Авторская методика гитариста Виницкого
Санкт-Петербургский
государственный университет культуры и искусств
Факультет искусств
Кафедра народных инструментов
Дипломная работа
на тему:
Авторская методика гитариста,
композитора и педагога Александра Виницкого
«Джаз на классической гитаре».
Научный руководитель:
Кандидат искусствоведения, и.о. доцента Ильгин К.В.
Выполнил
Выполнил:
Студент 532 группы
Чечин Глеб
Санкт – Петербург
2007
Содержание.
Введение………………………………………………………………..…3
Глава 1. Проблема современного педагогического репертуара и методик
обучения игре на шестиструнной гитаре…………………………..…6
·
Гитаристы – методисты, о проблемах репертуара для
гитары (Волков В., Виницкий А.)……………………………………………..……………….....6
·
Молотков В., Манилов В. Техника джазового
аккомпанемента..............10
·
Молотков В. Джазовая импровизация на шестиструнной
гитаре……....13
·
Манилов В. Джаз в ритме самбы. Учебное пособие…………………......16
Глава 2. Авторская методика Александра Виницкого «Джаз на классической
гитаре»……………………………...…………………..………19
·
Творческий путь А.Виницкого. (биография, основные
направления творческой деятельности)……………………………….............................19
·
«Шагающий» бас………………………………………………………...….24
·
Особенности джазового и латиноамериканского ритма………………….25
·
Рождение и развитие блюза. Форма блюза. Гармония
блюза…………....28
·
Босса – нова. Бразильская музыка………………………………………….31
Глава 3. Джазовая музыка Александра Виницкого для детей и юношества……………………………………………………………………....33
·
Упражнения и этюды в джазовом стиле…………………………….……..33
·
«Детский джазовый альбом № 1»………………………………….……….40
·
Детская джазовая сюита «Карусель»…………………………………...….42
Заключение……………………………………………………………...………45
Библиография
………………………………………………………...……..….47
Введение.
Современная гитара, пожалуй, самый
интернациональный музыкальный инструмент. Шестиструнная гитара один из
древнейших музыкальных инструментов, истоки гитары уходят в глубокое прошлое,
богатая история насчитывает десятки столетий и проходит через множество
исторических и культурных эпох. В 20-ом веке гитара стала и космическим
музыкальным инструментом.… В буквальном смысле! На орбитальной станции «Мир»
была гитара. Вообще, гитара единственный музыкальный инструмент, побывавший в
космосе.
В 20-ом веке появилось огромное
многообразие шестиструнных гитар форм и конструкций. С развитием электроники
появились электрогитары, электроакустические гитары, midi-гитары, гитары с
пьезо звукоснимателями. Звук классических гитар усиливается электроникой
практически без искажения. Гитара проникла в десятки жанров современной музыки
(классика, джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня,
поп-музыка), Появилось много музыки исполняемой на той, или иной разновидности
гитары. Широкая востребованность шестиструнной гитары обусловлена
универсальностью этого инструмента, гитара одинаково «комфортно себя чувствует»
и в профессиональном музыкальном качестве (обладая богатейшей палитрой
выразительных средств), и в любительско-бытовом музицировании.
Необходимо отметить, что для
многих музыкальных культур гитара является традиционным инструментом, в том
понимании, что многие музыкальные жанры (в особенности ФЛАМЕНКО, ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА,
КАНТРИ, ДЖАЗ, РОК, ФЬЮЖН), зарождаясь и развиваясь, опирались на
гитару. Также, важным аспектом будет являться и тот факт, что в каждом жанре,
гитара приобретала характерные особенности (форма инструмента, строй,
особенности звукоизвлечения, посадка, постановка рук и т.д.)
Подытожив выше сказанное можно
констатировать, что шестиструнная гитара в современном музыкальном мире
является мульти-стилевым инструментом.
В нашей стране обучение игре на
шестиструнной гитаре, в государственных учебных заведениях (ДМШ, СУЗ и ВУЗ),
осуществляется по программе, разработанной на базе методики обучения игре на
классической гитаре. Это подразумевает освоение способов и приемов игры на
педагогическом репертуаре, разработанном за время становления классической
гитары как академического музыкального инструмента.
Но современная методика обучения
игре на классической гитаре не включает в свою программу изучение других
традиционных гитарных направлений в музыке (например, фламенко или босса-нову).
«Сегодня академическая гитарная школа
стала перед проблемой системы образования, когда в музыке происходит интеграция
классической, современной, этнической и джазовой (в широком смысле) музыки.
Исполнителю необходимо быть хорошо знакомым с разными музыкальными жанрами,
основами композиции, гармонии на гитаре»[1].
Анализируя взгляды ведущих педагогов
и исполнителей России на проблемы педагогического репертуара и методику
обучения (со страниц журнала «Гитарист», из материалов интернет сайтов), можно
зафиксировать, что в современной гитарной педагогической системе образовались
«белые пятна».
