Д-т 140 К-т 072 - 500 (балансовая стоимость)
Д-т 260 К-т 200 - 500 руб. (уменьшение фонда МБП за счет сметы бюджета)
по второму экземпляру записи были сделаны следующие
Д-т 072 К-т 140 - 500 руб.
Д-т 200/20 К-т 260 - 500 руб.
№
п/п
|
№№ субсчета
|
Д-т
|
К-т
|
|
1
|
072
|
500
|
500
|
|
2
|
140
|
500
|
500
|
|
3
|
200
|
500
|
500
|
|
4
|
260
|
500
|
500
|
|
|
баланс
|
2000
|
2000
|
|
Аналитический учет по субсчету 140 предприятия ведут в карточках ф.№ 283
в разряде показателей, предусмотренных в справке «О движении сумм
финансирования из бюджета» к балансу исполнения сметы расходов. Субсчет 140
пассивный, остаток средств показывается в пассиве ф.№ 1 «Баланс исполнения
сметы расходов».
В дальнейшем было установлено, что полушубок похищен бухгалтером
принимающей стороны. Доверенность на получение полушубков была выписана на имя
бухгалтера, о чем свидетельствовала фамилия и роспись в получении доверенности.
Исправление количества подтверждено показаниями, которые в последствии дала
бухгалтер.
При хищении денег из фонда заработной платы в преступную группу иногда
входят и работники отдела кадров. Особенно часто названные лица являются
соучастниками при изъятии денег при невостребованных депонированных сумм. На
протяжении длительного времени на остатках субсчета 177 находятся
депонированные суммы и бухгалтер узнает в отделе кадров, по какой причине
отсутствуют работники, а затем, по сговору с инспектором отдела кадров
заполняют расходный кассовый ордер на получение денег. Далее сотрудник отдела
кадров расписывается в расходном кассовом ордере за получателя, а бухгалтер
получает деньги в кассе, предварительно работник кадров сообщает кассиру, что
бухгалтеру доверено получение причитающейся суммы.
Также подлоги выявляются как на основании оперативной информации, так и
в процессе проверки отдельных операций. В этом случае отсутствие доверенности
на получение денег может являться признаком преступления. Впоследствии можно
проследить порядок составления бухгалтерских записей.
1) начислена по акту документальной
ревизии сумма изъятых денег 230 руб. и отнесена на виновных лиц Д-т 170
К-т 200 -230 руб. По кредиту происходит возмещение статьи расходов.
2) удержана сумма в кассу предприятия на
основе приходного кассового ордера
Д-т 120 К-т 170 - 230 руб.
Надо помнить, что аналитический учет по субсчету 170 ведется в карточках
ф.№ 292-а или в книге ф.№ 292 по каждому виновному лицу с указанием фамилии,
даты возникновения задолженности и т.п.
Кроме хищения денежных средств из фонда заработной платы
материально-ответственные (должностные) лица, похищая товары и деньги,
используют при этом любые источники. Известно, что большую часть продуктов в
системе общественного питания в производственных училищах и т.п. закупается у
частных лиц, а также на рынках. Так, в течение 2-х лет главный бухгалтер
производственного училища г. Кургана Б., вступив в преступный сговор с
заведующей производством В., составляла подложные акты закупки продуктов у
населения. При этом завышали цены на фактически закупленные товары, а разницу
изымали. Для проверки данной информации были опрошены лица, у которых
закупались продукты питания. В результате опроса было установлено, что таких
физических лиц вообще не существует. У существующих же лиц продукты
приобретались либо в меньших количествах, либо сумма в актах закупки была
завышена. В дальнейшем в столовой была произведена контрольная закупка обедов,
где обнаружено недовложение общего веса блюд. Одновременно проводилась
инвентаризация, в ходе которой по семи наименованиям продуктов обнаружена
недостача. В ходе опросов зав. производством и бухгалтер признались в
совершении подлогов и изъятии продуктов.
Иногда должностные лица совершают подлоги в первичных документах за счет
экономии статей сметы расходов, незаконно изымают денежные средства по этим же
статьям. Так, например, изъятие денег по с/счету 200 (единовременные пособия).
С этой целью выписывается подложный расходный ордер на конкретного работника с
указанием выплаты определенной суммы, а фактически лицо, указанное в документе
денег не получает. Такое изъятие денег совершается по сговору бухгалтера и
кассира. Выявляются такие подлоги при наличии конкретной оперативной
информации, а впоследствии путем сличения первичных документов с данными учета
и опроса лиц, указанных в исследуемых документах.
