Меню
Поиск



рефераты скачать Историческое развитие представлений о культуре

Мыслители той эпохи считали, что все несовершенства и несправедливости мира проистекают от невежества и незнания людей. Поэтому изменить общество можно с помощью просвещения, образования, воспитания нравов.

Просветители рассматривали проблемы истории культуры, закономерностей ее развития, роли в преобразовании общества и формировании человека. Предметом анализа просветителей стали такие виды духовной культуры, как религия, наука, искусство, философия, мораль. Много новых идей и концепций просветители разработали в области политической и правовой культуры. Это теория общественного договора, концепция правового государства, принцип разделения властей, идея о "естественных" правах человека, понятие просвещенного абсолютизма.

ОТНОШЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ К РЕЛИГИИ

Просветители были едины в понимании причин существования религии, полагая, что религия - это результат фанатизма, невежества и обмана. В свое время была популярной идея Вольтера (1694 - 1778) о том, что религия возникла тогда, когда встретились глупец и мошенник. Негативное отношение к религии распространялось и на эпоху средневековья, которая считалась досадным зигзагом в истории человечества. В эпоху Просвещения появляется много антицерковной, антирелигиозной литературы. Вольтер пишет антицерковные публицистические работы, П. Гольбах (1723 - 1789) - антирелигиозные памфлеты "Разоблаченное христианство" и "Карманное богословие", где он показывает нелепости и противоречия Библии.

Если по вопросу о причинах существования религии просветители были едины, то вопрос о существовании бога был предметом острых споров между ними. Среди просветителей были как атеисты, так и деисты.

Деизм - это учение, согласно которому бог, сотворив мир, больше не вмешивается в его дела, в закономерное течение событий. И мир в дальнейшем развивается самостоятельно, в соответствии с природными законами, которые являются всеобщими и доступными для познания.

Таким образом, в деизме богу отводится только роль создателя мира, его первопричины. Происходит отказ от идеи провиденциализма. Кроме того, некоторые просветители (Вольтер) считали, что религия необходима как опора морали.

ОТНОШЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ К НАУКЕ

Просветители верили в науку, ее безграничные возможности. Они считали, что век религии должен смениться веком разума. Общество будет переустроено на разумных началах, на основе научных знаний. Эта идея наиболее полно выражена в философской формуле Гегеля: "Все разумное - действительно". Просветители считали, что необходимо бороться против религиозных суеверий, пропагандировать достижения наук. И сами они много делали для этого. Прежде всего следует отметить, что основные силы французского Просвещения с 1751 по 1780 гг. концентрировались вокруг издания "Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел". Всего вышло 35 томов этого издания. Ответственным редактором и автором большинства статей был Д. Дидро (1713 - 1784).

Для просветителей были характерны исторический оптимизм, вера в культурный прогресс, культ разума, науки. Культурный прогресс они понимали как совершенствование разума, распространение знаний.

Однако, среди просветителей был мыслитель, который занимал особую позицию по этому вопросу и не разделял оптимизма своих коллег. Это Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778). Руссо поднимает в своих работах проблему противоречивости культурного прогресса. Он высказывает мысль о том, что научный и художественный прогресс не сопровождаются прогрессом нравственным. Руссо писал: "Наши души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства". В работах Руссо берет свое начало пессимистический взгляд на культуру. Он стоял у истоков духовного течения, которое называют патриархально-романтическим и антитехнократическим. Руссо критиковал современную цивилизацию, считал, что она подавляет в человеке его лучшие природные задатки. Испорченности современной цивилизации Руссо противопоставляет природу, в которой царят гармония и порядок. "Назад к природе" - с таким призывом обращается Руссо к своим современникам.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ

ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ

Большое внимание просветители уделяли проблемам воспитания. Это прежде всего Дж. Локк (1633 - 1704), К. А. Гельвеций (1715 - 1771), Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Просветители считали, что нравственность, добродетель - это результат воспитания. К. Гельвеций писал, что под воздействием воспитания люди, как флюгеры, способны поворачиваться в ту или другую сторону. Просветители были противниками сословной системы воспитания. Они отстаивали идею природного равенства способностей людей, считали, что воспитание должно соответствовать человеческой природе, естественным склонностям ребенка. Одним из главных средств воспитания просветители считали искусство.

ОТНОШЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ К ИСКУССТВУ

Просветители считали, что искусство не должно быть забавой и развлечением. Искусство должно выполнять познавательную и воспитательную функции: искоренять пороки, воспитывать нравственные добродетели и гражданские качества. Кроме того, просветители считали, что искусство должно быть доступно всем. Д. Дидро писал, что "искусство должно дойти до самой убогой хижины самого незначительного из граждан".

