Клуб города
Саянска успешно проводил практически самостоятельно фестивали «Апрельские
струны», «Визборовская осень». Сейчас, когда общество изменилось, сместились
понятия о красоте и духовности  необходимо объединить усилия некоммерческих
творческих объединений и управлений культуры и комитетов по делам молодежи
региона в деле решения конкретных проблем. Это взаимодействие в области
культурного и духовного воспитания молодежи и подростков
региона.                                              
С этим связано
создание Прибайкальского творческого молодежного общественного фонда
«Байкальские струны», учредителями которого стали представители клубов и
творческих коллективов области. Фондом планируется: возрождение традиций
проведения фестивалей - конкурсов в учебных заведениях региона, организация
школ-студий творческого развития для подростков и юношества, проведение
совместных мероприятий с управлением культуры и комитетом по делам молодежи,
проводимых в рамках областной (городской) культурной программы, популяризация
жанра  АМСТ,  как самобытного пласта современной культуры, имеющего
свою историю и традиции, организация и проведение городских, областных
фестивалей  авторской песни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.4. Организация фестивальных и
конкурсных форм АМСТ в г. Тюмени 
В конце 70-х
годов ХХ века в Тюмени  зарождается движение авторской песни. Начинается оно в
студенческой среде в объединенном стройотряде ведущих вузов города:
Строительного и Индустриального институтов и Тюменского государственного
университета.  Вскоре, в 1978 году, в ДК «Нефтяник»  (рук. В. и С. Сухеры,)
организовывается клуб самодеятельной песни. В 1983 г. в ДК «Геолог» открывается
клуб под названием «Гея». В то время существовал и еще один КСП при Дворце
пионеров. В 1984 г. проводится первый областной фестиваль авторской песни.
Впоследствии их будет проведено всего 6 (в Нижневартовске, Нефтеюганске и
последний в 1991г. в Тобольске). Лауреатами первых областных и городских
фестивалей были Иван Мальцев, Алексей Кириллов, ансамбль «Маленький оркестрик»
Павла Суворова и др. Авторскую песню в Тюмени начинают «приручать» в конце
80-х  под крылом обкома ВЛКСМ.  Авторы выступают на студенческих фестивалях
самодеятельного творчества. Во дворце  «Нефтяник»  организуется клуб авторской
песни  (куратор - Владимир Заровнятных). По линии обкома ВЛКСМ фестивали
проводили Елизавета Дмитриева, Ольга Москвина, Ирина Дмитриева.  
В г. Тюмени в
ноябре 1998г. в умах некоторых людей возникла идея возрождения  движения
авторской песни в городе и области. Становится заметно, что по мере того, как
страна выходит из политического, финансового и духовного кризиса, люди обращают
внимание на вечные ценности, на культуру. Вновь заполняются театры и концертные
залы, тюменцы перестают думать о том, как выжить, и живут полной жизнью.
Возрождение затрагивает и такую сферу жизни общества, как самодеятельное
творчество. Для более старшего поколения это воспоминание о молодости, о
романтике студенческих лет, о походах и личных небольших подвигах, победах. Для
молодежи это способ самовыражения, самоутверждения как личности, ментальной
сопричастности к отечественной культуре, создание новой. 
Участники тех
советских клубов КСП встали в руководство новых клубов, образовавшихся в
городе. К тому же надо учесть, что как обычно участники АМСТ - деятельные и
активные люди, а это значит, что многие из бывших участников КСП стали на
руководящие должности в городской и областной администрациях, не потеряли
интерес к своим прошлым увлечениям и всемерно помогают ему. Многие стали
успешными бизнесменами и тоже не остались в стороне. Особенно широко
поддерживает движение группа компаний «Тюмбит». Несмотря на то, что в городе
существует много вузов и студенты активно участвуют в возродившемся движении,
спецификой Тюмени мы считаем широкое развитие именно сети детских КСП. Сегодня
в городе 7 детских клубов: «Непоседы» (12 школа), «Алый парус» (рук. Дм.
Потреба), «Хобби-Центр», «Перекресток» (рук. С. и Т. Соловьевы), клуб под
руководством  А. Василенко, клуб под руководством С. Яблочкова и «Кречет» (рук.
Мих. Неуворуев) - все эти клубы объединены под эгидой т. н. Городского Клуба.  
Нет ничего
удивительного в том, что с легализацией движения началась его формализация. В
городе проходят концерты и встречи с авторами-исполнителями, организуются КСП,
смотры, конкурсы самодеятельной песни. Сейчас в Тюмени проводится фестиваль
авторской песни, ставший уже Всероссийским - «Тюменские встречи». В 2000 г.
