Нет ничего
удивительного в том, что с легализацией движения началась его формализация. В
городе проходят концерты и встречи с авторами-исполнителями, организуются КСП,
смотры, конкурсы самодеятельной песни. Сейчас в Тюмени проводится фестиваль
авторской песни, ставший уже Всероссийским - «Тюменские встречи». В 2000 г.
была издана кассета «Барды Тюмени». Мы встретились лично с Сергеем Ломакиным -
ведущим специалистом управления по молодежной политике, физической культуре и
спорту администрации г. Тюмени и председателем городского клуба авторской
песни. Он нам предоставил уже 2-й сборник с записями песен на музыку и стихи
тюменцев. В него вошли имена таких авторов, как: Юлии Шаламовой, Сергея и Алии
Буктояровых, Марины Зайцевской, Ольги Москвиной, Леонида Ткачука, Александра
Головина, Вячеслава Мая, Екатерины Заморских, Михаила Неуворуева и Елены
Смирновой. Наши земляки активно участвуют во многих фестивалях в России и за
рубежом. По словам председателя жюри Грушинского фестиваля Леонида Сергеева,
прошедший фестиваль ознаменовался «тюменской экспансией» (7 номинантов вышли во
второй тур, а коллектив «Гармония» из Заводоуковска даже в третий).
Недавно в Тюмени
появилось первое бард-кафе «К-700» (в Москве таких 8). По телеканалу «Паралакс»
каждую пятницу проводится передача об авторской песне «Пикник на обочине».
Тюменская область
внесла свою лепту в бардовскую песню. Здесь живут лауреаты Грушинского
фестиваля Н. Старченков, И. Долматова. Лауреаты других фестивалей: И. Мальцев,
Г. Балахнин, П. Андриенко, М. Дмитриева, А. Соловьев, И. Абакумов, С. Абрамов,
Ю. Черняев, С. Чернеев, и многие другие). Сейчас известность приобретает
ансамбль «Гармония» из Заводоуковска.
Первый
межрегиональный студенческий фестиваль авторской песни «Альма-Матер - 2001»
проводился в г. Тюмени с 22 по 25 ноября 2001 г. с целью пропаганды в
студенческой среде авторской песни, как жанра и социокультурного явления,
обладающего мощным духовным потенциалом; выявления среди студентов и
преподавателей вузов талантливых авторов и исполнителей; популяризации их
творчества; активизации движения авторской песни в студенческой среде.
«Клуб самодеятельной
песни» во главе с Мариной Солотовой - энтузиасткой бардовского движения в
области - задался целью доказать, что среди нашего студенчества и
преподавательского состава вузов и ССУЗов немало людей поющих, и притом поющих
талантливо. Так родилась идея проведения студенческого фестиваля авторской
песни «Альма-Матер - 2001», и она была благополучно воплощена в жизнь. Организаторами
фестиваля выступили: Комитет по культуре Администрации Тюменской Области (далее
АТО), Комитет по профилактике и борьбе с наркоманией АТО, Комитет по молодежной
политике г. Тюмени, Тюменский государственный университет, Тюменский государственный
нефтегазовый университет, Тюменская региональная общественная организация «Клуб
Самодеятельной Песни», «Радио-7» (г. Тюмень). При поддержке: Комитета по делам
молодежи и туризма АТО Тюменской областной думы, администрации г. Тюмени,
совета ректоров вузов Тюменской Области.
ДОЦ «Юный Геолог»
стал фестивальной базой, где конкурсанты и члены жюри жили, общались и
работали. Более 70 человек из высших и средних учебных заведений области и из
города Горно-Алтайска приехали, чтобы побороться за звание лауреатов.
В конкурсной
программе участвовали студенты дневных, заочных и вечерних отделений,
преподаватели и выпускники (1998-2001 гг.) высших и среднеспециальных учебных
заведений в соответствии с конкурсными номинациями. Конкурс во всех трех
номинациях (авторы, исполнители, дуэты и ансамбли) проводился в двух группах:
«Поющий студент» и «Поющий преподаватель».
