Тезис о существовании экономических источников права
как составной части широко известной и в советский период общепринятой
концепции о соотношении базиса и надстройки (точнее, об определяющей роли
базиса, неотъемлемой частью которого является бытие, или материальные условия
жизни общества, по отношению к надстройке, составной частью которой является
право со всеми его атрибутами и институтами, включая источники права),
несомненно, имеет под собой весьма солидную основу и заслуживает, как впрочем,
и раньше, весьма серьезного внимания. Правильность его многократно была
подтверждена не только с научной точки зрения, теоретически, но и самой
повседневной жизнью, практически.
Однако справедливости ради следуй заметить, что,
разрабатывая положение о роли и значении экономического фактора, об
обусловленности надстроечных явлений, включая право, базисными явлениями,
классики марксизма-ленинизма и их идейные последователи имели в виду следующие
два обстоятельства и постоянно обращали на них внимание.
Первое из них связано с тем, что материальный базис,
экономика не прямо и однозначно, а лишь косвенно, только, в конечном счете, определяют
надстроечные явления, в том числе право и политику. Объективная обусловленность
государственной и правовой надстройки экономическим базисом не является прямой
и однозначной. Она опосредована рядом субъективных факторов, оказывающих
влияние на те конкретные формы, в которых выражается эта объективная
обусловленность. Второе обстоятельство характеризуется тем, что при выработке
положения о приоритетной роли экономического базиса по отношению к правовой и
иной надстройке учитывались не только прямые связи и воздействия базиса на
надстройку, но и обратные связи и воздействия надстройки на базис.
Примечательно в этом плане высказывание К. Маркса о том, что экономическое
движение, в общем и целом проложит себе путь, но оно будет испытывать на себе
также и обратное действие политического движения, которое оно само создало и
которое обладает относительной самостоятельностью. В-шестых, с материальной
стороны, что же является источником права, откуда исходит право в материальном
плане? На этот, казалось бы, простой вопрос до сих пор не может однозначно
ответить ни один юрист. А дело ту в пресловутой связи с всё тем же
правопониманием. То есть, с одной стороны всем известно, что право есть плод
деятельности государства, творение его рук, и с этим трудно поспорить. При
таком виденье проблемы материальными источниками права можно считать само
государство в целом и государственные органы в частности. Это точка зрения ярых
позитивистов. Но, с другой стороны, с точки зрения социологической школы права,
где влияние государства на право вторично, или, даже, школы естественного
права, где роль государства мыслится ничтожной, источникам права может
считаться общество, или же (естественно-правовая школа) у права вообще нет
источников в материальном смысле оно изначально, абсолютно и первично по
отношению к государству. Но эти споры бы были вечны и подобны истории про
курицу и яйцо, если бы не появилась ещё одна точка зрения, согласно которой
общество можно считать материальным источником права, но не первичным, а
вторичным, то есть, через государство влияющим на право.
Но материальный источник затрагивает не только
проблемы правотворчества. Материальными источниками могут считаться конкретные
представители правовой системы, например КоАП, УПК, ГПК в Республике Беларусь,
Русская правда в Древней Руси, Салическая - у франков. Пока они действуют - они
источники права. Но с другой стороны, Русская правда послужила источником
Псковской Судной Грамоты и, соответственно, права Псковской республики. В этом
и схожих случаях Русскую правду и аналогичные ей исторические памятники можно
принять за материальный источник права. Видом рецепции, и, следовательно,
источником права, можно считать отношения между внутренним и международным
правом. В-седьмых, наряду с указанными весьма многозначными представлениями об
источнике права последний рассматривается также в философском (философский
источник) плане.
