Тогда, в конце 1950-х, эта обнаженность крика и слез была нонсенсом, и с
этим боролись. А песня, несмотря на это... росла. Где она росла? В небольших
комнатах, в тесных компаниях, в компаниях мыслящих людей, которым оказалась
небезразлична и близка боль поэтов. Их песня выражала то, о чем люди думали про
себя... Песня распространялась с помощью магнитофонных лент, что оказалось
стихийным бедствием для тех, кто не желал ее распространения: остановить
движение было невозможно. Таким было наше начало и недалекое продолжение. А
потом к этому стали привыкать, постепенно жанр вышел на подмостки, хотя
какое-то время по-прежнему существовал полулегально...
Позже, когда начались публичные выступления, возник процесс «притирания к
эстраде». Эстрада кое-что заимствовала у авторской песни, она стала вроде бы
углубленней, с претензией на размышление; авторская же песня стала упрощенней,
примитивней, доходчивей и... безопасней. Постепенно она растворялась — явление
становилось массовым; потом, как все умирает, умерло и оно.
Теперь я особенно
не раздумываю об авторской песне: по моему мнению, сегодня ее больше нет. Есть
массовое явление, потерявшее главные привлекательные черты, сделавшие его в
свое время «властителем дум» очень многих людей. Сейчас все играют на гитарах,
пишут стихи (в большинстве своем плохие), поют их. Публика уже привыкла к
человеку с гитарой. И каждый, кто берет в руки гитару, называется бардом, и
название это тоже нравится. Ко всему этому я лично не испытываю интереса.
Считаю – жанр умер. Он оставил по себе добрую память, оставил имена и
творчество нескольких истинных поэтов; как это всегда бывает, слабое ушло,
сильное осталось, ну, и надо ценить и помнить то, что родилось и существовало в
рамках данного жанра...» [3,
10].
Мнение столь авторитетного автора-исполнителя мы не можем оставить без
внимания. Окуджава жил в тоталитарном государстве и ему, как и многим в те
переломные годы (конец 80-х - начало 90-х), казалось, что с исчезновением
коммунистической диктатуры исчезнет противостояние власти и народа, не будет
проблем, с исчезновением монстра-государства новые чудовища не появятся. Это не
так. КПСС сменили новые политические партии, новая пропаганда, мировые корпорации
и религиозные идеологи навязывают нам то, что отвечает их интересам,
многократно возросли возможности тотального контроля. Тем для песен стало
больше, а то, что кто-то не видит или не хочет видеть этого, обусловливается
рядом причин. Высказывания различных известных авторов-исполнителей о «смерти»
авторской песни вызваны ревностью, ревностью к молодости, к молодым, более
талантливым, но менее известным авторам. К тому же авторской песне присущи не
только бунтарские темы, обличительный характер, но и вечные общечеловеческие
(любовь, смерть, добро, зло и т. д.) «Авторская песня давно пережила просто
«бряньконье» на гитаре. Современная авторская песня использует все возможности
создания и исполнения песен, подобно профессиональной» [50].
Мнения,
высказанные по поводу исчезновения авторской пасни, мы можем охарактеризовать
сейчас лишь как факт истории АМСТ, не больше. Ситуация неопределенности и
тревоги за будущее в начале 90-х годов объясняется общей неблагоприятной
социально-политической и экономической ситуацией в стране. По мере выхода
общества из кризиса в целом, выходит из него и авторская песня, несомненно,
обновленная, приобретшая новые черты, но не утратившая своего сущностного
смысла.
То,
что создавалось в рамках жанра в советское время не равноценно по
художественно-творческим критериям: есть здесь и произведения посредственные, и
просто неудачные. Со временем они забудутся, а лучшее останется. Хотя мы
считаем, что процент доброкачественных произведений оказался достаточно велик,
по крайней мере выше, чем в официальной песне. Авторская песня во многом
спасла русскую поэзию, благодаря творчеству бардов в годы так называемого
«застоя».
В
начале 90-х годов, вслед за перестройкой, раскованность в политике привела к
раскованности мнений, что естественно должно было, в свою очередь, отразится на
бардовской песне. Когда свобода слова была запрещена (вспомним хотя бы А.
