История возникновения православных воскресных школ
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ВВЕДЕНИЕ
II. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ
В Великобритании
В странах Европы
В Северной Америке
III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ
ШКОЛ В РОССИИ.
XIX - нач. XXв
Кон. XX - нач. XXI в
IV. СОВРЕМЕННЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ
ШКОЛЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
I. ВВЕДЕНИЕ
Воскресные школы - бесплатные начальные учебные,
заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского xapaктера, занятия в которых
проводятся в основном по воскресным дням.
Размышляя на тему
православных воскресных школ нашего времени, правомерно коснуться истории
возникновения воскресных школ вообще.
Изначально
воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и
явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом
исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ:
конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного
воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для
иудеев - субботние) и общеобразовательные.
Первые воскресные
школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI в. Они были
конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В
дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Великобритании,
Европе и Северной Америке. Однако жизнь диктовала все новые требования, что
привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных
воскресных школах, а с другой – к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных
школ. Таким положение дел оставалось вплоть до начала XX в., когда, в связи с
организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные
школы почти повсеместно были закрыты. В свою очередь конфессиональные
воскресные школы продолжают существовать во многих современных странах и по сей
день.
II. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ
1. В Великобритании.
Основателем первой Воскресных школ современного
типа считается англиканин - мирянин Роберт Рейкс (1735-1811). Редактор и
владелец «Глостерского журнала», он организовал школу для детей бедняков в
Сути-Алли (графство Глостершир) в 1780 г.
В период с 1700 по 1800 г. население
Великобритании удвоилось, крестьяне в поисках заработка переезжали в города,
где нанимались на заводы и фабрики и оказывались вне привычных социальных связей
без внимания Церкви и государства. Воскресенье было единственным выходным
днем для взрослых и детей, большинство которых работали наравне с родителями.
Почти никто из рабочих и членов их семей не посещал церковь, не умел читать и
писать; пьянство, хулиганские поступки и мелкие кражи стали xapaктерными явлениями их
жизни. Рейкс решив, что «порок, аморальность и бедность проистекают от
невежества», разработал и пытался внедрить образовательные программы для
взрослых, но, не найдя отклика в рабочей среде, приступил к религиозному и
нравственному воспитанию детей. С помощью преподобного Т. Стока он составил
список детей от 6 до 14 лет, нанял госпожу Мередит и еще 3 учительниц.
Первоначально занятия проводились на кухнях частных домов. Ученики должны были
посещать Воскресные школы чистыми и опрятно одетыми, новую одежду они часто
получали в школе. С 10 до 12 ч. дети, изучая Библию, не только овладевали навыками
чтения и письма, но также постигали основы морали и правила поведения в
обществе. После перерыва на второй завтрак (с 12 до 13 ч.) занятия
продолжались; по окончании уроков дети посещали службу в церкви, а затем
повторяли пройденное по катехизису и около 5 ч. вечера расходились по домам.
Прилежные ученики получали в подарок Библию и книги религиозно-нравственного
содержания, одежду, обувь и т. д., к неуспевающим применялись телесные
наказания. Девочки и мальчики занимались в разных комнатах. Рейкс первым
применил систему, при которой старшие ученики, получившие название наставников
(англ. monitors), занимались с
младшими. Первоначально учителям платили небольшое жалование (1 шиллинг); после
увеличения количества школ и учеников платной осталась только должность
директора школы, который занимался организацией учебного процесса и подбором
учителей. После 3 лет работы школ Рейкс оценил достигнутые результаты. 3 ноября
1783 г. он опубликовал статью, посвященную пропаганде Воскресных
школ, в "Глостерширском журнале», 25 ноября 1783 г. она была перепечатана
лондонским «Журналом для джентльменов», затем в «Арминианском журнале».
Постепенно школы нового типа появились во многих районах Великобритании.
Против Воскресных школ высказывались некоторые преподаватели духовных учебных заведений,
духовные лица и политические деятели. В Шотландии обучение в воскресный день, а
тем более светскими лицами было воспринято как
нарушение 4-й заповеди. Тем не менее в Англии, Ирландии и Уэльсе количество Воскресных
школ продолжало расти. Деятельность Рейкса получила полное признание, когда он
был удостоен аудиенции у короля Георга III и королевы Шарлотты. Король одобрил начинание
Рейкса и заявил, что «каждый ребенок в королевстве должен научиться читать
Библию», а королева стала патронессой Воскресных школ. Вскоре, практика показала,
что школы, где преподаватели - волонтеры (в т. ч. и директора) работали
бесплатно, более эффективны. Со временем этот тип школы становится основным.
Уэсли писал, что в Болтоне (Англия) в 1787 г. в Воскресных школах работали 80
учителей, которые «не получали никакой награды, кроме награды от Господа». В
1798 г. в Ноттингеме У. Синглтоном (методистом) и С. Фоксом (квакером) была
организована первая школа для молодых работниц ткацких фабрик, в 1815 г. Воскресные
школы для взрослых появились в Лондоне, а затем и по всей стране. Большое
внимание в них уделялось социальной работе и развитию новых социально-экономических
институтов, например сберегательных касс, касс взаимопомощи и т. д. В 1787 г.
