Объектом
аттестации являются муниципальные служащие, которые согласно требованиям
специального нормативного акта подлежат аттестации, т. е. это те, кого
оценивают (лица, занимающие муниципальные должности муниципальной службы в
органах местного самоуправления).
Непосредственная
деятельность по осуществлению аттестации – это управленческая аттестационная
процедура, которая имеет организационно-правовой характер. Аттестационная
процедура представляет собой порядок последовательной реализации требований
(условий) аттестационной деятельности в различных органах местного
самоуправления, их организационного и технического обеспечения, т. е. систему
последовательных действий по осуществлению аттестации. Соблюдение процедуры создает
гарантии объективного подхода к оценке муниципальных служащих, способствует
эффективному решению задач аттестации. В нормативных актах, регламентирующих
аттестационно-должностные отношения, содержится множество процессуальных норм.
Специальные процедурные нормы, регулирующие аттестационную деятельность,
определяют, кто и в каком порядке оценивает работу муниципальных служащих. В
соответствии с задачами, целями и функциями аттестации устанавливаются
критерии, по которым оцениваются профессиональные, личные и нравственные
качества служащих, а также результаты исполнения ими должностных обязанностей.
Аттестационная
процедура включает следующие основные элементы:
– постановка
целей и задач аттестации;
– разработка
подготовительных мероприятий;
– сбор, изучение,
анализ и обобщение информации об аттестуемом лице;
– выработка
системы оценки служащих;
– проведение
аттестационной оценки служащих, выявление степени их соответствия занимаемой
муниципальной должности муниципальной службы;
– подготовка аттестационными
комиссиями рекомендаций;
– установление
порядка принятия руководящим органом либо руководителем органа местного
самоуправления решения по результатам аттестации о присвоении муниципальному
служащему квалификационного разряда, о материальном или моральном поощрении
(стимулировании), включении его в резерв на выдвижение и т. п.;
– формирование
порядка реализации итогов аттестации – оценок и рекомендаций аттестационных
комиссий (разработка необходимых мер, способствующих этому; установление периодичности
действий, выявление субъектов и методов осуществления этих действий;
определение последствий реализации действий и ответственности должностных лиц
за их выполнение).
В аттестационную
процедуру входит и проведение оценки муниципальных служащих. Аттестационная
процедура (аттестация), как и конкурс, считается способом оценки муниципальных
служащих. Оценка – показатель степени соответствия аттестуемого занимаемой
муниципальной должности муниципальной службы, посредством которой, т. е. при
помощи выбранных критериев и методов, выявляется соответствие служащего
занимаемой должности. Сама оценка также имеет конкретную процедуру и
осуществляется посредством совершаемых действий. Таким образом, оценка является
одним из главнейших элементов аттестационной процедуры.
В литературе
можно встретить различные точки зрения по вопросу о критериях оценки работы
служащих. Однако на практике надежных критериев оценки служащих, гарантирующих
качественное проведение аттестации, а следовательно, и успешность служебной деятельности,
пока не разработано. Критерий оценки при аттестации – это проявление требований
к служащему по занимаемой им муниципальной должности муниципальной службы, а
также конкретизация деловых и личных качеств, необходимых для эффективного
выполнения служащими своих должностных обязанностей.
Объективные,
точные и научно обоснованные критерии – основа для отработки методов полной и
всесторонней оценки служащих. От принятого способа оценки служащего зависит
качество проводимого анализа информации об аттестуемом и, следовательно,
результаты аттестации. При создании современной системы оценки муниципальных
служащих целесообразно использовать и зарубежный опыт оценки персонала органов
публичной власти. В качестве примера можно привести порядок проведения оценки
чиновников в ФРГ. После проведения оценки на каждого из чиновников составляется
служебная характеристика с указанием следующих параметров (показателей):
–
сообразительность – способность быстро и дифференцированно воспринимать
существо дела;
– мыслительные и
оценочные способности – способность анализировать проблемы и делать выводы;
– специальные
знания – объем, широта и глубина специальных знаний;
– готовность к
труду, проявляемая при выполнении задач, энергия и интенсивность – готовность к
выполнению задач, не входящих в его компетенцию;
–
приспособляемость – способность приспосабливаться к новой ситуации или к новому
подходу при решении задач;
– организационные
способности – способность к рациональному планированию и организации
выполняемой работы;
– личная
инициатива – готовность и способность отыскивать проблемы по собственной
инициативе;
– способность
принимать решения и претворять их в жизнь – готовность отстаивать свои планы и
намерения несмотря на внешнее сопротивление;
– умение вести переговоры
– способность приспосабливаться к партнеру по переговорам и убедительно
аргументировать свои мысли;
– качество труда
– пригодность результатов труда к использованию (тщательность выполнения,
надежность, рациональность, экономичность);
– интенсивность –
темп труда в заданное время;
– способность к
выражению своих мыслей – ясное изложение мыслей. Материал пригоден для
использования в виде заметок, указаний, докладов. Устное изложение краткое и
ясное, яркий, убедительный стиль, плавная речь. Способность убедительно
излагать свои мысли перед большой аудиторией;
– способность
выдерживать большие нагрузки, справляться с ними;
– способность
руководить (управление людьми, постановка целей, стимулирование труда);
– стиль общения
(с начальниками и подчиненными; открыто);
– стиль общения с
другими гражданами (отзывчивый, готовый помочь, хороший собеседник);
– дополнительные
важные черты.
