Частные Воскресные школы были узаконены
циркуляром Министерства внутренних дел 22 марта 1860 г., приравнявшим
их к начальным школам. В сентябре того же года Воскресные школы получили право
занимать казенные здания училищ, гимназий и т. д. В период нарастания в обществе
антиправительственных настроений некоторые Воскресные школы стали
использоваться для пропаганды революционных идей. В 1860 г. было раскрыто
Харьковско - Киевское тайное общество, в котором состояли педагоги Воскресных
школ, в 1862 г. группа преподавателей и учащихся Воскресных школ в
С.-Петербурге распространяла революционные воззвания. В ряде школ произвольно
трактовались основы православной веры. Священник А. В. Гумилевский, открывший
2 Воскресные школы, протестовал против подобных злоупотреблений и настаивал на
том, чтобы Воскресные школы были исключительно приходскими. 8 янв. 186l г. было издано
императорское повеление « О надзоре за воскресными школами и о
назначении в них священников». 9 и 10 июня 1862 г. Последовали повеления о
закрытии всех Воскресных школ, включая церковные, до «преобразования означенных
школ на новых основаниях». Тогда же было возбуждено следствие о
«воскресном движении» и создана особая комиссия.
В 1864 г. Воскресные школы были разрешены вновь.
Они в числе других учебных заведений упоминались в положении «О начальных
народных училищax», утвержденном 14 июля 1864 г. Воскресные школы могли открываться
правительством, городскими и сельскими обществами, частными лицами, обучение
проходило без различия сословий и вероисповеданий. Согласно новому положению
«О начальных народных училищах» от 25 мая 1874 г. Воскресные школы подчинялись
губернским и уездным училищным советам. В 1866 – 1867гг. Воскресные школы
открылись при большинстве Духовных Семинариях, в них преподавали студенты этих
семинарий (в 1884-1885 школы данного типа были преобразованы и стали называться
образцовыми). 13 июня 1884 г. вышли «Правила о церковно-приходских школах», в
7-м и 8-м параграфах которых говорилось о Воскресных школах. Они открывались
с разрешения епархиального архиерея и состояли в ведомстве Святейшего Синода.
Таким образом, было законодательно оформлено существование 2 видов Воскресных
школ: церковных и светских. Между духовным и гражданским ведомствами возникли
противоречия. Министерство народного просвещения претендовало на управление
всеми школами, опираясь, в частности, на положение от 11 октября 1894 г., в
соответствии с которым министерство имело право разрешать народные чтения в
уездных городах и селениях. Понадобилось специальное заседание Государственного
совета по этому вопросу в 1900 г., чтобы за духовным ведомством была признана
полная самостоятельность в деле устройства народных чтений.
Светские частные школы начали повсеместно
открываться с 70-х гг. XIX в. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы X. Д. Алчевской в
Харькове. Здесь были созданы первые программы преподавания в Воскресной
школе, литературно-педагогические труды «Что читать народу» и «Книга
взрослых». Среди наиболее известных светских Воскресных школ - 2 школы на
Шлиссельбургском тракте близ С.Петербурга (открыты в 1883), которые посещали
более 700 учеников. С середины 90-х гг. наблюдался быстрый рост городских Воскресных
школ, в том числе при заводах. Устраивались школы при тюрьмах, например школа
Г. Е. Дубовенко при тюрьме в Боровске Калужской губернии (открыта в 1894). При
Министерстве народного просвещения в 1905 г., по неполным данным, состояли 782 Воскресные
школы (не считая воскресных и вечерних курсов для рабочих), в 1907-1909 гг. в
С.-Петербурге, Москве, Н. Новгороде появились первые народные вечерне-воскресные
средние школы. Новые «Правила об уроках и курсах для взрослых» от 20 марта 1907
г., которым подчинялись в том числе светские Воскресные школы, предоставляли
свободу в выборе программ обучения. В результате многие Воскресные школы стали
превращаться в рабочие клубы, которые активно использовались
антиправительственными силами для революционной пропаганды.
