1.
3.
ВКЛАД МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В
ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ
Хронологические
рамки эпохи Возрождения - 14-16 вв. Возрождение
по-французски Ренессанс. Возрождение в истории Европы являлось
переходной эпохой от средних веков к Новому времени, от феодального общества к
буржуазному. В это время в европейских странах идет процесс первоначального
накопления капитала, появляются мануфактуры, развивается банковское дело,
международная торговля. Эпоха Ренессанса прошла под знаком великих
географических открытий, освоения новых земель и территорий. Важные изменения
происходят и в мировоззрении людей той эпохи. Широкое распространение получают
идеи гуманизма.
В
узком смысле слова гуманизм определяется как культурное течение,
светское по своему характеру, то есть непосредственно не связанное с церковью,
свободное от религиозных догм.
В
эпоху Ренессанса начинается формирование светской культуры, отход культуры от
религии и церкви, но поскольку это была переходная эпоха, то сохранялись и
традиции средневековья.
В
широком смысле слова под гуманизмом понимается мировоззрение, признающее
человека высшей ценностью бытия.
Возрожденческий
гуманизм проявляется в том, что возникает невиданный ранее интерес к
человеческой личности, различным сторонам ее жизни, причем жизни земной, а не
загробной, потусторонней. Представители гуманистического движения - Д. Манетти
(1396-1459), Л. Вала
(1407-1457), Пико дела Мирандола
(1463-1494), Э. Роттердамский
(1469-1536), М. Монтень
(1533-1592).
С
какими новыми идеями выступали гуманисты? - В эпоху Возрождения формируется
новый взгляд на человека, по-новому решается проблема "человек и
бог". Не отказываясь от идеи бога, гуманисты стараются приблизить к нему
человека. Их сближение идет, прежде всего, по линии творчества. Манетти
приводит такое сравнение: художник должен творить так, как бог творил мир, и
даже совершеннее того. Таким образом, гуманисты подчеркивали творческое
начало в человеке. Поэтому и культура понималась как творческая деятельность
человека и ее результаты.
Гуманисты
считали, что человек творит не только мир материальных и духовных ценностей, но
и самого себя, свою жизнь, судьбу. Он свободен, самостоятелен в своих
действиях, сам может управлять обществом, делать правильный рациональный выбор.
Таким образом, принцип провиденциализма заменяется принципом человеческой активности.
Гуманистическое,
творческое начало ярко проявляло себя и в искусстве эпохи Возрождения. Интерес
к человеческой личности, ее духовному миру приводит к развитию жанров портрета
и автопортрета. Изменяется и психология художника. На смену безымянному искусству
средневековья приходит индивидуальное, авторское искусство. Возрожденческий
художник обязательно оставит автограф, напишет автопортрет или изобразит себя
среди других персонажей картины.
В
формировании гуманистической культуры Возрождения огромную роль сыграло
античное наследие. Возрождением стали называть эпоху сами итальянские
гуманисты, имея ввиду Возрождение античной культуры. Впервые этот термин был
введен итальянским архитектором, живописцем и историком искусств Д. Вазари в XVI
веке. Какие стороны античной культуры возрождались в эпоху Ренессанса?
Возрождается:
1. интерес
к человеку;
2.
античный идеал человека, совершенного физически и духовно;
3.
античное понимание красоты как гармонии и меры
4.
реалистический, пластический язык искусства в отличие от условного, символического
языка искусства средневековья.
5.
сюжеты из античной мифологии и истории;
6.
древние языки (древнегреческий, латинский);
7.
интерес к античной философии - натурфилософии, эпикуреизму,
неоплатонизму.
Таким
образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна.
В
эпоху Возрождения идеальным человеком считалась универсальная, всесторонне
развитая личность, сочетающая в себе дарование ученого и художника. В эстетике
Ренессанса происходит отождествление науки и искусства. И это был не только идеал,
но и реальность. Мастеров Возрождения часто называли титанами за их
необычайную универсальность, разносторонность. Возрожденческий художник был
знатоком всех наук, и в первую очередь математики и анатомии.
Самой
универсальной личностью Возрождения был Леонардо да Винчи
(1452-1519). Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о
чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбирать его рукописи и рисунки,
в них обнаружили механические открытия XIX века. Леонардо был не только ученым,
но и живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком
искусства. Другие универсальные личности эпохи Возрождения - Микеланджело Буонарроти
(1475-1564), Рафаэль
(1483-1520), А. Дюрер
(1471-1526).
1.
4. КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА
В
XVII веке в передовых странах Европы - Голландии, Англии происходят буржуазные
революции, которые открыли простор для развития капиталистических отношений.
Победа Реформации в этих странах создала благоприятные условия для развития
наук и философии. В XVII веке позиции религии ослабевают, возрастает роль
науки, происходит первая научная революция (в области астрономии, механики и
математики). Получает развитие экспериментальное естествознание.
У
истоков науки и философии Нового времени стоял Ф.Бэкон
(1561-1626). Ему принадлежит важная роль в разработке новой концепции культуры.
Бэкон определяет культуру как мир деятельности человека. В культурно - историческом
процессе он различает две стороны: материальную и духовную. Материальную
культуру Бэкон определяет как процесс преобразования человеком природы. Он
называет наиболее значительные достижения в области материальной культуры -
книгопечатание, порох и компас. Они изменили облик и состояние всего мира в
области просвещения, военном деле и мореплавании. Духовную культуру
Бэкон определяет как целенаправленное воздействие на духовный мир человека.