При трактовке источника права с философской точки
зрения в философском плане, основное внимание обращается, прежде всего, на то,
какие по своему характеру (либеральные, консервативные и пр.) философские идеи
легли в основу той или иной правовой системы, того или иного источника права;
на базе каких философских конструкций создается та или иная правовая система и
соответственно система права. И, наконец, в-восьмых, когда речь идет об
источнике права, рассматриваемом в юридическом или формальном плане, то
основное внимание исследователей концентрируется на совокупности способов
возведения в закон воли политических сил, стоящих у власти. Именно здесь выделяют
такие разновидности источников права как правовой прецедент, правовой обычай,
нормативный договор и нормативно-правовой акт. Этот источник права можно
назвать формой права, но не внутренней, то есть не совокупностью элементов,
составляющих содержание данного элемента, другими словам- системой, а внешней,
то есть объективным комплексом юридических источников, формально закрепляющим
правовые явления и позволяющим адресатам правовых установлений ознакомится с их
реальным содержанием и пользоваться ими.
Потребность в анализе юридических источников права как
самостоятельных категорий теории государства и права обусловлена необходимостью
поиска идеала внешнего выражения права как социального явления. При этом
юридические источники права характеризуют связь права с государством как способ
выражения государственной воли и как способ, которым правилу поведения
придаётся государственной властью общеобязательная сила.
Следует заметить, что формально-юридическое
представление об источниках права в отечественной и зарубежной юридической
литературе является в настоящее время, пожалуй, наиболее распространенным и
часто употребляемым. Очевидно, это можно объяснить своеобразной, издавна
сложившейся в юридической науке и практике традицией сведения реального (материального,
духовного и иного) источника права к формальному. А кроме того (и это,
вероятно, главное), сказываются широкая доступность формального понимания
источника права, его гораздо большая, по сравнению с другими видами и
представлениями об источниках права, определенность и в силу этого огромная
возможность его практического применения и его практическая значимость.
Однако "выдвижение" на первый план
формально-юридического понимания источников права вовсе не означает принижения
роли, а тем более забвения других представлений об источниках права и их
значения.
В научной литературе, например, начиная еще с конца XIX - начала XX в. периодически рассматривался
вопрос об источниках не только объективного, но и субъективного права.
Последнее «с подачи» Б. Чичерина определялось как нравственная возможность, или
иначе, как законная свобода что-то делать или требовать, а под объективным
правом подразумевался самый закон, определяющий эту свободу. Такая традиция
сохранилась в значительной степени до сих пор. В отечественной и зарубежной
юридической литературе по-прежнему существует и другая своеобразная традиция:
рассматривать материальные, социальные, естественные и иные им подобные
(реальные) источники права преимущественно в теоретическом плане, а
формально-юридические источники - обычно в практическом плане[[7]].
Итак, можно отметить довольно-таки большую амплитуду
колебания гносеологии определения понятия источник права. Что свидетельствует о
широком объеме понимания данной категории науки. Данный массив понятий,
объединенный одним - источник права, можно охарактеризовать по разделительным
или объединительным признакам, то есть, с одной стороны, принять данное понятие
как целое тело, как категорию- общее фундаментальное понятие, и в дальнейшем
дифференцировать его по какому-то критерию или критериям, ввести какое-то
мерило оценки, что, собственно говоря, и было проделано, мы взглянули на
категорию с разных гносеологических точек понимания, но, с другой стороны, если
представить различный массив отнюдь не близких к друг другу так называемых
источников права как абстрагируемые друг от друга формы, то рано или поздно
проскакивает мысль, что некоторые, относительно самостоятельные, объекты науки
с достаточно большим успехом можно классифицировать, то есть установить
определённую связь между ними. Данная классификация выражает систему законов,
присущих отображенной в ней области действительности. Эти законы нельзя умалить
или не заметить. Объективно, с точки зрения научной обоснованности и
правильности, с уверенностью можно заявить, что данная связь между объектами
раздела науки действительно существует и оправдывает своё существования. Тем
самым мы доказываем само существование источника права как категории теории
государства и права.
1.2 Соотношение понятий источника и формы права
«...Если бы зоологи стали называть собак, кошек и т.д.
«источниками животных» и спорить по этому поводу, что такое источники животных,
представляют ли они формы создания животных, или основания их существования,
или признаки их животной породы и т.д., то это представляло бы явления мысли,
совершенно однородные с теми, которые имеются в теперешнем правоведении в
области учения о так называемых источниках права»[[8]].
