Источники права Республики Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.
ОБЩЕТЕОРЕТИЧСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА 6
1.1 Сущность и
понятие источника права 6
1.2 Соотношение
понятий источника и формы права 15
ГЛАВА 2.
СООТНОШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ, ИДЕАЛЬНЫХ И ФОРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
21
2.1 Материальные
источники права
21
2.2 Идеальные
источники права
28
2.3
Формально-юридические источники права
34
ГЛАВА 3.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
56
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы. Кардинальное преобразование нашего
общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с
правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это
общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе
социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Сразу следует отметить, что
вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга
вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос о происхождении права
есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется
правом. Вопрос о развитии права есть вопрос о том, каковы факторы, под влиянием
которых происходит преобразование права, приобретение им таких форм, в которых
мы можем видеть право сегодня. Вопрос об образовании права сложен, и у юристов
нет единого мнения на этот счет. Существуют и существовали различные взгляды,
концепции по этому вопросу, обусловленные различными обстоятельствами:
конкретным историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в государстве,
а также субъективными факторами: личным мнением юристов-теоретиков.
Право - одно из сложных, тонких, многоаспектных научных понятий. Само
слово “право” используется в разных значениях. Мы говорим “право”, когда имеем
в виду систему норм, причем не только юридических, но и коренящихся в обычаях
или морали. Мы употребляем слово “право” в смысле допустимой меры поведения. В
Древнем Китае моральные и правовые нормы как бы сливались воедино. Примерно то
же самое наблюдалось в Древней Индии. В праве Древней Греции важное место
занимало понятие “дике” (справедливость), в римском праве - “эквитас”
(справедливость) и “натуралис ратио” (естественный разум). Дигесты римского
императора Юстиниана начинаются с превосходного определения Цельса: “Право есть
наука о добром и справедливом”.
В нашей стране требуется переосмысления фундаментальных категорий, выхода
на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и
смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки,
относится категория формы (источники) права. Уровень научной разработки данной
проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен.
Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о
соотношении системы права и системы законодательства. Одной из причин
недостаточной теоретической разработки данной проблемы являются многозначность
и нечеткость самого понятия источника права. Ведь «источник права» - это не
более чем образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание
того, что обозначается этим выражением. В самом деле, под источником права
понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном
смысле), и причины юридической обязательности нормы (источник права в
формальном смысле), и материалы, посредством которых мы познаем право (источник
познания права). Кроме того, ряд авторов - отечественных и зарубежных -
выделяют исторические источники права.
В условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве
научной категории связано с серьезными проблемами. В 60-е годы ряд авторов
предлагали заменить понятие «источник права» понятием «форма права», которое,
по их мнению, позволяло вести исследование права более глубоко и всесторонне.
Такая позиция не получила широкой поддержки. В частности, в отраслевых
юридических науках термин «источник права» сохранил свое значение.
Со временем и в теории права происходит восстановление в «правах
гражданства» старого понятия. При употреблении понятия «источник права» обычно
под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном
смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении «источники
права» между этими словами в скобках добавляется уточнение – «формы», или
наоборот.
Вопросу изучения источников права посвящена обширная научная литература
как в России, СССР, Республике Беларусь, так и за рубежом. Следует отметить
существенный интерес ученых к этой теме, что свидетельствует о научной
актуальности данной проблемы.
Тема дипломного исследования: «Источники (формы) права».
Предметом исследования дипломной работы являются источники (формы) права.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе
обучения знаний и изучения научной литературы, правильно и объективно раскрыть
сущность темы дипломного исследования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том,
чтобы:
- изложить сущность и содержание понятия источника права;
- охарактеризовать соотношение понятий источника и формы права;
- проанализировать материальные, идеальные и формально-юридические
источники права;
- рассмотреть источники права в Республике Беларусь.
Характеристика источников для написания дипломной работы. В основу работы положены, во-первых, международные нормативно-правовые акты, Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь; во-вторых, специальная литература. В своей работе я ссылаюсь на труды Богдановской И.Ю., Бошно С.В., Дихтяр А.И., Иванова В.В., Калинина А.Ю., Комарова С.А., Марченко М.Н., Смирнова Л.В. и др.
При написании работы и для раскрытия темы дипломной работы использовались
следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа,
комплексного исследования, сравнительного правоведения.
Структура дипломной работы включает: титульный лист, введение, три главы
с разделами, заключение, список использованных источников. Дипломная работа
выполнена на 66 листах компьютерного текста.
