Член жюри Валентин
Вихорев на итоговой пресс-конференции высказал мнение: «Увеличение числа
посетителей за счет случайных людей не несет для будущего фестиваля ничего
хорошего, скоро может забыться основной повод фестиваля и имя человека,
которому он посвящен». Однако с бардом не согласился Президент клуба имени
Валерия Грушина Борис Кейльман: «Напротив, наша задача – воспитывать молодежь.
Фестиваль объединяет всех, кому близки песни. Он оказывает благотворное влияние
на молодежь: все меньше становится правонарушений, тогда как в любом населенном
пункте за время проведения фестиваля было бы совершено намного больше
преступлений. Я считаю, что не стоит делиться на тех, кто является поклонником
авторской песни, и кто только начинает приобщаться к ней» [51].
«В отличие от
прошлых лет, на 28-м фестивале все больше людей собиралось возле эстрад, все
больше людей идут на концерты именитых бардов и новичков, все больше молодежи у
костров поет бардовские песни» [51]. Грушинский фестиваль открылся концертом
«Здравствуйте, товарищи участники…» – на нем пели и знаменитости, и лауреаты
прошлых лет. В один из дней на выбор грушинской публики было предложено
несколько концертов: «Заповедная страна», где участники пели самые любимые
песни, сразу после него начался концерт «Звездный дождь»: на нем можно было
слышать выступления самых знаменитых бардов. Тогда же, на вечере «Наполним
музыкой сердца», посвященном памяти Б. Скибы, на другой эстраде прозвучали
композиции, ставшие классикой авторской песни. Нашлось место и стихам в
поэтической программе «Стань музыкою, слово!», и военной песне на концерте «Вы
слышите, грохочут сапоги». Количество слушателей прибавлялось, и к концу
каждого концерта исполнителей многократно приглашали выступить на бис. Заметно
помолодел коллектив исполнителей и слушателей. Особенно это было заметно на
финальном концерте «До свиданья, дорогие!», который прошел на третьей эстраде в
последнюю ночь. На нем собрались самые преданные поклонники авторской песни,
которых не смутила ни предыдущая бессонная ночь гала-концерта, ни холод,
который внезапно спустился на фестивальную Поляну. Представление длилось до
семи утра. Все преграды были сняты, исполнители могли радовать зрителей и
двумя, и тремя, и даже десятью песнями, что не допускалось на гала-концерте.
Барды отзывались на призывы сидящих возле эстрады и пели старые и новые песни.
В спортивной
программе фестиваля приняло участие более пяти тысяч человек в 17 видах спорта,
из которых два новых: на Тольяттинской Поляне прошли соревнования по стритболу,
а на центральной - команды сразились в пейнтбол. Полагают, что оба нововведения
приживутся на Грушинском, так как привлекли тех, кто не может поучаствовать в
этих интересных соревнованиях в городе. В 2001 грушинцы проявили себя активнее,
чем в прошлые годы. В футбол, например, поиграть хотели 162 команды, в волейбол
– 64. Детская эстафета собрала 52 команды. В футбол выиграла команда «Горизонт»
Самарского политеха, которая несколько раз уже доходила до финала, но не могла
победить. Как всегда интересным и полным неожиданностей стал матч сборной Мира
- сборной Самары. Кончился поединок миром - 8:8. Женщины играли не менее
азартно: самарский «Салют» был признан лидером. В волейболе победила команда
«Кураж», в пляжном волейболе – «Скупердяй», первое место в баскетболе заняли
сотрудники «Билайна», самой быстрой в кроссе оказалась самарчанка Полина
Путилова, среди мужчин-байдарочников победили Юрий Алексеев и Александр Горин,
в эстафете - команда «Альтаир». Среди детей была проведена командная эстафета
«Папа, мама, я», в которой капитанами неизменно были ребятишки. В забеге среди
детей до 5 лет победила семейная команда Насти Мурдиной, до 9 лет - Светы
Фокиной, до 12 лет - Никиты Дорофеева.
В 2001г. состялся
25-й Ильменский фестиваль авторской песни (Челябинская обл.) Благодаря помощи
властей г. Миасса удалось электрифицировать поляну песен, что облегчило жизнь
всем поющим. Все три площадки (главная, лесная и детская) были прилично
озвучены. На поляне не торговали водкой, поэтому пьяные вели себя относительно
тихо. Милиция действовала довольно жестко, но обоснованно. Скорая помощь
присутствовала, пресс-центр и штаб функционировали. Все запланированные
концерты и конкурсы состоялись при большом стечении зрителей. Фестивалю пора
меняться. Поляна песен вмещает две - три тысячи сидящих и стоящих. На фестиваль
приезжают десять тысяч. Это по официальным оценкам. По неофициальным - больше.