Каждый пункт
характеристики оценивается по одной из шести позиций: блестящие данные, данные
значительно выше требований, данные выше требований, полностью отвечает
требованиям, в основном отвечает требованиям, данные ниже требований. Эта
информация дает возможность сделать следующие выводы с использованием
пятибалльной шкалы:
– блестящие
данные, служащий имеет глубокие специальные познания, отличную
производительность;
– данные
значительно выше требуемых, служащий обладает очень хорошими знаниями,
самостоятелен и инициативен;
– данные выше
требуемых, служебно-трудовые показатели превосходят установленные данные;
– данные в
основном отвечают требованиям, навыки служащего нуждаются в совершенствовании,
недостаточно самостоятелен;
– данные ниже
требований, производительность служащего значительно ниже ожидаемой, он часто
получает замечания[3].
Заключительным
элементом механизма аттестации является правовая основа – нормы, регулирующие
аттестационно-правовые отношения. Право – это важнейший компонент механизма
аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость,
общеобязательность, устойчивость и эффективность.
В зависимости от
повода проведения различают три вида аттестации служащих:
– очередная
аттестация – проводится периодически и является обязательной для всех
работников. Основой для данной аттестации служит информация о профессиональной
деятельности работника за определенный период и его вклад в общий труд
коллектива. Эта информация накапливается в общем банке данных и может быть
использована при последующих аттестациях;
– аттестация по
истечении испытательного срока – имеет целью получение документированного
вывода результатам аттестации, а также аргументированных рекомендаций по
дальнейшему служебному использованию аттестуемого;
– аттестация для
продвижения по службе или перевода в другое подразделение проводится с учетом
требований новой предлагаемой должности и новых обязанностей. При этом
выявляются потенциальные возможности работника и уровень его профессиональной
подготовки.
Аттестация
муниципальных служащих имеет важное значение в практической деятельности
муниципальных органов. Совершенствование прохождения муниципальной службы
невозможно без периодической аттестации служащих. Аттестация проводится с целью
проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего,
установления его служебно-должностного соответствия требованиям, предъявляемым
к занимаемой должности муниципальной службы. А также для решения вопросов о
присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда.
Аттестация решает
и другие задачи, связанные с соблюдением принципов муниципальной службы:
выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения
его по службе, поддержание стабильности муниципальной службы.
Аттестацию можно
характеризовать как общую и персональную, очередную, внеочередную. Иногда
проводятся аттестации для достижения весьма конкретной цели и решения четко
поставленной задачи.
Продвижение по
муниципальной службе осуществляется путем назначения на высшую должность,
объявления конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, а
также присвоения более высокого квалификационного разряда. Право на продвижение
по муниципальной службе реализуется при условии успешного и добросовестного
выполнения муниципальным служащим своих обязанностей.
Аттестация
служащих является правовым средством расширения демократических начал в
кадровой политике и в управлении муниципальной службой, средством обеспечения
формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в
органах местного самоуправления. Аттестация муниципальных служащих выполняет
определенные функции: функцию оценки, контроля, политическую и информационную
функции.
Содержание и
сущность аттестации раскрывается в принципах аттестации. Они вырабатываются
аттестационной практикой органов местного самоуправления.
Опыт проведения
аттестации свидетельствует о ее положительном влиянии на все стороны
деятельности руководителей и специалистов, повышение требовательности и
усиление ответственности за выполнение должностных обязанностей,
своевременность и качество принимаемых решений.
Сравнительный
анализ законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной
службе, регулирующего вопросы аттестации государственных гражданских и
муниципальных служащих, показывает идентичность основной цели аттестации как
государственных гражданских, так и муниципальных служащих, а именно:
определение соответствия государственного гражданского или муниципального
служащего замещаемой должности государственной гражданской или муниципальной
службы.