В таких бюджетных учреждениях как больницы, детские комбинаты умышленно
увеличивается количество койко-дней, а это в свою очередь приводит к
незаконному списанию лекарственных препаратов, продуктов питания, а также
других материальных средств, предназначенных для обслуживания данных лиц.
Например, для выявления фактического количества койко-дней, указанных в
больничном отчете, необходимо сопоставить книгу учета (регистрации) приемного
отделения, целесообразно проверить наличие истории болезни, и в конечном итоге
имеется ли такой человек вообще.
С целью выявления таких подлогов в детских комбинатах сопоставляется
книга движения детей, табель посещаемости, который ведет медицинский работник.
Кроме того, целесообразно проверить в столовой количество детей, находящихся на
питании и требование меню. В больницах для проверки выявленных подлогов,
особенно при хищении лекарств, целесообразно привлекать специалистов - врачей,
ревизоров, с целью определения правильности выписки количество лекарств и
необходимости их применения при наличии данного диагноза болезни.
Практика показывает, что в настоящее время многие бюджетные организации
имеют право предоставлять различные платные услуги на основе договора (аренды,
купли-продажи, сопровождения грузов), который заключается между организацией и
работниками, привлекаемыми со стороны. Договор составляется в 2-х экземплярах.
В нем должны быть отражены все необходимые реквизиты, в частности: наименование
организации, фамилия, имя, отчество руководителя, с другой стороны работника
исполнителя, их подписи, место и дата составления договора, его содержание,
сроки выполнения работ (услуг), сумма и условия оплаты, порядок их приемки,
печать организации. Все расчеты по договорам учитываются в бухгалтерии на счете
178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». В этом случае должна быть
сделана следующая запись Д-т 178 К-т 400, т.е. отражается сумма, начисленная
по договорам. А поступление платежей должно отражаться следующим образом: Д
120, 111, 118 К 178. В данном случае бухгалтер составила преступную
бухгалтерскую операцию, т.е. отразила поступление денег по договорам напрямую в
доходы предприятия по счету 400. Позволяя, таким образом, часть договоров не
регистрировать, а суммы не зафиксированных договоров присваивать, минуя кассу
предприятия.
Так, например, в УЭП УВД Белгородской области возбуждено уголовное дело
по ст.160 ч.1 УК РФ в отношении главного бухгалтера и администратора
финансово-экономического института. В 1997 году был заключен договор аренды между
институтом и частным предпринимателем. Оплата за аренду производилась наличными
деньгами, но администратор и главный бухгалтер деньги в кассу не оприходовали,
хотя приходный кассовый ордер выписывался и выдавался арендатору. В дальнейшем
изъятие денег было доказано и подтверждено документально показаниями и
подозреваемых и свидетелей. Для проведения документальной ревизии были изъяты и
представлены ревизору следующие документы: платежные поручения, кассовые книги,
кассовые отчеты, книга приказов, договора аренды, главные книги, а также
квартальные и годовые отчеты. Кроме документальных подлогов в процессе
документальной ревизии были выявлены лица фактически не работающие в данном
учреждении, но деньги в виде заработной платы получающие - главный бухгалтер,
администратор и кассир, которые в содеянном признались.
Как видно из приведенных примеров эффективность выявления любых подлогов
зависит от правильности определения способа изъятия денег, материальных
ценностей, выбора метода работы с документами и умения общения с конкретными
лицами.
Вопрос 2 Использование учетных документов при
выявлении
признаков преступлений на предприятиях промышленности
В настоящее время отечественная промышленность переживает экономический
спад, обусловленный рядом причин объективного и субъективного характера.
Приватизация предприятий промышленности вывела их, в значительной мере, из под
контроля государства. Вместе с тем, акционеры, в лице трудового коллектива, еще
не прониклись чуством хозяев предприятия. Это создает с их стороны атмосферу
безраличия к вопросам сохранности имущества предприятия и его эффективному
использованию - с одной стороны, а с другой стороны - вследствие ухудшения
деятельности предприятий, несвоевременной выплатой заработной платы его
работникам возникают условия для социальных конфликтов.
Аудиторские проверки, пришедшие на смену ведомственному финансовому
контролю, нацелены главным образом лишь на подтверждение достоверности годовой
бухгалтерской отчетности.
Сложившуюся ситуацию активно используют преступники, начиная от
расхитителей и заканчивая организованными преступными группами, которые
налаживают обеспечение предприятий сырьем. финансовыми ресурсами, а взамен
присваивая готовую продукцию, что дает возможность их колоссального обогащения.
В этих условиях ущерб получает прежде всего государство. Противостоять
сложившейся ситуации, в настоящее время, могут только правоохранительные органы,
среди которых и аппараты по борьбе с экономическими преступлениями.
