Теоретической
основой экономической реформы в КНР служит переход китайского общества на
рельсы социалистической плановой товарной экономики. Смысл этой концепции
состоит в товарной сути социалистического способа производства, а также в
признании необходимости сохранения товарно-денежных отношений на переходный
период, как средства взаиморасчетов между отдельными товаропроизводителями при
сохраняющихся главенствующем положением общественной формы собственности на
основные средства производства и приоритетном значении централизованного
макропланирования [12, c.189].
Разумеется, такие
крутой поворот в официальной экономической науке не мог не сопровождаться и
значительным прогрессом в идеологической сфере. С чисто психологической точки
зрения мне это представляется необходимым с точки зрения элементарной динамики
параллельного развития общественного и официального сознания с одной стороны и
экономических отношений -- с другой. Остановить свободное развитие
экономической науки после III Пленума ЦК КПК 11-го созыва и XIII съезда партии
не представлялось мне возможным без подрыва общественного доверия. Поэтому
появилось много теоретических разработок опирающихся на предшествующую историю
КНР, опыт венгерских, германских реформ, но находящихся в серьезном
противоречии или даже конфронтации как друг с другом, так и с официальной
линией китайского руководства. Так, один из крупнейших китайских
макроэкономистов У Цзинлянь считает ошибочной линию руководства страны на
сохранение централизованной административной власти, предлагая заменить ее
децентрализованной. Причем он считает это главным инструментом, условием и
"основным курсом" экономической реформы. Другое отношение у этого
ученого и к вопросу о роли товарно-денежных отношений. По его мнению, только
закон стоимости может стать гарантом соблюдения взаимных интересов потребителей
и производителей и стабильности межхозяйственных отношений между отдельными
товаропроизводителями. Это -- только один пример действительного плюрализма в
экономической науке, который, к тому же, благодаря задействованию участвующих в
нем сторон в государственных научно-исследовательских учреждений по разработке
направлений реализации экономической реформы, упоминавшихся во вступительной
части, можно назвать, например, "активным плюрализмом", так как
официальная политика проведения экономической реформы формируется китайским
руководством на базе научно-теоретических разработок этого исследовательского
комплекса. Это выгодно отличает роль видных китайских макроэкономистов от
участи их российских коллег, исключая, разумеется, фаворитов президентской
команды, время от времени меняющих друг друга.
С самого начала
остро встали вопросы и сомнения, обсуждением которых мы имели удовольствие
насладиться только в конце 80х годов, а именно, небезосновательные подозрения в
нереальности государственного регулирования рыночного народного хозяйства. В
отличие, опять же, от наших лидеров, сведших эту дискуссию к гаданию на ромашке
"бывает-не бывает" с переходом позже к принципу "кто громче, тот
и прав", в Китае подошли к этой проблеме несколько с другой стороны: есть
конкретная задача; как ее решить... [6, 12]
Большое
практическое значение получили работы по этому вопросу Сунь Ефана, У Цзинляня и
других китайских ученых-экономистов, ставивших одними из основных условий
реализации идеи создания регулируемого рыночного хозяйства 1) Хозяйственную
самостоятельность предприятий (за исключением оборонных и стратегических) на
микроуровне, то есть в отношениях со смежниками и потребителями. Здесь решающую
и самоконтролирующую роль должны играть почти исключительно товарно-денежные
отношения; 2) Постепенное возведение отношений
"государство-предприятие" в ранг отношений между, хотя и не полностью
равноправными, но, по крайней мере, экономически самостоятельными единицами. То
есть, другими словами, я могу это назвать созданием системы государственного
управления товарного производства с помощью государственных контрактов с
товаропроизводителями на производство конкретных объемов конкретной продукции.
3) Избегание
характерной для свободных, рыночных экономических систем анархии производства в
масштабах общества засчет создания трехуровневого механизма принятия
хозяйственных решений, обеспечивающего неущемление интересов государства, всех
товаропроизводителей от мелких до крупных, и задействованных в них трудящихся:
(а) государственный уровень -- вопросы темпов экономического роста, соотношения
фондов накопления и потребления, распределения капитальных вложений,
регулирования максимального и минимального уровня банковских процентов за
кредиты, платы за фонды, изменения части системы налогообложения потребителей,
соблюдения социальных гарантий и т.д. ; (б) уровень предприятий -- вопросы
объема и структуры производимой продукции, затрат на производство продукции,
нахождение источников снабжения, рынка сбыта и т.д. (в) уровень индивидуальной
хозяйственной деятельности, то есть вопросы трудоустройства, индивидуального
потребления, определения желаемого количества детей и т.д.