была издана кассета «Барды Тюмени». Мы встретились лично с Сергеем Ломакиным -
ведущим специалистом управления по молодежной политике, физической культуре и
спорту администрации г. Тюмени и председателем городского клуба авторской
песни. Он нам предоставил уже 2-й сборник с записями песен на музыку и стихи
тюменцев. В него вошли имена таких авторов, как: Юлии Шаламовой, Сергея и Алии
Буктояровых, Марины Зайцевской, Ольги Москвиной,  Леонида Ткачука, Александра
Головина, Вячеслава Мая, Екатерины Заморских, Михаила Неуворуева и Елены
Смирновой.  Наши земляки активно участвуют во многих фестивалях в России и за
рубежом. По словам председателя жюри Грушинского фестиваля Леонида Сергеева,
прошедший фестиваль ознаменовался «тюменской экспансией» (7 номинантов вышли во
второй тур, а коллектив «Гармония» из Заводоуковска даже в третий). 
Недавно в Тюмени
появилось первое бард-кафе «К-700» (в Москве таких 8). По телеканалу «Паралакс»
каждую пятницу проводится передача об авторской песне «Пикник на обочине». 
Тюменская область
внесла свою лепту в бардовскую песню. Здесь живут лауреаты Грушинского
фестиваля Н. Старченков, И. Долматова. Лауреаты других фестивалей:  И. Мальцев,
Г. Балахнин, П. Андриенко, М. Дмитриева,    А. Соловьев, И. Абакумов, С.
Абрамов, Ю. Черняев, С. Чернеев, и многие другие). Сейчас известность
приобретает ансамбль «Гармония» из Заводоуковска. 
Первый межрегиональный
студенческий фестиваль авторской песни «Альма-Матер - 2001» проводился в г.
Тюмени с 22 по 25 ноября 2001 г. с целью пропаганды в студенческой среде
авторской песни, как жанра и социокультурного явления, обладающего мощным
духовным потенциалом; выявления среди студентов и преподавателей вузов
талантливых авторов и исполнителей; популяризации их творчества; активизации
движения авторской песни в студенческой среде.
           
«Клуб
самодеятельной песни» во главе с Мариной Солотовой - энтузиасткой бардовского
движения в  области  - задался целью доказать, что среди нашего
студенчества   и преподавательского состава вузов и ССУЗов немало людей поющих,
и притом поющих талантливо. Так родилась идея проведения студенческого
 фестиваля авторской песни  «Альма-Матер - 2001», и она была
благополучно воплощена в жизнь.
         
         Организаторами фестиваля выступили: Комитет по культуре
Администрации Тюменской Области (далее АТО), Комитет по профилактике и борьбе с
наркоманией АТО, Комитет по молодежной политике г. Тюмени, Тюменский
государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый
университет, Тюменская региональная общественная организация «Клуб
Самодеятельной Песни», «Радио-7» (г. Тюмень). При поддержке: Комитета по делам
молодежи и туризма АТО Тюменской областной думы, администрации г. Тюмени,
совета ректоров вузов Тюменской Области. 
ДОЦ «Юный Геолог» стал фестивальной базой, где конкурсанты и члены жюри
жили, общались и работали. Более 70 человек из высших и средних учебных
заведений  области и  из города Горно-Алтайска приехали, чтобы побороться
за  звание лауреатов.  
В конкурсной программе участвовали студенты дневных, заочных и вечерних
отделений, преподаватели и выпускники (1998-2001 гг.) высших и
среднеспециальных учебных заведений в соответствии с конкурсными номинациями.
Конкурс во всех трех номинациях (авторы, исполнители, дуэты и ансамбли)
проводился в двух группах: «Поющий студент» и «Поющий преподаватель». 
         В номинации «Автор»
участники на предварительное прослушивание предоставляли 3 песни, написанные на
собственные стихи или на стихи других авторов. В номинации «Исполнитель» тоже
по 3 песни, но лишь 2 по своему усмотрению, а 3-я - «Альма-Матер» (муз. В.
Берковского, стихи Д. Сухарева). В номинации «Дуэты и ансамбли» она из 3-х песен
должна была быть из проекта «Песни нашего века», 2 другие – по своему
усмотрению. Каждый участник имел право участвовать лишь в одной номинации. 