В номинации «Автор»
участники на предварительное прослушивание предоставляли 3 песни, написанные на
собственные стихи или на стихи других авторов. В номинации «Исполнитель» тоже
по 3 песни, но лишь 2 по своему усмотрению, а 3-я - «Альма-Матер» (муз. В.
Берковского, стихи Д. Сухарева). В номинации «Дуэты и ансамбли» она из 3-х
песен должна была быть из проекта «Песни нашего века», 2 другие – по своему
усмотрению. Каждый участник имел право участвовать лишь в одной номинации.
Конкурс проводился в
2 тура: 1-й - отборочный (предварительное прослушивание). Прошедшие его
посещали мастер-класс одного из членов профессионального жюри. 2-й - конкурсный
концерт, во время которого работало три жюри: большое профессиональное,
зрительское и прессы. Конкурсанты, не прошедшие отборочный тур у одного из
членов профессионального жюри, имели право прослушаться у другого или принять
участие в концерте «Альтернатива», и после дискуссии автора-исполнителя и
зрителей (под руководством члена профессионального жюри) и при получении
поддержки большинства зрителей, он проходил во второй тур.
Гран-при: диплом,
путевка на Грушинский фестиваль, ценный подарок. Лауреаты в номинациях: диплом,
путевка на Грушинский фестиваль, ценный подарок. Дипломанты 1,2,3 степени -
диплом, ценный подарок. Были вручены еще и специальные призы жюри, приз
зрительских симпатий и специальный приз программы «Пикник на обочине»
(«Радио-7»). Песни всех лауреатов и дипломантов фестиваля вошли в магнитоальбом
«Альма-Матер».
Члены
профессионального жюри:
Леонид Сергеев
(Москва, председатель жюри фестиваля им. В. Грушина) – председатель;
Любовь Захарченко
(Москва, обладатель гран-при 1-го Всесоюзного фестиваля авторской песни);
Анатолий Киреев
(Курган, лауреат фестиваля им. В. Грушина);
Леонид Мараков (г.
Краснотурьинск, лауреат фестиваля им. В. Грушина, член оргкомитета фестиваля
«Петербургский аккорд»);
Сергей Матвеенко
(Москва, зав. Музыкальной частью Содружества режиссеров России);
Вадим Мищук (Москва,
лауреат фестиваля им. В. Грушина);
Валерий Мищук
(Москва, лауреат фестиваля им. В. Грушина);
Раиса Нурмухаметова
(Москва, лауреат фестиваля им. В. Грушина);
Николай Старченков
(Тюмень, лауреат фестиваля им. В. Грушина).
Благополучно
добрались до фестивального «штаба» гости: Анатолий Кииреев (Курган), Сергей
Матвеенко, Раиса Нурмухаметова, Любовь Захарченко (Москва). Приехали и наш
знаменитый земляк Николай Старченков - председатель жюри, и Константин Просеков
- председатель Союза КСП Урала. Но попали в столичную дорожную «пробку» и
опоздали на самолёт (а следовательно - на свой концерт в Тюмени) Вадим и
Валерий Мищуки.
Вечером в ДК
«Нефтяник» М. Солотова объяснила залу, что заявленные в афишах концерты придётся
поменять местами ввиду «недолёта» выступающих. Зрители вынуждены были
довольствоваться старой, уже слышанной не раз програмой Сергея Матвеенко, Раисы
Нурмухаметовой и Анатолия Киреева. «Концерт явно не удался, большинство
зрителей было разочарованно», - сказала очевидец концерта аспирантка ТГУ Елена
Валерьевна Плахина, поэтесса.
После концерта в
«Юном Геологе» состоялась игровая развлекательная программа, в которой приняли
участие и конкурсанты, и мэтры.
Ночью прилетели
братья Мищуки, и с утра началось конкурсное прослушивание в номинациях «Дуэты и
ансамбли», «Авторы» и «Исполнители». Члены жюри явно были заинтересованы
молодыми сибирскими дарованиями, подробно обговаривали удачи и ошибки, давали
советы, иногда сами брали гитару и показывали правильные аккорды. После обеда
прослушивание стихийно переросло в мастер-классы.
