Экологическое
право включает в себя наличие особых принципов правового регулирования,
представляющих собой руководящие начала, определяющие направленность данной
отрасли права. К числу принципов экологического права Общей части следует
отнести Принципы строго целевого использования природных объектов и др. К числу
принципов теологического права Особенной части относятся принципы-приоритеты:
приоритет земель сельскохозяйственного назначения; приоритет земель
природоохранного назначения; Приоритет вод питьевого и бытового назначения;
приоритет лесов защитного назначения и др.
Так
как окружающая природная среда представляет собой взаимосвязанную систему
экосистем, в связи с этим системным и целостным должно быть и экологическое
законодательство. Однако подобное пока не достигнуто и нормы экологического
права содержатся во многих источниках права; в том числе, относящихся к другим
отраслям законодательства.
Главным
нормативно-правовым актом, специально направленным на эколого-правовое
регулирование отношений в природной сфере является закон «Об охране окружающей
природной среды».Основная идея этого закона - правовое обеспечение научно
обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое
осуществляется тремя группами норм: закрепляющими нормативные качества
окружающей природной среды; закрепляющими экологические требования к
хозяйственной и иной деятельности; определяющими механизм исполнения этих
требований.
Эколого-правовое
регулирование использования природных объектов как базовых элементов окружающей
природной среды (природы как системы экологических систем) осуществляют также
другие нормативно-правовые акты, среди которых следующие: Земельный кодекс РФ;
Закон РФ о недрах; Лесной кодекс РФ; Водный кодекс РФ; Федеральный Закон «О
животном мире»; Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»; Закон РФ «Об
экологической экспертизе», Закон РФ «Об особо охраняемых природных
территориях». Вышеназванные нормативные акты следует отнести к числу
специальных природно-ресурсовых. Помимо специальных законов, действующее
российское законодательство содержит массив общих нормативных актов, в которых
содержатся эколого-правовые нормы.
Экологический
кризис, поразивший Россию, как и большинство цивилизованных стран, вызывает
потребность в разработке особого нормативно-правового акта - Закона РФ «Об
охране окружающей среды». Предпосылки этого закреплены в Конституции РФ, где
сказано -каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или
имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ); каждый обязан
сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
(ст. 58 Конституции РФ); природные бъекты используются и охраняются как основа
жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9
Конституции РФ).
Эколого-правовая
ответственность - это разновидность юридической ответственности. Под
эколого-правовой ответственностью понимается обязанность претерпевания
соответствующих лишений личного или материального характера за совершенное
экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.
Экологическое
правонарушение состоит в виновном противоправном деянии, наносящем вред
окружающей среде и здоровью человека. Должностные лица и граждане несут за
такого рода правонарушения дисциплинарную, административную, уголовную,
гражданско-правовую, а предприятия, учреждения, организации — административную
и гражданско-правовую ответственность (в соответствии с Законом РФ «Об охране
окружающей природной среды» и иными законодательными актами РФ, субъектов РФ).
Дисциплинарная
ответственность может наступать за экологические правонарушения, совершенные
работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. Причем, за
нарушение тех экологических правил, исполнение которых входило в круг
должностных обязанностей нарушителя.
Должностные
лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация
понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим
правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями,
учреждениями, организациями в соответствии с Трудовым законодательством.
Административная
ответственность за экологические правонарушения предусмотрена Кодексом РФ об
административных правонарушениях. Санкции за указанные правонарушения
налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то
государственными органами. Должностные лица и граждане, виновные в совершении
экологических преступлений, несут уголовную ответственность, предусмотренную
Уголовным кодексом РФ.
Закон РФ «Об охране окружающей
природной среды» (возмещение вреда, причиненного экологическим
правонарушением), содержит обязанность и определяет порядок полного возмещения
вреда, причиненного источником повышенной опасности окружающей природной среде
(ст. 88); возмещения вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятными
воздействиями на окружающую природную среду (ст. 89); возмещение вреда,
причиненного имуществу граждан (ст. 90). Юридические и физические лица вправе
предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении
экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу людей,
народному хозяйству и окружающей природной среде (ст. 91).
92
в)
совокупность материальных объектов;
г)
совокупность культурно-исторических объектов.
2.
Метод экологического права предполагает:
а)
соблюдение экологического интереса ненарушения природы как
системы экологических систем;
б)
соблюдение требований экономических интересов;
в)
соблюдение требований отраслевых интересов;
г)
соблюдение требований интересов предпринимательской деятельности.
3.
Конституция РФ устанавливает главные задачи по охране окружающей среды, среди
которых:
а)
право на качественные продукты питания;
б)
право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение
ущерба, причиненного жизни или здоровью человека экологическим правонарушением;
в)
право на чистую питьевую воду;
г)
право на охоту.
4.
К основным видам экологических правонарушений относятся: а) уничтожение
дикорастущих наркосодержащих растений;
б)вандализм;
в)
несоблюдение экологических требований при сжигании, складировании, переработке,
захоронении отходов;
г)
уничтожение или повреждение памятных знаков.
5.
Нарушение нормативно-правовых актов, касающихся окружающей среды, влечет за
собой:
а)
конституционную ответственность;
б)
общественное осуждение;
в)
имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную ответственность;
г)
моральную ответственность.
Вопросы
для повторения восьмого раздела
Какие
отношения регулирует экологическое право?
Каковы
объекты правового регулирования нормами экологического права?
Какие
основные признаки присущи экосистемам, как объектам экологического права?
В
чем заключается особенность метода правового регулирования экологических
общественных
отношений?
Какие
институты включает в себя Общая часть экологического права?
Какие
институты включает в себя Особенная часть экологического права?
