Итак, воскресный
день начинается с церковной службы. После богослужения все собираются вместе
для прохождения занятий по богословским дисциплинам (для каждой возрастной
группы они разные; в том числе предусмотрены и катехизаторские беседы со
взрослыми). Изучаются предметы: Закон Божий, история Церкви, церковное пение,
нравственное богословие и др.
Основной
педагогический подход в работе: процесс обучения не должен носить довлеющий
характер, при котором значительное внимание уделяется проставлению отметок,
проведению проверочных работ, экзаменов и т. д. Этот процесс должен быть
естественно включен в "семейную жизнь" школы (возможно, в этом
отличие воскресных школ от православных гимназий, которые призваны уделять
гораздо большее внимание образовательной стороне учебного процесса).
Основная задача
при этом: дать ребенку не просто некое рассудочное знание о Боге, но в первую
очередь привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при
воспитании искренней веры, передаваемой "от сердца к сердцу".
Вспомним слова ректора Православного Свято – Тихоновского Гуманитарного
университета протоиерея В. Воробьева: "Как зажигаются сердца верой? Сердце
от сердца, как свечка от свечки. Обычно это бывает, когда встречаешься с
каким-то замечательным верующим человеком, подвижником веры. Красота подвига
может пленить душу ребенка, она увлекает его. Если наши учителя будут такими
подвижниками веры, тогда дети будут верующими. Если наши учителя будут простыми
православными обывателями, то дети наши из Церкви уйдут, как это случилось до
революции".
Если ребенок,
придя в воскресную школу, почувствует, что такое духовная любовь, теплота веры,
искренность сердечных ощущений; увидит этому примеры, и сам многое опытно
переживет – это останется с ним уже навсегда и поможет самостоятельно пополнять
свои знания о христианском вероучении. Здесь уместно сослаться на слова
монахини Магдалины, посвятившей всю свою жизнь делу духовного воспитания детей:
"Есть такая пословица: "Дай сыну рыбу, и он хорошо поест сегодня;
научи его пользоваться удочкой, и он будет хорошо есть всю жизнь".
Подобным образом здесь понимают задачу как православных родителей и
наставников, вдохновляют наших чад любить Бога и учат их, как искать волю Божию
о себе. Если дети научены любить Бога, все прочее приложится им
(Мф.6,33)".
Занятия в школе
завершаются чаепитием, во время которого, как и полагается в одной большой
семье, происходит общая беседа: у кого-то за прошедшую неделю произошло
значимое событие, кто-то прочитал душеполезную статью, книгу и хочет поделиться
этим с другими, обсуждается взаимопомощь при возникновении каких-либо проблем и
т.д. После трапезы молитва: у кого-то на прошедшей неделе были именины – мы
духовно "сорадуемся" с ними; кто-то из учащихся или их близких
заболел – надо не забыть и о них (возможно удастся даже навестить болящего);
кто-то скорбит о потери ближнего – не оставляем без духовного сопереживания,
поддержки и его…
Дальше каждый посвящает
себя тому деланию, которое ему больше по душе: дети младшего и среднего
школьного возраста посещают кружки рисования, рукоделия; студию теневого
театра; ребята старшего возраста предпочитают заниматься подготовкой к выпуску
сезонной печатной газеты для прихожан храма или помогают в церковной
библиотеке; родители учащихся стремятся к совместному общению (беседы, просмотр
и обсуждение духовных видеофильмов) – это то, что за время учебы детей в
воскресной школе вырастает в настоящее дружеское чувство. Кроме того, при
воскресной школе существует и, так называемая, молодежная группа – это наши
выпускники, которые не хотят прерывать, ставшего для них важным, общения. Как
правило, их встречи проникнуты своего рода салонной атмосферой: собираясь у
камина, участники обсуждают новости церковной жизни, читают стихи, рассказы;
прослушивают, а иногда и совместно исполняют, песнопения под гитару или под
аккомпанемент фортепиано; время от времени на такие встречи приглашаются гости
с интересными выступлениями…
Впрочем, день
может быть построен и по-другому: после чаепития (иногда даже отменив учебные
занятия), совершаются паломничества в храмы и монастыри Москвы и области или
устраиваются прогулки по городу, вспоминая его историю, или просто все отдыхают:
зимой, например, катаются на санках, лыжах и коньках, а весной и осенью – на
лодках в парке.