Вечером участники
выехали в город. Впервые с 1992 года в Тюмени выступил дуэт - Вадим и Валерий
Мищуки. Во время исполнения песни «Подайте, граждане, поэту» Старченков и
Просеков гуляли по залу с шапками, куда щедрые зрители бросали монеты, конфеты,
сигареты в помощь голодающим московским бардам. А известную песню «Уплывает
пароход» Мищуки исполнили в нескольких вариантах, подражая национальной манере
пения разных стран.
Вернувшись в «Юный
Геолог», конкурсанты приняли участие в вечере памяти ушедших из жизни бардов.
Звучали песни Визбора, Окуджавы, Высоцкого, Клячкина. Мэтры вспоминали о тех
пионерах жанра, с которыми им повезло встретиться.
Утром члены жюри
продолжили работу с участниками, а после обеда выехали в город на концерты в
ТГУ и ТГНГУ - вузы, оказавшие многостороннюю поддержку фестивалю. Вечером в
«Юном Геологе» проходило главное событие дня - конкурсный концерт (лучшие
авторы, исполнители, ансамбли выступали перед всеми мэтрами, другими
участниками и специальным жюри прессы).
В это же время прошел
и традиционный концерт – «Чайхана» (юмористические, шутливые песени, где мог
выступить любой желающий). На следующий день в Тюмени, в ДК «Нефтяник»
состоялся гала-концерт студенческого фестиваля авторской песни «Альма-Матер –
2001». Присваивались звания лауреатов, дипломантов, вручались ценные призы и
подарки. Лауреатами стали Марина Дмитриева (Нижневартовск), Елена Мороз,
Александр Соловьёв, ансамбль «Много-много кошек» (Тюмень), Светлана Шмидт и
Александра Быкова (Горно-Алтайск). Летом все они поедут в составе тюменской
делегации на Грушинский фестиваль авторской песни.
Затем прошел банкет,
поздравительные речи официальных и неофициальных лиц, утром провожали
участников и мэтров. Фестиваль состоялся, став уже доброй традицией, ещё одной
творческой школой для наших виртуозов гитары и мастеров поэтического слова.
Взнос за участие в
фестивале в сумме 150 рублей включал в себя оплату атрибутики фестиваля,
предоставляемой каждому участнику, и частичную оплату орграсходов.
Командировочные расходы (питание и проживание - 200 р. в сутки), плюс проезд до
Тюмени и обратно - за счет командирующей организации.
Финансирование
фестиваля осуществляли организаторы согласно смете расходов, организацию
осуществлял оргкомитет.
Недавно, 2-3 марта
2002 г., а рамках общероссийской программы поддержки молодых дарований
«Возвращение к истокам» (1996-2004 гг.) проводился 3-й городской
детско-юношеский фестиваль авторской песни - «В кругу друзей».
Цели и задачи,
которые преследовал конкурс: патриотическое воспитание молодежи; привлечение
детей и молодежи города к самодеятельному песенному творчеству - авторской
песне - в клубы КСП; пропаганда культурных российских национальных традиций и
выявление новых интересных направлений в авторской, самодеятельной песне; поиск
талантливых авторов и исполнителей бардовской песни среди детей и юношества;
расширение контактов между творчески одаренными школьниками и студентами.
Организаторами
конкурса выступили: комитет по делам молодежи и туризма АТО; Управление по
молодежной политике, физической культуре и спорту администрации г. Тюмени;
Управление по образованию администрации г. Тюмени; центр творческого развития и
гуманитарного образования «Хобби-Центр»; тюменское региональное объединение
общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные
инициативы (ДИМСИ)»; тюменская региональная общественная организация «Клуб
самодеятельной песни»; тюменская городская общественная организация Детское
экспериментальное объединение «Непоседы»; общественная студия авторской песни
«Свежий ветер».
