Меню
Поиск



рефераты скачать История возникновения православных воскресных школ

Частные Воскресные школы были узаконены циркуляром  Министерства  внутренних дел 22 марта 1860 г., приравнявшим  их к начальным школам. В сентябре того же года Воскресные школы получили право занимать  казенные здания училищ, гимназий и т. д. В период нарастания в обществе антиправительственных настроений некоторые Воскресные школы стали использоваться для пропаганды революционных идей. В 1860 г. было раскрыто Харьковско - Киевское тайное общество, в котором состояли педагоги Воскресных школ,  в 1862 г. группа преподавателей и учащихся Воскресных школ в С.-Петербур­ге распространяла революционные воззвания. В ряде школ произвольно трактовались основы православной веры.  Священник А. В. Гумилевский, открывший 2 Воскресные школы, протестовал про­тив подобных злоупотреблений и настаивал на том, чтобы Воскресные школы были исключительно приходскими. 8 янв. 186l г. было издано императорское повеление « О надзоре за воскресными школами и о назначении в них священни­ков». 9 и 10 июня 1862 г. Последовали повеления о закрытии всех Воскресных школ, включая церковные, до «преобразования означенных школ на новых основаниях». Тогда же было возбуждено  следствие о «воскресном движении»   и создана особая комиссия.  

В 1864 г. Воскресные школы были разрешены вновь. Они в числе других учебных заведений упоминались в положении «О начальных народных училищax», утвержденном 14 июля 1864 г. Воскресные школы могли открываться правительством, городскими и сельскими обществами, частными лицами, обучение проходило без различия сословий и вероисповеда­ний. Согласно новому положению «О начальных народных училищах» от 25 мая 1874 г. Воскресные школы подчинялись губернским и уездным училищным советам. В 1866 – 1867гг. Воскресные школы открылись при большинстве Духовных Семинариях, в них преподавали студенты этих семинарий (в 1884-1885 школы данного типа были преобразованы и стали называться образцовыми). 13 июня 1884 г. вышли «Правила о церковно-приходских школах», в 7-м и 8-м параграфах  которых говорилось о Воскресных школах. Они от­крывались с разрешения епархиаль­ного архиерея и состояли в ведом­стве Святейшего Синода. Таким образом, было законодательно оформлено суще­ствование 2 видов Воскресных школ: церковных и светских. Между духовным и гражданским ведомствами возник­ли противоречия. Министерство народ­ного просвещения претендовало на управление всеми школами, опи­раясь, в частности, на положение от 11 октября 1894 г., в соответствии с которым министерство имело право разре­шать народные чтения в уездных городах и селениях. Понадобилось специальное заседание Государственного совета по этому вопросу в 1900 г., чтобы за духовным ведомством была призна­на полная самостоятельность в деле устройства народных чтений.

Светские частные школы начали повсеместно открываться с 70-х гг. XIX в. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы X. Д. Алчевской в Харькове. Здесь были созда­ны первые программы преподава­ния в Воскресной школе, литературно-педагоги­ческие труды «Что читать народу» и «Кни­га взрослых».  Среди наиболее известных светских Воскресных школ -  2 школы на Шлиссельбургском тракте близ С.Петербурга (от­крыты в 1883), которые посещали бо­лее 700 учеников. С середины 90-х гг. на­блюдался быстрый рост городских Воскресных школ, в том числе при заводах. Устраива­лись школы при тюрьмах, например школа Г. Е. Дубовенко при тюрьме в Боровске Калужской губернии (откры­та в 1894). При Министерстве народного просвещения в 1905 г., по неполным данным, состояли 782 Воскресные школы (не счи­тая воскресных и вечерних курсов для рабочих), в 1907-1909 гг. в С.-Петербурге, Москве, Н. Новгоро­де появились первые народные ве­черне-воскресные средние школы. Новые «Правила об уроках и курсах для взрослых» от 20 марта 1907 г., которым подчинялись в том числе светские Воскресные школы, предоставляли свободу в вы­боре программ обучения. В резуль­тате многие  Воскресные школы стали превращаться в рабочие клубы, которые активно  ис­пользовались антиправительствен­ными силами для революционной пропаганды.

