Источники и отрасли российского права
Государство
- это исторически обусловленная, выделившаяся из общества классовая
организация, которая осуществляет власть на данной территории и при помощи
специального аппарата защищает данные общественные отношения, одновременно
выступая, как официальный представитель всего общества.
Наиболее
общими признаками государства являются: 1) публичная власть; 2) территория; 3)
население; 4) налоги; 5) связь с правом.
Публичная
власть - это власть, которая выступает от имени всего общества, всего народа и
имеет публичную основу для своей деятельности - казенные имущества, собственные
доходы, налоги. Публичная власть — «аппаратная власть», она концентрируется в
аппарате, системе органов государства и через эти органы осуществляется.
Государственная власть — власть поддерживаемая законом и именно потому
способная при помощи аппарата и юридических норм делать свои веления
обязательными для населения всей страны* Суверенность публичной власти
обозначает ее самостоятельность, а легитимность -юридическое обоснование и
общественное признание.
Возникновение
государства, как и возникновение права, связано с вхождением общества в
цивилизацию. В первобытном обществе регулирование складывающихся отношений
осуществлялось едиными нормами — обычаями, основанными на естественно-природной
необходимости. Появление ряда факторов (избыточный продукт, частная
собственность, автономия личности), детерминирующих возникновение государства,
повлекло на собой формирование особого нормативного регулятора, более сильного,
чем просто нормы - обычаи. Возникла потребность четкого определения юридических
норм по содержанию, соответствие их потребностям цивилизации - регулированию
общественных отношений через дозволение, субъективные права. Нормативным
регуляторам, позволяющим людям формулировать правила поведения, определять их
содержание и проводить в жизнь стало право. В силу тех же причин, по которым
возникло государство, появилось и право, в частности - в силу организации
власти устанавливающей определенные «правила игры» - юридические нормы,
посредством которых осуществляется управленческая и обеспечительная функции
государства.
Таким
образом, право - это совокупность установленных и охраняемых государственной
властью социальных норм, регулирующих отношения людей в обществе, а также
наука, изучающая эти нормы. Неразрывная связь с государством - основное отличие
права от других социальных норм (например, морали, обычаев).
Основными
признаками права являются :
1)
социальность (право регламентирует организацию производства,
распределение производимого продукта, распределение социальных ролей в обществе
и т.д.);
2)
нормативность (право выступает как система норм, характеризуемых логической
структурой, установлением масштаба меры поведения);
3)
обязательность (право обеспечено возможностью государственного принуждения);
4)
формализм (право фиксируется в письменном виде, в специальной форме):
5)
процедурность (право включает в себя четкие процедуры дознания, применения,
защиты);
6)
неперсонифицированность (право адресовано не к конкретному лицу, а ко всему
обществу);
7) институциональность
(правотворчество осуществляют строго определенные органы государства);
8)
объективность (право закономерно проявляется на этапе перехода общества к
производящей экономике как естественный результат развития регулятивной
системы). Исходным элементом, первичной «клеточкой» права является норма права.
Норма права — это общеобязательное правило поведения, выраженное в
нормативно-правовых актах, иных признаваемых государством источниках и
выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного (а также
запрещенного и предписанного) поведения субъектов права.
В
структуре нормы права выделяются три элемента: гипотеза - устанавливает: кто и
когда норму права должен исполнять, при наступлении каких условий; диспозиция -
указывает на сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель
поведения; санкция -указывает на последствия, наступающие при нарушении нормы.
Нормы
права подразделяются на виды по функциям права - регулятивные и охранительные.
Регулятивная
норма определяет права и юридические обязанности субъектов права, условия их
возникновения и действия. Охранительная норма определяет условия применения к
субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание
этих мер.
В
свою очередь регулятивные нормы делятся на Управомочивающие, обязывающие и
запрещающие. Управомочивающие нормы — это нормы-разрешения, устанавливающие,
что можно делать. Обязывающие нормы содержат предписания: что нужно делать.
Запрещающие нормы устанавливают: чего делать нельзя.
С
делением норм права на управомочивающие, обязывающие и запрещающие связано
деление норм по методам правового регулирования на диспозитивные и
императивные.
Диапозитивные
нормы в целом совпадают с управомочивающими. так как предоставляют сторонам
регулируемого отношения возможность самим определять права и обязанности. Если
стороны их не определили, то диспозитивная норма восполняет пробелы в
волеизъявлении сторон. Диспозитивные нормы («восполнительные») характерны для
частного права - той области права, где регулирование осуществляется прежде
всего самими субъектами права. Диспозитивным нормам противопоставляются
императивные нормы, выраженные в категорических предписаниях и действующие
независимо от усмотрения субъектов права. Они совпадают с обязывающими и
запрещающими. Кроме того, выделяют специализированные нормы, к которым
относятся: дифинитивные (нормы-определения), определяющие юридические понятия
(преступление, ценная бумага и т.д.); нормы-принципы, вводящие основополагающие
начала правового регулирования («человек, его права и свободы являются высшей
ценностью»); поощрительные (правила выплаты премий).
