Меню
Поиск



рефераты скачать Авторская методика гитариста Виницкого

     В 1991 году фирма "Мелодия" выпускает его первый сольный альбом "Зеленый тихий свет", в который вошли его композиции: "Путешествие во времени", "Зеленый тихий свет", "Жду известий", "Метаморфозы", а так же аранжировки мелодий А.К. Жобима, Л. Бонфа, пьесы Л. Альмейды.
      В 1993 году Александр уезжает в Польшу, где работает сначала в Щецине в Центре культуры молодежи, а затем в Кракове. В Польше он занимается концертной, преподавательской и композиторской деятельностью. Щецинское телевидение записывает сольный концерт Александра, который многократно транслируется по польскому телевидению. После выступления на одном из фестивалей в Польше, французское издательство "LEMOINE" предлагает издать его сочинения. Александр подписывает свой первый контракт и в 1995 году выходят два нотных альбома Александра - "Lonely Voice" и "On the Way to Jazz" ("Одинокий голос" и " На пути к джазу"). Вскоре он записывается в Кракове на фирме "Paganini" и в 1996 году выходят две сольных аудио кассеты "Braziliana"и "Green soft light".
     Краковское издательство "Marcus" публикует сразу 4 авторские работы: "Moja gutara-1", "Moja gitara-2", "8 обработок для гитары произведений Ф. Шуберта, Р. Штрауса, Л. Бетховена и др. "Рождественские песни для 2-х и 3-х гитар". В Кракове Александр часто выступает в известном джазовом клубе "У Муниака".    Его приглашают в жюри Краковского фестиваля, где он так же выступал с сольными концертами и мастер - классами.
     В 1996 году Александр возвращается в Москву и продолжает выступать с концертами, на фестивалях, писать музыку. В 1996 году бельгийское издательство "IMPRIMUS" издает его Детскую джазовую сюиту "Карусель". В 1997 году известная французская фирма "GUITAR PLUS" выпускает сольный компакт диск Александра "Guitar in Russia. Alexander Vinitsky" vol.25. В этот диск вошли авторские композиции и аранжировки в стиле босса - нова известных мелодий А.К. Жобима, Л. Бонфа, Ж. Жильберто, Ч. Бэрда. В этом же году Александр записывает в Израиле второй компакт диск, который он назвал "Yellow Camel". Этот диск выпущен фирмой "Landy Star" (Москва) в 2000 году.     В 1998 году он записывает новый альбом с саксофонистом Олегом Киреевым 'Romantics of Jazz", который выпущен фирмой "Landy Star".

          В 2001 году известное американское издательство "Mel Bay" выпускает три новых нотных сборника А.Виницкого. В этом же году бельгийское издательство "IMPRIMUS" выпускает следующие работы:  "5 композиций на еврейские темы", "Сюита в джазовом стиле для струнного квартета
 и классической гитары", "Джаз Ария" – три концертные пьесы А. Виницкого

    В настоящее время Александр Виницкий преподает в музыкальном училище им. Гнесиных  класс классической гитары. Читает в училище курс импровизации, гармонии, аранжировки на гитаре.

       В 1999 году издательство "Музыка" выпускает два нотных сборника "Джазовые этюды и упражнения" и "Блюзы и джазовые прелюдии". В 2000 году издательство "Престо" выпускает сборник "Детский джазовый альбом". Этот альбом входит в авторскую образовательную систему Александра Виницкого, которая давно работает в форме семинаров "Классическая гитара в джазе". Эти семинары Александр Виницкий читает в России и за рубежом.