Церковные Воскресные школы первоначально представляли
собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы
не отставать от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины:
отечественную историю, литературу, географию, законоведение, природоведение.
Святейший Синод разрабатывал для Воскресных школ специальные программы,
учебники, пособия, составлялись библиотеки, принимались меры для повышения
образовательного уровня учителей. 1 апреля 1902 г. принято положение «О
церковных школах Ведомства православного исповедания». В документе Воскресные
школы упоминаются среди начальных учебных заведений, они открывались с
разрешения епархиального училищного совета. Программа обучения была составлена
в объеме курса одноклассных церковноприходских школ по учебникам и руководствам,
одобренным Святейшим Синодом (Закон Божий) и Министерством народного
просвещения (остальные предметы), были разрешены рукодельные классы. Церковные
Воскресные школы могли учреждаться не только при приходах, но и при фабриках и
заводах. Школы содержались за счет «местных средств», в том числе пожертвований.
Их посещали и дети и взрослые, допускалось совместное обучение мальчиков и
девочек.
В начале XX в. число церковных Воскресных школ быстро
сокращалось (в том числе из-за распространения революционных идей, попыток
превратить занятия в митинги). В 1899 г. было зарегистрировано 487 школ, в
1905 г.— 260, в 1907 г.— 182. Впрочем, сохранялись очень крупные церковные Воскресные
школы, например, в С.-Петербурге: Иоанно-Предтеченская на Выборгской стороне
(479 учащихся в 1907), при Воскресенской церкви Общества распространения
религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви (384
учащихся).
После Октябрьской революции 1917 г. традиции
светских Воскресных школ получили развитие в школах ликвидации неграмотности
(с 1919), школах рабочей и сельской молодежи (с 1943), вечерних школах (с
1958) и других Система церковных Воскресных школ прекратила существование.
Воскресные школы сохранились среди русских эмигрантов.
Во Франции в 1920-1939гг. существовала сеть воскресно-четверговых школ, организованных
при православных приходах, русских колониях, их деятельность координировал комитет,
объединявший 65 Воскресных школ. Основной целью обучения было сохранение
духовных связей с Россией.
Возникновение и
повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой
жизненной необходимостью. Известно, что занятия, как в светских, так и в
духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более
образовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствовать
гармоничному развитию личности. Именно это подвигло к поиску новых путей
"распространения осмысленной грамотности". В воскресных школах
применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения
грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники – "Азбука"
В.А.Золотова, "Букварь южнорусский" Т.Г.Шевченко; при этом
значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса.
Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое
видение российского образования как образования религиозно-нравственного
содержания.
Важнейшая
проблема, которая издавна назревала в образовательной системе, была связана с
методикой преподавания вероучительных дисциплин. Оно было пронизано
безжизненным схоластическим духом, о пагубных последствиях которого
свидетельствуют как литературные (например, "Очерки бурсы" Н.Г.
Помяловского), так и церковные источники (см. документы подготовки Поместного
собора 1917 г.).
Частично, но не
более того, эта проблема решалась в воскресных школах: поиск новых подходов в
вопросе полноценного воспитания личности, который осуществлялся при обучении
грамоте, письму, счетности, не мог не затронуть и преподавания законоучительных
дисциплин. Однако в целом, указанная проблема так и не была преодолена, что
нашло свое отражение в кризисе 1917 г.
2. Кон. XX - нач. XXI в.
В начале XX века в России началось возрождение Воскресных
школ Русской Православной Церкви, основной задачей которых является религиозное
воспитание и образование, главным образом детей.