Какой
нормативно-правовой акт, будучи основным, специально направлен на эколого-
правовое
регулирование отношений человека с природой?
Какие
существуют другие базовые нормативно-правовые акты экологического
регулирования?
Что
понимается под эколого-правовой ответственностью?
10.
Какие виды юридической ответственности установлены за
экологические правонарушения?
11.
Каковы субъекты экологической ответственности?
12.
Какие нормы Конституции РФ имеют эколого-правовую направленность, в чем их
суть?
.
Информационное право РФ Правовые основы защиты информации и государственной тайны
1.
Понятие информации, структура информации
2.
Государственная тайна
3.
Конфиденциальная информация
Под
информацией закон понимает сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях
и процессах независимо от формы их представления. Конституция РФ гарантирует гражданам
право на доступ к информации (ст. 29). При этом основной закон страны увязывает
право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию (имеется в виду - информацию с открытым доступом) с
ограничением этого права посредством установления перечня сведений,
составляющих государственную тайну. В маетности, законом о средствах массовой
информации запрещено использовать СМИ для разглашения сведений, составляющих
государственную или иную специально охраняемую законом тайну (служебную,
коммерческую и т.д.). Основные принципы защиты информации содержатся в
федеральном Законе «Об информации, информатизации и защите информации». )тот
нормативно-правовой аи- регулирует отношения, возникающие при формировании и
использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной,
т.е. зафиксированной на материальном носителе с позволяющими ее идентифицировать
реквизитами, информации. Закон «Об информации, информатизации и защите
информации» вводит понятие информации с ограниченным доступом. Под информацией
с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в
соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов ее обладателей.
Информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, отнесенную к
государственной тайне и конфиденциальную информацию. При этом к информации с
ограниченным доступом запрещено относить: 1) законодательные и другие
нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной
власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а
также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; 2) документы,
содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую,
метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую
информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных
пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
Я) документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других
государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях
населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; 4)
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных
системах органов государственной власти и местного самоуправления, общественных
объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые
для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Закон «О государственной
тайне» базируется на тех же основных положениях, что и Закон «Об информации,
информатизации и защите информации». Понимая государственную тайну как
защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической,
экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ,
закон дает ккиз сведений соответствующего перечня. В частности, к вышеназванной
категории сведений законом отнесены сведения о стратегических и оперативных
планах, документы боевого управления по подготовке и проведению операций; о
направлениях развития вооружения и военной техники; об объемах поставок и
запасах стратегических видов сырья; о государственных запасах драгоценных
металлов и камней, финансах и бюджетной политике страны (кроме обобщенных
показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов); о лицах,
сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе со спецслужбами; о
государственных шифрах и т.д. За нарушение законодательства о государственной
тайне должностные лица и граждане, виновные в содеянном, несут уголовную
ответственность з соответствии с действующим законодательством. Соответствующие
органы государственной власти и их должностные лица основываются на
подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении
незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную
тайну.
К
категории конфиденциальной информации относятся прежде всего персональные
данные, т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина,
позволяющие идентифицировать его личность. Законодательство запрещает сбор,
хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно
информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица
без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Ограничение прав
граждан РФ на основе использования информации об их социальном происхождении, о
расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности
запрещено и карается в соответствии с законодательством.
Конфиденциальная
информация помимо персональных данных включает следующие объекты: коммерческую
тайну; банковскую тайну; профессиональную тайну: служебную тайну.
В
соответствии с гражданским законодательством РФ коммерческая и служебная тайна
защищаются одинаковым образом, а банковская имеет свои отличия и свой
специфический порядок охраны и защиты. В соответствии с уголовным
законодательством преступления в отношении коммерческой и банковской тайн имеют
одинаковые составы и одни и те же нормы возможной ответственности (в силу их
упоминания в одной статье УК РФ - ст. 183); служебная тайна имеет отличия в
правовой защите (ст. 153 УК РФ).
Коммерческая
тайна, согласно ГК РФ, это информация, которая имеет действительную или
потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к
ней нет свободного доступа на свободном основании и обладатель информации
принимает меры к охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными методами
получившие информацию, которая составляет коммерческую тайну, обязаны
возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников,
разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и на контрагентов,
сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
Банковская
тайна представляет собой защищаемые банками и иными кредитными организациями
сведения о банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов,
счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиентах
и корреспондентах, разглашение которых может нарушить их право на
неприкосновенность частной жизни. За разглашение банковской тайны Центральный
банк РФ, кредитные организации, иные органы, которым сведения, составляющие
банковскую тайну, стали известны в силу выполнения возложенных на них функций,
а также их должностные лица и другие работники несут дисциплинарную,
административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность, включая
возмещение нанесенного ущерба.
Служебная
тайна представляет наибольшую сложность с точки зрения определения ее понятия и
правового режима. Нормативное регулирование этого явления позволяет отнести к
категории служебной тайны несекретную информацию, касающуюся деятельности
организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной
необходимостью.
Правовой
защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с
которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному
лицу. Законом установлен следующий режим защиты информации: 1) в отношении
сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на
основании Закона РФ «О государственной тайне»; 2) в отношении
конфиденциальной документированной информации - собственником информационных
ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального Закона «Об
информации, информатизации и защите информации».
Органы государственной власти и
организации, ответственные за формирование и использование информационных
ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и
применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования
и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом,
руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации.
Глоссарий
Государство - это исторически обусловленная,
выделившаяся из общества классовая организация, которая осуществляет власть на
данной территории и при помощи специального аппарата защищает данные
общественные отношения, одновременно выступая, как официальный представитель всего
общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|