       Примерный тематический план авторского семинара Виницкого А.И.
«Классическая гитара в джазе»:

   Классическая гитара и джаз. Основы джазовой гармонии. Джазовые каденции, модуляции и секвенции. Игра по буквенным символам. Основы аранжировки. Аккомпанемент. Аккордовые замены и обогащенные гармонии. Игра аккордовых последовательностей с «шагающим» басом. Для современных джазовых гитаристов очень характерно использование так называемого «шагающего» баса при игре аккомпанимента, что создает иллюзию игры двух инструментов: гитары и контрабаса. Часто в сольных джазовых композициях гитаристы применяют аккомпанемент с шагающим басом в сочетании с сольной мелодией, в результате возникает ощущение, что звучит целый ансамбль. Использование аккомпанимента с шагающим  басом в сочетании с мелодией, является довольно сложным приемом для гитаристов, и А. Виницкий предлагает серию упражнений и этюдов, позволяющих последовательно наробатывать навык. Приведем несколько примеров:




    Этюд № 1 написан в технике аккомпанимента с «шагающим» басом; нижний голос иметирует линию контрабаса, и играется ровными четвертями (как это характерно для свинга и бибопа). Синкопированные аккорды исполняются в свинговой пульсации.




    Этюд № 2 имеет очень интересное строение, начинается этюд 4-ех тактовой басовой линией, далее к рифовой фигуре баса добавляются аккомпанирующие интервалы и созвучия, исполняющиеся остро и стаккатированно в свойственной свинговой манере. Этюд№1 и №2 предназначины для отработки независимых движений большого пальца правой руки от указательного, среднего и безымяного пальцев правой руки (которые должны остро играть аккорды, но не влиять на ровное звукоизвлечение большого пальца).

   Особенности джазового ритма. Развитие чувства ритма на основе специальных упражнений. Работа с метрономом. Проекция ритмической структуры пьесы. Структура и организация пассажа. Ритмическая взаимосвязь партий. Правая рука – развитие возможностей играть как ансамбль. Игра джазовых каденций и секвенций. По мнению А. Виницкого развитию чувства ритма нужно уделять особое внимание, так как грамотная ритмическая интерпретация в джазовой и латиноамериканской музыке это основа. Вот как сам А. Виницкий ответил на мой вопрос по поводу развития ритма: «Проблема для начинающих не только в сложности читки пьес в стиле босса нова, но главным образом в европейском подходе к ритму. Латинская Америка и, конечно Бразилия считают по-другому. И здесь загвоздка. Надо учить считать. Т.к. для бразильской босса новы и самбы сильная доля не так важна, а вот 3 и 4, затакт- это важнейший элемент ритмической конструкции. Т.к. сильная доля чувствуется телом, а не только ухом. Танцевальность. свобода тела, импровизационность – это качества, которые нужны до начала игры. Некоторые (редко) уже этим обладают изначально. Непонятно каким образом.  Это мы называем музыкальные данные. Но если сам педагог об этом не знает, то может и пропустить этот момент в ученике».

     Для изучения характерных ритмических рисунков различных джазовых стилей Виницкий создал серию упражнений и этюдов различной степени сложности. Приведем некотрые из них:



      Этюд №5 написан в ритме самбы с характерным двухтактовым ритмическим рисунком и использовании сочетания открытых и закрытых струн при игре аккордов.

     Экзерсиз №1, предназначен для развития характерной свинговой пульсации. Фактура экзерсоза очень проста, что позволяет концентрировать внимание на ритмической стороне упражнения.



    Этюд №3 написан в характерной синкопированной латиноамериканской манере, может служить отличным упражнением на развитие чувства ритма.



    Этюд № 4 написан в манере медленного свинга. Основная задача этюда выработать ритмические ощущение «джазовых» восмых (в види триольного пунктира) в басовой линии и аккомпанименте.



   Этюд в форме самбы «Желтый верблюд» является продолжением серии этюдов на развитие латиноамериканских ритмов.