Бурный рост численности воскресных школ
приходится на 90-е годы. В это время вновь отстраивающиеся российские храмы и
монастыри начали повсеместно создавать воскресные школы, с постепенным ростом
численности которых неуклонно росло и число православных христиан среди детей,
подростков и молодежи. Благодаря тому, что в стенах воскресных школ
преподавались Закон Божий, православный катехизис, церковно-славянский язык,
история Церкви, церковное пение и вышивка, - православные приходы пополнялись
новыми алтарниками и священнослужителями, певчими клироса и служащими ризницы.
В первое десятилетие восстановления порушенных
традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль
катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая
православную молодежь идеей благодатного и ревностного служения Богу и Церкви.
По воспоминаниям руководителя детской приходской школы при Санкт-Петербургской
Духовной Академии и Семинарии протоиерея Бориса Безменова, в начале 90-х годов
школу еженедельно посещали до тысячи детей, все учебные семинарские аудитории
были заполнены детьми. И до сих пор, деятельность школы, количество учащихся в
которой сильно уменьшилось, осуществляется за счет личного времени студентов и
их бескорыстного энтузиазма (здесь мы не говорим о финансировании).
Это был первый, «харизматический» этап в
деятельности воскресных школ, которые на первых порах держались на немалом
энтузиазме своих основателей. Их энтузиазм во многом компенсировал недостаток
средств, условий, профессиональной педагогической подготовки и нередко личной
воцерковленности новообращенного деятельного преподавателя.
Первый энтузиазм угас, угасли с ним и первые
многие воскресные школы. Теперь, когда прошло время первых горячих порывов и
остались только трудовые будни с многочисленными трудностями и вопросами,
необходимо прийти к более серьезному подходу к основанию жизни в воскресной школе
Воскресные школы (также называются церковноприходскими) создаются при
приходах, монастырях, православных учебных заведениях. Их деятельность
курирует Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной
Церкви, на местном уровне — епархиальный отдел религиозного образования.
Ответственность за деятельность воскресной школы несет настоятель прихода, ее
руководителем могут быть как настоятель или другой клирик данного прихода,
так и мирянин.
Возрождая
воскресные школы сегодня, мы должны помнить обо всем вышесказанном, так как
попытки простого воссоздания системы духовного образования дореволюционного
типа, под видом сохранения традиции, не только не дадут положительного
результата, но, напротив, могут иметь тягостные последствия. Здесь нужен
вдумчивый творческий подход: учитывая имеющийся опыт, предлагать новые формы
религиозно-нравственного воспитания в духе соборного разума Церкви.
Современные
воскресные школы сталкиваются с массой объективных жизненных проблем,
вызванных, например, историческими причинами.
За годы потрясений, пережитых Церковью в XX в., было
воспитано не одно поколение людей, лишенных элементарных представлений о
православной вере; в значительной степени была утрачена преемственность опыта
внутренней духовной жизни; во многом был предан забвению православный жизненный
уклад – все это и обуславливает те трудности в поиске эффективных,
"духовно выверенных" форм деятельности, с которыми сталкиваются
сейчас организаторы воскресных школ.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви
1994 г. принял определение «О задачах Церкви в области религиозного
образования», которое вменяет в обязанность каждому приходу обеспечивать
религиозное образование прихожан, в первую очередь через воскресную школу. При
благочинии на базе успешно действующих Воскресных Школ или других учебных
заведений рекомендуется создание центров духовного просвещения. В столице,
кроме того, принято положение «О церковноприходской воскресной школе для
епархии города Москвы» (указом Святейшего Патриарха № 3786 от 7 июля 1999), в
котором более подробно раскрыты вопросы устройства и деятельности Воскресной
школы, существует епархиальная комиссия по церковному просвещению и
деятельности Воскресной школы. В 90-х гг. открытие приходских Воскресных
школ шло быстрыми темпами и во многом стихийно. Основная забота по организации
школ легла на духовенство, представители которого в большинстве своем не имели
специальных педагогических знаний. В начале 90-х гг. работой по оказанию
помощи преподавателям воскресной школы занимался протоирей Глеб Каледа, проводивший
соответствующие учебные семинары. 31 янв. 1991г. Священный Синод одобрил
«Рекомендации по организации учебного процесса в воскресных школах». В 1992г.