Церковные Воскресные школы первоначально представляли собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы не отставать от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины: отечественную исто­рию, литературу, географию, законове­дение, природоведение. Святейший Синод разрабатывал для Воскресных школ спе­циальные программы, учебники, по­собия, составлялись библиотеки, принимались меры для повышения образовательного уровня учителей. 1 апреля 1902 г. принято положение «О церковных школах Ведомства православного исповедания». В документе Воскресные школы упоминаются среди начальных учебных заведений, они открыва­лись с разрешения епархиального училищного совета. Программа обу­чения была составлена в объеме курса одноклассных церковнопри­ходских школ по учебникам и руко­водствам, одобренным Святейшим Синодом (Закон Божий) и Министерством народного просвещения (остальные предметы), были разрешены руко­дельные классы. Церковные Воскресные школы могли учреждаться не только при приходах, но и при фабриках и за­водах. Школы содержались за счет «местных средств», в том числе пожертво­ваний. Их посещали и дети и взрос­лые, допускалось совместное обуче­ние мальчиков и девочек.

В начале XX в. число церковных Воскресных школ быстро сокращалось (в том числе из-за распространения революционных идей, попыток превратить занятия в митинги). В 1899 г. было зарегис­трировано 487 школ, в 1905 г.— 260, в 1907 г.— 182. Впрочем, сохра­нялись очень крупные церковные Воскресные школы, например, в С.-Петербурге: Иоанно-Предтеченская на Выборгской стороне (479 учащихся в 1907), при Воскресенской церкви Общества распро­странения религиозно-нравствен­ного просвещения в духе православной  Церкви (384 учащихся).

После Октябрьской революции 1917 г. традиции светских Воскресных школ по­лучили развитие в школах ликви­дации неграмотности (с 1919), шко­лах рабочей и сельской молодежи (с 1943), вечерних школах (с 1958) и других Система церковных Воскресных школ пре­кратила существование.

Воскресные школы сохранились среди русских эми­грантов. Во Франции  в 1920-1939гг. существовала сеть воскресно-четверговых школ, организованных при православных приходах, русских колониях, их деятельность координировал ко­митет, объединявший 65 Воскресных школ. Ос­новной целью обучения было сохра­нение духовных связей с Россией.

Возникновение и повсеместное распространение воскресных школ в России было вызвано самой жизненной необходимостью. Известно, что занятия, как в светских, так и в духовных учебных заведениях того времени, традиционно носили более образовательный, нежели воспитательный характер; что не могло способствовать гармоничному развитию личности. Именно это подвигло к поиску новых путей "распространения осмысленной грамотности". В воскресных школах применялись передовые методы обучения (наглядность, звуковой метод обучения грамоте и т.д.), использовались лучшие учебники – "Азбука" В.А.Золотова, "Букварь южнорусский" Т.Г.Шевченко; при этом значительное внимание уделялось воспитательной стороне учебного процесса. Показательной здесь является позиция Н.И. Пирогова, который формулировал свое видение российского образования как образования религиозно-нравственного содержания.

Важнейшая проблема, которая издавна назревала в образовательной системе, была связана с методикой преподавания вероучительных дисциплин. Оно было пронизано безжизненным схоластическим духом, о пагубных последствиях которого свидетельствуют как литературные (например, "Очерки бурсы" Н.Г. Помяловского), так и церковные источники (см. документы подготовки Поместного собора 1917 г.).

Частично, но не более того, эта проблема решалась в воскресных школах: поиск новых подходов в вопросе полноценного воспитания личности, который осуществлялся при обучении грамоте, письму, счетности, не мог не затронуть и преподавания законоучительных дисциплин. Однако в целом, указанная проблема так и не была преодолена, что нашло свое отражение в кризисе 1917 г.

2.  Кон. XX - нач. XXI в.