Условия участия в
конкурсе были следующими. Исполнение песен под сопровождение акустических
инструментов (гитара) обеспечивалось самим участником, электроинструменты
исключались, что возможно обедняло программу; каждый участник представлял на
конкурс 2 песни. Конкурс проводился по 3-м возрастным категориям (до 12-ти лет,
включительно; 13-18 лет; 19-25) и 4-м номинациям (авторы исполняемых
произведений; исполнители-солисты; дуэты и ансамбли; песня о Тюмени).
Участникам конкурса
присваивались звания: лауреат конкурса, дипломант конкурса и участник конкурса.
Заключение
Перед нами стояла
цель проанализировать феномен АМСТ и определить время его появления, этапы
эволюции, современное состояние и в какой-то мере определить дальнейшие
тенденции развития движения в России, проанализировать современные формы
существования АМСТ (фестивали и конкурсы, КСП), выделить в историческом
контексте вехи отечественного АМСТ. Для достижения поставленной цели мы решили
ряд задач.
В соответствии с
задачами исследования мы проследили исторический путь развития АМСТ, выяснили,
что оно зародилось много столетий назад и тесно связано с историей развития
современной цивилизации. Пришли к выводу, что явление оказало на нее огромное
воздействие. В результате эволюции АМСТ приобрело современные формы, но,
естественно, это не конечный результат, т. к. АМСТ - это динамичный процесс.
АМСТ в России в
период тоталитарного коммунистического режима явилось в 50-е годы ХХ века новой
вехой в развитии культуры отечества (т. н. «авторская песня»), помогло
сохранить поэтическую традицию русской поэзии «Золотого» и «Серебряного» века,
русскую культуру, позволило в конечном итоге ликвидировать антинародный режим.
Авторская песня сохраняет нравственные идеалы и моральные ценности общества. Ее
неоценимый вклад в развитие отечественной культуры еще только предстоит
определить. Но начало нами положено.
В условиях
современных реалий российского социума АМСТ способствует дальнейшему развитию
традиций отечественной поэзии и музыки. Изменившиеся условия жизни
способствовали и изменению авторской песни, как ее составляющей части.
Сближение ее с современной эстрадой привнесло в песню ряд как положительных,
так и отрицательных моментов, которые мы подробно затронули в результате нашего
исследования. Мы пришли к выводу, что специфика авторской песни – не в
исполнении произведений под гитару, не в ее любительском характере, а в особой
продуманности текстов и особой, отличной от других видов, песне, в определенном
способе подачи исполнителя.
С 90-х гг. в России,
когда страна вышла из затяжного социально-политического и экономического
кризиса, появляется новая нормативно-правовая база, регулирующая деятельность в
области АМСТ. Наиболее прогрессивным явился закон РФ «Об авторских и смежных
правах». Во многом в связи с этим идет формализация движения. Появляются новые
КСП, проводится все больше фестивалей и конкурсов авторской песни, как в
России, так и за границей, движение становится все более массовым. В месте с
массовостью есть опасность растворения его в шоубизнесе. Особенно это заметно
начиная с конца 90-х годов. Сегодня АМСТ в России достаточно активно
развивается на местном и региональном уровнях. Все больше прогрессивной
молодежи, т. е. в основном студентов вузов, поддерживают движение, определяя
приоритеты его развития в будущем. Развитие АМСТ невозможно без желания,
активности и ответственности самих граждан. Но очевидно также и то, что оно
нуждается в поддержке государства, муниципальных органов власти и бизнесменов.
Мы проанализировали
результаты последних фестивалей и конкурсов авторской песни (в том числе и в г.
Тюмени); ознакомившись с мнением специалистов, выявили положительные и
отрицательные тенденции развития АМСТ. Нами были проведены беседы со многими
тюменскими авторами-исполнителями и сотрудниками администрации города (Н.
Старченков, Л. Ткачук, О. Москвина, С. Ломакин и др.) для выявления состояния и
определения путей дальнейшего развития АМСТ в Тюмени.
Список литературы
Закон РФ «Об
авторском праве и смежных правах»: Официальный текст, действующая редакция. М.:
Экзамен, 2001.