Общими как для
государственной гражданской, так и муниципальной службы являются следующие
положения по аттестации:
– основанием для
проведения аттестации всегда является замещение конкретной должности
государственной гражданской или муниципальной службы;
– субъектом
аттестации всегда являются конкретный государственный гражданский или
муниципальный служащий, а также комплекс выполненных им заданий за определенный
период;
– инициатива
проведения аттестации государственных гражданских и муниципальных служащих
закреплена законодательно и представляет собой как обязанность соответствующего
государственного или муниципального органа ее проводить, так и обязанность
государственных гражданских или муниципальных служащих ее проходить;
– аттестация является
формой контроля за деятельностью государственного гражданского или
муниципального служащего и необходима в первую очередь самому работодателю,
т.е. государственному или муниципальному органу;
– аттестация на
государственной гражданской и муниципальной службе имеет периодичность и
законодательно установленные сроки проведения.
Таким образом, аттестация
муниципальных служащих – законодательно установленная процедура оценки
муниципальных служащих, применяемая в целях установления соответствия
муниципальных служащих замещаемым должностям, а также определения необходимости
их для муниципального органа.
1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая проведение
аттестации
Согласно ст. 12 Конституции
Российской Федерации[4] органы местного
самоуправления не входят в систему органов государственной власти и,
следовательно, не находятся в отношениях подчиненности к ним и не обязаны
выполнять их оперативные предписания. Вместе с тем само их создание и важнейшие
функции определены актами органов государственной власти – федеральных и
субъектов Федерации. Муниципалитеты действуют в русле общегосударственной
политики – экономической, социальной и т.д. и могут наделяться отдельными
государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).
Как государственная, так и
муниципальная служба относятся к институтам публичного права. Законодательство
предусматривает для муниципальных служащих возможность перехода на
государственную службу с включением в стаж срока муниципальной службы.
В соответствии с Конституцией РФ
законодательные акты некоторых субъектов Федерации регулируют не только
государственную службу в этих субъектах, но одновременно и муниципальную, что
следует считать не совсем оправданным.
Закон «О государственной гражданской
службе Российской Федерации»[5] в силу конституционных
положений совершенно обоснованно не включает муниципальную службу в систему
государственной гражданской службы. Согласно ст. 2 Закона «О системе
государственной службы Российской Федерации»[6] правовое
регулирование государственной гражданской службы и муниципальной службы
осуществляется раздельно.
Вместе с тем органы местного
самоуправления являются органами власти, решениями которых население
соответствующих муниципальных образований руководствуется точно так же, как и
положениями федеральных законов и законов субъектов Федерации. Таким образом,
хотя органы местного самоуправления организационно и отделены от органов
государственной власти, функционально они с ними связаны самым непосредственным
образом. По этой причине государственная гражданская и муниципальная службы
базируются в части правового регулирования на общих принципах и основаниях,
исходя из которых они получают нормативное закрепление.
Статьей 7 Закона «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» закрепляются общие принципы
законодательного регулирования гражданской и муниципальной службы.
Необходимость общности принципов
законодательного регулирования проистекает из общности предмета и характера
труда служащих обоих видов – государственных и муниципальных объектов и методов
воздействия в процессе служебной деятельности, основных прав и обязанностей,
необходимости регламентации процедур прохождения службы с учетом перехода
служащих с одного вида службы на другой, важности соблюдения правоограничений и
паритета компенсирующих социально-правовых гарантий и льгот. Гражданская и
муниципальная службы являются органически сопряженными институтами публичной
службы, имеющие общие основания нормативно-правового обеспечения на уровне
федерального законодательства.
Правовая регламентация аттестации
муниципальных служащих осуществляется с помощью системы нормативных актов,
решений по этим вопросам органов местного самоуправления.
Аттестацию как правовое понятие можно
рассматривать в нескольких аспектах: как правовой институт, как систему
правоотношений. Правовая регламентация аттестации осуществляется с помощью
системы нормативных правовых актов.
Правоотношения возникают между
различными субъектами: между служащими и руководителем соответствующего органа
(кадровой службой), между руководителем и аттестационной комиссией.
Рассматриваемые правоотношения можно разделить по характеру норм на
материальные и процессуальные.
Российские нормативные правовые акты,
посвященные аттестации, имеют строго целевое назначение и действуют только в
отношении отдельных категорий работников.
Вопросам аттестации посвящено более
30-ти нормативных правовых актов. Из них около 20-ти непосредственно регулируют
аттестацию работников. При этом обращает на себя внимание разобщенность
нормативных актов по аттестации, их принятие отдельными ведомствами при
отсутствии единых подходов в решении принципиальных положений, затрагивающих
интересы работников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|