Историческое развитие представлений о культуре
Глава
1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О
КУЛЬТУРЕ
1.
зарождение представлений о культуре в античности
2.
понимание культуры в период средневековья
3.
вклад мыслителей эпохи возрождения в понимание культуры
4. концепции
культуры 17 века
5.
проблемы культуры в философии просвещения
6.
концепции культуры в немецкой классической философии
7.
теория культуры в социальной философии марксизма
В
главе 1 рассматривается историческое развитие представлений о культуре, начиная
с античности и до конца XIX века. Изучая эту тему, следует уяснить, что
первоначально означал термин "культура" и как в дальнейшем изменилось
его содержание; как понимали культуру крупнейшие мыслители античности,
средневековья, Возрождения и Нового времени. Следует иметь ввиду, что
общетеоретические проблемы культуры долгое время разрабатывались в рамках
философии. Философы этого периода исследовали не только само понятие культуры,
но и проблемы её происхождения, роли в обществе, закономерностей развития,
соотношения культуры и цивилизации. Особый интерес они проявляли к анализу
отдельных видов и компонентов культуры, таких, как язык, религия, искусство,
наука, мораль, право. Мыслителями этих эпох были разработаны оригинальные
культурологические концепции, которые актуальны и в настоящее время.
1.
1.
ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ В
АНТИЧНОСТИ
Следует
отличать историю представлений о культуре от истории самой культуры. Хотя
"зачатки" культуры обнаруживаются на самых ранних этапах
исторического существования людей, первые представления о ней становятся
возможными на достаточно высоком уровне их общественного и духовного развития.
Люди всегда жили в культуре, хотя не сразу стали осознавать это. Первоначально
человек почти целиком зависел от чисто природных, еще не преобразованных трудом
обстоятельств. Поэтому решающую роль в своей жизни он приписывал не себе, а
этим обстоятельствам, которые превращал в предмет религиозного почитания или
культа.
Человек
обожествлял природные силы и стихии, наделял природу человеческими свойствами -
сознанием, волей, способностьюпредопределять ход событий. Лишь по мере своего
дальнейшего развития люди стали осознавать, что многое в их жизни зависит от
них самих, от того, как они мыслят и действуют. С этим связаны первые, вначале
неопределенные и расплывчатые, представления о культуре. Достаточно, например,
было увидеть причину хорошего урожая не в милости богов, а в качестве обработки
почвы, чтобы провести различие между культом как обожествлением природы и
культурой как ее возделыванием и улучшением. Уже само наличие в языке слова
"культура" свидетельствует о понимании человеком своей особой
самостоятельной, только ему свойственной активности, не сводимой к действию как
природных, так и божественных сил.
Термин
"культура" появился в Древнем Риме. В переводе с латинского он
означал уход, улучшение, обработку, возделывание, усовершенствование.
Первоначально термин "культура" означал целенаправленное воздействие
человека на окружающую его природу: возделывание почвы, обработку земли,
земледельческий труд.
В
своем первоначальном значении термин "культура" был близок к
современному слову "агрокультура". Со временем его значение
расширяется. Процесс культурного преобразования стал связываться не только с
природой, но и с человеком, его внутренним миром.
Под
культурой стало пониматься воспитание, образование, совершенствование человека,
его способностей, знаний, умений, навыков.
Средства
такого совершенствования античные мыслители видели прежде всего в философии,
науке и искусстве. В этом значении термин "культура" впервые был
применен Цицероном (106-34
гг.). Цицерон писал о том, что "культура души есть философия". При
этом он имел в виду не столько состояние души, сколько способ ее
совершенствования. Одной из своих главных жизненных целей Цицерон считал философское
просвещение римлян. Таким образом, термин "культура" первоначально
употребляется в сочетании с чем-то конкретным, на что был направлен процесс
совершенствования, возделывания, культивирования: культура почвы, культура
растений, культура ума, культура речи.
Древние
греки термин "культура" не применяли. У них был в чем-то сходный
термин - пайдейя. Термином "пайдейя" древние греки обозначали воспитанность,
образованность человека. Средоточием образованности считался город. В связи
с этим горожанин как человек культурный противопоставлялся жителю деревни. Если
первый был, согласно представлениям греков, носителем образованности и
культуры, то последний ассоциировался у них с невежеством и дикостью, т.е. с
отсутствием культуры. Следует заметить, что ценностная координата
"культура-отсутствие культуры" в древней римской истории была
перенесена в иную плоскость - "римлянин - неримлянин". Римлян здесь
относили к культурному народу, неримляне удостаивались лишь оценки
"варвары".
Древние
греки использовали и такой термин, как "калогатия". Он выражал такой
аспект культурного начала в человеке, как гармонию физической и духовной
красоты. Идеалом античного общества была гармонически развитая личность, в
которой достигалось единство, равновесие физического и духовного начала.
