Целесообразной видится такая модель разграничения полномочий, при которой
достаточно определить круг общественных отношений, регулирование которых
являлось бы исключительной компетенцией Парламента, но при этом Национальное
собрание могло бы принимать законы и по другим вопросам (их можно было бы
назвать "преимущественной компетенцией Парламента"), не входящим в
исключительную компетенцию Президента, установленную в Конституции. Таким образом,
можно выделить три сферы отношений, каждая из которых предопределяла бы выбор
того или иного вида законодательного акта для регулирования вопросов, входящих
в данные сферы. Что касается такой традиционной характеристики закона как его
верховенство, то в связи с введением в белорусскую правовую систему категории
"законодательные акты" данный признак утратил своё значение. Можно
лишь отметить, что он действует только в отношении всех иных актов
законодательства, не отнесённых к категории законодательных (за исключением тех
указов Президента, которые изданы во исполнение закона).
Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение закона.
Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый Парламентом Республики
Беларусь в рамках его компетенции или на референдуме, занимающий высшую ступень
в иерархии нормативных правовых актов наряду с иными законодательными актами, и
закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных
отношений, указанных в Конституции Республики Беларусь. Таким образом, при
определении закона будут учтены те аспекты, которые характеризуют и отличают
закон от остальных актов законодательства, в том числе и от иных
законодательных актов. Во-первых, установлен акцент на круг субъектов,
полномочных принимать закон; во-вторых, чётко указана сфера общественных
отношений, которые могут быть регламентированы путём принятия закона;
в-третьих, определяется юридическая сила закона как законодательного акта по
отношению к иным актам законодательства.
Декрет Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы
государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией
Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных
полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для
регулирования наиболее важных общественных отношений. Указ Президента
Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в
целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий)
определенные правовые нормы. Источники международного права – формы воплощения
конкретного результата нормотворческого процесса по согласованию воли
суверенных государств и других субъектов международного права, получившего
выражение в договорных или обычных международно-правовых нормах.
Международно-правовые документы не
содержат исчерпывающего перечня источников. Официальный характер источникам
международного права придается, как правило, двумя путями: а) путем
правотворчества, когда субъекты международного права одобряют договоры,
содержание нормы права или рекомендации межправительственных организаций; б)
путем санкционирования, когда субъекты международного права одобряют обычные
нормы, придают им юридическую силу. Источники международного права можно объединить
в три группы: основные, производные (вторичные) и вспомогательные. Согласно ст.
38 Статута Международного суда ООН в первую группу входят договоры,
международно-правовые обычаи и общие принципы права.
К вторичным источникам относятся резолюции и решения
межправительственных организаций. Вспомогательными источниками являются
судебные решения, доктрина и односторонние заявления государств, принятые в
соответствии с международным правом.
Под международным договором понимается
международное соглашение, заключенное Республикой Беларусь с иностранным
государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной
форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое
соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах,
а также независимо от его конкретного наименования. Но каким образом нормы
международных договоров, опосредующие межгосударственные обязательства,
воздействуют на поведение субъектов международного частного права - граждан и
юридических лиц? Как функционирует механизм обретения международным договором
юридической силы в отношениях внутри страны? Ответы на эти вопросы,
сформулированные известной доктриной трансформации, сводятся в кратком
изложении к следующему:
1) международно-правовая норма приобретает
юридическую силу в сфере внутригосударственной в результате ее трансформации в
норму внутригосударственного права;
2) трансформация норм международного договора во
внутригосударственное право осуществляется в различных правовых формах,
посредством издания различных внутригосударственных актов;
3) выбор той или иной формы трансформации зависит
от содержания международного договора и характера регулируемых отношений;
4) "трансформированная" норма отличается
определенной автономией в системе внутригосударственных норм, что объясняется
связью этой нормы с породившим ее международным обязательством;
5) при трансформации международный договор как акт
международного права остается формой правовой связи заключивших его государств.