Особое место в системе искусств просветители отводили театру, поскольку именно театр способен с наибольшей силой воздействовать на нравы людей. Просветители даже преувеличивали воспитательные возможности театра. Д. Дидро был убежден, что достаточно посмотреть хороший спектакль, как злодеи раскаются в своих преступлениях, а нравственные люди еще более утвердятся в своих добродетелях. В период французской буржуазной революции реализовалась на практике установка просветителей на моральность и доступность искусства.

1.     6. КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ В НЕМЕЦКОЙ

КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ


Немецкая классическая философия - это важный этап в истории мировой философской мысли, который охватывает почти целое столетие (с середины XVIII до середины XIX в.). Немецкая классическая философия выступает как продолжение и вместе с тем как критика философии Просвещения. Просветители рассматривали человека как продукт социальной среды, объект просвещения и воспитания, и это обрекало его на пассивность. В немецкой классической философии человек рассматривается как субъект, то есть как активное, творческое, деятельное существо, создающее разнообразный мир культуры. Однако деятельность человека понимается только как духовная деятельность. Поэтому понятия "сознание", "дух", "мышление", "познание" - центральные для немецкой классики.

Основоположником немецкой классической философии является И. Кант (1724 - 1804). Проблемы культуры у Канта теснейшим образом связаны с проблемой человека.

Кант понимает культуру, как совокупность всех достижений человечества, созданных им в процессе развития своих природных задатков.

В зависимости от трех видов задатков Кант выделяет три стороны в развитии культуры:

1. культура умения - навыки, умение пользоваться определенными вещами для достижения необходимых целей;

2. культура общения - развитие задатков цивилизованности;

3. моральность - развитие нравственных качеств человека.

Кант проводит различие между культурой и цивилизацией. И. Кант полагает, что цивилизация - это внешнее подобие культуры, не наполненное моральным содержанием.

Это внешняя воспитанность, благопристойность, учтивость, хорошие манеры. Кант считает, что цивилизация основывается не на внутренней свободе, а на формальной дисциплине людей. Цивилизация не освобождает людей от власти эгоистических устремлений, а придает последним всего лишь респектабельный характер. Поэтому и в условиях цивилизации сохраняются взаимное соперничество и вражда между индивидами, народами и государствами. Выходом из этого состояния может стать только нравственное совершенствование человечества. Развитие нравственности является центральным звеном культурного прогресса, высшей целью культурного развития.

Проблемы нравственности и этики (учение о морали) Кант рассматривает в работе "Критика практического разума" (1788). Этика Канта оказывается теснейшим образом связанной с религией, с верой в бога. Кант отрицал теоретические доказательства бытия бога. Он считал, что бога нельзя постичь с помощью науки, в него можно только верить. В этике Канта бог - это нравственный идеал, без устремленности к которому человек остается зверем. Поэтому именно факт существования нравственности является доказательством бытия бога.

Кант пытается определить специфику морали.

1. Он обосновывает положение о том, что мораль должна иметь абсолютный, вне временной, внеисторический характер.

2. Мораль не может быть обусловлена какими-то внешними факторами - расчетом, выгодой, стремлением к счастью или наслаждению.

Нравственное поведение вообще не может иметь внешних мотивов. Единственным внутренним мотивом нравственного поведения выступает долг.

В сжатом виде учение Канта о нравственности изложено в категорическом императиве. Категорический императив - это нравственный закон, безусловное предписание, как следует поступать человеку.

Категорический императив Канта основан на конфуцианской и библейской заповеди: поступай по отношению к другому так же, как ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Другая формулировка категорического императива Канта звучит следующим образом: относись к другому человеку как к цели, а не как к средству для достижения собственных целей.

Проблемы эстетики и искусства Кант излагает в работе "Критика способности суждения" (1790). В ней идет речь о нашей способности воспринимать прекрасное. Согласно Канту, источник прекрасного составляет внутренняя целесообразность. Условием, эстетического восприятия должна быть незаинтересованность в этом предмете с практической точки зрения. Другое условие эстетического отношения связано с тем, что это должно быть именно чувство и переживание красоты.

Кант определяет прекрасное как гармоничную форму, "целесообразное без цели".

Крупнейшим представителем немецкой классической философии был Г. В. Ф. Гегель (1770 - 1831). Это крупнейший диалектик Нового времени. Он разрабатывал диалектику на идеалистической основе. У Гегеля развивается абсолютная идея (мировой дух, мировой разум). Она является первоосновой мира, проявляется во всем многообразии явлений действительности, выступает движущей силой исторического процесса. Идея проходит три стадии в своем развитии, существует в трех формах. Соответственно трем этапам развития идеи философия Гегеля включает три раздела:

1. логику;

2. философию природы;

3. философию духа.

