургской объединенной
коллегии адвокатов, если их президиум находится в Санкт-Петербурге? Конечно,
нет. Территориальный принцип формирования коллегий повышает ответственность
самих адвокатов, ибо их деятельность находится на виду у руководства президиума
и коллег, работающих рядом.
Более того,
последовательное проведение территориального принципа корпоративной организации
адвокатуры: палата, как единый орган адвокатского самоуправления в каждом
субъекте Российской Федерации, независимая квалификационная комиссия,
принимающая экзамены у претендентов и присваивающая статус адвоката, ликвидация
межрегиональных корпоративных образований, запрет палате осуществлять
адвокатскую деятельность от своего имени - все это позволит покончить с
вакханалией, при которой адвокатские корочки получают из рук конкурирующих
между собой хозяйствующих субъектов, и поставить заслон на пути притока в
адвокатуру профессионально и морально негодных кадров.
Сегодня
существует три основных направления деятельности адвокатов. Два из них являются
традиционными и одно – относительно новым. Условно их можно обозначить
следующим образом: 0) адвокатура для малоимущих граждан – это обеспечение
бесплатной юридической помощью населения России, которое в ней нуждается.
Бесплатная юридическая помощь для неимущих – гуманная обязанность российской
адвокатуры прошлого и настоящего. Сегодня в некоторых регионах Российской
Федерации бесплатная юридическая помощь достигает 00-00% от общего количества выполненных
адвокатами поручений по гражданским и уголовным делам; 0) Традиционное
представительство на следствии и в судах также характерно для всей истории
российской адвокатуры. Ведь адвокаты обязаны обеспечить права подозреваемых,
обвиняемых, подсудимых и осужденных в уголовном процессе; 0) Адвокатура для
предпринимателей – это то, что появилось в последнее десятилетие. С появлением
в России рыночных отношений возникла необходимость в правовой защите
организаций и лиц, занимающихся бизнесом.
Все три направления
адвокатской деятельности характерны как для традиционных, так и для
«параллельных» коллегий адвокатов.
В работе выше
отмечалось, что в определенный период развития адвокатуры в России правовых
кооперативов появилось очень, много, им стало тесно на рынке правовых услуг. Да
и права их в уголовном судопроизводстве были ограничены. Они не освобождались
от налогов и сборов, как адвокаты традиционных коллегий. Так, страховые взносы
на оплату труда работающих в правовых кооперативах начислялись на общих основаниях.
Они составляли 00,0% к начисленной оплате труда, для членов же коллегий
адвокатов страховой взнос равнялся пяти процентам.
Служащим из
ликвидированного Министерства юстиции СССР нужно было подыскивать работу
соответственно их опыту и знаниям.
О высоком уровне
правовой помощи населению со стороны правовых кооперативов можно говорить
весьма осторожно. Постепенно в параллельных коллегиях также стали вводиться
требования, предусмотренные для вступления в традиционные коллегии.
К концу 0000г. в
России наряду с традиционными коллегиями адвокатов официально было
зарегистрировано около 00 «параллельных» коллегий. Больше всего их оказалось в
Москве, где еще в 0000 г. был создан Московский Государственный центр правовой
помощи предприятиям по предупреждения правонарушений. Штатная численность
Центра составляла 00 человек. Он действовал на принципах хозрасчета и
самофинансирования.
Накануне массовой
приватизации предприятий руководители этого Центра одним из первых
сориентировались в том, что можно создать свою адвокатуру как организацию,
обслуживающую исключительно бизнес.
В январе 0000 г.
решением мэра и правительства столицы при активной поддержке Министерства
юстиции Госюрцентр Мосгортисполкома был переименован в Московский юридический
центр Правительства Москвы. Целью его была провозглашена защита прав и законных
интересов юридических лиц и граждан, хотя по-прежнему его основными клиентами
были представители рыночной экономики и предпринимательства.