Важным событием
становятся иногородние автобусные поездки-паломничества, которые могут быть и
многодневными. Здесь предоставляется возможность для духовного укрепления, для
расширения кругозора, для теплых человеческих отношений в особых
"походных" условиях. Значимым утешением является возможность помощи
возрождающимся храмам, обителям, при которых сейчас, кроме прочего, действует
множество детских приютов и богаделен. Здесь учащиеся воскресной школы могут
самостоятельно, осознанно подойти к вопросу пожертвования для детишек-сирот,
например, части своих игрушек…
Существенный момент
в организации жизни школы – совместный летний отдых. Как правило, это
православный летний лагерь в с. Дивеево Нижегородской обл., который расположен
недалеко от Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Жизнь лагеря – это,
конечно же, и посещение церковных служб, и купание в святых источниках (о чем
дети потом вдохновенно вспоминают целый год), и посещение лесного озера, и
поход за ягодами и грибами, и вечера у костра…
Здесь главной
сутью является то, что все люди тут - одна православная семья, которая
стремиться, в меру собственных сил, быть объединенной одной верой и любовью к
Богу и ближним.
Описывая жизнь
"семьи", здесь вовсе не пытаются подчеркнуть ее изолированность от
окружающего мира: ребята могут прийти сюда в школу в течение всего учебного
года, при чем с разным уровнем подготовки в вопросах веры; кроме того, здесь
общаются с другими воскресными школами, а также с ребятами из детского
дома-интерната № 7, которым искренне благодарны за радость многолетнего
совместного участия в праздниках, посвященных дням Пасхи и Рождества Христова –
эти контакты многому учат.
Так сложилось,
что все воспитанники воскресной школы участвуют в таинствах Церкви и с
интересом посещают духовные предметы; однако известен опыт работ воскресных
школ с теми, кто еще не готов к изучению вероучительных дисциплин. Именно об
этом говорит руководитель "Православного Центра по духовному развитию
детей и молодежи" при Свято-Даниловом монастыре игумен Иоасаф (Полуянов):
"В этом году мы приняли решение провести серьезное собеседование с детьми
и родителями. И тех детей, которые приходят в школу только для того, чтобы
"побыть", - отделить в особую структуру, в нечто вроде клуба по
интересам православных ребят. Здесь они смогут рисовать, вырезать и выжигать по
дереву, делать школьную газету, а то и просто играть в футбол. Можно также
организовать помощь ребятам в учебе, занятия для поступающих в вузы. А детей,
которые хотят учиться, - учить".
Конечно, в жизни школы
возникают разные текущие проблемы и сложности. Однако их преодоление, опять же,
видится в духе христианской любви, сопереживания, доверия к Промыслу Божию в
мире. Одна из самых актуальных проблем (которая во многом повлияла на
формирование подхода к деятельности воскресной школы) состоит в следующем:
многие ученики приведены сюда теми родителями, имеющие весьма смутное
представление о православной вере и не желающие его расширять, все же хотели
бы, чтобы их ребенок получил некое духовное образование, т.е., чтобы у него был
сформирован тот духовный стержень, который поможет ему в жизненных испытаниях.
Но здесь возникает явное противоречие: ребенок получает новые теоретические
знания, формирующие его мировоззрение, однако практически, дома, он продолжает
жизнь в атмосфере, далекой от православия уклада. Понятно, что занятия в
воскресной школе не проходят совершенно бесследно – ребенок меняется, однако
выдержать такие несоответствия и своего рода раздвоения бывает сложно. Так и
появилась идея создания некой "семейной атмосферы" в стенах
воскресной школы, которая призвана не заменить ребенку его семью, а лишь помочь
ему опытно ощутить, что такое жизнь православных людей, объединенных вместе.