Важнейшее
место в концепции Бэкона занимают проблемы науки, научного познания, роли науки
в обществе. Он критикует предшествующую науку за схоластические споры,
оторванность теории от практики, догматизм мышления и предлагает программу
"великого восстановления наук". Бэкон считает, что наука должна давать
достоверные знания и быть методологически совершенной (то есть должна
использовать эффективный метод познания). Поэтому он разрабатывает проблему
освобождения науки (научного познания) от ложных понятий (идолов) и
индуктивный, эмпирический метод познания.
Бэкон
рассматривает проблемы развития науки. Он понимает огромное значение
преемственности научных знаний для развития человечества. Но вместе с тем Бэкон
справедливо отличает, что "истина - дочь времени, а не авторитета".
Это значить, что нельзя слепо следовать старым теориям и признанным
авторитетам. Нужно изучать действительность непосредственно, исходя из
потребностей своего времени. Наука должна продолжать поиск истины, проверяя ее
практикой.
Выдвинув
идею научного (а тем самым и культурного) прогресса, Бэкон не рассматривает
этот процесс как прямолинейное движение вперед, лишенное отступлений и
противоречий. Он видит, что те же механические достижения, которые
свидетельствуют об овладении человеком силами природы и смягчают нравы, рождают
"и орудия похоти, и даже орудия смерти". Это значит, что научно -
технические достижения могут быть использованы в военных целях, обернуться
против самого человека, привести к уничтожению людей. Таким образом, Бэкон
понимал противоречивость культурного прогресса. Однако, в целом взгляд Бэкона
на культурное развитие отличался оптимизмом. Бэкон считал науку важнейшим
средством преобразования природы, общества и человека. Именно Бэкону
принадлежит известное высказывание: "Знание - сила".
Важнейший
вклад в изучение проблем общества, культуры и человека внес младший современник
Бэкона английский философ Т.Гоббс
(1588-1679). Важнейшими проблемами культуры в учении Гоббса являются:
происхождение, сущность, социальные функции культуры в целом и ее отдельных
компонентов (науки, искусства, морали, права).
Согласно
Гоббсу, природа создала людей равными в отношении физических и умственных
способностей. Поскольку человек руководствуется в своих поступках эгоизмом, не
считается с правом других людей, то возникает состояние "войны всех против
всех". Такое состояние общества Гоббс называет естественным. Выход из
этого состояния Гоббс видит в переходе к гражданскому обществу, к созданию
государства. Государство понимается Гоббсом как продукт культуры, как
искусственное образование - Левиафан, призванное усмирить первобытные инстинкты,
обеспечить для людей гарантии мира и безопасности.
Гоббс
подробно рассматривает отдельные компоненты культуры. Важнейшей культурной
ценностью он считает язык. Он различает два вида опыта: чувственный и
речевой. В чувственном опыте человек учится связывать между собой предметы
и явления природы. Но для упорядочения и регистрации мыслей человека, для
перевода внутренней речи во внешнюю ему необходимы слова. Гоббс развивает
концепцию языка как знаковой системы. Он отстаивает идею об условности и произвольности
языка, считает, что "имена определяются не сущностью вещей, а волей и
согласием людей". Между именами и вещами не существует сходства, люди
устанавливают имена произвольно. Говоря о практической пользе языка, Гоббс
отмечает, что благодаря языку человек может закреплять результаты познания и
передавать их другим людям.
Рассматривая
роль искусства и науки в жизни общества, Гоббс называет их важнейшим благом. К
определению науки Гоббс подходит через анализ знания. Знания
подразделяются на два рода:
1.
знание фактов;
2.
знание связей и зависимостей фактов.
Первый
род знаний - это ощущения и память, второй род - наука. Употребление понятия "искусство"
у Гоббса многозначно.
1. Он
называет искусством то, что создано деятельностью человека, в отличие от данного
природой.
2.
Гоббс понимает искусство как умение, мастерство (например, "искусство
хорошо строить").
3.
Гоббс говорит об искусстве как художественной деятельности и относит к нему
музыку, поэзию, живопись.
Залогом
непрерывного прогресса науки и искусства является то, что человеку по природе
свойственно интересоваться всем новым, жажда познания. Поэтому наука есть как
бы пища духа и имеет для духа такое же значение, что продукты питания для тела.
"Разница заключается, однако, в том, что тело может насытиться пищей,
между тем как дух никогда не может удовлетвориться знаниями".
Рассматривая
такие виды духовной культуры, как мораль и право, Гоббс
показывает их взаимосвязь. По мнению Гоббса, законы, которые устанавливает
государство, имеют нравственное содержание. "Закон, предписывающий
средства для поддержания мира, называется моральным законом". Социальная
функция гражданских законов заключается в том, чтобы, несколько ограничивая
свободу людей, достигнуть состояния мира и согласия.
1.
5.
ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ
ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII
век вошел в историю европейской культуры как век Просвещения.
Просвещение - это идейное и культурное
движение, которое имело антифеодальный, антиабсолютистский характер.
В
XVIII веке оно охватило в той или иной степени все европейские страны, в каждой
из которых имело свою специфику, своеобразие. Просвещение зародилось в Англии,
в конце XVII века. Особенностью английского Просвещения было то, что оно
возникло после буржуазной революции и не содержало радикальных лозунгов и
программ. Поэтому внимание английских просветителей было приковано не столько к
политике, сколько к частной жизни и моральным проблемам. Французское
Просвещение формируется в 20 - 40-х гг.XVIII в. Оно стало духовной,
идеологический подготовкой революции. Во французском Просвещении на первый план
выходят политические и правовые проблемы, проблемы будущего политического
устройства общества. В немецком Просвещении центральное место заняли
проблемы эстетического и этического воспитания.
Страницы: 1, 2, 3
|