Отдел религиозного образования и катехизации издал сборник программ для воскресных
школ «Закон и Заповеди Божий» (М., 1992; впоследствии вышли в свет еще
несколько сборников программ), в 2003г. отдел провел пастырский семинар «Проблемы
воскресных школ», на котором главное внимание было уделено путям решения
кадрового вопроса. В настоящее время Воскресные школы— наиболее массовое
явление в сфере образовательной деятельности Русской Православной Церкви. В
1994 г. существовало более 1200 Воскресных школ, в которых обучалось 58 тыс.
детей и более 4 тыс. взрослых. В 2000г. число школ превысило 2600, среди учащихся
насчитывалось более 80 тыс. детей и 30 тыс. взрослых. В 2004г. действовало
около 5 тыс. Воскресных школ.
IV. СОВРЕМЕННЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
Основная программа обучения в современных Воскресных
школах включает Закон Божий, Священную историю, историю Церкви,
церковнославянский язык. В некоторых школах действует долгосрочная программа
обучения (в частности, в школе при московском храме Богоявления в Китай-городе
программа рассчитана на 7 лет). Занятия могут проводиться не только по воскресеньям,
но и в другие дни. Ведется дополнительная работа: учащиеся посещают
богослужения, совершают паломнические поездки, принимают участие в жизни
прихода. В ряде школ создаются творческие кружки. Воскресные школы при
художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино»
(Московская обл.) готовит иконописцев. На базе Воскресной школы существуют
также спортивные и военно-патриотические организации: при школе Иоанно -
Богословского монастыря в с. Пощупове (Рязанская епархия) создана организация
«Православные витязи». В школе помимо основных предметов преподаются военная
история России, строевая подготовка, автомобильное дело, рукопашный бой и т.
д. В ряде школ предусмотрен летний отдых детей, иногда совместно с родителями.
Существуют Воскресные школы для дошкольного, школьного возраста, для взрослых,
семейные, смешанные. Программа семейного обучения успешно реализуется,
например, в московской школе «Живоносный Источник» при храме иконы Божией
Матери «Живоносныи Источник» в Царицыне. Наиболее крупные школы преобразуются
в дальнейшем в православные гимназии. Существуют Воскресные школы в местах
лишения свободы.
В России действуют также Воскресные школы
представителей других христианских конфессий и других религий.
На примере
двенадцатилетнего опыта работы при храме Святителя Николая Чудотворца в Хамовническом
районе г. Москвы можно представить о деятельности воскресной школы.
Главное концептуальное
положение, на которое здесь ориентируются в своей деятельности, таково:
воскресная школа, прежде всего, призвана формировать в своих стенах некую
духовную среду, основная характеристика которой - это атмосфера соборной
православной семьи. Преподаватели, учащиеся и их родители "проживают"
день встречи (как правило, это воскресенье) вместе, как одна большая семья.
Однако школа при этом вовсе не является аналогом некоего элитарного
"православного клуба". В воскресной школе находят свое естественное
продолжение те духовные переживания всех, кто включен в ее жизнь; которые
раскрываются при участии верующего человека в таинствах Церкви и ее
богослужении. Духовно значимым ориентиром выступает здесь традиция совершения в
Древней Церкви, так называемых Агап (греч. ὰγὰπη)–
братских трапез, которые еще назывались "вечери любви". Агапы были
соединены с Евхаристией – приношением великой жертвы Тела и Крови Христовых,
совершающимся на божественной литургии. Это свидетельствует о возможности
существования некой формы человеческого общения, которая, будучи совмещенной с
мистическим общением Бога и человека в таинствах Церкви, как бы продолжает его…
Страницы: 1, 2, 3
|