Галича, Б. Окуджаву, которых выслали из страны), авторы всеми силами пытались
преодолеть этот барьер, через слова часто сквозило критическое отношение к
тирании правительства. Сейчас же о политике вспоминают реже, хотя тема власти
не ушла полностью из бардовской песни.
В конце
90-х годы начинается мощное развитие фестивалей авторской песни,
организовываются все новые центры. Это дает возможность каждому автору
попробовать себя. Авторская песня стала носить массовый характер. В этом есть
свои минусы и свои плюсы.
Продолжает существовать Санкт-Петербургский клуб «Восток», которому в
2001 году исполнилось 40 лет. Жюри в нем по-прежнему прослушивает множество
авторов, для чего и были созданы «мастерские».
Уходит в прошлое
магнитофонная форма существования авторской песни. Авторская песня меняется,
размножаясь в компакт-дисках и видеофильмах, по Интернету, свободно печатаясь в
журнальных и книжных изданиях. Стираются многие границы между бардовской
песней, рок-поэзией, эстрадой: взаимные заимствования в плане музыки, текстов
возможно когда-нибудь и приведут к слиянию жанров, но если такое и произойдет,
то очень не скоро, потому как не преодолены еще многие преграды, разделяющие
их. Возможно, что слияния и не произойдет.
«Авторская песня
родилась на московских кухнях в
начале шестидесятых и умерла, оставив несколько имен» [3, 12]. Слова эти
принадлежат Булату Окуджаве, уход из жизни которого придал им новое звучание...
Этот
оригинальный литературно-песенный жанр, который получил название авторской
песни, возникший в советском обществе во время хрущевской «оттепели»,
многократно запрещавшийся властями и наряду с самиздатом породивший
«магнитофониздат», раскритикованный многими виднейшими профессиональными
композиторами и поэтами того времени за «непрофессиональность», кардинально
меняется. После перемен, прошедших в обществе в начале 90-х гг. ХХ века,
изменивших общественное сознание, жизнь социума, авторская песня сравнялась в
правах с профессиональной. Для многих она осталась лишь как память о прошлом, о
молодости, о студенчестве, как неразрывная составляющая их прошлой жизни.
После
общекультурного спада, который наблюдался в России (и в частности в г. Тюмени)
вначале и середине 90-х гг. ХХ века, что дало повод некоторым исследователям
явления авторской песни говорить о нем в прошедшем времени, как мы уже
говорили, наступил, и в настоящее время продолжается, всевозрастающий интерес к
ней. Есть небезосновательное мнение, что движение превзойдет по своим масштабам
прежнее, советское. Это обусловливается отсутствием цензуры, увлечением АМСТ
традиционно в основном за счет молодежи (студенты), формализацией движения,
финансированием его из разных источников. Массовыми тиражами выходят диски
классиков жанра (Галича, Высоцкого, Окуджавы и др.) Мы считаем, что наши
современники тоже со временем сравняются по популярности с корифеями,
творившими в прошлом. Телевидение и радио все чаще предоставляют эфир
представителям авторской песни. Вышедшие из подполья КСП, регулярно собирает
фестивали и конкурсы по всей России. Местные власти понимают необходимость
способствовать развитию бардовского движения, что, безусловно, положительно скажется
на их имидже. Снова полны концертные залы в Москве, Петербурге, Тюмени и других
городах. Главный в нашей стране фестиваль авторской песни памяти Валерия
Грушина, запрещавшийся ранее, собрал в прошлом году на берегу Волги под
Самарой более ста сорока тысяч участников. Даже за границей (Украина, Израиль,
Германия и т. д.) наши бывшие соотечественники проводят фестивали и конкурсы
АМСТ, иностранцы приезжают в Россию для участия в отечественных мероприятиях в
области АМСТ.
Кажущаяся
«смерть» авторской песни на самом деле иллюзорна и по причине объективного
исчезновения официальной, одобренной государством, песни. Из официальных
остался только гимн. Все мы помним как его долго принимали в качестве таковой.
Ни о каком конвейере, отлаженной машине по производству пропагандистских песен
в настоящее время не может идти и речи (как это было в советское время).