         Конкурс проводился в 2 тура:
1-й - отборочный (предварительное прослушивание). Прошедшие его посещали
мастер-класс одного из членов профессионального жюри. 2-й - конкурсный концерт,
во время которого работало три жюри: большое профессиональное, зрительское и
прессы. Конкурсанты, не прошедшие отборочный тур у одного из членов
профессионального жюри, имели право прослушаться у другого или принять участие
в концерте «Альтернатива», и после дискуссии автора-исполнителя и зрителей (под
руководством члена профессионального жюри) и при получении поддержки
большинства зрителей, он проходил во второй тур. 
         Гран-при: диплом, путевка на
Грушинский фестиваль, ценный подарок. Лауреаты в номинациях: диплом, путевка на
Грушинский фестиваль, ценный подарок. Дипломанты 1,2,3 степени - диплом, ценный
подарок. Были вручены еще и специальные призы жюри,  приз зрительских симпатий
и специальный приз программы «Пикник на обочине» («Радио-7»). Песни всех
лауреатов и дипломантов фестиваля вошли в магнитоальбом «Альма-Матер». 
         Члены профессионального
жюри:  
Леонид Сергеев (Москва, председатель жюри
фестиваля им. В. Грушина) – председатель; 
Любовь Захарченко (Москва, обладатель
гран-при 1-го Всесоюзного фестиваля авторской песни); 
Анатолий Киреев (Курган, лауреат
фестиваля им. В.  Грушина); 
Леонид Мараков (г. Краснотурьинск,
лауреат фестиваля им. В.  Грушина, член оргкомитета фестиваля «Петербургский
аккорд»); 
Сергей Матвеенко (Москва, зав.
Музыкальной частью Содружества режиссеров России); 
Вадим Мищук (Москва,  лауреат
фестиваля им. В.  Грушина); 
Валерий Мищук (Москва, лауреат
фестиваля им. В.  Грушина); 
Раиса Нурмухаметова (Москва, лауреат
фестиваля им. В.  Грушина); 
Николай Старченков (Тюмень, лауреат
фестиваля им. В.  Грушина). 
 Благополучно
добрались до фестивального «штаба» гости: Анатолий Кииреев (Курган), Сергей
Матвеенко, Раиса Нурмухаметова, Любовь Захарченко (Москва). Приехали и наш знаменитый
земляк Николай Старченков - председатель жюри, и Константин Просеков -
председатель Союза КСП Урала. Но попали в столичную дорожную «пробку» и
опоздали на самолёт (а следовательно - на свой концерт в Тюмени) Вадим и
Валерий Мищуки. 
        Вечером в ДК «Нефтяник» М.
Солотова объяснила залу, что заявленные в афишах концерты придётся поменять
местами ввиду «недолёта» выступающих.   Зрители  вынуждены были
довольствоваться старой, уже слышанной не раз програмой Сергея Матвеенко, Раисы
Нурмухаметовой и Анатолия Киреева. «Концерт явно не удался, большинство
зрителей было разочарованно», - сказала очевидец концерта аспирантка ТГУ Елена
Валерьевна Плахина, поэтесса. 
После концерта в
«Юном Геологе» состоялась игровая развлекательная программа, в которой приняли
участие и конкурсанты, и мэтры.  
Ночью   прилетели
братья Мищуки, и с утра началось конкурсное прослушивание в номинациях «Дуэты и
ансамбли», «Авторы» и «Исполнители». Члены жюри явно были заинтересованы
молодыми сибирскими дарованиями, подробно обговаривали удачи и ошибки, давали
советы, иногда сами брали гитару и показывали правильные аккорды. После обеда
прослушивание стихийно переросло в мастер-классы. 
 Вечером
участники выехали в город.  Впервые с 1992 года в Тюмени выступил дуэт - Вадим
и Валерий Мищуки. Во время исполнения песни «Подайте, граждане, поэту»
Старченков и Просеков гуляли по залу с шапками, куда щедрые зрители бросали
монеты, конфеты, сигареты в помощь голодающим московским бардам. А известную
песню «Уплывает пароход» Мищуки исполнили в нескольких вариантах, подражая
национальной манере пения разных стран.   
 Вернувшись в «Юный Геолог», конкурсанты приняли участие в вечере памяти
ушедших из жизни бардов. Звучали песни Визбора, Окуджавы, Высоцкого, Клячкина.
Мэтры вспоминали о тех  пионерах жанра, с которыми им повезло встретиться. 