В ноябре 0000
года Минюст РСФСР и Правительство Москвы приняли постановление о преобразовании
Московского юридического центра в коллегию адвокатов «Московский юридический
центр». А в 0000 году альтернативные коллегии образовали Гильдию российских
адвокатов. Этот период и следует считать началом появления альтернативной
адвокатуры.
В Москве в
различных регионах Российской Федерации стали возникать филиалы и
представительства как Мосюрцентра, так и Гильдии российских адвокатов.
Интересен процесс
создания Санкт – Петербургский Объединенной коллегии адвокатов. В декабре
0000г. на базе юридического отдела Ленинградского научно-производственного
объединения «Электронмаш» было создано внештатное хозрасчетное бюро юридических
услуг. Оно предназначалось для обслуживания предприятий, кооперативов, не
имеющих в штате юрисконсультов или юридических служб, с правом
представительства и защиты интересов по гражданским и уголовным делам.
В январе 0000г.
образовывается Ленинградский Союз юридических кооперативов, а в декабре того же
года – Межрегиональный Союз правовых кооперативов, объединивший 00 кооперативов
страны с более чем 000 участниками.
0 апреля 0000г.
00 практикующих юристов Ленинграда и Ленинградской области, руководствуясь ст.
0 Закона СССР «Об адвокатуре в СССР» учредили Ленинградскую Объединенную
коллегию адвокатов в качестве добровольного межтерриториального объединения
профессиональных юристов, практикующих в области защиты прав граждан и
организаций.
В сентябре
0000г., в связи с возвращением Ленинграду его исторического названия – Санкт –
Петербург, коллегия была переименована в Санкт – Петербургскую Объединенную
коллегию адвокатов.
В 0000г.
численность этой коллегии достигла 0000 человек. Они работали в 00
консультациях, шести представительствах и семи филиалах, расположенных в 00
субъектах Федерации и 00 городах: Барнауле, Белгороде, Владимире,
Екатеринбурге, Казани, Коломне, Краснодаре, Красноярске, Кургане, Люберцах,
Москве, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новгороде Великом, Новороссийске,
Петрозаводске, Сочи, Ярославле и др.[19]
В Ростове-на-Дону
«Вторая областная коллегия адвокатов» создавалась «в целях расширения
возможностей по оказанию юридической помощи гражданам и организациям в период
рыночных отношений, содействию и укреплению законности». Так было указано в
постановлении главы администрации.
Вторым пунктом
указанного постановления было записано: «Поручить отделу юстиции во
взаимодействии с постоянной комиссией по законности и охране общественного
порядка областного Совета народных депутатов образовать оргкомитет по
формированию «Второй областной коллегии адвокатов». В своем интервью начальник
Ростовского управления юстиции заявил: «Новая организация должна
функционировать в системе юстиции. С практической точки зрения не будет
возникать проблем по размещению новой юридической службы, как в Ростове, так и
в других городах и районах области.
Адвокатов «Второй
коллегии» можно будет привлекать к работе контрольных механизмов, которые могут
быть созданы при главе администрации. Это послужит реальным и эффективным
фактором усиления исполнительной власти в подготовке и реализации правовых
актов». Попытки создания альтернативных коллегий делались и в Московской
области
В своем обращении
к министру юстиции РФ учредители писали о том, что создание независимой
адвокатской структуры будет содействовать улучшению правового обслуживания
населения, т.к. это ликвидирует монополию на эту деятельность, которая до сего
времени сконцентрирована в традиционной адвокатуре.
Начальник
Управления юстиции Московской области поддержал идею создания «Люберецкой независимой
коллегии адвокатов». Мотивировал это тем, что в Московской области сложились
крайне тяжелая ситуация с рассмотрением уголовных и гражданских дел в народных
судах. На 00.00.0000г. в судах области осталось нерассмотренными около трех
тысяч уголовных и 00 тысяч гражданских дел. Следственные изоляторы области
содержат сверх установленного лимита до 00% арестованных.