Касаясь проблем взаимодействия международного и
внутригосударственного права, нередко говорят о "непосредственном
применении" первого к внутренним отношениям. Что означает термин
"непосредственное применение"? Вопрос о том, применяется ли международный
договор к внутренним отношениям непосредственно, может быть задан в нескольких,
хотя и близких, значениях. Во-первых, применяется ли международный договор в
этих случаях помимо национальной правовой системы, собственной силой?
Во-вторых, действует ли в этих случаях международный договор в качестве
самоисполнимого акта, не требующего для применения издания
внутригосударственного решения, или иным образом? И, наконец, в-третьих,
является ли обязательным условием применения к внутренним отношениям правил
международного договора их трансформация во внутригосударственные нормы?
При изучении механизма действия международных
договоров Республики Беларусь, относимых к источникам международного частного
права, нельзя не принимать во внимание их особенности. Порождая, как и любые другие
международные договоры, обязательства для заключивших их субъектов
международного права, они содержат нормы, реализация которых обеспечивается, в
конечном счете, в сфере отношений граждан и юридических лиц[[22]].
Помимо
международных договоров Республики Беларусь
составной частью правовой системы Республики Беларусь являются общепризнанные
принципы и нормы международного права. Устав
ООН объединил международно-правовые принципы высшего порядка. Однако не все
принципы современного международного права нашли отражение в Уставе. В силу
особенностей международного права не существует обязательного нормативного
акта, который содержал бы перечень общепризнанных принципов и норм международного
права.
Развернутое определение принципов современного
международного права содержится в Декларации о принципах международного права,
касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в
соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. и Декларации принципов,
которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях,
помещенной в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе от 1 августа 1975 г. Международный договор становится договором
Республики Беларусь, включается в ее правовую систему и приобретает значение
источника права при соблюдении следующих условий.
Во-первых, необходимо согласие Республики Беларусь
на обязательность для нее международного договора. Такое согласие может быть
выражено путем подписания договора, обмена документами, образующими договор,
ратификации договора, его утверждения, принятия, присоединения к договору либо
применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились
стороны. Решения о согласии на обязательность для Республики Беларусь
международных договоров принимаются органами государственной власти в
соответствии с их компетенцией. Конституционные нормы об опубликовании законов
и о порядке применения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы
и обязанности человека и гражданина имеют прямое отношение и к международным
договорам Республики Беларусь.
Во-вторых, требуется, чтобы международный договор
вступил в силу в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные
между сторонами. В составе международных договоров Республики Беларусь,
выступающих источниками норм международного частного права, значительный объем
составляют договоры, заключенные СССР. С прекращением существования СССР
Республика Беларусь продолжает осуществлять права и обязательства,
предусмотренные многими такими договорами. Республика Беларусь продолжает
членство бывшего СССР в Организации Объединенных Наций и, несет в полном объеме
ответственность по всем правам и обязательствам СССР согласно ООН и
многосторонним договорам, депозитарием которых является Генеральный секретарь
ООН. Осуществление Республикой Беларусь прав и обязательств по международным
договорам СССР в качестве государства - продолжателя СССР является особым
проявлением правопреемства и не исключает правопреемства в отношении
международных договоров бывшего СССР других независимых государств, возникших
на территории Союза. В соответствии с Соглашением о создании Содружества
Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Протоколом к этому Соглашению и
Декларацией от 21 декабря 1991г. государства Содружества обеспечивают
выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и
соглашений бывшего Союза ССР.
Рассмотрение круга международных договоров
Республики Беларусь, выступающих источниками международного частного права,
необходимо начать с договоров, предметом которых являются основные права и
свободы человека и гражданина. Вряд ли следует доказывать, что выработка
международно-правовых гарантий защиты прав и свобод человека является
необходимой предпосылкой международного гражданского обмена, обязательным
условием формирования правового статуса личности. Исходное начало договорных
норм о статусе личности составляют положения Устава ООН. В ст. 1 Устава в
качестве цели ООН называется осуществление международного сотрудничества в
поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех,
без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится об
оказании Организацией Объединенных Наций содействия всеобщему уважению и
соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Всеобщая декларация прав
человека от 10 декабря 1948 г., положения которой приобрели значение обычных
норм международного права, Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах,
первый и второй Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и
политических правах, образующие так называемый Международный билль о правах
человека, а также некоторые другие международные договоры и договоренности
развивают и конкретизируют сформулированные в Уставе ООН требования к
соблюдению и уважению прав человека, формируют стандарты, из которых должно
исходить национальное законодательство.