Блюз. Рождение и развитие блюза. Форма блюза. Гармония блюза. Минорный и мажорный блюз. Блюзовая гамма. Пьесы в форме блюза и анализ аранжировок. Учитель и ученик – игра в дуэте (аккомпаниатор и импровизатор меняются местами). Использование блюзовой гаммы в импровизации. Игра блюзовых модуляций.                                                                                                                                                 

  Для изучения блюзов Александр Виницкий написал серию «Блюзов и джазовых прелюдий», а также зтюды в форме блюза. Этюд №7(блюз) в ми-мажоре пример сочетания простоты фактуры и композиторской оригинальности. Как известно, написать для гитары «простое» сочинение весьма сложная задача для композитора. В Этюде №7 отражаются все характерные особенности блюза: форма, гармоническая схема и специфические блюзовые ноты (пониженные 3, 5, и 7 ступени).







         





   ЭТЮД В ФОРМЕ БЛЮЗА превосходное упражнение на обыгрывание блюзовой гармонической прогрессии. Мелодия (тема) как таковая отсутствует, но мелодичность сохраняется за счет обыгрывания блюзовых тонов.

     Блюз №1 содержит две мелодические линии: верхний голос (терциями) и басовую линию, эмитирующую контрабас или бас гитару.

    Этюд №6 из «ДЕТСКОГО ДЖОЗОВОГО АЛЬБОМА» демонстрирует пример удачной дидактической композиции направленной на ознакомление детей с элементами блюза. Этюд технически не сложен, и может использоваться в начльных классах ДМШ.



   Босса - нова. Бразильская музыкальная культура. Африканские истоки ритма.                   Ритмическая волна – основа игры музыки в стиле босса нова. Правая рука может играть как ансамбль из трех инструментов. Аккомпанемент в стиле босса  - нова. Особенности гармонии бразильской босса - нова. Аранжировка мелодий (в качестве примеров используются аранжировки А.Виницкого известных мелодий А.К.Жобима, Л.Бонфа, Ж.Жильберто, а также его сочинений в стиле босса нова и самба).

    Вообще, Бразильская музыка это главная страница в творческой деятельности А. Виницкого. Ритмы босса – новы одни из самых сложных в бразильской музыке.



  

   Прелюдия №4 из цикла «Джазовые прелюдии» пример отличной аранжировки босса - новы для соло гитары. В прелюдии автор демонстрирует превосходное понимание фактурных особенностей босса - новы (полиметрическое сочетание мелодического голоса с аккомпаниментом). Прелюдия предназначина для изучения характерной «босса-новской» ритмики.

ЭТЮД №5 из «Детского джазового альбома» отличная дидактическая пьеса для детского возраста. Технически простая, эта босса содержит довольно сложную фактуру (бас+мелодия+аккомпанемент).

Глава 3.    

Джазовая музыка Александра Виницкого для детей и юношества.

   Во второй части «Детского джазового альбома №1» можно найти технически не сложные, но весьма интересные программные пьесы. Например, миниатюра «Маленький ковбой», написанная в блюзовой манере очень точно передает музыкальные особенности стиля кантри:

    Не сложная по фактуре пьеса под названием «Босса нова» пример удачной композиции для детей. Пьеса технически доступна уже на начальном периоде обучения (1-2 классы), и содержит основные элементы стиля босса - нова (синкопированная ритмика и ладогармонические особенности бразильской музыки).

   Весьма интересен тот факт, что пьесы из «Детского джазового альбома №1» имеют яркую образность, а, как известно дети лучше воспринимают музыку, если она несет им конкретный программный образ. (Пьесы под названием этюд, сонатина , аллегро и т. д. часто вызывают затруднения у детей, им нужен конкретный образ, который они могут представить.)

     Все эти миниатюры за своей видимой просотой помогают закреплять изченный в первой части материал ( пульсация джазовых восьмых( триольный пунктир), синкопорованная ритмика мелодической линии).

