Исследование документов и записей по учету хозяйственных операций в отдельных сегментах рыночной эко...
по теме №_4_ : «Исследование
документов и записей по учету хозяйственных операций в отдельных сегментах
рыночной экономики»
План
|
Вступительная часть
|
Учебные вопросы:
|
1. Использование учетных при выявлении признаков
преступлений в бюджетных организациях.
|
2. Использование учетных документов при выявлении признаков преступлений
на предприятиях промышленности
|
3.Бухгалтерские документы и записи при раскрытии преступлений в
сельскохозяйственном производстве
|
Заключительная часть
|
Вопрос 1
Использование учетных документов при выявлении
признаков
преступлений в бюджетных организациях.
Бюджетные организации - это органы государственного управления, учреждения
здравоохранения, народного образования, культуры.
Главное назначение бюджетных организаций и учреждений состоит в
удовлетворении социально-бытовых и духовных потребностей народов России.
Своеобразие хозяйственной деятельности бюджетных организаций и учреждений
вызывает определенные особенности в организации бухгалтерского учета, но не
освобождает их от формирования полной и достоверной информации об их
деятельности и имущественном положении необходимой внутренним пользователям
бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и
собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и
др. Пользователям бухгалтерской отчетности.
Организация хозяйственных операций, их целесообразность, наличие,
движение имущества и обязательств, использование материальных, трудовых и
финансовых ресурсов бюджетных учреждений ведется в соответствии с утвержденными
нормативами и сметами, что предотвращает отрицательные результаты хозяйственной
деятельности учреждения.
Основные правила ведения бухгалтерского учета установлены Законом «О
бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности, Положением
по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», Планом счетов бухгалтерского
учета и некоторыми другими нормативными документами.
Основные требования к ведению бухгалтерского учета:
- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций
организаций ведется в валюте РФ - в рублях;
- имущество, являющееся собственностью организации, учитывается
обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся в данной
организации;
- бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента её
регистрации до реорганизации или ликвидации;
- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций
организаций ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах
бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать
оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
- все хозяйственные операции и результаты инвентаризаций подлежат
своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо
пропусков и изъятий;
- текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения
учитываются раздельно;
- основанием для записи в учетных регистрах являются первичные, учетные
документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных
операций или непосредственно после её окончания и содержать обязательные
реквизиты.
Как было отмечено выше, бухгалтерскими документами оформляются любые
хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются, тем,
обеспечивая сплошной, непрерывный учет всех объектов учета; юридическое
обоснование бухгалтерских записей, имеющих доказательную силу; использование
документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной
деятельностью организации, контроль за сохранностью собственности, укрепления
законности, поскольку документы служат основными источниками сведений для
последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой
хозяйственной операции.
Форма документа определена совокупностью реквизитов. Некоторые реквизиты
являются обязательными для каждого документа, отражают создание операции и
придают им доказательную силу. К таким реквизитам относят: наименование
документа, дата составления, наименование организаций, от имени которой
составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной
операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностных лиц,
ответственных за совершение хозяйственной операции, личные подписи указанных
лиц.
Перечень должностных лиц, имеющих право распорядительной подписи
первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по
согласованию с главным бухгалтером.
Ответственность за доброкачественное и своевременное оформление
документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском
учете, за достоверность содержащихся в документе данных несут лица, создавшие и
подписавшие эти документы. В учреждениях все бухгалтерские документы, связанные
с исполнением смет расходов по бюджету, специальным и другим внебюджетным
средствам, подписываются руководителем учреждения или его заместителем и
главным бухгалтером или его заместителем.
Банковские документы, расходные кассовые ордера, платежные ведомости на
заработную плату по срокам и суммам выплат из кассы подписываются руководителем
учреждения или его заместителем и главным бухгалтером или его заместителем.
Документы без подписи главного бухгалтера или его заместителя считаются
недействительными и к исполнению не подлежат. Приходные кассовые ордера
действительны при наличии подписи главного бухгалтера или его заместителя и
кассира.
