Авторское музыкальное самодеятельное творчество: история и современность
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И
КУЛЬТУРЫ
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
АВТОРСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ
САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Специальность 053100 «Социально-культурная
деятельность»
Исполнитель:
Плахин Григорий Валерьевич,
студент
5 курса отделения
очного обучения специализации
«Менеджер социально-культурной
деятельности»
Научный руководитель:
Попова Флорида Хасановна,
старший преподаватель кафедры
социально-культурной деятельности
Тюмень
2002
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение___________________________________________________________3
Глава 1.
Авторское музыкальное самодеятельное творчество как феномен культуры
1.1
. История возникновения и развития
АМСТ______________________11
1.2
.
АМСТ в «советский» и современный периоды развития__________21
Глава 2. Анализ современных форм
организации АМСТ
2.1. Конкурсы и фестивали как основная форма развития
АМСТ_______________________________________________________44
2.2. Клубы самодеятельной песни (КСП) как движущая сила развития
движения авторской песни_____________________________________60
2.3.
Организация
фестивальных и конкурсных форм АМСТ в г. Тюмени
__________________________________________________68
Заключение_______________________________________________________76
Библиографический
список_________________________________________78
Приложения_______________________________________________________82
ВВЕДЕНИЕ
Культура любого
народа складывается из множества составляющих. Она столь велика, что любой
индивидуум, принадлежащий к какой-то определенной культуре, может быть
отождествлен не с ней, а лишь с ее частью. Культура динамична, но вместе с тем
в ней существуют некие традиции, которые, в свою очередь, тоже не вечны.
Следует понимать, что изменение какой-либо части почти всегда ведет к изменению
целого, но так как изменения происходят постоянно, то стремление к гармонии,
идеалу бесконечно. Антагонизм старого и нового особенно заметен в современной
социокультурной ситуации в России. Кардинальные изменения в обществе в начале
1990-х гг. явились сильнейшим толчком, повлекшим за собой множественные
изменения в области культуры.
В культуре всегда действовало правило: востребовано только то, что
современно. Но если раньше что-то неизменно могло считаться современным многие
десятилетия, то сейчас этот срок гораздо меньше: измеряется годами и даже
месяцами. В настоящее время мы можем говорить о конкуренции культуры: меж- и
внутрижанровой; межвременной; межкультурной (даже межцивилизационной).
Житель средневековой Руси довольствовался местечковым фольклором (смесь
жанров). Современный житель уже выбирает для себя приоритеты: в массовом плане
это означает ослабление одних жанров искусства и усиление других в жизни
общества. Современность в культуре не зависит от времени изготовления
культурного продукта, так как он почти всегда носит нематериальный характер, а
значит, не подлежит физическому износу. Но даже материальные носители культуры
(произведения архитектуры, живописи и т. п.) со временем не исчезают бесследно:
в любом произведении культуры важна его идея, а не только внешние формы. Так,
читая «Слово о полку Игореве», книгу, изданную, может быть, всего месяц назад,
мы знакомимся с древним фолиантом, а, играя произведения Баха, мы не просто
воспроизводим нотные знаки в звук, а передаем слушателям идею. Письменность, а
в дальнейшем звуко- и видеозапись помогают нам сохранять идеи культуры,
созданные в прошлом, и делать их конкурентными вновь создаваемым.
Глобализация породила межкультурную, межцивилизационную конкуренцию. В
долговременной перспективе этой конкуренции нами видится следующий результат:
исчезновение культурного многообразия, но вместе с тем создание еще не веданной
нам полицивилизации (так как национальные культуры не будут попросту
уничтожаться, как это зачастую имело место в прошлом, а будут поглощаться
мировой). В полицивилизации будет происходить многократное усиление внутренней
конкуренции, что в свою очередь повлечет за собой создание неких
внутрикультурных общностей, объединенных на основе социального статуса, а не
национальной или государственной принадлежности. Разумеется, это не может
произойти в одночасье, но уже происходит. Поклонник рока может слушать рок, но
не пойдет на классический концерт. А ведь рок и классика являются составляющими
общемировой культуры. Современному горожанину сложно воспринять фольклор –
чуждую ему составляющую культуры, но авторское музыкальное самодеятельное
творчество будет им осмыслено и понято, подвергнется определенному воздействию
для изменения.