В начале XX века  в России началось возрождение Воскресных школ Русской Православной Церкви, основной задачей которых является религиозное воспитание и обра­зование, главным образом детей.

Бурный рост численности воскресных школ приходится на 90-е годы. В это время вновь отстраивающиеся российские храмы и монастыри начали повсеместно создавать воскресные школы, с постепенным ростом численности которых неуклонно росло и число православных христиан среди детей, подростков и молодежи. Благодаря тому, что в стенах воскресных школ преподавались Закон Божий, православный катехизис, церковно-славянский язык, история Церкви, церковное пение и вышивка, - православные приходы пополнялись новыми алтарниками и священнослужителями, певчими клироса и служащими ризницы.

В первое десятилетие восстановления порушенных традиций православного образования воскресные школы сыграли важную роль катализаторов духовного подъема среди населения, просвещая и заряжая православную молодежь идеей благодатного и ревностного служения Богу и Церкви. По воспоминаниям руководителя детской приходской школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии  протоиерея Бориса Безменова, в начале 90-х годов школу еженедельно посещали до тысячи детей, все учебные семинарские аудитории были заполнены детьми. И до сих пор, деятельность школы, количество учащихся в которой сильно уменьшилось, осуществляется за счет личного времени студентов и их бескорыстного энтузиазма (здесь мы не говорим о финансировании).

Это был первый, «харизматический» этап в деятельности воскресных школ, которые на первых порах держались на немалом энтузиазме своих основателей. Их энтузиазм во многом компенсировал недостаток средств, условий, профессиональной педагогической подготовки и нередко личной воцерковленности новообращенного деятельного преподавателя.

Первый энтузиазм угас, угасли с ним и первые многие воскресные школы. Теперь, когда прошло время первых горячих порывов и остались только трудовые будни с многочисленными трудностями и вопросами, необходимо прийти к более серьезному подходу к основанию жизни в воскресной школе Воскресные школы (так­же называются церковноприход­скими) создаются при приходах, монастырях, православных учебных заведе­ниях. Их деятельность курирует Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, на местном уровне — епархиальный отдел религиозного образования. Ответственность за деятельность воскресной школы несет настоятель прихода, ее руко­водителем могут быть как настоя­тель или другой клирик данного при­хода, так и мирянин.

Возрождая воскресные школы сегодня, мы должны помнить обо всем вышесказанном, так как попытки простого воссоздания системы духовного образования дореволюционного типа, под видом сохранения традиции, не только не дадут положительного результата, но, напротив, могут иметь тягостные последствия. Здесь нужен вдумчивый творческий подход: учитывая имеющийся опыт, предлагать новые формы религиозно-нравственного воспитания в духе соборного разума Церкви.

Современные воскресные школы сталкиваются с массой объективных жизненных проблем, вызванных, например, историческими причинами.

За годы потрясений, пережитых Церковью в XX в., было воспитано не одно поколение людей, лишенных элементарных представлений о православной вере; в значительной степени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной жизни; во многом был предан забвению православный жизненный уклад – все это и обуславливает те трудности в поиске эффективных, "духовно выверенных" форм деятельности, с которыми сталкиваются сейчас организаторы воскресных школ.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 г. принял определение «О задачах Церкви в области религиозного об­разования», которое вменяет в обязан­ность каждому приходу обеспечи­вать религиозное  образование прихожан, в первую очередь через воскресную школу. При благочинии на базе успешно дей­ствующих Воскресных Школ или других учебных заведений рекомендуется создание центров духовного просвещения. В столице, кроме того, принято по­ложение «О церковноприходской воскресной школе для епархии го­рода Москвы» (указом Святейшего Патриарха № 3786 от 7 июля 1999), в котором более подробно раскрыты вопросы устройства и деятельности Воскресной школы, существует епархиальная ко­миссия по церковному просвеще­нию и деятельности Воскресной школы.  В 90-х гг. открытие приходских Воскресных школ шло быстрыми темпами и во многом стихийно. Основная забота по организации школ легла на ду­ховенство, представители которого в большинстве своем не имели спе­циальных педагогических знаний. В начале 90-х гг. работой по оказанию помощи преподавателям воскресной школы зани­мался протоирей Глеб Каледа, проводив­ший соответствующие учебные се­минары. 31 янв. 1991г. Священный Синод одобрил «Рекомендации по орга­низации учебного процесса в вос­кресных школах».  В 1992г. Отдел религиозного  образования и катехизации издал сборник программ для воскресных школ «За­кон и Заповеди Божий» (М., 1992; впоследствии вышли в свет еще несколько сбор­ников программ), в 2003г. отдел провел пастырский семинар «Про­блемы воскресных школ», на котором главное внимание было уделено пу­тям решения кадрового вопроса. В настоящее время Воскресные школы— наиболее массовое явление в сфере образова­тельной деятельности Русской Православной Церкви. В 1994 г. существовало более 1200 Воскресных школ, в которых обучалось 58 тыс. детей и бо­лее 4 тыс. взрослых. В 2000г. число школ превысило 2600, среди уча­щихся насчитывалось более 80 тыс. детей и 30 тыс. взрослых. В 2004г. действовало около 5 тыс. Воскресных школ.