Нормы
права получают свое внешнее выражение в источниках права, каковыми в первую
очередь являются нормативно-правовые акты. Под нормативно-правовым актом
понимается акт, изданный управомоченным государственным органом и содержащий
правовые нормы, т.е. предписания, рассчитанные на длительное действие и
многократное применение, а также предписания об изменении или прекращении (отмене)
действия этих норм.
Нормативно-правовые
акты выполняют две равнозначные функции: с одной стороны, будучи носителем
правовых норм, они выступают как источник права; с другой стороны, они выражают
государственную волю, т.е. обладают юридической силой. Понятие «юридическая
сила» указывает на место нормативно-правового акта в системе законодательства,
а также на значение органа, его издавшего. По юридической силе все
нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
Многочисленные
нормы права, охватывающие различные стороны жизни и деятельности человека и
других субъектов правоотношений, сведены в стройную систему права. Правовая
система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих
правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов,
характеризующих уровень правового развития той или иной страны или государства.
Система
права имеет в своей основе нормы права, из которых складываются правовые
институты (например, институт государственной службы, институт договора
подряда). Из правовых институтов образуются отрасли, т.е. наиболее крупные
подразделения права (например, уголовное право, трудовое право и т.д.). В своей
совокупности отрасли и составляют право в целом, т.е. систему права страны.
В
каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о
самобытности систем. Однако наряду со спецификой в каждой правовой системе есть
и элементы сходства, позволяющие объединить отдельные системы в группы. Эти
группы можно назван, «правовыми семьями».
Под
правовой семьей понимается совокупность правовых систем, объединенных общностью
пути исторического формирования, общностью источников, форм закрепления и
выражения норм права, структурным единством, единством понятийно-категориальною
аппарата. Правовые семьи классифицируются следующим образом: 1)
романо-германская правовая семья; 2) семья англосаксонского общего права; 3)
семья социалистического права: 4) религиозно-правовые семьи; 5) семья обычного
права.
К
романо-германской семье относятся страны континентальной Европы. Латинская
Америка, значительная часть Африки, некоторые страны Азии. Господствующая роль
в таких системах принадлежит закону и в первую очередь кодексу.
Семья
англосаксонского общего права своими корнями уходит в правовую систему Англии.
Наряду с английской правовой системой в данную семью входят системы США.
Канады, Австралии, Новой Зеландии и еще 32 стран Британского Содружества наций.
Для мтой семьи характерно судебное право, разрабатываемое судьями в процессе
рассмотрения конкретных дел. В Английском праве отсутствуют кодексы
европейского тина.
Семья
социалистического права возникла в России после государственного переворота
1917 года. В настоящее время семью социалистического права составляют правовые
системы Китая, Вьетнама. Северной Кореи и Кубы. Социалистические правовые
системы устанавливают господство государственной собственности, законодательно
признают руководящую роль коммунистической партии во всех сферах жизни, не
имеют действенных правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод
граждан.
Среди
традиционных религиозных семей выделяется мусульманская правовая семья.
Правовые системы этой семьи берут свое начало в Коране и считаются плодом
божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных
условий. Основные страны, в которых действуют исламские правовые системы —
Пакистан, Иран, Ирак. Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, объединенные Арабские
Эмираты.
Страны
Экваториальной Африки и Мадагаскар являются зоной семьи обычного права. Главным
регулятором общественных отношений здесь выступают обычаи, сложившиеся
естественным путем и признанные государством.
Систему
права России можно охарактеризовать следующим образом:
во-первых,
открывает систему права РФ базовая, фундаментальная отрасль конституционное
(государственное) право. Эта отрасль закладывает основы правового
ре1 улирования в России и обусловливает все остальные отрасли российского
права;
во-вторых,
в систему права РФ входит группа профилирующих отраслей права, включающая в
себя три материальные (административное, гражданское и уголовное) и три
процессуальные отрасли;
в-третьих,
в систему права в РФ входит группа специальных отраслей (т.е. имеющих кодексы)
- семейное, трудовое, таможенное, налоговое право и т.д.;
в-четвертых,
систему права РФ составляет группа комплексных отраслей, не имеющих единого
кодифицированного акта - экологическое, муниципальное, морское и т.д.