Хорошо известно, что многие экономические преступления, при их
совершении, оставляют следы в документах и регистрах бухгалтерского учета.
Выявить признаки этих следов - задача оперативных работников службы БЭП. Для
решения таких задач в части промышленных предприятий, в курсе судебной бухгалтерии
и предусмотрена изучение темы "Исследование операций по учету производства
и выпуску продукции на промышленном предприятии".
Под издержками производства обычно понимаются затраты живого и
овеществленного труда, связанные с изготовлением продукции, оказанием услуг,
выполнением работ. Например при изготовлении промышленной продукции возникают
затраты по оплате труда, расходу сырья и материалов, амортизации основных
средств производственного назначения и некоторые другие. Подобные затраты
возникают и при оказании каких-либо услуг, например населению, или при выполнении,
каких-либо работ.
Издержки приходящиеся на выпущенную из производства продукцию, оказанные
услуги или выполненные работы производственного характера называют
себестоимостью готовой продукции (работ, услуг).
Имеются и другие определения понятия "себестоимость". Так, в
соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),
и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5
августа 1992 г. N 552 (в редакции постановлений Правительства РФ от 26 июня
1996 г. N 627, от 1 июля 1995 г. N 661, от 20 ноября 1995 г. N 1133) под себестоимостью
продукции понимается стоимостная оценка используемых в процессе производства
продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива,
энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее
производство и реализацию.
Следует отметить, что величина себестоимости для целей управления
производством и для целей налогообложения различная. Для целей налогообложения
фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) корректируется с учетом утвержденных
в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. В частности, для целей
налогообложения в себестоимость продукции включаются расходы по рекламе, на
переподготовку кадров, представительские, связанные с компенсацией по
командировкам и некоторые другие, не в полном объеме, а в пределах
утвержденных органами государственного управления нормативов. Например,
письмом Министерства финансов РФ от 6 октября 1992 г. N 94 (в редакции письма
Минфина РФ от 29 апреля 1994 г. N 56) утверждены нормативы для исчисления
предельных размеров представительских расходов в год. Так, согласно этому письму,
при объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) в год до 2 млрд.
рублей предельные размеры представительских расходов составляют 0,5 процента от
объема реализации. Фактически представительские расходы могут составить и
большую сумму, но в себестоимость их можно включать только в пределах норм,
предусмотренных вышеназванным письмом, а суммы сверх этих норм относятся на
прибыль предприятия, остающуюся в его распоряжении после уплаты налога на
прибыль. Аналогичный порядок существует и в отношении других вышеназванных
нормируемых расходов.
Положением о составе затрат определен основной перечень расходов,
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). К ним относятся затраты
непосредственно связанные с производством продукции, в частности обусловленные
технологией и организацией производства материальные затраты и расходы на
оплату труда работников, непосредственно занятых производством продукции.
Кроме того в себестоимость продукции входят затраты связанные с использованием
природных ресурсов (например, плата за воду, забираемую организациями из
водохозяйственных систем); затраты текущего характера на подготовку и освоение
производства; затраты связанные с изобретательством и рационализацией; затраты
на обслуживание производственного процесса (поддержание в рабочем состоянии
оборудования, его ремонт и другие); текущие затраты по обеспечению нормальных
условий труда и техники безопасности; текущие затраты, связанные с содержанием
и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений,
золоуловителей, фильтров и других); затраты, связанные с управлением
производством (содержание работников аппарата управления и подобные); затраты,
связанные с подготовкой и переподготовкой кадров; затраты, связанные со сбытом
продукции (упаковка, хранение, транспортировка, реклама и другие);
амортизационные отчисления производственных основных фондов и нематериальных
активов и некоторые другие.
Нельзя включать в себестоимость затраты непроизводственного и
капитального характера. Например содержание дошкольных учреждений,
строительство, приобретение оборудования.
Издержки производства классифицируются в разрезе экономических
элементов. Их номенклатура определена вышеназванным Положением о составе затрат
по производству и реализации продукции и включает:
1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов).
2. Затраты на оплату труда.
3. Отчисления на социальные нужды.
4. Амортизация основных фондов.
5. Прочие затраты.
Группировка затрат по элементам необходима для контроля за соответствием
однородных фактических затрат сметным в целом по предприятию.
Расходы, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) группируются
и в по статьям калькуляции. Предусмотрена следующая типовая номенклатура
статей:
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы (вычитаются)
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера
сторонних предприятий и организаций.
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Заработная плата производственных рабочих.
6. Отчисления на социальные нужды.
7. Расходы на подготовку и освоение производства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|