Получается, что пока лишь меньшинство слушают песни и проникаются искусством.
Несмотря на титанические усилия милиции, скорой помощи и комендантского взвода,
происшествий (пьяные драки, кражи из палаток и т. д.) хватало. Хотя их было
намного меньше, чем в 2000 году. Меньше стало и наркоманов.
Уровень фестиваля
по-прежнему стабильно высок, хотя открытий на этот раз не было. Можно выделить
лишь Алексея Макаревича (Бийск, Алтайский край) и ансамбль "Апрель"
из Орска. Остальные лауреаты и дипломанты уже более или менее известны по
предыдущим фестивалям. И если авторы и солисты получили награды, то дуэты и
ансамбли выступили в основном неважно. Из гостей публике больше всего
понравились Николай Страченков (Тюмень) и Леонид Мараков, Борис Кинер и Михаил
Цитриняк (Москва). Олега Митяева, например, выводили с главной эстрады с
эскортом милиции.
Лауреаты конкурса
"Ильмены-2001":
Исполнитель— Ольга
Шаршина (Челябинск).
Автор— Ольга Демчук
(Челябинск).
Дипломанты:
Исполнители— Евгения
Рассказова (Москва) и Татьяна Иванова (Новокуйбышевск).
Авторы— Александра
Брюховских (Челябинск), Дмитрий Вагин (Омск), Андрей Феоктистов (с. Песчаное).
Композиторы— Алексей
Макаревич (Бийск, Алтайский край).
Ансамбль—
"Апрель" (Орск).
Спецпризы:
За лучшее исполнительское
мастерство— Геннадий Балахнин (Тюмень).
За лучшую пародию на
песни Олега Митяева— Кирилл Ермолаев и Владислав Люленков (Уфа).
Лауреаты конкурса
"Наша смена" (до 18 лет):
Мария Соснина
(Челябинск), Василий Мирошкин (Златоуст) и Наталья Дмитришина (с.
Долгодеревенское Сосновского района Челябинской области).
С 1986 года началась
история Всесоюзных фестивалей авторской песни, в основу которых были положены
конкурсы авторов и исполнителей самодеятельной песни. Эти фестивали, которым
предшествовали отборочные конкурсы в регионах, явились естественным результатом
развития движения Клубов самодеятельной песни (КСП), охватившего практически
всю страну. Они выявили новых талантливых представителей жанра, дали толчок его
дальнейшему развитию. К сожалению, история этих фестивалей оказалась короткой.
Было проведено лишь три Всесоюзных фестиваля (Саратов, Таллин, Киев). А после
распада Советского Союза они прекратились.
Желание возродить эту
нарушившуюся традицию побудило клубы самодеятельной песни Петербурга поддержать
идею о проведении в городе на Неве регулярного Международного Фестиваля
Авторской Песни "Петербургский аккорд", проводящийся раз в два года
(с 1996г.). К 2002г. прошло три Фестиваля. Представители более 100 городов из
одиннадцати стран стали их участниками и гостями. В октябре 2002 года в
Петербурге пройдет Третий Международный Фестиваль Авторской Песни
"Петербургский аккорд".
Александр Моисеевич
Городницкий - председатель главного жюри международного фестиваля авторской
песни «Петербургский аккорд-2000» говорил: «…о динамике фестивалей я могу
судить, и мне представляется, что динамика положительная. У меня об этом
фестивале осталось отрадное впечатление по одной простой причине: обычно в
фестивалях в основном участвовали ансамбли, исполнители, солисты, а новых
авторов почти не было или были, но очень слабого уровня. А на этом фестивале
впервые наметился перелом - пришла группа молодых поющих поэтов (я подчёркиваю
слово поэтов), потому что я не могу не называть Александра Левина, (неважно,
получил он или не получил призовое место), Ольгу Макееву, Ксению Полтеву.
Пять-шесть поющих поэтов - это интересно, потому что опять качнулась авторская
песня к поэзии в лице молодых, и отошла немножко от эстрады, к которой она
сильно прислоняется на Грушинском и других фестивалях. Но на этом фестивале
авторы о себе напомнили - мне приятно, что именно на Питерском фестивале такая
тенденция проявилась и перелом возвращения к авторской песне к
высокохудожественной поэзии.