Совокупность правовых норм,
регулирующих общественные отношения в целом. называется законодательством. Понятие
законодательство России (на федеральном уровне* включает в себя Конституцию РФ,
федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат
Федерального собрания, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Источники и отрасли российского права
1. Понятие источников права
2. Действие нормативно-правовых
актов во времени и в пространстве.
3. Основные отрасли российскою
права
Для того, чтобы правило поведения
стало юридической нормой оно должно быть облечено в определенную правовую
форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства.
Под
источником права понимаются внешние формы выражения правотворческой
деятельности государства, т.е. акты компетентных государе пенных органов,
устанавливающие нормы права.
Нормативно-правовой
акт - это письменный документ соответствующею государственного органа, которым
устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы нрава, содержащие правила
общего характера. Именно нормативность отличает вышеназванный документ от других
актов, рассчитанных на однократное действие - актов применения права или
индивидуальных актов.
Мировой
и исторический опыт к источникам права относит не только нормативные акты, но и
правовые обычаи и судебные (юридические) прецеденты.
Под
правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в обществе
независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества
обязательное значение, что явилось основанием санкционирования этих норм
государством.
Под
судебным прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или
административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом
поведения) при рассмотрении всех подобных дел в будущем. Иначе говоря, судебное
решение по существ) становится нормой права и на него можно ссылаться как на
общеобязательное правило.
В
нашей стране правовой обычай и судебный прецедент распространения не имеют. 1С
источникам права, в Российской Федерации относятся: 1) законы; 2) подзаконные
нормативно-правовые акты; 3) договоры.
Закон
- это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в
строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы отраслей права и
регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы принимаются
законодательными органами, как федеральными (парламент), так и органами
субъектов Федерации, либо в результате непосредственного правотворчества всего
народа (референдум).
По
своему значению законы в Российской Федерации подразделяются на:
а)
основные (Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);
б)
федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно
ст. 76 Конституции РФ но предметам ведения РФ. В некоторых случаях принятие
федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ;
в)
федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и предметам совместного
ведения РФ и субъектов РФ;
|)
законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Конституция
РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской
Федерации.
Среди
законов выделяют кодифицированные законы - сводные законодательные акты, в
которых объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие
однородные общественные отношения (гражданский, административный, уголовный
кодексы и т.д.).
Высшая
юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты
издаются на их основе и должны им соответствовать.
Подзаконными
актами называются нормативно-правовые акты Президента. Правительства,
министров, государственных комитетов, исполнительно-распорядительных органов
субъектов РФ. Подзаконные нормативно-правовые акты многообразны по своему
характеру: указы Президента, постановления Палат Федерального Собрания,
постановления Правительства, постановления органов правосудия, постановления
исполнительных органом субъектов РФ. приказы, инструкции и т.д. Подзаконные
нормативно-правовые акты принимаются в соответствии с законом, на его основе,
во исполнение закона, конкретизируя порядок реализации закона.
В
системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежи!
нормативным указам Президента как главы государства.
Правительство
РФ на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, указов
Президента принимает постановления и распоряжения, которые обязательны на всей
территории РФ. В случае противоречия Конституции Р.Ф, федеральным законам и
Президента могут быть отменены последним.
Следующий
вид подзаконных нормативно-правовых актов - это акты министерств "
ведомств: приказы, постановления, инструкции. Ведомственные акгы развивают.
конкретизируют и дополняют правовые предписания законов и постановлений
Правительства. Акты министерств, государственных ведомств могут быть отменены
Правительством РФ.
В
субъектах федерации к подзаконным актам относятся нормативно-правовые акты глав
субъектов, их правительств, а также акты их министерств и ведомств
Самостоятельную
группу актов образуют решения органов местного самоуправления.
Последней
разновидностью подзаконных актов являются локальные нормативно-правовые акты,
которые принимаются в конкретных организациях, учреждениях, на предприятиях
(например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные
инструкции).
Действие
нормативно-правовых актов ограничивается во времени и в пространстве. Обычно закон
вступает в силу с момента его принятия или опубликования, иногда в самом законе
указывается срок его вступления в законную силу. Действует закон до его отмены,
строго определенный срок или до принятия нового. Пределы действия закона в
пространстве очерчены территорией РФ и государственным суверенитетом.
(Территория России включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды,
территориальное море. Воздушное пространство над ними). Закон действует в
отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся
субъектами отношений, на которые он распространяется. Вместе» тем существуют и
определенные особенности в действии законов по лицам. Ряд законов, прежде всего
уголовные законы, распространяются на граждан данного государства независим"
от места их нахождения и от того, понесли ли они наказание но законам
иностранного государства. В то же время главы государств и правительств,
сотрудники дипломатически* " консульских представительств, некоторые
другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются
правом экстерриториальности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|