Греческие мыслители впервые в истории культуры выдвинули идею всесторонне
развитой личности как цели культурного развития. Культурный человек, гражданин
полиса, должен был обладать следующими качествами:
1. Он
должен быть патриотом - защитником полиса. Поэтому от него требовались воинские
умения.
2. Он
должен активно участвовать в политической и общественной жизни полиса: знать
его законы, уметь хорошо, красиво говорить - быть оратором, обладать навыками
государственного управления.
3.
Культурный человек должен быть эстетически совершенным.
На
формирование этих качеств была направлена вся система греческого образования и
воспитания. Образование представляло единство гимнастического и мусического.
Гимнастическое образование - это занятия спортом, физической культурой.
Гимнастические дисциплины способствовали развитию тела. Мусическое
образование - это обучение искусствам. Нужно было овладеть искусством
стихосложения, основами музыкального исполнительства, знать произведения
литературы, прежде всего поэмы Гомера и Гесиода, ораторским искусством,
философией. Мусические дисциплины формировали душу, сознание, ум.
Главными
нравственными качествами, которыми должен обладать культурный человек,
считались мудрость, мужество, умение владеть собой, чувство меры. По
определению древнегреческого философа Аристотеля, добродетель - это мудрая
середина между крайностями. Например, мужество - это середина между трусостью и
безумной отвагой, щедрость - середина между скупостью и мотовством.
Нравственный человек во всех отношениях должен избегать крайностей,
чрезмерностей, соблюдать принцип меры. "Меру во всем соблюдай!",
"Ничего слишком!" - писали греки на фронтонах своих храмов.
Аристотель обращал внимание на то, что если мера нарушается, добродетель может
переходить в свою противоположность (доброта-в безволие, требовательность - в
придирчивость, осторожность - в трусость).
В
период античности понятие "культура" было тесно связано с понятиями "гуманизм"
и "цивилизация". Первое из них означало человеческий,
человечный, второе- гражданский, общественный, государственный. Понятие
"цивилизация" употреблялось для характеристики общественной жизни как
организованного и упорядоченного целого. Цивилизация противопоставлялась
варварству как более низкой ступени культурного развития. Известный римский
историк Корнелий Тацит
(55-120 гг.) в качестве главных признаков цивилизации выделяет:
-
высокий уровень материального состояния;
-
возникновение государства;
-
появление письменности.
Материальная
сторона является ведущей при определении цивилизации. От Тацита идет традиция
понимать цивилизацию как более высокую, чем варварство, ступень общественного
развития. Тацит обращает внимание и на то, что переход от варварства к
цивилизации был связан не только с приобретениями, но и с потерями. Тацит
показывает, что богатый и культурный Рим с высоким уровнем развития
политической, правовой, инженерно - технической, художественной культуры
характеризуется упадком и развращенностью нравов. В то же время, описывая образ
жизни древних германцев - варваров, Тацит отмечает, что их неграмотность,
примитивность их общественной и военной организации сочетается с физическим и
нравственным здоровьем. Это проявляется и в воспитании юношей, и в отношениях
членов семьи между собой. Таким образом, Тацит отмечает у германцев положительные
черты, которые отсутствовали у римлян, находящихся на более высокой ступени
культуры. Римский историк поднимает проблему противоречий культурного
прогресса.
1.
2. ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
На
смену античности приходит эпоха средневековья (5 - 14 вв. в Западной Европе).
Античное общество основывалось на рабовладельческом, средневековое - на
феодальном способе производства. Феодализм базировался на натуральном хозяйстве
и личной зависимости крестьян от феодалов. В конце 5 в.н.э. культура античности
разлагается частично под влиянием внутренних факторов. Частично она разрушается
под ударами "варваров" - народов, еще не достигших стадии
цивилизации. На место огромной, охватывавшей почти всю Европу, часть Азии и
Африки Римской империи приходят племена со своими представлениями о культуре
человека и общества. Частично они заимствуют культуру античности - например,
язык, религию, систему римского права, но большей частью разрушают ее. Огромная
империя распадается на множество варварских королевств, враждующих между собой.
Единственной силой, объединяющей народы Европы, оказалась религия -
христианство.
Христианство возникает в начале 1 в.н.э.
в одной из римских провинций - Палестине. Христианство возникает как движение,
оппозиционное официальному Риму, как религия бесправных, угнетенных народов
Римской империи, прежде всего римских провинций. Оно давало иллюзорное утешение
- надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. В ранних христианских общинах
были сильны демократические тенденции, идеи братства, равенства,
справедливости, осуждение богатства. В дальнейшем христианство претерпело
эволюцию. В конце 4 в.н.э. из гонимой христианство превратилось в официальную
религию Римской империи. Из движения, оппозиционного официальному Риму,
христианство превращается в духовную, идеологическую опору Римского
государства. Христианская церковь освящает монархическую власть и социальное
неравенство. В середине века она превращается в крупного феодала, собственника
земли и имущества. Церковь обладала внутри феодальной организации огромным
могуществом. Духовенство в ту эпоху было единственным образованным классом.