Проблемы культуры Гегель рассматривает в третьем разделе своей философской системы - в философии духа. Применяя диалектический метод, Гегель проанализировал весь путь развития мировой культуры. Такой грандиозной и стройной логической картины до него не создавал ни один мыслитель. Развитие культуры во всем многообразии ее проявлений впервые предстало как закономерный целостный процесс.

Культура предстает у Гегеля как реализация мирового разума, воплощение его творческой силы.

Материальная культура - это воплощение мышления в предметно-чувственных формах. Например, дом - воплощенный в камне замысел архитектора, машина - воплощенная в технике мысль инженера.

Духовную культуру Гегель рассматривает как совокупную духовную деятельность человека. Проблемы духовной культуры анализируются им в учении об абсолютном духе. Ступенями развития абсолютного духа и соответственно важнейшими видами духовной культуры у Гегеля выступают искусство, религия и философия. Искусство Гегель определяет как воплощение идеи в конкретных чувственных образах. Гегель применяет к анализу искусства принцип единства исторического и логического. Он показывает неравномерность развития определенных видов искусства. Каждая эпоха имеет ведущее искусство, наиболее отвечающее ее духовным потребностям и историческому своеобразию.

Стадии развития искусства выделяются Гегелем в зависимости от соотношения между идеей и ее внешним образом. Первую стадию развития искусства Гегель называет символической. Это искусство древних восточных цивилизаций (Египет, Индия). Здесь внешний образ лишь намекает на идею, форма преобладает над содержанием, материальное подавляет духовное. Ведущим видом искусства является архитектура.

Вторую стадию развития искусства Гегель называет классической. Это искусство Древней Греции эпохи расцвета. На этой стадии идея и ее образ находятся в равновесии и полностью соответствуют друг другу. Ведущий вид искусства - скульптура.

Третью стадию развития искусства Гегель называет романтической. Это искусство средневековья и Нового времени. Здесь духовный, субъективный элемент преобладает над внешней формой. Ведущие виды искусства - живопись, музыка, поэзия.

Для Гегеля прекрасное - это идеал, то, что превосходно в своем роде. Например, греческое искусство классического периода. Гегель расценивает прекрасное в природе значительно ниже, чем прекрасное в искусстве. Прекрасное в искусстве выступает как идеал, гармония содержания и художественной формы.

Религия и философия - это более высокие формы самораскрытия абсолютного духа. В них абсолютная идея полностью познает себя. Они различаются тем, что религия основана на представлениях, а философия - на понятиях. Философия - это постижение современной ей эпохи в понятиях.

Важное место в теоретической системе Гегеля занимает учение о развитии всемирной истории. Основу и единство исторического процесса Гегель видел, в движении мирового разума. Мировой разум воплощается на каждом историческом этапе в культуре того или иного народа, становится его народным духом. Критерий общественного прогресса - это прогресс в сознании свободы. Человечество, развиваясь, постепенно приходит ко все более глубокому пониманию свободы.

Гегель различает три основные этапа мировой истории:

1. Восточный мир (Китай - Индия - Персия). На Востоке еще не существует свободы индивида. Здесь был свободен лишь один - деспот. Поэтому духу этих народов присущи повиновение и покорность.

2. Греко-римский мир. В Греции и Риме уже свободны некоторые - граждане. Поэтому здесь появляются индивидуальности, "исторические личности" ( А. Македонский, Ю. Цезарь). В Риме личность формируется как субъект правовых отношений.

3. Германский (христианский) мир. Он воспринимался Гегелем как воплощение всеобщей свободы, которая исходит от христианской религии.

1.     7. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

МАРКСИЗМА


Марксистская философия формируется в 40-х гг. XIX века. Её основоположники - немецкие мыслители - К. Маркс (1818 - 1883) и Ф.Энгельс (1820 - 1895). Они создали новый тип философии - диалектический и исторический материализм. К анализу проблем культуры они подходят исходя из своей общефилософской концепции.

В произведениях Маркса и Энгельса можно встретить предельно широкое толкование культуры как качественной характеристики общества.

Первая глава работы Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" названа "Доисторические ступени культуры". Вехи в развитии культуры он связывает с развитием производительных сил, социальных связей, практической деятельности (овладение огнём, изобретение лука, формирование речи, овладение гончарным ремеслом, приручение животных).