Закон РФ «Основы
законодательства Российской Федерации о культуре». М.: Изд-во «Ось-89», 2000.
Авторская песня:
Книга для ученика и учителя/ Сост. В. И. Новиков. М.: Олимп, 1998.
Андреев Ю. А. Наша
авторская… М.: «Молодая гвардия», 1991.
Анинский Л. //
Городницкий А. М. Сочинения/ А. Костромин. М.: Локид, 2000 [Вступ. ст.].
Бардовская песня:
Комментированный сборник песен современных авторов/ Автор-сост. Н. Е.
Кутейникова. М.: Воениздат, 1993.
Берковский В. Песни.
М.: «Сов. композитор», 1999.
Библиотечка аторской
песни/ Сост. Р. Шипов. Вып. 1. М.: «Музыка», 1990.
Визбор Ю. Песни/
Сост. И предисл. С. Никитин. М.: «Сов. композитор», 1989.
Возьмемся за руки,
друзья: Рассказы об авторской песне/ Автор-сост. Л. П. Беленький. М.: «Мол.
гвардия», 1990.
Все о музыке:
Популярная энциклопедия/ Автор-сост. Спенс Кейт/ Пер. с англ. Минск: Белфакс,
1996.
Городницкий А. //
Люди идут по свету. М.: Физкультура и спорт, 1989 [Вступ. ст.].
Городницкий А.
Полночное солнце. М.: Сов. писатель, 1990.
Дмитриева Н. А.
Краткая история искусств. М.: «Искусство», 1990.
Долина В. Бальзам.
М.: Изд-во «Гудьял-Пресс», 2000.
Зверев А. М.//Галич
А. Генеральная репетиция/ Сост. А. Н. Шаталов. М.: Сов. писатель, 1991.
Иванов К. А.
Трубадуры, труверы и миннезингеры. М.: Алетейа, 1997.
Ким Ю. Летучий ковер.
М.: «Киноцентр», 1990.
Литературная
энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: НПК
«Интелвак», 2001.
Ломакин С. «Если в
городе существует авторская песня, значит его духовный потенциал на хорошем
уровне»// Университет и регион. 2002. № 3.
Лорес Ю. Авторская
песня как театр одного актера. Б. П.
Люди идут по свету/
Сост. Л. Беленький. М.: Сов. композитор, 1989.
Матвеева Н. Н.
Нерасторжимый круг. М.: Сов. Россия, 1991.
Матвеева Н. Н. Хвала
работе. М.: «Мол. гвардия», 1987.
Мориц Ю. П. «На этом
береге высоком». М.: Современник, 1987.
Музыкальный
энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энциклопедия»,
1991.
Наполним музыкой
сердца: песни Юрия Визбора/ Сост. А. Н. Степанов. Томск: Изд-во «Культ», 1999.
Нет хода нам назад:
33 московских барда: Сб. / Сост. Р. А. Шипов. М.: «Прейскурант-издат», 1991.
Песни бардов/ Сост.
В. Модель. Вып. 1. Л.: Сов. композитор, 1990.
Плахин Г. В.
Организация фестивально-конкурсных форм самодеятельного творчества // Культура
и социум: Материалы Всерос. конф. «Культура. Литература. Искусство. Регион (13
– 14 апр. 2000 года)». Тюмень: Изд-во ТГУ, 2000.
Поют барды / Сост. С.
Ильин. Л.: Музыка, 1991.
Современный
словарь-справочник по искусству/ Науч. Ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев.
М.:Олимп, 1999.
Среди нехоженых дорог
– одна моя / Сост., автор комментариев, вступ. ст. Л. П. Беленький. М.:
Профиздат, 1989.
Сухарев Д. А. Юрий
Визбор. М., 1987.
Шилов. Л. // Песни
Булата Окуджавы. М.: Музыка, 1989 [Вступ. ст.].
Энциклопедический
словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. 2-е изд.,
доп. и перераб. М.: Педагогика-Пресс, 1998.
Энциклопедический
словарь юного музыканта / Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. М.:
Педагогика, 1985.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|