«Сегодня гитаристы и особенно
преподаватели нуждаются в новых системах и методиках, обогащающих учащихся
знаниями и музыкальным репертуаром, более обширным и современным, позволяющим
впоследствии перейти к любому другому стилю игры, будь это джаз, фламенко,
кантри, рок и т.д.».[2]
В этой связи опыт и методические
разработки московского гитариста-композитора и педагога А.Виницкого, который в
своем творчестве опирается на латиноамериканскую музыку и эстрадно-джазовые
стили, вызвали глубокий резонанс среди почитателей гитары самого широкого
спектра, и особую заинтересованность преподавателей гитары.
Поэтому целью дипломной работы
является рассмотреть и проанализировать методические разработки А.Виницкого, и
доказать, что авторская методика «джаз на классической гитаре» А.Виницкого
являются важным и актуальным вкладом в современную гитарную педагогику. Также
показать, что авторская методика А.Виницкого «Классическая гитара в джазе» это
«своеобразный мостик между джазом и классикой»,[3]
который позволяет обучающимся на классической гитаре изучать различные стили
музыки.
Целевая установка обусловила ряд
задач, поставленных в процессе написания работы:
1)Рассмотреть наиболее известные Школы
игры на гитаре с точки зрения методики освоения эстрадно-джазовых стилей
2)Рассмотреть и проанализировать
авторскую методику А.Виницкого «Классическая гитара в джазе»
3)Джазовая музыка А.Виницкого для детей
и юношества.
Данные задачи обусловили
структуру дипломной работы, которая включает следующие параметры: Введение, три
главы, Заключение и список использованной литературы.
Первая глава - ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА И МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ - посвящена изучению одной из актуальнейших проблем современной
системы обучения игре на шестиструнной гитаре: методики освоения различных
джазовых стилей, в которых используется шестиструнная гитара. В главе
рассмотрены самые известные Школы игры на гитаре изданные в нашей стране и бывшем
СССР, с точки зрения изучения специфики использования шестиструнной гитары в
эстрадно-джазовых и других стилях в которых традиционно используется гитара (фламенко,
босса-нова, самба, блюз и т.д.). В первой главе сделана попытка понять, в чем
достоинство и недостатки Школ игры на шестиструнной гитаре изданных в нашей
стране.
Вторая глава - АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА
А.ВИНИЦКОГО «КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА В ДЖАЗЕ» - посвящена
методическим разработкам совремнного московского гитариста-композитора и
педагога Александра Виницкого. В главе дана краткая биографическая справка, необходимая,
чтобы понять, как формировалась концепция А.Виницкого как
гитариста-исполнителя, как педагога и методиста. В главе рассмотрены основные
элементы авторской методики, которые Александр Виницкий любезно обрисовал в
ходе переписки по электронной почте. Также в главе анализируется, в чем же
новаторство методических разработок А.Виницкого, насколько актуально то, что он
превносит в современную гитарную педагогику.
Третья глава - ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА А.ВИНИЦКОГО
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА – в главе рассмотрены
произведения А.Виницкого для детей и подросткового возраста. В главе
проанализирован «Детский джазовый альбом №1», «Джазовые этюды и упражнения для
классической гитары», «Детская джазовая сюита Карусель».
ГЛАВА 1.
Проблема современного
педагогического репертуара и методик обучения игре на шестиструнной гитаре.
Методика обучения игре на
шестиструнной гитаре в нашей стране за последние 20-30 лет прошла активный путь
развития. Было изданно и переизданно большое число Школ и Самоучителей. Наибольшей
популярностью пользуются Школа игры на шестиструнной гитаре. П.Агафошина, Э.Пухоля,
М.Каркасси, А.Иванова-Крамского, А.Кравцова и Школа Чарльза Дункана, а также
Самоучители Е.Ларичева, П.Вещицкого.
Анализируя данные школы, и
признавая их безусловное достоинство как акадамических пособий по освоению
искусства игры на классической гитаре, нельзя не отметить, что эти школы (в
большенстве своем изданные в СССР) не содержат в себе информацию по «не
классическим» стилям игры на гитаре.
Но время не стоит на месте, и
гитарная педагогика в России активно развивается. Появляется много новой
информации, в постсоветское время произошла форсированная интеграция в мировые
культурные процессы во всех областях искусства. Вполне закономерно, что это коснулось
и исполнительства и педагогики гитары.
В постсоветское время мы стали открывать
для себя новые жанры в музыке (современный джаз во всем его разнообразии, босса-нову,
фламенко и т. д.).
Нельзя сказать, что в СССР совсем ничего
не знали о развитии эстрадно-джазовой музыке, но необходимо отметить, что
информация была крайне скудна.