Приведенные слова Л.И. Петражицкго написаны почти сто
лет назад с целью закрыть спор об источниках права как ненужный и даже
абсурдный. Однако ни резкость выражений, ни даже их оскорбительный смысл никак
не отразились на настойчивых попытках исследователей определить источники
права, найти их соотношение с формами права. До сих пор философская мысль
исследует данную тему[9]. Изучая вопрос о понятии,
содержании и системе источников права просто нельзя не затронуть теоретически и
практически важную проблему соотношения понятия источника права с понятием
формы права. Данная проблема отечественными и зарубежными авторами всегда
решался и до сих пор решается далеко не одинаково. Всё же их различные позиции
в целом подлежат некоторой систематизации. Традиционно существует два
диаметрально противоположных варианта решения данного вопроса. Суть первого в
теории уравнивания форм и источников права, представленная двумя течениями.
Представители одного видят равенство рассматриваемых понятий, то есть полное
тождество источника права с формой права, сведение источника права к форме
права и, наоборот, формы права - к источнику права. Во избежание неясностей в
подобных случаях при упоминании формы права после воспроизведения данного
термина обычно через запятые или в скобках указывается термин «источник права».
В качестве одного из многочисленных примеров можно привести точку зрения М.И.
Байтина, который полностью отождествляет понятие «форма права» с источником
права, а обозначающие их термины считает равнозначными. «Под формой
(источником) права, - пишет автор, - понимаются определенные способы (приемы,
средства) выражения государственной воли общества»[[10]],
то есть источники права - это формы, в которых возникают и получают
обязательную силу юридические нормы.
Второе же течение также уравнивает изучаемые понятия,
но с целью обосновать непригодность термина «источник права» и заменить его понятием
«форма права». Свою позицию они мотивируют малой приспособленностью термина
«источник права» к продуктивному использованию ввиду его многозначности. Но,
однако, дают ему право на жизнь вследствие исторической обоснованности и в
качестве дани уважения. Вторая тенденция не является обособленной от первой,
так как ядро у них общее- единство терминов. Но для первой эта мысль есть
вершина теории, а для второй – исходный тезис для обоснования непригодности
одного из терминов. Во второй тенденции речь идёт не столько о содержательном
тождестве понятий, сколько о замене термина «источник права» на термин «форма
права»[[11]]. Приверженцы первого варианта
решения вопроса часто приводят этот спор к простому поиску названия для
способов внешнего выражения и закрепления нормы права, и критикуют не
подходящий в полной мере к этому действу термин «источник права». Но можно
констатировать факт о складывании в правоведение тенденции уравнивания терминов
«форма» и «источник» права с приоритетом формы с целью выхода из словесного
тупика, сложившегося за сотни лет использования термина в разных смыслах. Сторонники
второго подхода к решению проблем соотношения источников и форм права полагают,
что их понятия совершенно не совпадают друг с другом, а отражающие их термины
далеко не равнозначны, их самостоятельность признаётся. Исследователи
обосновывают наличие собственного значения у каждого из этих терминов, не
признают возможности замены одного термина другим. Несмотря на то, что
оговаривается тесная связь указанных понятий, их тождество отрицается: если
«форма права» показывает, как организовано и выражено вовне содержание права,
то понятие «источник права» охватывает истоки формирования права, систему
факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Анализируя данные
варианты и подходы к решению вопроса о соотношении формы права и источника
права и сопоставляя их с реальной действительностью, нетрудно заметить, что они
грешат, как представляется, односторонностью в оценке рассматриваемых явлений и
чрезмерной прямолинейностью. Формула «или-или», сводящаяся лишь к одному из
двух умозаключений в отношении формы и источника права: или к тому, что они
полностью совпадают, тождественны, или же, наоборот, к тому, что они совсем не
тождественны и не совпадают, не соответствуют реальному положению вещей.