Изменения в реальной жизни и мировоззрении людей в эпоху средневековья приводят
к формированию новых представлений о культуре.
В
средние века формируется теологическая концепция культуры, согласно
которой бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом,
источником и причиной всего существующего (греч. theos - бог).
Важное
место в теологической концепции занимает идея провиденциализма (лат.
providentia - провидение).
Провиденциализм - это такое понимание мира,
согласно которому ход мировой истории и жизни человека определяется
божественным провидением.
Таким
образом, в христианской идеологии место человека занимает бог - творец, место
понятия "культура", столь ценимого в античности, занимает понятие
"культ". С точки зрения этимологической в этом понятии также имеется
значение возделывания и усовершенствования. Однако, основной акцент в этом
понятии переносится на заботу, поклонение и почитание. При этом имеется в виду почитание
высшей, сверхъестественной силы, которая распоряжается судьбами мира и
человека.
Согласно
христианской концепции смысл жизни человека заключается в том, чтобы
подготовиться к подлинной жизни, посмертной, потусторонней. Поэтому
повседневная, земная, реальная жизнь утрачивает свою самоценность. Она
рассматривается лишь как подготовка к жизни вечной, посмертной. Основной акцент
делается на загробную жизнь, загробное воздаяние. Спасение даруется не всем, а
только тем, кто живет по евангельским заповедям. Таким образом, в
христианстве ужесточаются требования к нравственной жизни человека. Основные
христианские ценности - вера, надежда, любовь.
И
здесь следует сказать об отличии христианского понимания культуры от античного.
В античности культура понималась как разумное, рациональное начало. Считалось,
что именно разум, "рацио" способен принести в жизнь человека и
общества гармонию и порядок. Чувства уходят на второй план, они контролируются
разумом. В средневековую эпоху в основание культуры было положено иррациональное
(нерациональное, сверхразумное) начало-вера. Вера ставится выше разума. Разум
служит вере, углубляет и проясняет ее. Поэтому все виды духовной культуры -
философия, наука, право, мораль, искусство - служат религии, подчиняются ей.
В
христианстве формируется иное понимание человека по сравнению с античным.
Античный идеал - это гармония духа и тела, физического и духовного.
Христианский идеал - это победа духа над телом, аскетизм.
Аскетизм - это подавление земных
желаний, чувственных наслаждений.
В
христианстве приоритет отдается душе, духовному началу. А к телу формируется
уничижительное отношение. Считалось, что тело греховно, бренно, является
источником соблазнов, временным пристанищем души. А душа вечна, бессмертна,
совершенна, это частица божественного начала в человеке. Человек должен
заботиться в первую очередь о душе.
Говоря
об отличиях античного и средневекового идеалов следует обратить внимание и на
такой момент. Античный идеал - гармоничная личность - был вполне осуществим,
достижим, реален. Средневековый идеал, подобно горизонту, был недостижим.
Потому что средневековый идеал - это бог, абсолютное совершенство (добро,
благо, любовь, справедливость). Человек всегда грешен, и он лишь в той или иной
мере приближается к этому идеалу. Поэтому культурное развитие человека
понимается как постоянное возвышение, восхождение к идеалу, богу, абсолюту, как
процесс преодоления греховного и утверждения божественного в человеке.
Наряду
с теологическими в средние века существовали и светские представления о
культуре и культурном человеке(такие, как учтивость, рыцарские отношения). Они
фиксировали человеческие способности и ценностные установки, необходимые для
военной службы, общения в среде феодалов. В противовес аскетизму, который
отстаивала церковь, в рыцарской культуре воспевались земные радости и ценности,
такие, как любовь, красота, служение прекрасной даме.
Особый
культурный пласт в эпоху средневековья представляла языческая народная
культура. Она противостояла официальной культуре и вырабатывала свой взгляд на
мир, отражавший тесную связь человека с природой. Смеховая народная культура,
народные праздники и карнавалы питали еретические движения и наряду с рыцарской
культурой представляли светское, мирское начало в культуре средневековья.
Однако,
так же, как в обществе, в культуре существовала иерархия ценностей. Разные
культуры ценились по-разному. На первом месте была религиозная, церковная
культура. Придворная, рыцарская культура признавалась необходимой, но менее
ценной. Языческая народная культура рассматривалась как греховная, низменная. В
средневековье религиозная культура подчиняла себе все виды светской культуры.
Страницы: 1, 2, 3
|