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧСКОЕ ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА
1.1 Сущность и понятие источника права
Будучи одним из фундаментальных понятий теории права, источник права сам
по себе и в соотношении с другими, сопредельными категориями и понятиями, имеет
большое теоретическое и практическое значение. Именно поэтому сначала римские
юристы, а затем и последующие поколения правоведов неизменно уделяли ему
повышенное внимание. Еще в начале XX в. И.В. Михайловский писал, что термин «источник права» до сих пор еще
понимается различно, и по поводу его ведутся споры.
Между тем эти споры основаны на недоразумении, нет
ничего проще устранить эти недоразумения и согласиться с общим пониманием
термина, которым столь часто пользуется наука. В сущности, почти все ученые
одинаково понимают «источники права» как факторы, творящие право, а разногласия
начинаются только при решении вопроса, что должно считаться правотворящими
факторами. При этом одни говорят, что это - объективные условия данной среды,
другие - что это высший этический закон, третьи - что это психические
переживания личности, четвертые - что это те формы, в которые облекается высшим
внешним авторитетом известное содержание. Споры о понятии источника права
периодически возникали и продолжают возникать. Констатируя данный факт, можно
сказать, что данное понятие принадлежит к числу наиболее неясных в теории
права. Не только нет общепринятого определения этого понятия, но даже спорным
является самый смысл, в котором определяются слова «источник права». И по сей
день, в отечественной юридической науке отсутствует относительно единое
определение этого термина[[1]].
Это свидетельствует помимо всего прочего о том, что мы
имеем дело со сложным, многосторонним и весьма неоднозначным явлением, не отличающимся
гносеологической однородностью своей сущности, обозначаемым термином «источник
права».
Нисколько не умоляя доходчивости и красоты великого и
могучего русского языка, можно отметить, что неопределенность понятия и термина
«источник права» нередко возникает из-за присущей ему некоторой омонийности, то
есть наличия в его составе слов, отличающихся в большей или меньшей степени по
смыслу, но одинаково звучащих и пишущихся. Эта его черта даёт дополнительные
художественные возможности его пользователям шанс воспользоваться игрой слов
или выразительностью эпитета в пылу жаркого спора, но, вместе с тем, приводят к
незначительным затруднениям при рассмотрении перечня некоторых научных и
бытовых вопросов. В частности приходится привязывать к определениям дополнительные
«приставочные слова», помогающие раскрыть лучшим образом их контекстный смысл.
Анализируя сложившиеся в отечественной и зарубежной
научной литературе представления об источнике права - его понятии, сущности,
содержании и назначении, можно заявить о том, что источник права, как и само
право, непозволительно определять лишь в одном каком-либо аспекте, однозначно.
Это будет неполное, одностороннее его определение и несколько искаженное о нем
представление.
Так в юридической науке под источниками права понимают:
а) деятельность государства по созданию правовых предписаний[[2]];
б) конкретные исторические памятники, которые когда-то имели значение
действующего права. О таких правовых памятниках как об источниках права
говорят, когда пользуются в исследованиях Русской Правдой и т.п.;
в) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Этот
смысл источника права используется тогда, когда констатируется, например, что
римское право послужило источником при подготовке германского Гражданского
кодекса или что труды учёного Потье использовались при разработке Кодекса
Наполеона;
г) силы, творящие право; например, источником права считают волю Бога,
волю народную, правосознание, идеи справедливости, свободы, равенства,
братства, государственную власть;
д) священные книги и предписания, религии, вероучения как метод или как
источник права теократических, клерикальных и, даже, светских государств;
е) мораль и нравственность;
ё) общечеловеческие принципы и гуманизм;
ж) определённое стечение обстоятельств, сложившиеся в обществе;
з) политические установки, теории и доктрины;
и) судебную и юридическую практику;
й) обычай;
к) правовой договор;
л) судебный и административный прецедент;
м) нормативный акт - и это не весь список источников права, перечислены
самые важные и существенные[[3]].
Источник права как явление и отражающее его понятие
следует рассматривать, что традиционно и делается в юридической литературе,
одновременно с разных позиций. Во-первых, и, прежде всего, с этимологической
стороны, с точки зрения общепринятого «расхожего» представления об источнике -
о его понятии и содержании как таковых.
Обратившись к отечественным и зарубежным толковым
словарям, можно констатировать, что под источником в этимологическом смысле
понимается:
а) то, из чего берется, черпается что-либо; то, что
дает начало чему-либо, служит основой для чего-либо;
б) письменный памятник, документ, на основе которого
строится научное исследование[[4]].