     За последнее время интерес к произведениям Александра Виницкого в джазовом стиле значительно возрос. Вот что сам А.Виницкий ответил на мой вопрос о том, как эволюционирует интерес к пьесам в джазовом стиле для детского и поросткового возраста, у педагогов ДМШ в Москве и России в целом: «Да, последние годы интерес резко возрос, и музыкальные школы заиграли, дети, по утверждению педагогов просто «подсели» на Детские джазовые альбомы. Особенно 1-й выпуск. Ведь в этом сборники есть много пьес. Упражнений и комментарии. Теперь он с диском, где я всё записал сам. И всё-таки  многие педагоги не понимают, как играть и чего ждать от этой музыки. Я провожу довольно часто, но недостаточно семинаров по этой теме. Вот те из педагогов, кто прошёл хотя бы 3-4 семинара, уже можно сказать, наслаждаются в полной мере работой с моими пьесами. Ведь в них заложена система развития чувства ритма, контроля за игрой, основы исполнительской стабильности». Отличительной особенностью системы А. Виницкого является то, что все свой издания он выпускает вместе с компакт-диском. На вопрос главного редактора журнала «Гитаристъ» В. Волкова надо ли выпускать ноты с аудиокассетами или компакт-дисками Виницкий ответил однозначно: «Обязательно! В музыке этого направления необходимо иметь стилистические ориентиры и желательно, чтобы материал был озвучен».[9]

        Большой популярностью пользуется «Детская джазовая сюита «Карусель». Отдельные части из этой сюиты можно часто услышать на экзаменах и концертах в ДМШ. Пьесы написаны с большой композиторской изобретательностью, каждая часть сюиты написана в определенном джазовом стиле:

     Композиция «Происшествие в удивительном лесу» написана в стиле ЛАТИНО (ровная линия баса и синкопированная ритмике мелодии).

  Следующая пьеса уже содержит свинговую ритмику и элементы блюза:

    Пьеса «Курьез» знакомит исполнителя с «шагающим басом», характерным приемом при игре аккомпанимента в джазовой музыке.

       Произведение с интрегующим названием «Жду новостей» вводит юных исполнителей в мир бразильской самбы. Пьеса насыщена сложными синкопами, но в этом и есть неповторимый колорит латиноамериканской музыки. В техническом плане требует серьезной проработки, особое внимание нужно уделить ритмики: сложность для начинающих музыкантов может вызвать отсутствие сильных долей, задача в том и состоит , чтобы научиться чувствовать сильные доли в ритмических конструкциях при их отсутствии. Это является важнейшим элементом латиноамериканской музыки в целом и конкретно самбы.




      К произведениям в джазовом стиле для детей Александра Виницкого проявляют интерес не только отечественные поклонники гитары. Крупные зарубежные издательства уже много лет сотрудничают с А.Виницким. А обозреватели известнейших гитарных журналов пишут восторженные рецензии на работы Виницкого.Приведу несколько примеров:

 Журнал «Classical Guitar». Англия.

«Не часто услышишь «Эврика!» от обозревателя, но я чуть не воскликнул «Эврика!», просматривая этот восхитительный сборник «On the Way to Jazz» Александра Виницкого, изданного французским издательством «Lemoine». Вот он, наконец: джаз на классической гитаре, и звучит по-настоящему…»[10]

      А вот, что написал главный редактор авторитетнейшего «Classical Guitar»

«Примером интелектуального джаза и поэтического джаза было выступление Александра Виницкого, который играет джаз на классической гитаре, подтверждая, что сам инструмент обладает богатейшими выразительными возможностями».[11]

    Уместно также привести высказывание редакции американского издательства MEL BAY в предисловии к сборнику «Джазовые этюды и упражнения для классической гитары Александра Виницкого»: «Виницкий – композитор, Виницкий – исполнитель создаёт сложную классическо - джазовую конструкцию, имеющую прочный фундамент и вместе с тем изящную, почти невесомую надстройку. Он досконально изучает музыку разных народов, постоянно ищет, пробует, экспериментирует, стремясь заглянуть за пределы дальних горизонтов».[12]

Заключение.