Авторское
музыкальное самодеятельное творчество (далее АМСТ) традиционно является
составной частью культуры российского общества, формой самоорганизации,
возродившейся в годы «оттепели» как неофициальная музыкально-поэтическая
составляющая культуры, завладевшая на многие десятилетия умами передовой части
общества – интеллигенцией, студенчеством. Отмена в нашей стране цензуры в
начале 1990-х гг. XX века, появление гражданских прав и
свобод в обществе, формализация движения во многом изменили его сущность и
формы. Богатейшее культурное наследие может быть утрачено, поглощено массовой
культурой. Многие корифеи движения считают, что оно изжило само себя.
Несомненно, «авторской песни» в советском понимании этого слова уже нет, но так
как явлению не десятки, а сотни и тысячи лет, то оно не может исчезнуть в
одночасье. На наш взгляд, современная авторская песня должна вобрать в себя все
то лучшее, что было создано в советское время, и приспособиться к существованию
в свободном обществе и к экономическим реалиям сегодняшнего дня. Современная
социокультурная ситуация в России способствует трансформации явления на новом
витке развития цивилизации и востребованности в будущем.
На
данный момент недостаточно научных работ, посвященных авторской песне. Издаются
преимущественно в основном только сборники произведений отдельных авторов или
журналистские эссе на уровне вопросов - ответов. Очень мало работ,
рассказывающих об истории авторской песни, еще меньше - изучающих ее как
явление отечественной культуры, во многом предопределившей ее современное
состояние, и фактически нет работ, повествующих о современном состоянии АМСТ, о
путях его развития, о влиянии его на общую социокультурную ситуацию в стране.
Стихийно развивающиеся клубы самодеятельной песни, фестивали, превращающиеся в
сугубо коммерческие шоу, ограничения законодательства в области применения
авторских прав - все это может привести к утрате огромного пласта отечественной
культуры, весьма самобытного, получившего свое развитее в годы тоталитаризма.
Заметна
тенденция возрастания интереса к непреходящим ценностям культуры. Грамотное
руководство и организация АМСТ должны привести к повышению культурного уровня
соотечественников, а значит, благотворно сказаться на развитии всего общества.
В
настоящее время существует множество клубов самодеятельной песни, в городах
нашей страны проводится большое количество фестивалей и конкурсов, посвященных
этому виду творчества. Возможны различные пути развития, по которым пойдет
авторская песня. Наша задача - выбрать наиболее оптимальный вариант ее
эволюции, обеспечить организацию АМСТ в дальнейшем и обеспечить преемственность
творчества различных поколений «поющих поэтов». Изменения в области АМСТ
происходят ежедневно. Появляются новые авторы, применяются новые средства
музыкальной выразительности.
Музыка
строится по четким гармоническим правилам, она подобна математике, и
самодеятельность в области музыки говорит о частичном незнании ее законов в
полном объеме. Но так как их очень много и очень мало людей, которые ими бы
владели досконально, то переход от любителя к профессионалу очень расплывчат,
трудноопределим. Самодеятельность - это как нижняя ступень на лестнице к
мастерству, профессионализму, и те, кто не может или не хочет «подниматься»
вверх, должны уступить место другим, не мешать им и заняться другим видом
деятельности. К сожалению, не многие осознают самодеятельность как этап на пути
развития, поэтому сейчас очень много посредственностей, которые в течение многих
лет «варятся в соку» АМСТ, создавая никому не нужные произведения, и отвращают
тем самым потенциальных участников АМСТ от этого вида деятельности. Хуже, если
они становятся у власти: попадают в жюри конкурсов, решают, кто будет выступать
на концертах и т. п. Но эти негативные тенденции в большой степени умаляются
действительно талантливыми поэтами и музыкантами. В этом и заключается актуальность
данного исследования.
Цель
дипломного проекта - изучение истории возникновения,
процесса развития, современного состояния, в том числе и инноватики, АМСТ.
Цель
предопределила решение следующих исследовательских задач:
1.
Проследить историю возникновения и развития АМСТ.
2.
Выявить особенности советского и современного
этапа развития АМСТ, показать дальнейшие пути развития.
3.
Доказать, что КСП является движущей силой развития
АМСТ.
4.
Показать
основные формы существования АМСТ в современной России (фестивали и конкурсы,
КСП).
5.
Рассмотреть
деятельность КСП и авторов-исполнителей в Тюменской области.
Объект
исследования
– авторское музыкальное самодеятельное творчество как общемировое культурное
явление и его специфические формы в России.