Этот фестиваль
получился действительно международным: приехали делегации из Израиля,
Германии, США, и это очень важно - авторская песня как бы возвращается обратно,
и возникает единое песенное пространство в обход политики. То что приехали
Александр Медведенко (Израиль), Татьяна Синицына (Германия), Галина
Богдановская (США) - это очень важно, это говорит о том, что мы все вместе поём
в независимости от того, где мы живём» [49].
Цели фестиваля
«Петербургский аккорд»:
раскрытие новых
творческих дарований в жанре авторской песни;
содействие творческому
росту авторов и исполнителей;
приобщение молодежи к
поэтическому и песенному творчеству;
популяризация
авторской песни;
укрепление
гуманитарных контактов с регионами России, странами ближнего и дальнего
зарубежья.
Общее и творческое
руководство проведением этого фестиваля осуществлял организационный комитет
(оргкомитет), первоначальный состав которого (до фестиваля 1996) утверждается
распоряжением председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В
дальнейшем оргкомитет самостоятельно принимает решения об изменениях в своем
составе.
Организацию,
подготовку и проведение фестиваля осуществляет Дирекция фестиваля,
возглавляемая исполнительным директором, который утверждается оргкомитетом.
Программа фестиваля#"#">http://www.akkord.spb.ru/judges.htm
жюри конкурса (I и II туров);
гости фестиваля (по персональным
приглашениям).
Для участия в
конкурсе приглашаются победители региональных конкурсов авторской песни,
проведенных не ранее, чем за год до фестиваля и не позднее 20-го марта года его
проведения, из различных регионах.От каждого региона приглашаются по одному
победителю в каждой из пяти номинаций: авторы, композиторы,
исполнители-солисты, вокальные дуэты и ансамбли.
Регионы имеют право
выставить на конкурс двух представителей в одной номинации за счет своего
представительства в другой номинации. При этом общий состав делегаций от
региона, включая руководителя, не должен превышать 10 человек. Для Московского,
Петербургского и Юго-Западного регионов квота удваивается. Оргкомитет вправе
пригласить персонально для участия в конкурсе до 10 человек.Информация о
победителях региональных конкурсов и полном составе делегации принимается
оргкомитетом до 1 апреля года проведения фестиваля.Жюри конкурса образуется
оргкомитетом из числа ведущих мастеров в жанре авторской песни. Творческие
мастерские проводятся признанными мастерами в жанре авторской песни. Помимо
перечисленных в участников фестиваля оргкомитет имеет право пригласить других
лиц, которые будут иметь статус гостей фестиваля. Все мероприятия проводятся в
соответствии с Программой фестиваля, утверждаемой оргкомитетом и рассылаемой в
регионы не позднее 1 апреля года проведения фестиваля.
Конкурсанты участвуют
в творческих мастерских на добровольной основе. Выбор творческой мастерской
осуществляется участниками конкурса самостоятельно.
После завершения
конкурса на одной из лучших концертных площадок Санкт-Петербурга проводится
гала-концерт, в котором принимают участие лауреаты, дипломаты и гости.
Программа гала-концерта утверждается оргкомитетом по согласованию с участниками
концерта. Выступающие в гала-концерте участвуют в нем на безвозмездной основе.
В течение фестиваля
проводятся семинары, круглые столы для обсуждения вопросов развития жанра
авторской песни, даются концерты участников конкурса и гостей на различных
площадках города и области. По просьбе оргкомитета каждый из участников
конкурса и гостей фестиваля бесплатно участвует в одном из концертов в пределах
20 минут времени выступления.
Программой фестиваля
могут предусматриваться и другие мероприятия ("чайхана", выступления,
видео- и аудиозаписи и т. п.).
Участие в этих
мероприятиях носит добровольный характер.
Организаторы
осуществляют содействие участникам фестиваля в посещении ими музеев и театров
города, проведении экскурсий, организации концертов, приобретении билетов на
обратную дорогу при условии предварительного согласования с дирекцией
фестиваля. Транспортные расходы несут делегации от регионов.Расходы, связанные
с проведением фестиваля, на проезд, проживание и питание, оплату гонораров
членов жюри, гостей, несут его организаторы. Оргкомитет и дирекция фестиваля
оставляют за собой право использовать (в том числе распространять) видео- и
аудиозаписи, произведенные во время фестиваля, сборники, выпущенные по его
итогам, без выплаты гонорара участникам.