 Завершая дипломную работу, следует отметить, что в России популярность шестиструнной гитары неизменно растет. Меняется и активно развивается гитарная педагогика, появляются новые метобики преподавания игры на инструменте. Заполняются «белые пятна» гитарного педагогического и концертного репертуара, происходит интеграция российской гитарной педагогики в мировое музыкальное пространство. Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической гитаре» занимает, на мой взгляд, очень важное место в сегодняшней гитарной педагогической системе как у нас в стране, так и зарубежем. А. Виницкий первый гитарист в нашей стране, и один из немногих гитаристов в мире, который попытался проложить дорогу в деле объединения джаза и исполнительства на классической гитаре. Особую роль в современном педагогичаском репертуаре для классической гитары играют произведения А.Виницкого для детей и юношества. Они, несомненно, помогают педагогам ДМШ и ДШИ, а также способны последовательно приобщать детей к хорошей современной гитарной музыке.

        В рассмотренной методической системе Александра Виницкого наблюдается стройность и последовательность изучения различных аспектов (ритмические особенности, характерные мелодические интонации и т.д.) латиноамериканской музыки (самба, босса - нова, латино) и джаза (блюз, свинг).

         Сам Александр Виницкий считает, что его система находится в постоянном развитии, появляются новые идеи, новый опыт. Будем надеяться, что А.Виницкий предложет еще много интересного для российских поклонников гитары.

        В завершении работы хочу привести слова одного из самых авторитетных отечественных гитаристов Заслуженного артиста России, Лауреата международных конкурсов, профессора РАМ им. Гнесиных Фраучи А.К.:  «Александр Виницкий – музыкант нового направления, который сумел обьединить в своем творчестве бразильскую музыку с джазовой гармонией, что само по себе является новым словом в гитарном искусстве».[13]

Библиография.

1)      Агафошин П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка,  1994.


2)      Вайсборд. М. А. Андрес Сеговия и гитарное искусство двадцатого века. – М.: Музыка, 1983.


3)      Вайсборд. М. А. Гитара и гитаристы. – М.: Музыка, 1979.


4)      Волков В. Д. Интервью с музыкантом. \\Гитарист, 2002, №1 с.13


5)                  Волков В. Д. Проблемы гитарного репертуара. \\Гитарист, 2000, №1 с.23


6)                Вещицкий П. И. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. – М., 1970, с. 53


7)                Иванов – Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.:Музыка, 1974.


8)                Купер К. Краковский гитарный фестиваль. Classical Guitar, 2001, №2, с. 18.


9)                Манилов В. С. Джаз в ритме самбы. – К.: Музична Украiна, 1985.


10)           Молотков В.Н. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре. – К.: Музична Украiна, 1989.


11)           Молотков В. Н., Манилов В. С. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре. – К., Музична Украiна, 1986.


12)           Фаулз П. Обзор нотных изданий. Classical Guitar, 1999, №1.


13)           Фраучи А. К. Александр Виницкиц – музыкант нового направления.\\Гитарист, 1997,№2.



[1] Волков В., Интервью с музыкантом. Гитарист. 2002 №1. с.21

[2] Волков В.,Проблемы гитарного репертуара.2000 №1 с. 23

[3] Волков В.,Интервью с музыкантом. Гитарист.2002 №1 с.20

[4] Цит. по В.Волков. Интервью с музыкантом. Журнал «Гитаристъ» 2002 №1

[5] В.Волков. Интервью с музыкантом .Журнал «Гитаристъ» 2002 №1

[6].Молотков В., Манилов В. Техника джазового аккомпанимента. -  К., с. 4

[7] Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент.  - М., 1970, с.53

[8] В.Молотков. Джазовая импровизация на 6-и струнной гитаре.- К., 1989 , с. 3

[9] . Волков В. Интервью с музыкантом. Журнал «Гитаристъ» (2002 №1), с. 24.

[10] Пол Фаулз. Обзор нотных изданий.Classical Guitar.1999 №3., с.36.

[11] Колин Купер. Краковский гитарный фестиваль.Classical Guitar.2001 №2, с.18.

[12] MEL BAY PUBLICATIONS,  2004.

[13] Фраучи А. К. Музыкант нового направления.\\Гитарист.1997 №1.с32


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.