Данные представления об источнике, несмотря на то, что
оно является весьма общим и всеохватывающим, тем не менее, позволяет определить
дальнейшее направление процесса познания исследуемой материи в виде источников
как таковых вообще и источников вполне конкретных явлений, институтов и
учреждений - политики, экономики, культуры, идеологии и, естественно, права.
Во-вторых, под углом зрения источника права как естественного - географического,
климатического, биологического и иного - фактора, оказывающего непосредственное
влияние на процесс правообразования и опосредовано - на процесс правотворчества
и соответственно на само право. Это своего рода естественный источник права.
В научной литературе неоднократно указывалось, что
естественные факторы играют роль силы, воздействующей на правовое
регулирование» и это более чем очевидно. Еще в XVIII в. Ш. Монтескье, исследуя процесс влияния климатических
условий на право, писал, что если утверждение о справедливости различия
характера ума и страсти сердца в отличных друг от друга климатах, верно, то
законы должны соответствовать и различию этих страстей, и различию этих
характеров. Действительно и научно доказано, что внешние факторы, среда
обитания человека, субъективные обстоятельства жизни оказывают немалое влияние
на поведение человека, его психологическое и психическое состояние - всё это опосредованно
отражается в праве. Высказывание маститого правоведа и философа остается
актуальным и по сей день. В-третьих, с точки зрения источника права как
социального фактора, оказывающего прямое воздействие на процесс
правотворчества, а через него, опосредованно, и на само право. С уверенностью
можно заявить, что реально складывающиеся общественные отношения, а точнее
сказать, те из них, которые нуждаются в регламентации правом, но, несомненно, с
учётом всех остальных общественных отношений, являются источником права.
Страшно представить, что бы было, если бы в праве отсутствовала социальная
обусловленность. Оно было бы просто неполезно, по крайней мере, для широких
слоёв населения, бессмысленно и, даже, опасно. Можно сказать, что в
тоталитарном государстве и, соответственно, антидемократическом праве
социальная обусловленность отсутствует, и заменяется в, свою очередь,
обоснованностью и целесообразностью тем потребностям и задачам, которые
наиболее благоприятны, с точки зрения правящего субъекта, для него самого. Это
может быть социальная группа, людей, или, даже, один индивид, объединённая по
какому то отличительному признаку, его наличию или отсутствию, но эта тема,
скорее всего, уже следующего источника права. Этот же источник можно назвать,
учитывая его природу и назначение, социальным источником права. Существование
последнего источника столь же естественно и очевидно, сколь закономерно
возникновение и развитие самого социально обусловленного права. Причем речь
идет о социальной обусловленности права не только на каком-либо одном отдельно
взятом его уровне или срезе, а на всех без исключения уровнях и срезах, начиная
с макроуровня (правовая система и правовая семья в целом), продолжая на среднем
уровне (отдельные отрасли и институты) и кончая микроуровнем (многочисленные
нормы права). В-четвертых, необходимо указать идеальные источники права. Под
идеальными источниками права можно понимать философские и другие концепции,
правовые воззрения, политические, теории и доктрины учёных и мыслителей,
правосознание в купе с моралью и нравственностью, религии, вероучения как
идейные организаторы общественных отношений, некоторые другие элементы правовой
действительности. В-пятых, экономической стороны, с точки зрения восприятия в
качестве источника права экономических факторов, существующих в том или ином
обществе и оказывающих на процесс правообразования наряду с другими факторами
определенное влияние. С учетом природы и характера данного источника права он
обычно именуется экономическим источником права[[5]].
В отечественной и зарубежной литературе экономическим
факторам традиционно уделялось повышенное внимание. Их роль и влияние на
развитие государства и права не только всесторонне изучались и оценивались, но
при этом часто переоценивались и даже абсолютизировались. Последнее особенно
касается марксистской литературы. В подтверждение сказанного достаточно
привести цитату И.В. Сталина: «...источник формирования духовной жизни
общества, источник происхождения общественных идей, общественных теорий, политических
взглядов, политических убеждений нужно искать не в самих идеях, теориях,
взглядах, политических убеждениях, а в условиях материальной жизни общества, в
общественном бытии, отражением которого являются эти идеи, теории, взгляды и
т.п.»[[6]]. Этой цитате предшествовали
многочисленные аналогичные положения и высказывания других авторов -
«основоположников марксизма-ленинизма» и простых сторонников развиваемой ими
доктрины.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|