Кроме того, это помогает ребенку окунуться совсем в иной мир человеческих
отношений, во многом альтернативный тому, что окружает его остальные шесть дней
в неделю и выдвигает зачастую жесткие жизненные требования, ведущие к
внутренним перенагрузкам (особенно на территории мегаполисов). В целом
показателен тот факт, что постепенно даже совершенно нецерковные родители,
втягиваются в жизнь "школьной семьи", чему особенно способствуют
паломнические поездки с их духовным наполнением и душевным общением в
"неформальной" обстановке.
В своей работе
здесь стараются помнить о том, что возрождение воскресных школ оправдано в
той мере, в которой оно способствует возрождению истинной веры. Не будем
забывать, что в дореволюционной России крещены были практически все, а вот
истинно верующими, на проверку, оказались лишь некоторые, хотя число
пополнивших сонм исповедников и мучеников Русской Православной Церкви оказалось
и немалым…(Надо признать, что это стало возможным не благодаря схоластичному
школьному воспитанию, а, скорее, вопреки ему).
Прежде всего,
очевидно, что количественный рост воскресных школ должен смениться этапом их
качественного роста. Посещение храма и участие в церковном богослужении само по
себе не делает человека лучше. Чаще всего подростки не чувствуют подлинного
духовного смысла молитвы, Божественной литургии и церковных таинств.
Потребность в духовном общении со Христом, стремление уподобиться Ему как
высочайшему нравственному идеалу нередко остается за пределами духовного
разумения молодежи.
«Легко научить
детей выглядеть всегда православными: ходить на службы, сначала к Чаше
пропустить младших, уступить место. <...> Приятно видеть таких
воспитанных детей. Но это совершенно не означает, что они при этом живут
духовной жизнью, что они по-настоящему молятся Богу, что они ищут общения с
Богом»,- пишет ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
профессор протоиерей Владимир Воробьев, по наблюдению которого, многие ученики
воскресных школ, достигшие подросткового возраста, теряют устойчивый интерес к
Православию и, к сожалению, уходят из Церкви.
Протоиерей
Константин Островский, настоятель Успенского храма г. Красногорска Московской
епархии, размышляя о сегодняшнем дне воскресной школы, считает, что отсев
учеников из воскресных школ и нецерковное поведение многих из тех, кто в них
остается, имеют общие причины, и также неистребимы из жизни церковной школы,
как неистребимы человеческими усилиями страсти в душе человека. Бесстрастие –
чудо Божие, а не только плод человеческого подвига. Так же и
церковно-приходская воскресная школа, в которой много детей, и все они радуют
педагогов своим нелицемерным благочестием, - это чудо Божие, и о нем неполезно
мечтать.
Теплая семейная
обстановка, милые преподаватели, интересные уроки, веселые праздники и
подготовка к ним, паломничества, участие в богослужениях – все это для
большинства детей не является достаточной причиной для регулярного посещения
занятий. Всегда находится что-то, ради чего можно прогулять воскресную школу
или вообще перестать в нее ходить.
Руководители
воскресных школ должны понимать, что они лишь соработники Бога на своем
поприще, истинным же совершителем тайны перерождения человеческой души является
Господь.
Осознавая особую
ответственность, преподаватели воскресных школ, призваны быть особенно
внимательны и требовательны к собственной внутренней жизни. Приведем слова
протоиерея А. Владимирова - настоятеля храма Всех Святых, что в Красном Селе,
духовника православной гимназии "Пересвет", члена Союза писателей
России: "…приступая к воспитанию и образованию детей, мы должны
исповедовать истину Христа: "…без Меня не можете делать ничего (истинно
доброго – протоирей А. Владимиров)" (Ин.15,5). А значит, только со Христом
в сердце и в устах мы преуспеем в нашем святом деле".
Справедливости
ради стоит сказать, что к идее формирования воскресной школы как некой семейной
среды, автономно пришли руководители воскресных школ и при других храмах.
Например, в воскресной школе при храме в честь иконы Божьей Матери "Живоносный
Источник" в Царицыно впервые обратились к разработке и практической
реализации концепции "Семейной воскресной школы". В настоящее время
школа входит в структуру особой общественно-религиозной организации, получившей
название Православный центр "Живоносный Источник". Центр создан по
благословению Патриарха и выполняет свое служение по нескольким направлениям.