Заметим, что при
этой структуре, уже в значительной степени внедренной в Китае, государство
оставляет у себя в руках только первый уровень принятия хозяйственных решений
(стратегические вопросы, общегосударственные проблемы и ряд инструментов
ориентирования производителей на их решение) [4, c.113] .
Несмотря на такой
более чем смелый подход к определению роли государства в отношениях с
товаропроизводителями, китайские экономисты уделили огромное внимание
разработке методов государственного контроля за деятельностью предприятий.
Здесь ситуация снова неоднозначна. Первоначальная государственная линия
предусматривала в этом вопросе приоритет планового регулирования деятельности
предприятий, а рыночное планирование только вытекало из первого. Но многие
китайские ученые во главе с У Цзинлянем пришли к середине 80х годов к
целесообразности полного отказа от директивного планирования, которое, по их
мнению, эффективно только в экстремальных условиях, например, крупномасштабных
стихийных бедствий, военном времени и т.п. Хотя и они признали что при
сложившейся к началу реформ хозяйственной структуре этот отказ невозможно совершить
сразу и что это возможно только поэтапно в течение значительного времени.
Наиболее
динамично и без раскачки пошла сразу после III Пленума ЦК КПК 11-го созыва
сельскохозяйственная реформа. Уже к концу 1984 года 99 процентов
производственных бригад и 99,6 процентов крестьянских дворов использовали
систему полной ответственности за производство (семейный или подворный подряд)
, предусматривающую полную свободу использования продукции, остающейся после
расчетов по государственному договору, по статьям налогового законодательства и
после отчислений в местные фонды органов власти. Эта система быстро повысила
производительность крестьянского сельского хозяйства, за счет частной
заинтересованности производителей [9, c.295].
Но, с другой
стороны, хотя пока что, в целом, эта система себя экономически оправдывает, но
будущее сельского хозяйства китайские ученые связывают с еще одним этапом
аграрной реформой, необходимость которой обусловлена прежде всего постепенно
возрастающей разницей между ростом потребностей стремительно растущего
китайского общества и темпами развития сельскохозяйственного производства,
сдерживаемого сложностью применения аграрных научно-технических достижений,
которые просто не по карману отдельным, частным мелким и средним
производителям. Этот вопрос пока что не стоит чрезвычайно остро, но китайские
экономисты уже сейчас ведут активные поиски новых форм сельскохозяйственной
кооперации. Весьма вероятно, что в новых формах сельхозобъединений будут
присутствовать и такие моменты, как концентрация земли в руках наиболее
производительных крестьянских дворов или бригад, найм рабочей силы. Примеры
этого в Китае есть уже и сейчас. В любом случае можно с уверенностью сказать,
что у прежних коммун шансов на возрождение в китайской деревне почти не осталось.
В отличие от
аграрной реформы, реформа городского хозяйства началась в Китае значительно
позднее -- фактически по завершению реформ в деревне. В другом разделе о ней
будет рассказано подробнее, сейчас же несколько слов о причинах такой ее
"запоздалости" и направлениях.
Сразу надо
сказать, что реформа в городах непосредственно связана с реформой китайской
промышленности, которая почти полностью сконцентрирована в крупных городах.
Кроме необходимости начала процесса изменений в промышленной структуре КНР, важным
толчком для городской реформы послужило неудовлетворение насущных потребностей
аграрной реформы. Для ее успешного продолжения город должен был обеспечить
создание, во-первых, условий для свободной реализации сельскими производителями
излишков производимой продукции, во-вторых, промышленного сектора по
производству продукции для товарного обмена с сельским населением на базе
конверсии определенной доли городского промышленного комплекса. Центром
всячески поощрялось разнообразие создаваемых новых связей между городом и
деревней. Но при этом варианте при влиянии региональных, социальных и других
факторов создалось такое многообразие связей деревни с центральными местами,
что проведение центром какой-то общей конкретной политики на местах в этом
вопросе стало попросту нереальным. Поэтому и последовало резкое расширение
полномочий местных органов власти и самоуправления.
Теперь коротко о
том, что из наиболее существенного еще не было затронуто в этой главе и не
будет затронуто в последующих [9, c.296].