Утром члены жюри продолжили работу с участниками, а после обеда выехали в
город на концерты в ТГУ и ТГНГУ - вузы, оказавшие многостороннюю поддержку
фестивалю. Вечером в «Юном Геологе» проходило главное событие дня - конкурсный
концерт (лучшие авторы, исполнители, ансамбли выступали перед всеми мэтрами,
другими участниками и специальным жюри прессы). 
 В это же время прошел и традиционный концерт – «Чайхана» 
(юмористические, шутливые песени, где мог выступить любой желающий). 
        На следующий день в Тюмени, в
ДК «Нефтяник» состоялся гала-концерт студенческого  фестиваля авторской
песни «Альма-Матер – 2001». Присваивались звания лауреатов, дипломантов,
вручались ценные призы и подарки. Лауреатами стали Марина Дмитриева
(Нижневартовск), Елена Мороз, Александр Соловьёв, ансамбль «Много-много кошек»
(Тюмень), Светлана Шмидт и Александра Быкова (Горно-Алтайск). Летом все они
поедут в составе тюменской  делегации на Грушинский  фестиваль
авторской песни. 
Затем прошел
банкет, поздравительные речи официальных и неофициальных лиц,  утром провожали 
участников и мэтров. Фестиваль состоялся, став уже доброй традицией, ещё одной
творческой школой для наших виртуозов гитары и мастеров поэтического слова. 
Взнос за участие
в фестивале в сумме 150 рублей включал в себя оплату атрибутики фестиваля,
предоставляемой каждому участнику, и частичную оплату орграсходов.
Командировочные расходы (питание и проживание - 200 р. в сутки), плюс проезд до
Тюмени и обратно - за счет командирующей организации. 
          Финансирование фестиваля
осуществляли организаторы согласно смете расходов, организацию осуществлял
оргкомитет. 
         Недавно, 2-3 марта 2002 г.,
а рамках общероссийской программы поддержки молодых дарований «Возвращение к
истокам» (1996-2004 гг.)  проводился 3-й городской детско-юношеский фестиваль
авторской песни - «В кругу друзей».  
Цели и задачи,
которые преследовал конкурс: патриотическое воспитание молодежи; привлечение
детей и молодежи города к самодеятельному песенному творчеству - авторской
песне - в клубы КСП; пропаганда культурных российских национальных традиций и
выявление новых интересных направлений в авторской, самодеятельной песне; поиск
талантливых авторов и исполнителей бардовской песни среди детей и юношества;
расширение контактов между творчески одаренными школьниками и студентами. 
Организаторами
конкурса выступили: комитет по делам молодежи и туризма АТО; Управление по
молодежной политике, физической культуре и спорту администрации г. Тюмени;
Управление по образованию администрации г. Тюмени; центр творческого развития и
гуманитарного образования «Хобби-Центр»; тюменское региональное объединение
общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные
инициативы (ДИМСИ)»; тюменская региональная общественная организация «Клуб
самодеятельной песни»; тюменская городская общественная организация Детское
экспериментальное объединение «Непоседы»; общественная студия авторской песни
«Свежий ветер». 
Условия участия в
конкурсе были следующими. Исполнение песен под сопровождение акустических
инструментов (гитара) обеспечивалось самим участником, электроинструменты
исключались, что возможно обедняло программу; каждый участник представлял на
конкурс 2 песни. Конкурс проводился по 3-м возрастным категориям (до 12-ти лет,
включительно; 13-18 лет; 19-25) и 4-м номинациям (авторы исполняемых
произведений; исполнители-солисты; дуэты и ансамбли; песня о Тюмени). 
Участникам
конкурса присваивались звания: лауреат конкурса, дипломант конкурса и участник
конкурса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение 
Перед нами стояла цель проанализировать феномен АМСТ и
определить время его появления, этапы эволюции, современное состояние и в
какой-то мере определить дальнейшие тенденции  развития движения в России,
проанализировать современные формы существования АМСТ (фестивали и конкурсы,
КСП), выделить в историческом контексте вехи отечественного АМСТ. Для
достижения поставленной цели мы решили ряд задач. 
В соответствии с 
задачами исследования мы проследили  исторический путь развития АМСТ, выяснили,
что оно зародилось много столетий назад и тесно связано с историей развития
современной цивилизации. Пришли к выводу, что явление оказало на нее огромное
воздействие. В результате эволюции АМСТ приобрело современные формы, но,
естественно, это не конечный результат, т. к. АМСТ -  это динамичный процесс. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 
   
 |