Вот основные из них:
Во-первых,
духовно-просветительская миссия, включающая работу соответствующего лектория
(лекторы - по преимуществу священно-служители), видео - зала, книжной лавки и
нотного магазина православной хоровой музыки.
Во-вторых,
культурно-образовательное звено: деятельность Воскресной школы и гимназии
(основной курс обучения в которой дополнен изучением Закона Божия и
церковно-славянского языка); а также функционирование библиотеки, работа
кружков и творческой студии.
В-третьих,
социально-благотворительное служение. При Центре открыта "Семейная
православная психологическая консультация", деятельность которой
становится сейчас все более актуальной. Еженедельно здесь проводится бесплатный
прием всех людей (не обязательно занятых в деятельности Центра), которые
нуждаются в помощи специалистов по семейным проблемам.
Психологическая
консультативная служба, по словам директора Воскресной школы и одновременно
психолога-консультанта И. Н. Мошковой, имеет своей целью восполнить недостаток
знаний в области психологии и педагогики у священников. Иначе говоря: священник
в первую очередь принимает покаяние пришедшего к нему, а психолог помогает
человеку сделать следующий шаг: разобраться в себе, найти для себя пути
исправления.
Следует отметить,
что в помощи психологов нуждаются не только те, кто " делает первые шаги в
Православном храме", но и те, кто считает себя уже воцерковившимся
человеком и под веянием ложного аскетизма на фоне приобщения к Церкви, как бы
уходит от семьи, углубляясь лишь в себя. В этой ситуации страдают, прежде всего
дети. И здесь становится все более ясной задача работы психолога и всего Центра
в целом: добиться у родителей понимания того, что место их духовного подвига -
это воспитание их собственного ребенка. Воскресная школа в этом контексте
предстает как некая психотерапевтическая среда, цель которой: помочь родителям
"открыть" свою семью; ибо Центр ставит своей задачей показать родителям,
что есть подлинное воспитание в атмосфере свободы и верно очерченных духовных
ориентиров, при котором единственно и возможен в итоге добровольный личностный
выбор Христа…
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве вывода хотелось бы сказать следующее: как когда-то
первые воскресные школы были созданы для обучения неграмотных детей и взрослых,
так, видимо, и современные православные воскресные школы должны быть
ориентированы не только на детей, но и на взрослых, поскольку безграмотность в
вопросах веры приобрела почти повсеместный характер. Жизненный опыт показывает,
что при всем многообразии форм деятельности воскресных школ, наиболее
эффективны те, которые ориентируются на семейный подход в своей работе.
Создание Семейной воскресной школы способствует не только укреплению семейных
связей, но и развивает ощущение сопричастности более сложным семейным
общностям: коллективу школы, приходу своего храма, Церкви и обществу в целом. Наиболее крупные школы преобразуются в дальнейшем в
православные гимназии. Существуют Воскресные школы в местах лишения свободы.
В России действуют также Воскресные школы
представителей других христианских конфессий и других религий.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Православная энциклопедия. Т.8:
Вероучение – Владимиро - Волынская епархия.
2. Перспективы развития
воскресной школы (из опыта работы семейной Воскресной школы «Живоносный
Источник» в Царицыно) // Воскресная Школа №16 (184), апрель 2001. МошковаИ.
3. Их нужно буквально
вымаливать // Воскресная Школа № 44 (116)
ноябрь 1999г. Островский К.,
(протоирей)
4. Покаяние, исповедь,
духовное руководство. Изд-е газеты «Свет Православия», 1997. С. 13. Воробьев
В., (протоирей).
5. Белла Р.
Социология религии / Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии /
Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М., 1996.
6. Материал с
сайта: #"#">#"#">http://delo.teolog.ru/
9. Гараджа В.И. Социология религии. -
М., 1995.
10. Дюркгейм Э. Элементарные формы
религиозной жизни / Религия и общество: Хрестоматия. - М., 1996.
Страницы: 1, 2, 3
|