Под понятием «форма права» следует понимать способы
внешнего выражения права - то есть его внешнюю форму. И тогда обширное понятие
«источник права» включает в себя понятие «форма права». Но, с другой стороны,
наряду с предыдущим определением под формой права можно понимать и внутреннее
строение права, деление его на отрасли, подоотросли и правовые институты в
соответствие с предметом и методом правового регулирования - то есть систему
права, внутреннею форму. И в этом случае понятие форма права включает в себя
понятие «источник права» что само по себе также является неверным ввиду
понимания под источниками права не только внешней формы права, способов
выражения и закрепления нормы права, так называемых «вторичных» источников
права, но и «первичных», которые формой права не являются по простой причине
отсутствия в них норм права, то есть общеобязательных правил поведения. Таким
образом, отрицая ввиду перечисленных аргументов возможность обособленного
существования данных понятий и учитывая их индивидуальность, можно с
уверенностью заявить, что не каждый источник права является формой и не каждая
форма источником права. Пересечение данных понятий происходит, когда под
источником права мы подразумеваем формально-юридический смысл, а форма права
является внешней. В этом случае можно отметить полное тождество понятий.
Также необходимо отметить ёще один аспект вопроса, как
бы вскользь затронутый выше. Это первичность материальных, социальных,
идеальных и других источников права по отношению к формально-юридическому,
вторичному источнику права. Само существование вторых обусловлено первыми,
являются источниками форм права и одновременно источниками права. То есть на
лицо дуалистический смысл - вышеперечисленные источники являются истоками права
как макропонятия, материалами, положенными в основу этого явления, и в то же
время источниками многочисленных форм права, как частных представителей правовой
системы и, несомненно, права в целом, и опять-таки, опосредованно, через форму
права, источником права, то есть своего рода источник права в квадрате.
Юридический же источник права, внешняя форма права - тоже источник права.
Разностороннее изучение понятия и содержания форм и источников права, а также
характера их взаимоотношений недвусмысленно свидетельствуют о том, что в одних
отношениях форма и источник права могут совпадать друг с другом и
рассматриваться как тождественные, в то же время в других отношениях они
значительно отличаются друг от друга и их не следует считать тождественными. Совпадение
формы и источника права имеет место тогда, когда речь идет о вторичных,
формально-юридических источниках права. Которые нередко именуются в литературе
просто формальными источниками права. Тем самым подчеркивается помимо всего
прочего идентичность формы и источника права, где форма указывает на то, как,
каким образом организовано и выражено во вне юридическое (нормативное)
содержание, а источник - на то, каковы те юридические и иные истоки, факторы,
предопределяющие данную форму права и ее содержание. Что же касается первичных
источников права, рассматриваемых самих по себе, в виде материальных,
социальных и иных факторов, оказывающих постоянное влияние и предопределяющих
процессы правообразования, правотворчества и законотворчества, то здесь
совпадения источников права с формами права нет и не может быть. Одна из причин
этого заключается в том, что названные феномены находятся на разных уровнях и
«обслуживают» разные сферы. Материальные, социальные и иные источники - факторы
воздействия на процессы правообразования, правотворчества и законотворчества -
относятся к соответствующим материальным и иным реальным сферам жизни. Формы же
права, равно как и само право в целом, неизменно ассоциируются с юридическими
сферами жизни общества, а точнее, с юридическими аспектами материальной,
социальной и других реальных сфер жизни общества[[12]].
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что при совпадении понятий
формы и источника права, обозначающие их термины, следует признавать
идентичными по своему смысловому значению и содержанию, взаимозаменяемыми. Во
всех других случаях подобная взаимозаменяемость данных терминов в силу
неадекватности рассматриваемых явлений и отражающих их понятий исключается.
Однако в учебной, а нередко и в научной юридической литературе различные
смысловые оттенки терминов «источник права» и «форма права» не принимаются во
внимание и эти понятия почти во всех случаях используются как идентичные. Одна
из причин кроется в том, что при таком подходе отдается определенная дань
сложившейся в сфере познания форм и источников права своеобразной традиции
ретроградности, нежелание меняться в лучшею сторону, приобретать большею
юридическую грамотность. Но существования других точек зрения и подходов не
исключается.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|