Материально-ответственные лица представляют первичные документы по
приходу и расходу товарно-материальных ценностей при реестре сдачи документов,
составленном в 2-х экземплярах.
С лицами ответственными за хранение денежных и товарно-материальных
ценностей, заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной
ответственности.
Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в
установленном порядке и сроки для отражения в бухгалтерском учете производится
в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.
В России централизованно разрабатывается единая форма документов.
Разработка таких форм для оформления однородных хозяйственных операций в
организациях называется унификацией. В России унифицированы формы кассовых
документов, почти все банковские документы и некоторые другие. Они обязательны
для всех отраслей народного хозяйства.
Унифицированные формы первичных документов должны применяться в
организации без изменений. В организациях, где не предусмотрено применение
унифицированных документов, первичные документы разрабатываются самостоятельно
с учетом всех обязательных реквизитов. Все записи в документах производятся
чернилами, шариковой ручкой или на пишущих и счетных машинах. В денежных
документах сумма указывается цифрами и прописью. Документы оформляются четко,
аккуратно и разборчиво. Если допущена ошибка, то исправление делается следующим
образом:
«Написанному в
исправлении___________________________________
верить»
новый
текст или сумма
Подпись
Дата
В приходных и расходных кассовых ордерах исправления не допускаются.
После соответствующей проверки документы проверенные и принятые в
бухгалтерию подвергаются бухгалтерской проверке, т.е. расцениваются,
группируются, и затем на них указывается контировка, т.е. корреспондирующий
счет по каждой хозяйственной операции.
Правила документирования хозяйственных операций, формы и реквизиты
документов, порядок составления и обработки документов утверждены приказом
Министерства финансов СССР от 29 июля 1983 года № 105. Сроки хранения
отдельных первичных документов, ведомостей, отчетов и других материалов
определен Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности предприятия
с указанием сроков хранения, утвержденным Главным архивным управлением при
Совете Министров СССР 15.08.1988 г. № 13.Так, например: зарплата - 85 лет,
кассовые и банковские документы - 5 лет, бухгалтерские отчеты и балансы -
постоянно.
В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель учреждения
назначает комиссию по расследованию причин их пропажи или гибели. Результаты
работы комиссии оформляются актом, утвержденным руководителем учреждения.
В бюджетных организациях для бухгалтерского учета операций исполнения
смет расходов учреждений и исполнения сельских, поселковых и городских (городов
районного подчинения) бюджетов применяется план счетов, утвержденный Минфином
РФ в составе Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях,
состоящих на бюджете. Он представляет собой систематизированный перечень
синтетических счетов бухгалтерского учета (см. Приложение).
В состав плана счетов входит 15 разделов, отдельно выделены забалансовые
счета. Каждый раздел сгруппирован по экономическим особенностям учитываемых
документов, где отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и
хозяйственных операций.
I, II, III разделы показывают осуществление деятельности бюджетных организаций с
имуществом. Далее показаны разделы со счетами издержек производства, денежных
средств, расчетов и расходов бюджетных организаций. Первые восемь разделов
группируют счета имущества и расходов бюджетных организаций. Имущество
отражается по разделу и принципу ликвидности - от труднореализуемых к легко
реализуемым. Затем отражаются источники формирования имущества организации и
покрытия расходов бюджетных организаций, финансовый результат от реализации
продукции, доходы и результаты исполнения бюджета.
Правила (порядок) ведения аналитического учета бюджетные организации
устанавливают сами, исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам
учета (см. Приложение № 1, План счетов).
Записать операцию на счетах - это, значит, отразить её содержание в
бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными
регистрами. Учетными регистрами могут быть и машинограммы, полученные при
использовании вычислительной техники, магнитные ленты, дискеты и иные машинные
носители.
Все бухгалтерские книги должны быть пронумерованы и прошнурованы, а на
последней странице должна быть подпись главного бухгалтера или другого
уполномоченного лица, кассовая книга - скреплена печатью. Книги применяют для
синтетического и аналитического учета. На каждой книге указывается:
наименование учреждения, год, на который открыта книга. При переносе записей в
другую книгу делается отметка о переносе записи с указанием новой книги.