Но не только в нашей
стране, но и за границей существует и развивается АМСТ. С 24 по 26 мая 2002
года на территории Berliner Schoenholzer Heide (Hermann-Hesse-Strasse 82, Berlin-Pankow), где
созданы все необходимые условия для палаточного городка и большого количества
зрителей, под открытым небом пройдет фестиваль "Русский Акцент".
В течение всех трех
дней на различных сценах будут выступать барды и музыканты из Германии, России,
Украины, Франции, Швейцарии и других стран, а также почетные гости фестиваля.
Два предыдущих
фестиваля (в 2000 и 2001 гг.) вызвали большой интерес у русскоязычного
населения Германии, а также у многочисленной немецкой аудитории. Уникальная
дружеская, доверительная атмосфера фестиваля привлекла не только поклонников
бардовской песни, но и людей мало знакомых с этим жанром.
С каждым годом
программа фестиваля становится все более разнообразной. В этом году к уже
ставшим традиционными концертам (выступления германских клубов, детский
концерт, «свободный микрофон», гала-концерт с участием звезд) добавятся новые.
«Дом Культуры Берлин» представит известных рок-музыкантов, кроме того,
слушателей ожидают сольные концерты любимых авторов, а в специальном клубном
шатре пройдут творческие встречи с бардами.
С 25 по 27 мая 2001 г. в Берлине проходил Второй
Международный Фестиваль АП «Русский Акцент».
Почётные гости
фестиваля: братья Мищуки, Леонид Сергеев, Андрей Козловский, Раиса
Нурмухаметова, Дмитрий Бикчентаев, Владимир Туриянский.
По
многим пунктам «Русский акцент» 2001 г. удался лучше предыдущего:
организационные вопросы решались более чётко - практически отсутствовали
заминки; расширилась программа фестиваля - появилась вторая сцена с концертами
«Свободный микрофон» и «Около жанра», а программа выступлений на главной сцене
была дополнена концертом немецких исполнителей. Таким образом, у одних
появилась дополнительная возможность быть услышанными, а у других -
познакомиться с чем-то нетрадиционным в рамках бардовского фестиваля.И погода
проявила себя с привлекательной стороны: днём радуя всех солнечной и
безветренной погодой, а ночью - удивительно ярким звёздным небом. «Звёздным»
был и гала-концерт в субботу вечером, создавая незабываемое ощущение праздника.
«Изюминкой» концерта стало попурри Мищуков и Сергеева под названием «Уплывает
пароход» и рок-н-рольно-бардовский марафон Козловского.
Мнение Александра
Моисеевича Городницкого (геолога, океанолога, поэта) нам важно. Он является
Доктором геолого-минералогических наук, академиком РАЕН, заведует лабораторией
в Институте океанологии им. Ширшова РАН. Песни пишет с 1953 года. Член Союза
писателей СССР с 1972 года. Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую
песню в 1965 - 1966 годах и др. Лауреат премии им. Булата Окуджавы (1999). Член
и председатель жюри многих фестивалей, в том числе Грушинского. Он выпустил
большое количество пластинок, магнитальбомов, компакт-дисков, книг. Многие его
песни всенародно известны: «На материк», «Перекаты», «У Геркулесовых столпов»,
«Деревянные города», «Снег над палаткой кружится» и др. Вот что он говорит о
развитии АМСТ на Западе: «…Там жанр развивается немного по другому. Там поют о
том, что их волнует. Очень много песен, связанных с жизнью в эмиграции. Вот,
например, в Канаде есть целая «школа» авторской песни, есть автор Овсищер
Михаил. Автор, который мне наиболее интересен - это Марк Мерман , живет он в
Арканзасе. Он когда-то был лауреатом фестиваля в Эстонии, по-моему, в 87 году,
я его запомнил, и с тех пор много лет не слышал. Но когда я приехал в США, я
послушал диски с записями песен, которые он пишет сейчас. Это, действительно,
серьёзный интересный поэт. Пожалуй, он входит в тройку-четвёрку самых для меня
«сильных» авторов. Когда меня спрашивают об авторах нового поколения, я в
первую очередь вспоминаю это имя. У него очень серьезная тематика песен…» [49].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|