IV. СОВРЕМЕННЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

Основная программа обучения в современных Воскресных школах включает Закон Божий, Священную историю, историю Церкви, церковнославянский язык. В некоторых шко­лах действует долгосрочная про­грамма обучения (в частности, в школе при московском храме Бого­явления в Китай-городе программа рассчитана на 7 лет). Занятия могут проводиться не только по воскре­сеньям, но и в другие дни. Ведется до­полнительная работа: учащиеся по­сещают богослужения, совершают паломнические поездки, принимают участие в жизни прихода. В ряде школ создаются творческие кружки. Воскресные школы при художественно-производ­ственном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино» (Московская обл.) готовит иконописцев. На базе Воскресной школы сущест­вуют также спортивные и военно-патриотические организации: при школе Иоанно - Богословского монастыря в с. Пощупове (Рязанская епархия) созда­на организация «Православные витязи». В школе помимо основных предме­тов преподаются военная история России, строевая подготовка, ав­томобильное дело, рукопашный бой и т. д. В ряде школ предусмотрен летний отдых детей, иногда совмест­но с родителями. Существуют Воскресные школы для дошкольного, школьного воз­раста, для взрослых, семейные, сме­шанные. Программа семейного обу­чения успешно реализуется, например, в московской школе «Живоносный Источник» при храме иконы Божией Матери «Живоносныи Ис­точник» в Царицыне. Наиболее крупные школы преобразуются в дальнейшем в православные гимназии. Существуют Воскресные школы в местах лишения свободы.

В России действуют также Воскресные школы представителей других  христианских конфес­сий и других религий.

На примере двенадцатилетнего опыта работы при храме Святителя Николая Чудотворца в Хамовническом районе г. Москвы можно  представить о деятельности воскресной школы.

Главное концептуальное положение, на которое здесь ориентируются в своей деятельности, таково: воскресная школа, прежде всего, призвана формировать в своих стенах некую духовную среду, основная характеристика которой - это атмосфера соборной православной семьи. Преподаватели, учащиеся и их родители "проживают" день встречи (как правило, это воскресенье) вместе, как одна большая семья. Однако школа при этом вовсе не является аналогом некоего элитарного "православного клуба". В воскресной школе находят свое естественное продолжение те духовные переживания всех, кто включен в ее жизнь; которые раскрываются при участии верующего человека в таинствах Церкви и ее богослужении. Духовно значимым ориентиром выступает здесь традиция совершения в Древней Церкви, так называемых Агап (греч. ὰγὰπη)– братских трапез, которые еще назывались "вечери любви". Агапы были соединены с Евхаристией – приношением великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающимся на божественной литургии. Это свидетельствует о возможности существования некой формы человеческого общения, которая, будучи совмещенной с мистическим общением Бога и человека в таинствах Церкви, как бы продолжает его…

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.