Карточки хранятся в специальных ящиках - картотеках. Открываются карточки
на год. В настоящее время они являются самыми распространенными видами
регистров в России. Карточки (кроме карточек по ОС) регистрируются в реестре
карточек Ф. № 279, который ведется для каждого счета отдельно. Расположены
карточки в картотеках по субсчетам, а внутри их - по материально-ответственным
лицам.
Свободные листы в отличие от карточек изготовлены из менее плотной бумаги
и имеют большой формат. Заводятся они на месяц или на квартал.
Запись в учетные регистры производится вручную или машинным способом при
использовании вычислительной техники. Все хозяйственные операции регистрируются
в учетном регистре, затем делается разноска. По окончании месяца на каждой
странице учетных регистров подводятся итоги. Данные итогов синтетических и
аналитических регистров обязательно сверяются.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней отчетности
является коммерческой тайной. После составления и утверждения годового отчета
регистры сдают на хранение в архив предприятия.
Бюджетные учреждения расходуют государственные средства в соответствии с
целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных счетами,
строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию
материальных ценностей и денежных средств.
Своеобразие хозяйственной деятельности бюджетных учреждений вызывает
определенные особенности в организации бухгалтерского учета. Наиболее значимые:
1. учет расходов по бюджету;
2. учет финансирования.
В соответствии с законодательством об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в РФ для бюджетных организаций и учреждений в процессе
исполнения бюджетов финансирования проводятся по трем укрупненным статьям:
заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения и капремонт.
На счете 20 «Расходы по бюджету» отражаются расходы, отраженные
организациями и учреждениями по исполнению смет и финансируемые из бюджетов.
Счет 20 «Расходы по бюджету» имеет субсчета:
200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия»;
202 «Расходы за счет других бюджетов»;
203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения»;
205 «Расходы на выплату пособий и доплат к пенсиям за счет бюджетов
национально-государственных и административно-территориальных образований»;
207 «Кассовые расходы по сельским, поселковым и городским (города
районного подчинения) бюджетам».
Рассмотрим более подробно субсчет 200 «Расходы на содержание учреждения и
другие мероприятия». На субсчете 200 отражают фактически произведенные расходы
на содержание учреждений и организаций и др. Мероприятия с кредита субсчета 180
«Расчеты с рабочими и служащими» (на сумму начисленной заработной платы
работникам организации); субсчетов 159 «Расчеты по страховой медицине», 171
«Расчеты по социальному страхованию», 198 «Расчеты по страховым взносам с
Пенсионным фондом», 199 «Расчеты с Фондом занятости населения» (на суммы
отчислений на социальные нужды); счета 06 «Материалы и продукты питания» (на
стоимости израсходаванных материалов); субсчета 210 «Расходы к распределению»
(на величину накладных расходов) и других субсчетов.
Бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденными сметами
расходов. В конце года фактически произведенные в течение года расходы
списываются у главных распорядителей ассигнований в дебет субсчета 230
«Финансирование из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия» с
кредита субсчета 200 «Расходы на содержание учреждения и другие мероприятия»
(кроме начисленной заработной платы рабочих и служащих, начисленной за вторую
половину декабря). А в некоторых Министерствах и ведомствах субсчет 180
«Расчеты с рабочими и служащими» закрывается без остатка, т.е. там, где
начисление и выдача заработной платы производится за текущий месяц.
Аналитический учет фактических расходов ведется в ведомости № 6 «Исполнение
сметы расходов по бюджету» в разрезе статей сметы, с кредита других счетов.
Например: начислена заработная плата рабочим и служащим учебного заведения в
сумме 5 млн. рублей.
Д-т 200-1 - статья расходов
К-т 180 - рабочие и служащие
В данный учетный реестр также заносятся данные оборотов по дебету с/счета
200 из других журналов-ордеров или листков-расшифровок, чаще всего из ж/о № 1 с
К-т 120 «Касса», № 6 - по кредиту счетов 15, 17, 18, 19 ж/о 4 - учета основных
средств, № 9 - учета МБП. Затем подсчитываются обороты в разряде статей в графе
по дебету. