Во второй половине
пятидесятых – начале шестидесятых годов у русской поэзии появилось новое,
параллельное русло. Его создали «поющие поэты» — авторы стихов и музыки своих
песен, являвшиеся одновременно их исполнителями (как правило, под аккомпанемент
гитары). В одних случаях это были профессиональные поэты, сочетавшие песенное
творчество с созданием непесенных стихотворений (Булат Окуджава, Александр
Городницкий, Новелла Матвеева). В других случаях — авторы песен, именно в этом
жанре реализовавшие свой поэтический талант (Юрий Визбор, Владимир Высоцкий,
Юрий Кукин, Евгений Клячкин и многие другие). Песни такого рода поначалу
исполнялись в дружеских компаниях, в туристских походах и геологических
экспедициях, зачастую они предназначались для узкого круга, и прямой контакт
исполнителя и слушателей создавал неповторимую, неформальную и доверительную
атмосферу.
Со временем некоторые
из авторов песен начали выступать с публичными концертами (чаще всего
неофициальными или полуофициальными). Еще больше расширили их аудиторию
магнитофонные записи, сделанные как во время публичных, так и во время домашних
концертов. Внедрившиеся в быт магнитофоны подорвали монополию власти на
распространение звучащей информации, которая до тех пор проходила только через
радио, телевидение и пластинки под строжайшим цензурно-идеологическим
контролем. Как одна из разновидностей неподцензурного «самиздата» сформировался
так называемый «магнит-издат». Поющих поэтов стали слушать (и петь) тысячи
незнакомых им людей по всей стране.
Вскоре начались споры
о том, как обозначить, как назвать новое общественно-художественное явление.
Появилось выражение «самодеятельная песня», возникли КСП (клубы самодеятельной
песни), стали проводиться многочисленные слеты и фестивали. В основе своей это
было естественно возникшее молодежное движение со свободно-демократическими
принципами и законами, однако власти пытались регламентировать работу клубов,
навязать слетам и фестивалям комсомольские вывески и лозунги. Это позже вызвало
неприятие термина «самодеятельная песня» со стороны независимо настроенных
участников движения, и прежде всего со стороны тех авторов, которые не без
оснований считали себя не «самодеятельными» сочинителями, не любителями, а
профессионалами в искусстве.
Когда поющие поэты
появились на радио, то посвященная им передача радиостанции «Юность» получила
полушутливое наименование «Барды и менестрели» (были использованы старинные
западноевропейские названия певцов-поэтов, о которых мы писали выше). Из этих
двух слов в обиходе прочнее укоренилось слово «бард»: им до сих пор продолжают
называть тех, кто сочиняет песни и сам исполняет их, аккомпанируя себе на
гитаре (в этом значении слово «бард» живет и в ряде иностранных языков). Однако
самым общепринятым стало выражение «авторская песня», впервые употребленное,
по-видимому, журналисткой Аллой Гербер (по другой версии В. Высоцким) на
страницах журнала «Юность». Это выражение приняли многие, его согласились
применить к своей работе такие лидеры и авторитеты АСМТ, как Окуджава, Галич и
Высоцкий. Поэтому понятие «авторская песня» (как вариант - бардовская, что, в
принципе, одно и тоже) дожило до нашего времени и даже вошло в справочные
издания.
Бесполезно теперь
спорить с этим обозначением, придираться к его внутренней смысловой
противоречивости, к тому, что «авторскими», строго говоря, являются все песни,
за исключением фольклорных, поскольку у них есть авторы музыки и стихотворного
текста (допустим, Дунаевский и Лебедев-Кумач). Любой термин несет в себе ту или
иную степень условности, соглашения между теми, кто им пользуется. Достаточно
того, что под выражением «авторская песня» большинство говорящих подразумевают
примерно одно и то же.
Обычно
термин-название появляется позже, чем сам феномен, им обозначаемый. Сложно
указать момент возникновения жанра: некоторые предлагают в этом качестве
«Бригантину» Павла Когана и Георгия Ленского. Наряду с «Бригантиной» к числу
таких «первых ласточек» относят также песни «Баксанская» (1943) А. Грязнова, Л.
Коротаевой и Н. Персиянова на известную мелодию Б. Терентьева, «Барбарисовый
куст» (1943) Н. Моренца, «Глобус» (1947) М. Светлова на мелодию М. Львовского.
Некоторые напоминают о Вертинском, а кто видит первого «барда» в Денисе
Давыдове... Если увлечься подобными ретроспективными поисками, то в конце
концов можно добраться и до древнегреческой поэзии, исполнявшейся, как
известно, под аккомпанемент кифары (предшественницы гитары). Но здесь
необходимы разумные пределы. Песня, как таковая, предшествовала рождению всех
поэтических жанров и является их общим источником. А тот тип песни, о котором у
нас идет речь, сформировался именно в годы так называемой «оттепели» и
отчетливо противопоставлял себя песням другого типа.
Авторская песня
возникла как альтернатива «советской массовой песне» — жанру тоталитарного
искусства, создававшемуся композиторами, поэтами и певцами. Среди деятелей
литературы и искусства, работавших в этой области, было немало талантливых
людей. Но никто из них не был автором песни в полном смысле слова. Композитор
должен был порой класть на музыку совершенно безразличные ему тексты. В других
случаях стихотворец сочинял слова на готовую ритмико-мелодическую схему. Не
вполне свободны были в выборе репертуара и певцы. Мы не беремся здесь оценивать
достоинства и недостатки, плюсы и минусы массовой песни (имевшей
«общественно-политическую» и «эстрадно-лирическую» разновидности) — это особая
эстетическая проблема. Но совершенно очевидно, что именно в противовес такому
типу песни та, о которой у нас идет речь, предпочла назвать себя «авторской».
Один человек сочетает в себе, как правило, автора мелодии, автора стихов,
исполнителя и аккомпаниатора — вот признак авторской песни как культурного
феномена. А доминантой здесь является стихотворный текст, ему подчинены и
музыкальная сторона, и манера исполнения. Между прочим, это четко осознано
музыковедами: «В связи с главенствующим значением текста творцами авторской
песни являются обычно не музыканты, а поэты» [3,5]. Мы бы даже сказали, что еще
не осознанно обществом в целом, и литературоведами в частности, что поэзия
второй половины ХХ века является продолжением серебрянного и золотого веков
русской поэзии.
Поскольку среди
творцов авторской песни существуют те люди, которые сочиняют и музыку, и текст,
сами исполняют, то логично предположить, что есть и такие, которые предпочитают
что-либо одно или прибегают в чем-то к помощи других. Так, например, Александр
Городницкий сочиняет стихи, мелодию, исполняет свои песни, но при этом
аккомпанирует ему кто-то другой. Авторскую песню сложно представить без Дмитрия
Сухарева, хотя он сочиняет только тексты, мелодии его песен принадлежат чаще
всего Виктору Берковскому и Сергею Никитину, которые не пишут стихов, но как
композиторы и певцы являются своего рода классиками, вошедшими навсегда в
историю авторской песни. С «чужими» стихотворными текстами работают Александр
Дулов и Александр Суханов. Нередки были случаи, когда барды исполняли песни
друг друга, что порой создавало путаницу и недоразумения по поводу авторства.
Наконец, в движении КСП появился целый ряд певцов-исполнителей: благодаря им
песни Юрия Визбора, например, звучат сегодня не только в записях, но и в
разнообразных творчески-исполнительских интерпретациях. Некоторые пробуют
исполнять песни Булата Окуджавы. Но все эти интересные «отклонения» не меняют
сути дела. Исключения лишь подтверждают общее правило.
Доминантная роль
поэтического текста определяет и критерий оценки авторской песни. «Эстрадную
песню часто любят исключительно за музыкальные аранжировки, за исполнение, а
«тексты слов» (по шуточному выражению Юлия Кима) во внимание принимаются тут
реже» [33, 25]. Авторская же песня в первую очередь оценивается в зависимости
от качества стихотворного текста. Такая система ценностей сложилась в мире
бардовской песни именно в те годы, которые мы определили как начало этого
явления.
Авторскую песню
нередко называют «жанром», однако надо учитывать, что слово «жанр» в этом
случае употребляется не в строгом литературоведческом смысле. В литературе
существует жанр песни, к которому в равной мере принадлежат и «Хуторок» Алексея
Кольцова (положенный на музыку разными композиторами), и «Подмосковные вечера»
М. Матусовского (музыку к которым сочинил В. Соловьев-Седой), и «Полночный
троллейбус» Б. Окуджавы (с мелодией, принадлежащей самому поэту). Песня - это
словесно-музыкальное произведение, словесная сторона которого - независимо от
качества - принадлежит области поэзии, сфере художественной литературы.
Кроме того, многие
песни соотносятся с иными литературными жанрами, взаимодействуют с ними. Бывают
песни-баллады (слово «баллада» нередко выносили в названия своих произведений
Анчаров, Галич, Высоцкий — у каждого из них «балладность» претворялась
по-своему). Авторской песне нередко присуще драматургическое начало, отсюда -
песенные монологи, диалоги, сценки. Возможны и целые песенные поэмы (например,
у Галича).
Авторская песня в
комплексном смысле — это многогранное социокультурное явление, в известной мере
— общественное движение, зародившееся в 50-е гг. XX века. Оно еще не достаточно
изучено со всех сторон и еще только будет предметом исследований специалистов
самых разных областей: музыковедов, культурологов, социологов, историков.
Драматург Александр Володин назвал бардовские песни «фольклором городской
интеллигенции»[51]. Слово «фольклор» здесь было употреблено слишком условно
(авторская песня – это творчество индивидуальное, а не коллективное), но
огромная роль авторской песни в истории русской интеллигенции бесспорна.
Авторская песня
явилась одной из форм противостояния мыслящей части общества коммунистическому
режиму. Отнюдь не все барды были политическими диссидентами, как Галич.
Творчество, скажем, Новеллы Матвеевой или Юрия Кукина вполне аполитично. Но
всех творцов авторской песни объединяют уважение к человеческой
индивидуальности, мечта о таком обществе, где права личности признаются не на
словах, а на деле, где свобода мысли считается нормой, а не аномалией. Именно
это вызывало страх и ненависть тоталитарного режима к самой фигуре человека,
который без спросу и разрешения «сверху» делился с другими людьми своими
заветными, самостоятельными мыслями, выражая их в стихах, положив на музыку и
взяв в руки гитару. Недаром с конца шестидесятых годов авторская песня
вынуждена была перейти на полулегальное положение: ее вытеснили из радиоэфира,
почти не допускали на телеэкран. Травле в официальной прессе подвергались
Окуджава и Высоцкий, вынужден был эмигрировать Галич. Концерты бардов
организовывались с неизменным риском и тщательно контролировались «личностями в
штатском». Теперь многим даже трудно понять, почему визборовский «Разговор
технолога Петухова...» в 1964 году вызывал такую панику у идеологических
начальников, а тогда малейшее, пусть шутливо выраженное сомнение в том, что
наша страна «впереди планеты всей», было преступной крамолой.
Немалую роль сыграла
здесь и элементарная зависть «законопослушных» поэтов, чьи книги выходили
благополучно, но по известности, по проникновению в людские души никак не могли
сравниться с бардовской поэзией. Они стремились доказать, что песня — это не
поэзия, что к литературе относится только то, что напечатано на бумаге.
В период
«перестройки и гласности» все искусственные преграды были устранены, и
авторская песня обрела полноправное право на существование: стали официально
выпускаться пластинки бардов, живых и уже ушедших из жизни, публиковаться
стихотворные сборники. В этой новой ситуации полной свободы личности, за
которую боролось движение авторской песни, когда казалось, что открывается
перед движением множество перспектив для свободного, неподцензурного
творчества, некоторые корифеи движения заговорили о «смерти» авторской песни,
не видя смысла в его дальнейшем существовании. Есть мнение, что авторской
песней надлежит считать только то, что написано до начала 90-х годов, и где-то
в этом времени надо поставить окончательную точку. Так смотрели на ситуацию на
рубеже 90-х годов многие творцы авторской песни, включая ее патриарха Булата
Окуджаву, и ряд ее исследователей, в частности, Андрей Крылов. Б. Окуджава
считал: «Не будет ошибкой сказать, что авторская песня идет от городского
романса, от Аполлона Григорьева, еще раньше – от Дениса Давыдова. В XX веке из
известных образцов, может быть, не стопроцентная, а все же есть связь с
Александром Вертинским. Потом был некий вакуум, но традиция жила, она
существовала и в конце 50-х годов вырвалась из подсознания, что ли, культуры...
С легкой руки ЦК комсомола - там всегда быстро находят термины для явления,
которое считают нужным прибрать к рукам, - стали нас звать бардами и
менестрелями. Я же всегда имею в виду поэтов, напевающих свои стихи под
аккомпанемент. Не барды, не менестрели... а поющие поэты или – точно, по-моему,
придумал Владимир Высоцкий: авторская песня. Это понятие охватывает и молодых
самодеятельных композиторов, сочиняющих музыку к чьим-то стихам, и, как
правило, к хорошим стихам, и исполнителей, поющих кем-то созданные песни, но в
данной традиции…
Движение это было
гонимо, гонимо не только потому, что оно было необычно или непривычно по своей
форме. Оно было подозрительно прежде всего с точки зрения различных политических
и социальных соображений или, как тогда считалось, — соображений безопасности
общества. Поэты — люди страдающие. От соприкосновения с действительностью они,
бывает, кричат. Действительность не всегда симпатична и привлекательна, вот они
и кричат...
Тогда, в конце
1950-х, эта обнаженность крика и слез была нонсенсом, и с этим боролись. А
песня, несмотря на это... росла. Где она росла? В небольших комнатах, в тесных
компаниях, в компаниях мыслящих людей, которым оказалась небезразлична и близка
боль поэтов. Их песня выражала то, о чем люди думали про себя... Песня
распространялась с помощью магнитофонных лент, что оказалось стихийным
бедствием для тех, кто не желал ее распространения: остановить движение было
невозможно. Таким было наше начало и недалекое продолжение. А потом к этому
стали привыкать, постепенно жанр вышел на подмостки, хотя какое-то время
по-прежнему существовал полулегально...
Позже, когда начались
публичные выступления, возник процесс «притирания к эстраде». Эстрада кое-что
заимствовала у авторской песни, она стала вроде бы углубленней, с претензией на
размышление; авторская же песня стала упрощенней, примитивней, доходчивей и...
безопасней. Постепенно она растворялась — явление становилось массовым; потом,
как все умирает, умерло и оно.
Теперь я особенно не
раздумываю об авторской песне: по моему мнению, сегодня ее больше нет. Есть
массовое явление, потерявшее главные привлекательные черты, сделавшие его в
свое время «властителем дум» очень многих людей. Сейчас все играют на гитарах,
пишут стихи (в большинстве своем плохие), поют их. Публика уже привыкла к
человеку с гитарой. И каждый, кто берет в руки гитару, называется бардом, и
название это тоже нравится. Ко всему этому я лично не испытываю интереса.
Считаю – жанр умер. Он оставил по себе добрую память, оставил имена и
творчество нескольких истинных поэтов; как это всегда бывает, слабое ушло,
сильное осталось, ну, и надо ценить и помнить то, что родилось и существовало в
рамках данного жанра...» [3, 10].
Мнение столь
авторитетного автора-исполнителя мы не можем оставить без внимания. Окуджава
жил в тоталитарном государстве и ему, как и многим в те переломные годы (конец
80-х - начало 90-х), казалось, что с исчезновением коммунистической диктатуры
исчезнет противостояние власти и народа, не будет проблем, с исчезновением
монстра-государства новые чудовища не появятся. Это не так. КПСС сменили новые
политические партии, новая пропаганда, мировые корпорации и религиозные
идеологи навязывают нам то, что отвечает их интересам, многократно возросли
возможности тотального контроля. Тем для песен стало больше, а то, что кто-то
не видит или не хочет видеть этого, обусловливается рядом причин. Высказывания
различных известных авторов-исполнителей о «смерти» авторской песни вызваны
ревностью, ревностью к молодости, к молодым, более талантливым, но менее
известным авторам. К тому же авторской песне присущи не только бунтарские темы,
обличительный характер, но и вечные общечеловеческие (любовь, смерть, добро,
зло и т. д.) «Авторская песня давно пережила просто «бряньконье» на гитаре.
Современная авторская песня использует все возможности создания и исполнения
песен, подобно профессиональной» [50].
Мнения, высказанные
по поводу исчезновения авторской пасни, мы можем охарактеризовать сейчас лишь
как факт истории АМСТ, не больше. Ситуация неопределенности и тревоги за
будущее в начале 90-х годов объясняется общей неблагоприятной
социально-политической и экономической ситуацией в стране. По мере выхода
общества из кризиса в целом, выходит из него и авторская песня, несомненно,
обновленная, приобретшая новые черты, но не утратившая своего сущностного
смысла.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|