Для реализации
задачи строительства социалистического планового товарного хозяйства были
сформулированы несколько принципов. Вероятно, их необходимо назвать. Самым
главным было признано оживление предприятий госсектора на основе отделения
права собственности от права хозяйствования. При этом допущены такие формы
хозяйствования, как сдача предприятий в подряд отдельным коллективам и лицам,
выпуск акций предприятий в свободную продажу ведомствам, районам, предприятиям
и гражданам. Было предложено развивать хозяйственные связи между предприятиями
в форме объединений, компаний, аналогичные связи между компаниями. Большое
внимание должно было уделяться созданию системы рынков, причем не только рынков
средств производства, продовольствия и потребительских товаров, но и фондовых
рынков, рынков услуг, информации, техники и технологий и т.д. Рекомендовалось
создавать новые типы организаций в сфере товарного обращения, внешней торговли,
финансово-банковского дела, технических, информационных и прочих видов услуг.
Одним из ключевых
моментов вступления на путь реформ стал возврат к многоукладной экономике 50х
годов. При этом поощрение индивидуальных, кооперативных и даже частных хозяйств
лежит в рамках незыблемо приоритетного положения общественной формы
собственности, как основного признака социалистического общества. В целом
официальная линия предусматривает для этих негосударственных секторов, а также
иностранного и смешанного капитала вспомогательную роль в экономике Китайской
Народной Республики [9, c.297].
Проблема поляризации
доходов, неизбежная при многообразии форм собственности, предполагает
демонополизацию в этой сфере "принципа распределения по труду". К
нему должны прибавиться такие формы распределения доходов, как по вложенному
паю, по уровню производительности, по науко- и трудоемкости производственного
процесса (ясно, что 3 последних параметра относятся, в основном, к уровню
предприятий) и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве заключения
резюмируем основные положения курсовой работы:
·
Маоизм развивался
внутри коммунистического движения Китая и был связан с деятельностью Мао
Цзэ-дуна и его группы в КПК, а затем и в КНР, он выходит за рамки чисто
идеологического течения и может быть охарактеризован и как политическая
практика, которой непосредственно подчинена вся теоретическая деятельность.
·
Маоизм
возник и утверждался в Китае на мелкобуржуазной почве, однако его социальные
связи, разумеется, не ограничивались мелкой буржуазией, но охватывали также и
китайскую среднюю буржуазию. Не случайно она после 1949 г. заняла определенное
место в системе политической власти и в экономической жизни страны. Со всем
этим в значительной мере связана двойственная природа маоизма — его «левая»,
революционаристская форма и правое, оппортунистическое содержание.
·
Попытки
ускорить прохождение переходного периода и создания материально-технической
базы социализма предпринимались вплоть до конца 70х годов и не дали результата
все по той же, уже много раз повторенной причине--отрыве производственных
отношений от производительных сил.
·
Теоретической
основой экономической реформы в КНР служит переход китайского общества на
рельсы социалистической плановой товарной экономики. Смысл этой концепции
состоит в товарной сути социалистического способа производства, а также в признании
необходимости сохранения товарно-денежных отношений на переходный период, как
средства взаиморасчетов между отдельными товаропроизводителями при
сохраняющихся главенствующем положением общественной формы собственности на
основные средства производства и приоритетном значении централизованного
макропланирования.
·
Одним из
ключевых моментов вступления на путь реформ стал возврат к многоукладной
экономике 50х годов. При этом поощрение индивидуальных, кооперативных и даже
частных хозяйств лежит в рамках незыблемо приоритетного положения общественной
формы собственности, как основного признака социалистического общества. В целом
официальная линия предусматривает для этих негосударственных секторов, а также
иностранного и смешанного капитала вспомогательную роль в экономике Китайской
Народной Республики.
1. Васильев А. Россия на Ближнем
и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. М.: Наука, 1993. – 355с.
2. Владимиров А. Страницы
политической биографии Мао Цзэдуна. М.: Наука, 2002. – 278с.
3. Галенович О Пэн Дэхуай и Мао
Цзэдун, М.: Политкнига, 1999. – 152с.
4. Ганшин С Китай и его соседи
на пути к гражданскому обществу, 2002. – 387с.
5. Далин П. Китайские мемуары
1921-1927., Х.: Ось, 1997. – 207с.
6. Данилов Н. Объединенная
революционная лига Китая, М.: Прагмапресс, 2003. – 427с.
7. Кокарев П. Политический режим
и модернизация Китая, М.: Прагмапресс, 2004. – 344с.
8. Кривцов А Маоизм:истоки и
сущность, М.: АСТ, 2004. – 386с.
9. Маоизм без Мао / отв. ред. А.
И. Соболев. М.: Политкнига, 2000. – 411с.
10. Маоизм: Военная теория и
практика. М.: Воениздат, 1978. – 327с.
11. Никифоров Р. Народная
революция в Китае, М.: Прагмапресс, 2000. – 228с.
12. Усов В. КНР: от
"культурной революции" к реформам и открытости, М.: Политкнига, 2000.
– 227с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|