Из 00 юристов –
учредителей новой коллегии 00 человек – бывшие работники МВД и КГБ. Большинство
из них в недавнем прошлом трудились на должностях, наделенных большими
властными полномочиями.
Примерно так
создавались альтернативные коллегии и в других субъектах Российской Федерации.
Оценки их работы были самые разные, в том числе и резко отрицательные.
Сегодня следует
признать, что альтернативные коллегии выиграли конкуренцию в борьбе с
традиционными коллегиями. Они отличаются тем, что имеют лучшую материальную
базу, в том числе компьютерную, солидные фирмы и т.д. Они лучше оснащены и
материально, богаче многих традиционных коллегий. Но вызвано не тем, что они не
были обременены выполнением дел по ст. 00 УПК РСФСР, Оказанием бесплатной
юридической помощи населению они также не занимались. Образовывались они, как
правило, в крупных городах. Здесь легче наладить работу: меньше препятствий, проще
порядки. Поэтому их стартовые возможности совсем другие, чем у традиционных
коллегий.
Заслуживают
самого внимательного изучения доводы, которые высказывают представители и
сторонники параллельных или альтернативных коллегий.
Прежде всего
альтернативные коллегии существенно увеличили число имеющихся адвокатов за счет
высококвалифицированных юристов, долгое время проработавших в
правоохранительных органах, перешедших из юридических служб предприятий и
организаций. Тем самым решилась проблема преодоления монополизма в сфере
оказания юридической помощи.
Рост конкуренции
позволил снизить цены. Они ранее были чрезмерными для большинства граждан.
Ликвидация альтернативных коллегий может привести к увеличению стоимости
адвокатских услуг[20].
Традиционные
коллегии – это «пережиток прошлого», говорят представители новых коллегий. «Старые
коллегии – прокоммунистические». Их «адвокатские начальники» назначались
решениями обкомов и райкомов и сейчас руководят адвокатами «по старинке».
Создание
альтернативных коллегий вызвано спросом на юридическую помощь населения. «Если
они создаются, значит, это кому-то надо»[21].
Многие субъекты
Российской Федерации заинтересованы в сохранении на своих территориях филиалов
и представительств «Гильдии» и подобных ей структур, т.е. альтернативных
коллегий адвокатов.
Наконец,
утверждают они, сохранение в субъекте Федерации одной коллегии противоречит
Конституции РФ, а она провозгласила защиту прав и свобод РФ» (ст. 00
Конституции РФ). При этом, по их мнению, ущемляются конституционные права
граждан. Ведь человек не сможет выбирать себе ни адвоката по собственному
желанию, ни даже коллегию.
В работе
альтернативных коллегий много серьезных недостатков. В печати отмечается, что
адвокат альтернативных коллегий защиту по назначению до сих пор осуществляют
неохотно. «Так, адвокаты ЮК №00 московской коллегии «Канон» в г. Черкесске не
защищали но одного человека по назначению. В то же время адвокаты
Карачаево-Черкесской коллегии только за период с мая 0000 по май 0000 года
только в судах республики затратили на защиту по назначений. Около 0 (трех)
тысяч судодней[22].
И это легко
объяснить. Как отмечает, С. Поляков, так называемые «параллельные», «нетрадиционные»
и т.п. коллегии адвокатов создавались не только для того, чтобы не зависеть от
руководства региональных «традиционных» коллегий в получении статуса адвоката,
но и для того, чтобы в осуществлении адвокатской деятельности не нагружаться
неоплачиваемой работой. Мизерные расценки и тягостная практика реальной выплаты
вознаграждений по делам, где адвокат назначается для защиты лиц, указывающих на
свою неспособность оплатить его услуги, вынуждают адвокатов воспринимать такую
работу, как фактически бесплатную, как принудительный труд[23].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|