Предмет
исследования – особенности организации творческой
деятельности участников АМСТ в историческом и современном аспектах.
Основу научной
гипотезы составили следующие предположения:
АМСТ в России существует и развивается исходя из реалий сегодняшнего дня
и оказывает сильнейшее воздействие в целом на отечественную культуру:
- история
АМСТ насчитывает многие сотни лет;
- в
развитии АМСТ сейчас наблюдается ряд тенденций, одна из основных - сращивание
его с профессиональной эстрадой, две противоположенные: с одной стороны,
массовость, с другой - элитарность; - современные формы организации АМСТ
приобрели массовый характер: в связи с этим возникает ряд проблем,
которые, если их во время не решить, могут пагубно сказаться на дальнейшем ходе
развития явления.
Научная новизна дипломного проекта заключается
в научном осмыслении феномена АМСТ в современной социокультурной ситуации в
России.
В качестве методологической основы исследования
выступили труды представителей различных отраслей научного знания по следующей
проблематике:
-
становление
и развитие АМСТ – В. И. Новикова, Ю. А. Андреева, А. М.
Городницкого, К. А. Иванова;
-
Организация
проведения фестивалей и конкурсов АМСТ – А. М. Городницкий, С. С. Ломакин, Ю.
Лорес, Ф. Х. Попова;
-
Роль
КСП в систематизации и пропаганде АМСТ – В. Ф. Чеснокова, Ю.
А. Андреев.
Практическая
значимость исследования проявляется в анализе общероссийского и регионального опыта
организации форм АМСТ; в осмыслении понятия АМСТ в современной отечественной
социокультурной ситуации.
Методы исследования определялись в соответствии
с целью и задачами исследования. Ведущим является описательный метод, под
которым мы понимаем систему научно-исследовательских приемов, применяемых для
характеристики явления АМСТ на данном этапе развития. В рамках этого метода мы
использовали прием количественного подсчета, производили наблюдение,
устанавливали признаки изучаемого явления. Нами использовался метод
сравнительного анализа. Одним из важных методов нашего исследования является
метод интервьюирования.
В дипломной работе используются следующие исходные понятия и
термины.
Авторское
музыкальное самодеятельное творчество (АМСТ) - общемировое
культурное явление, создание и исполнение музыкальных произведений авторами.
Авторская
песня - часть АМСТ – социокультурное явление,
возникшее в 50-х гг. ХХ века, как альтернативный официальному вид
отечественной поэзии, произведения которого исполнялись под аккомпанемент; в
настоящее время – вид песни с глубоким содержанием текста.
Бард – в настоящее время то же, что и автор-исполнитель.
Клуб
Самодеятельной Песни (КСП) - общность людей,
занимающихся АМСТ, изучением его истории, архивированием образцов АМСТ,
организацией мероприятий в области АМСТ и коммуникацией членов клуба.
Конкурс
– соревнование, проводящееся, как правило, на заранее
известных условиях.
Любительство – самодеятельное движение в сфере свободного времени, проявление
социально-культурной активности людей.
Музыкальное
творчество - свободная деятельность людей,
направленная на создание новых, никогда ранее не бывших образцов музыкальной
культуры общества.
Самодеятельное
творчество - свободная деятельность людей,
направленная на создание образцов культуры на непрофессиональной основе.
Фестиваль
– массовое празднество, показ, смотр лучших достижений
искусства, творчества.
Структура дипломной
работы
отражает основные этапы исследования: введение, две главы,
заключение, библиографический список, приложения.
Во введении дается обоснование
актуальности темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования,
научная гипотеза; приведены научная новизна и практическая значимость;
определены теоретическая и методологическая основы, даны необходимые понятия и
термины.
В первой
главе «Авторское музыкальное самодеятельное творчество как феномен
культуры» приводится исторический анализ АМСТ в
мировом и российском масштабах, а конкретно «советский» и современный этапы
ее развития, даны предположения о будущем АМСТ в нашей стране.
Во
второй главе «Современные формы организации АМСТ» анализируются
современные формы организации АМСТ: фестивали и конкурсы, КСП; это наглядно
демонстрируется на примерах проведения фестивалей и конкурсов авторской песни
за рубежом, в России и Тюмени; анализируется сам КСП; показывается ситуация с
развитием АМСТ в Тюмени.
В заключении содержатся основные выводы исследования и намечаются перспективы для
дальнейшей работы, выносятся положения на защиту.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|