Рейке в письме, опубликованном в «Журнале для джентльменов», сообщал, что
Воскресную школу посещали 250 тыс. детей. По парламентской переписи Англии и
Уэльса 1818 г. в Воскресных школах обучались 47 225 учащихся; в 1833 г.- 1 548
890 чел. В 1880 г., 100 лет спустя после появления первой школы, в Великобритании
насчитывалось 6 695 399 учеников и 647 704 учителя. «Общество поддержки и
поощрения воскресных школ в Англии» (Society for the Support and Encouragement of Sunday Schools in England) было создано в
1785 г. в Лондоне Фоксом, Г. Торнтоном, Рейксом и др. для распространения опыта
Воскресных школ не только в Англии, но и в доминионах. Оно
финансировало создание новых школ и издание учебной и религиозно-нравственной
литературы. В 1803 г. Лондонский союз воскресной школы (London Sunday School Union) объединил
представителей различных
протестантских деноминаций (кроме англикан). В 1813г.
вышел № 1 «Ежемесячного журнала для учителей воскресных школ» (Sunday School Teachers Monthly Magazine). Миссионеры,
работавшие в Индии и Австралии с 1864г., оганизовали Союз воскресных школ
Индии (India Sunday School Union) и Союз
австралийских воскресных школ (Australian Sunday School Union). В 1843г. был
создан Институт воскресной школы Церкви Англии (Church of England Sunday School Institute) для «распространения,
улучшения и развития» Воскресных школ в англиканской Церкви, возглавлявшийся
комитетом из 25 клириков и 25 мирян. Работа велась через местные отделения и
ассоциации (около 400). Программа, рассчитанная на 5 лет, строилась на изучении
Библии и Книги общих молитв и соотносилась с церковным календарем. К 1910 г. количество
учащихся в англиканских Воскресных школах достигло 3 153 476 чел. В 1875 г.
Появился Уэслианский союз воскресных школ (Wesleyan Sunday School Union), к 1907 г. объединявший
7566 школ более чем с 1 млн. учащихся.
2. В странах Европы.
Наибольшее развитие в Европе приобрели конфессиональные
Воскресные школы религиозных меньшинств. В Дании, например, все дети 7-14 лет
обязаны были посещать школу и занятия по катехизису. Прихожане т. н. свободных
церквей (баптисты, методисты, конгрегационалисты и др.) открывали Воскресные
школы, где не надо было изучать лютеран, катехизис. Первая Воскресная школа была
организована в Стокгольме в 1833 г. дочерью английского консула; в 1851 г. П.
Палмквист, посетивший экспозицию, посвященную Воскресным школам, на Всемирной
выставке в Лондоне, создал в Швеции систему Воскресных школ, которую смогли
использовать свободные церкви; в 1853 г. леди Эренбург открыла первую
Воскресную школу для членов гос. Шведской Церкви. В Норвегии Воскресные школы появились
благодаря активности свободных церквей в 50-х гг. XIX в. В Нидерландах,
Швейцарии и Франции, а позднее и в Германии Воскресные школы также
получили широкое распространение. В других странах мира появление Воскресных
школ было связано с деятельностью протестантских миссионерских организацийций.
3. В Северной Америке.
Первые сведения о детских Воскресных школах относятся
к XVII в. (Плимут,
1669; Роксбери, 1674), но только в 1786 г. появилась школа, созданная
по системе Рейкса. Она была основана в Ганновере методистским проповедником Ф. Асбери.
В Северной Америке Воскресные школы изначально не разделялись по
деноминационной принадлежности и были ориентированы больше на изучение Библии,
чем на катехизисы определенных конфессий. Кроме того, если в Англии движение Воскресных
школ начиналось как благотворительное служение среди бедных слоев населения,
то в Америке из-за отсутствия общенациональной системы образования и освоения новых
отдаленных территорий Воскресные школы охватили все население. В соответствии с
переписью, которую провело Бюро образования (U. S. Сеnsus Bureau of Education) в 1800г.,
средний американец проводил школе не более 82 дней. В Филадельфии епископы
Уильям Уайт, Бенджамин Раш, Мэтью Кэри и др. основали Общество
воскресной школы (Sabbath School Societe; другое название
«Первый день» (The First Day), 1790);
через год Воскресные школы появились в Бостоне и Нью-Йорке. В Филадельфии работали Общество для обучения
бедных девочек (с 1804), Общество евангелических
воскресных школ (с 1808); в Нью-Йорке были созданы Союз женских воскресных
школ и Общество мужских воскресных школ (в 1816г.). Постепенно небольшие союзы и
общества Воскресных школ объединились в более крупные. В 1824г. Филадельфийский
союз воскресных школ и школ для взрослых стал
общенациональным и изменил свое название на Союз американских воскресных школ
(American Sunday Schools Union). Его члены,
представители различных христианских деноминаций (в основном мирян), вели
активную пропагандистскую и издательскую деятельность.