Все выше сказанное относится и к
шестиструнной гитаре. В постсоветское время стала доступна информация о том,
что происходит в мировом гитарном пространстве, появились в широкой продажи
аудио и видео записи гитаристов различных жанров (от классической гитары до
ультросовременных гитарных направлений).
Особенно поразил отечественных
почитателей гитары уровень игры западных гитаристов, играющих на акустических
гитарах (как классическая шестиструнная гитара с нейлоновыми струнами, так и
другие разновидности гитар) не классический репертуар. Действительно искусство
таких гитаристов как AL DI MEOLA, ПАКО ДЕ ЛУСИЯ, ДЖОН
МАКЛАФЛИН, ТОММИ ЭММАННУЭЛЬ и других производит сильное впечатление даже на
самых ортодоксально настроенных гитаристов. А о гитаристах, которые
формировались под влиянием творчества мэтров джаз - гитары и говорить не
проходится.
Каждый начинающий музыкант
сталкивается с проблемой поиска информации и системы музыкальных знаний,
позволяющих последовательно осваивать искусство игры на музыкальном
инструменте. Для этих целей, как известно, и существуют тщательным образом
составленные программы и методики, по которым обучающиеся занимаются в учебных
заведениях (в ДМШ, музыкальных училищах, консерваториях). И действительно таких
программ и методик для гитаристов существует множество, и многие на очень
высоком профессиональном уровне (взять например, Школу Эмилио Пухоля), но все
они имеют академическую направленность. Практически вся система гитарного
образования в России основывается на школе обучения игре на классической гитаре
(исключением лишь являются эстрадные отделения в музыкальных училищах и
музыкальных вузах), так сложилось исторически. Любой начинающий гитарист, обучающийся
в музыкальной школе, будет изучать классический гитарный репертуар, и это
нормально и правильно. Но нельзя забывать, что музыка постоянно развивается,
появляется что-то новое, интересное, талантливое.
На наш взгляд,
образовательная система должна гибко реагировать на изменения в развитии
музыкального искусства вцелом, уметь идти в ногу со временем, удовлетворять
потребность учащихся в изучении различных музыкальных жанров. Об этом говорят и
многие известные деятели гитары в России, например, интересно мнение главного
редактора журнала «Гитаристъ» Валерия Волкова по этому вопросу: «Почему
произошел такой колоссальный разрыв между системой музыкального образования и
сегодняшним днем, в котором присутствует столько музыкальных направлений. Ведь
не все идут учиться играть на гитаре, чтобы стать классическим гитаристами, а
им преподают такой репертуар, который давался сто-сто пятьдесят лет тому назад.
Их учат так, как учили педагога, который теперь сам преподает. А в результате
молодой человек, закончивший учебное заведение, если он не чистый классик,
остается без работы. Ведь чем шире твой музыкальный кругозор, тем больше шансов
найти работу»[4].
Наверное, одна из главных
проблем гитарной педагогики на сегодняшний день это недостаток современного
репертуара эстрадно-джазового направления, да и вообще какой-либо системы
взаимосвязи классической гитары и джазовых стилей. Думаю, что уместно будет
привести высказывание известного российского гитариста и педагога Александра
Виницкого по этому вопросу: «Огромный интерес к гитаре и полные гитарные
классы в музыкальных школах не говорят, что все благополучно. Я долгое время
провожу семинары для педагогов музыкальных школ в московском обласном
методкабинете, в музыкальном училище им. Гнесиных, в разных городах и странах. Картина
везде одна и та же. Всем известно, что недостаток классического репертуара для
начинающих вызывает эффект заевшей пластинки – одни и те же пьесы в репертуаре
каждого начинающего. А дети хотят играть и другую музыку, немного, более эстрадную,
но на классической гитаре».[5]
В бывшем советском союзе
было издано несколько интересных пособий для гитаристов, желающих ознакомиться
с особенностями применения гитары в эстрадной музыке и джазе. Наиболее интересные
среди них это «Техника джазового аккомпанемента» В.Молоткова и В.Манилова». Джазовая
импровизация на шестиструнной гитаре» В.Молоткова и «Джаз в ритме самбы»
В.Манилов, В. Молотков. Эти пособия, изданные в издательстве «Украина», были
единственным источником (официально изданные) получения информации для
гитаристов бывшего СССР и начала 90-ых. На мой взгляд, труды В.Молоткова и В.
Манилова написанны достаточно компетентно, и освещают большой ряд вопросов по
джазовой гитаре, и могут быть интересны и классическим гитаристам. Ниже
попробуем рассмотреть эти три пособия и разобраться в их достоинствах и
недостатках.
«ТЕХНИКА ДЖАЗОВОГО
АККОМПАНИМЕНТА» В. Молоткова, В. Манилова.
Страницы: 1, 2, 3
|