В современном международном праве сложилась
развернутая система договоров, призванная присущими международному праву
средствами защищать человека и гражданина от различных посягательств на его
права и свободы. Эта система, включает и такие многосторонние международные договоры,
как Конвенция о правах ребенка 1989г., Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин 1979г.. Международная конвенция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о предупреждении
преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о пресечении
преступления апартеида и наказании за него 1973г. Права и свободы человека -
область, в которой взаимодействие международного и внутригосударственного права
уже принесло свои плоды. Французская декларация прав человека и гражданина
1789г. оказала существенное влияние на содержание принятой Генеральной
Ассамблеей ООН многие десятилетия спустя Всеобщей декларации прав человека
1948г., которая в свою очередь послужила основой для разработки одной из глав
Конституции Республики Беларусь. Значение проблемы обеспечения прав и свобод
человека в государствах - участниках Содружества Независимых Государств трудно
переоценить. Участники Соглашения о создании Содружества Независимых
Государств, подписанного 8 декабря 1991 г., приняли на себя обязательство
гарантировать своим гражданам независимо от их национальности или иных различий
права и свободы. Каждая из высоких договаривающихся сторон - указывается в ст.
2 Соглашения - гарантирует гражданам других сторон, а также лицам без
гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной
принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные,
экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными
международными нормами о правах человека.
Устав Содружества Независимых Государств,
перечисляя цели содружества, назвал одной из них обеспечение прав и свобод
человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного
права и документами СБСЕ. Главами государств СНГ в сентябре 1993 г. принята
Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных
свобод. 26 мая 1995 г. в Минске подписана Конвенция СНГ о правах и основных
свободах человека. Договаривающиеся стороны приняли на себя обязательство обеспечивать
каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, изложенные
в этой Конвенции. Наблюдение за ее выполнением согласно ст. 34 Конвенции
поручается Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств,
положение о которой является неотъемлемой частью Конвенции.
Наряду с международными договорами Республики
Беларусь, посвященными правам и свободам человека и гражданина, к источникам
международного частного права относятся двусторонние и многосторонние
международные договоры Республики Беларусь, которые включают предназначенные
для применения в сфере отношений гражданско-правового характера (в широком
смысле слова) с иностранным элементом и отношений международного гражданского
процесса материально-правовые, коллизионные и процессуальные нормы. Например,
двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным
делам подписанные Республикой Беларусь:
1) Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой
помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам,
подписан 20.10.1992 г., вступил в силу 11.06.1993г.;
2) Договор между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой о
правовой помощи по гражданским и уголовным делам, подписан 11.01.1993 г.,
вступил в силу 29.11.1993г.;
3) Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польшей о правовой
помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным
делам, подписан 26.10.1994 г., вступил в силу 30.06.1995г.;
4) Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о правовой
помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам,
подписан 21.02.1994 г., вступил в силу 18.06.1995г.;
5) Договор между Республикой Беларусь и Социалистической Республикой
Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным,
трудовым и уголовным делам, подписан 14.09.2000 г., вступил в силу
17.10.2001г.;
6) Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о передаче
лиц, осужденных к лишению свободы, для отбытия наказания и лиц, в отношении
которых применены меры медицинского характера, подписан 12.07.1996 г., вступил
в силу 20.11.1998г.;
7) Договор между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой о
выдаче, подписан 22.06.1995 г., вступил в силу 07.05.1998 г.;
8) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам, подписана в рамках Содружества Независимых
Государств 22.01.1993 г., вступила в силу 19.05.1994г.;
9) Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г., подписан
28.03.1997г., вступил в силу 17.09.1999г.;
10) Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 11.03.1994 г.
оформлено правопреемство Республики Беларусь в отношении Договора между СССР и Финляндской
Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и
уголовным делам, подписанного 11.08.1978г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|