Хотелось
подчеркнуть в этой связи и такой момент: профессиональная эстрада,
освободившись от «идеологических оков» стала ближе к авторской песне. Многие исследователи
отмечают то, что традиционная приставка «авторская» к термину «авторская
песня» нелепо, т. к., если вдуматься, то получается, что любая песня –
авторская, т. е. имеет автора. Мы настаиваем, что термин имеет право на
существование в будущем, т. к. в сознании людей четко укоренилось представление
о песне такого рода, о ее специфике, которая видится нам в особом отношении к
содержанию текста (содержательный), к аккомпанементу (неагрессивная
аранжировка, негромкое исполнение), к специфическому образу автора
(повествовательная подача творческого материала, костюм, как и у слушателей) и
т. д.
Не полностью
понято, на наш взгляд, и понятие самодеятельность, а в этой связи и КСП. Многие
исследователи считают (и мы с ними согласны), что самодеятельность должна
выполнять функцию школы профессионального мастерства. Клубы - это «сито»,
отсеивающее несерьезное отношение, низкий уровень способностей и просто лень,
вместе с тем это и возможность самореализоваться, попытка стать в один ряд со
своими кумирами.
Нам видятся и
негативные стороны современной авторской песни, тупиковые пути ее развития. Как
писали Ильф и Петров, автомобиль изобрел пешеход, но про это быстро забыли.
Рождение авторской песни было связано, прежде всего, с исполнением стихов под
гитарный аккомпанемент. Ее главными характерными чертами были поэтическая
строка и доверительная задушевная интонация, сразу отличавшие ее от лживой
заказной официальной эстрады. Авторская песня, потеряв много отличий от
профессиональной, официальной, перенимает вместе с ее плюсами и минусы:
бедность текста в угоду толпе становится все более частым явлением, приоритет
внешних форм над внутренним содержанием. Это неизбежно при всевозрастающей
массовости.
Многое из того,
что по инерции и недомыслию или из корыстных побуждений сегодня называют
авторской песней, давно уже по существу срослось с эстрадой, отличаясь от нее,
пожалуй, только более низким исполнительским уровнем, и интегрировалось в
рыночную систему шоу-бизнеса. Рыночные отношения, циничный прагматизм, западная
масс-культура, хлынувшие в наше общество, не могли не сместить нравственные
критерии социума. Люди теперь приходят на концерты отдыхать и развлекаться.
Наиболее
показателен в этом отношении как раз Грушинский фестиваль, реально отражающий
сегодняшнее состояние авторской песни в России. Вместе с огромной пользой,
которую он внес и вносит в движение авторской песни, этот фестиваль впитал в
себя и негативные тенденции современного АМСТ. Главным событием, основой
фестиваля является итоговый ночной концерт. Сцена - плот в форме большой
гитары, ярко освещенной прожекторами, - озвучена громогласными репродукторами.
Огромная аудитория, сидящая на гигантском склоне горы, невидимая для поющих,
делает невозможным живой контакт исполнителя и слушателей. Публика активно
включаются в действие даже не аплодисментами, а ревом и свистом, нередко
подогретыми горячительными напитками. Это уже не концерт авторской песни, по
мнению некоторых, а грандиозное супершоу, живущее по закону толпы, где ценят
только умеющих ошарашить, оглушить или рассмешить. Нелицеприятное решение жюри
для непризнанных и отвергнутых конкурсантов становится зачастую личной
трагедией. Составители концертной программы вольно или невольно вынуждены идти
на поводу у толпы, попсовые вкусы которой оставляют желать лучшего. Получается,
что многим талантливым поэтам, авторам музыки на главном фестивале авторской
песни сложно самореализоваться. Они могут показать мэтрам свои песни и стихи
только на творческих мастерских, для которых у корифеев очень мало времени и
места. Присутствие на фестивале людей, не связанных с авторской песней,
преследующих цели различных социальных и государственных сил, идет в разрез с
целями авторской песни как таковой.
Изменилась
эпоха. Страна стала другой. Исчезла столь привлекательная запретность яростных
обличительных песен Галича и Высоцкого, многие герои и антигерои этих песен
переместились во вчера и стали предметом истории. Столь грозный некогда
«магнитофониздат», так же как и самиздат, потерял свою актуальность в пору открытой
печати и декларируемых свобод.