Рассматривая вопрос о происхождении культуры, марксизм устанавливает генетическую связь культуры с человеческим трудом, с производством материальных благ. В процессе трудовой деятельности возникает потребность людей в общении, передаче информации, в членораздельной речи. Труд преобразует мышление и чувства человека. Маркс писал о том, что в процессе труда формируется богатство человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, духовные чувства (воля, любовь).

Важную роль в развитии культуры сыграло общественное разделение труда. Первоначально духовное производство было непосредственно вплетено в материальную деятельность. Маркс показывает это на примере искусства. Он отмечает, что древнее искусство было непосредственно вплетено в человеческий труд, сопровождало его и духовно подготавливало. Например, первобытный танец был и танцем, и ритуалом, и репетицией настоящей охоты. В труде обнаруживались и осваивались художественные средства: красящие вещества, выразительные формы, звучащие предметы.

В дальнейшем происходит разделение физического и умственного труда, материальной и духовной деятельности. Господствующий класс присваивает себе монополию на умственный труд, духовную деятельность.

Процесс отделения умственного труда от физического был вызван исторической необходимостью. Потребовалось наличие такого социального слоя людей, которые были бы освобождены от повседневной изнурительной работы и могли всецело посвятить себя управленческой, научной и художественной деятельности. Ф.Энгельс отмечал, что "рабство создало условия для расцвета культуры древнего мира - для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки."
Выделившись как особая сфера человеческой деятельности, духовная культура не становится пассивным отражением экономических процессов. Она приобретает относительную самостоятельность в своём развитии.

Закономерности развития культуры:

1. Линия развития экономики и линия развития тех или иных видов духовной культуры могут не совпадать (это вовсе не означает, что культура не зависит от экономики). Эта закономерность проанализирована Марксом на примере искусства. Он отмечал, что в эпохи, экономически менее развитые, может создаваться искусство более значительное и великое, чем в последующие, более развитые. А некоторые формы искусства возможны только на низкой ступени развития общества. Например, эпос, который возник на почве мифологии.

2. Каждый вид культуры имеет свою внутреннюю логику развития. Ф.Энгельс в своих письмах по историческому материализму (Блоху, Шмидту, Боргиусу) обосновал следующую закономерность: чем дальше удаляется от экономической та или иная область культуры, тем большей самостоятельностью в развитии она обладает.

3. С этим связана другая важная закономерность развития культуры - взаимосвязь, взаимодействие различных видов культуры. Все виды культуры оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Например, в развитии искусства важную роль играют не только экономические и политические факторы, но и философские, нравственные, религиозные идеи данного общества. Неслучайно в античном мире на художников смотрели как на мудрецов, способных облекать философскую мысль в поэтическую форму.

4. Относительная самостоятельность в развитии культуры проявляется и в том, что существует культурное наследование, преемственность.

Преемственность заключается в использовании достижений предшествующих поколений, прошлых исторических эпох.

Благодаря тому, что существует преемственность, развитие культуры приобретает поступательный характер. Маркс и Энгельс применяют к историческому анализу культуры формационный подход.

Общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятый в единстве всех его сторон. В основе ОЭФ лежит способ производства материальных благ.

Маркс выделяет пять ОЭФ и соответственно пять формационных типов культуры: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Социализм - это первая стадия коммунизма. Последовательная смена формационных типов культуры образует поступательную, прогрессивную линию развития культуры. При переходе от одного формационного типа культуры к другому сохраняется преемственность: одни элементы культуры отбрасываются как устаревшие (идеология), другие входят в новую культуру почти в неизменном виде (язык, средства труда), третьи критически перерабатываются, исходя из интересов пришедших к власти классов (право), четвёртые создаются заново (формы собственности, политическая система).

В.И.Ленин (1870 - 1924) творчески развил учение марксизма в новой исторической обстановке. Он показал роль преемственности в процессе создания социалистической культуры в нашей стране. Он выступал против идеологов Пролеткульта, которые призывали отбросить культурное наследие прошлого. Ленин считал, что "нужно взять всю культуру, которую нам оставил капитализм - всю науку, технику, все знания, искусство - и из неё построить социализм". Вопрос об использовании культурного наследия прошлого включал в себя и использование буржуазных специалистов, интеллигенции.

Большое внимание Ленин уделял проблемам культурной революции. Он считал, что культурная революция должна решить три важнейших задачи:

1. достижение уровня цивилизованных стран Запада;

2. открытие доступа трудящимся к производству и потреблению культурных ценностей. С этой целью была проведена национализация; формирование нового человека - человека с социалистическим мировоззрением, всесторонне развитой личности. Путь к формированию такой личности - образование, воспитательная, идеологическая работа. И начинать решение этой сложнейшей задачи пришлось с ликвидации неграмотности.



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.