К 1825 г. существовало 1150 Воскресных школ, в которых получали образование 82
697 учеников, штат учителей составлял 11 295
чел., но в стране были и школы, не входившие в союз, поэтому общее число учеников
Воскресных школ достигло 143 697 чел. В 1824 г. начал издаваться Американский
ежемесячный журнал для учителей воскресных школ (American Monthly Magazine for Sunday School Teachers); работала система
бесплатных передвижных библиотек религиозной литературы. В 1826 г. союз начал
публикацию цикла уроков (uniform lessons) по изучению Библии.
Быстрый рост Воскресных школ был обусловлен государственной политикой
поддержки таких учебных заведений на новых землях. Например, в 1830г. Воскресные
школы создавались в каждой общине в недавно заселенной долине Миссисипи. Около
80 миссионеров посетили от 8 до 10 тыс. появившихся в долине поселений, и в
течение 18 месяцев было организовано 2867 новых Воскресных школы и
реорганизована 1121 ранее существовавшая. Одним из наиболее известных
миссионеров был С. Иакстон.
В 1832 г. в Филадельфии состоялся 1-й
национальный съезд работников Воскресных школ, на котором присутствовали
делегаты от 14 штатов и свободных территорий. В это время в Америке
насчитывалось уже 600 тыс. учеников Воскресных школ. На 5-м съезде в 1872 г.
(Индианаполис) присутствовало 338 делегатов из 22 штатов, 1 от свободной территории
и Канады. В этот период число учеников Воскресных школ достигло 6 млн, а
количество школ превысило 69 тыс. На съезде в сотрудничестве с Союзом
британских воскресных школ был принят План унифицированных уроков для международного
использования (International Uniform Lessons). Весь цикл
обучения был рассчитан на 6 лет, каждый год был поделен на семестры (от 13 до
15 недель). Предполагалось, что за это время ученики могли изучить наиболее
важные разделы Библии. Урок состоял из чтения избранного отрывка из Библии,
темы для обсуждения в зависимости от возрастной группы, отрывка для заучивания
наизусть и рекомендаций для домашнего чтения. Комментарии к библейским текстам
отсутствовали, и это позволяло использовать планы унифицированных уроков в
школах любой конфессии.
В 1889 г. в Лондоне была создана Всемирная
конвенция воскресных школ (World Sunday School Convention), 900 ее членов
представляли в основном Воскресные школы Великобритании и Ирландии, США и
Канады; среди 400 представителей Воскресных школ Северной Америки было 54
клирика. В 1907г. название конвенции было изменено на Всемирную ассоциацию
воскресных школ (World's
Sunday School Association); в 1947г.— на Всемирный
совет христианского образования (World Council of Christian Education). Основной
задачей совета, объединившего национальные советы мн. стран мира, стала
организация всемирных конференций и обучения лидеров национальных союзов. В
период с 1889 по 1971г. в различных странах мира было проведено 15 всемирных
ассамблей. На последней (Перу, 1971) было принято решение об объединении совета
с Отделом образования Всемирного Совета Церквей (Office of Education of WCC).
III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ.
1. XIX - нач. XXв.
Из истории возникновения воскресных школ в России известно,
что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII
в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в
начале XIX в. Повсеместное распространение воскресные школы получают в середине
XIX в. История Воскресных школ в России тесно связана
как с европейскими традициями, так и с историей отечественных церковноприходских
школ, в которых иногда приходилось дополнительное воскресное обучение. В
середине XIX в. в России распространились различные формы воскресного обучения
детей и взрослых с целью духовно-нравственного просвещения и распространения
грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций. В этот
период появились Воскресные школы в качестве самостоятельных учебных заведений.
Воскресные школы учреждались церковными приходами, монастырями, а также
общественными организациями и частными лицами. 1 марта 1859 г. 2 священника
Нытвинского завода Оханского уезда Пермской губернии стали проводить по
воскресным дням «открытые беседы по религиозным вопросам» для детей рабочих и
назвали свои занятия «воскресной школой». Эта школа быстро развивалась и
получила известность. В апреле 1859 г. в С.-Петербурге М. Шпилевская открыла у
себя дома частную школу для бедных девочек; в будние дни Шпилевская давала
платные уроки, а по воскресным дням обучала бесплатно. Одни из первых Воскресных
школ были организованы в Киеве — 11 и 25 октября 1859 г. по инициативе кружка
студентов, с разрешения и одобрения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова
(он принимал участие в преподавании), надзор за обучением был поручен профессору
П.В.Павлову. Вскоре подобные школы открылись в Могилёве, Одессе, Оренбурге,
Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани, Елисаветграде. К 1
января 1861г. в С.-Петербурге существовало 20 Воскресных школ, всего же в 1862
г. действовало свыше 300 школ.
Занятия в Воскресных школах были бесплатными,
преподаватели трудились безвозмездно. Ученики (главным образом рабочие и
солдаты) обучались Закону Божию, грамоте, арифметике, в некоторых школах —
«черчению и основным познаниям в ремеслах». Священники преподавали в Воскресных
школах в дополнение к занятиям в сельских и городских начальных училищах и coвершению богослужений,
поэтому положение церковных Воскресных школ было стабильным, зависело от
материальных возможностей приходов.
Страницы: 1, 2, 3
|