Очень часто
шоубизнес использует позитивный образ авторской песни в своих корыстных целях,
дискредитируя ее. Мы должны понимать, что это другая культура, фальшивка,
подмена, стилизация, исключительно коммерческий проект. Настоящие ценители
авторской песни, несомненно, уловят неискренность, наигранность такого рода
выступлений. В наше время не гитарный аккомпанемент (песня может звучать и под
любые другие музыкальные инструменты), а именно поэтическая строка, является главной
отличительной особенностью авторской песни.
Ведущие авторы
первого поколения - Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Юлий
Ким, Новелла Матвеева, Юрий Визбор, Ада Якушева, Михаил Анчаров, Юрий Кукин и
др. - прежде всего талантливые поэты.
Причастность к
поэзии в полной мере относится и к творчеству Сергея Никитина, Виктора
Берковского, Александра Дулова, Евгения Клячкина, Александра Суханова и других
авторов мелодий на стихи профессиональных отечественных и зарубежных поэтов.
Те, кто сегодня исполняет свои песни в рамках жанра, хотят они этого или нет,
должны постоянно помнить об этой высокой поэтической планке.
Чтобы понять современные тенденции развития АМСТ, мы встретились с рядом
известных тюменских деятелей в области авторской песни. Один из них Н. Н.
Старченков – тюменский бард, известный на всю Россию.
6. 05. 2002 г. мы взяли у него эксклюзивное двухчасовое интервью, в
котором он изложил свой взгляд на авторскую песню. Собеседник полагает, что
явление развивается, претерпевая изменения по объективным причинам развития
общества. И высказывания различных известных авторов-исполнителей о «смерти»
авторской песни вызваны ревностью, ревностью к молодости, к молодым, более
талантливым, но менее известным авторам. Вместе с тем он считает, что нет
существенных отличий между профессиональными и самодеятельными авторами. Ему
кажется, что и Юрий Антонов, и Андрей Макаревич и др. являются сочинителями
авторской песни. Он думает, что гитара не является современным атрибутом
автора-исполнителя. Сам Н. Старченков широко применяет в своем творчестве
синтезаторы и другие музыкальные инструменты. Он приводит в пример А.
Дольского, С. Никитина, О. Митяева и др., которые тоже применяют весь спектр
музыкальных возможностей.
Интересна мысль высказана им по поводу КСП: «КСП дает право на ошибку»,
т. е. во время выступления автор может ошибиться, позабыть слова от волнения,
перепутать аккорды, и публика это простит и поймет. Самодеятельность - это
средство, при помощи которого начинающий автор пробует свои силы. Но это лишь
промежуточный этап на пути к профессионализму. На этом этапе автор набирается
опыта выступлений, оттачивает свое мастерство, знакомится с творчеством других
авторов и соотносит его со своим, меняется в лучшую сторону. Те же авторы,
которые не могут или не хотят творчески расти, остаются в самодеятельности
навсегда. Их уровень низок. Очень сложно писать хорошие песни и заниматься еще
каким-то другим делом, поэтому авторы-любители, достигая определенного уровня,
попадают в профессионалы. Очень сложно определить ту грань, которая разделяет
любительство и профессионализм. Не достаточно сочинить хороший текст и музыку.
Юрий Лорес - исследователь феномена авторской песни считает, что она вообще
часть прежде всего театрального искусства. Надо еще и грамотно его подать:
записать диски и кассеты, проследить за их продажей, подготовить выступления на
концерте. В отличие от сборных выступлений КСП, индивидуальный концерт не дает
право на ошибку. Н. Старченков считает, что сцена предъявляет ряд требований к
выступающему, будь то профессионал или самодеятельный автор: «Человек,
приподнятый над всеми пусть на 20 см, завладевший всеобщим вниманием, выйдя к
микрофону, должен отвечать перед обществом за свое выступление».
Заметно, что современная публика стала требовательнее, ее уже не
устраивают низкокачественные записи. Современный слушатель получил широкий
доступ к мировой музыкальной культуре, стал более разборчив. Прогресс в
звукозаписи за последнее десятилетие огромен. Заметен рост мастерства как
профессионалов, так и любителей. Качество аранжировок и звука советского
периода развития музыки в нашей стране ни в какое сравнение не идет с
современным.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|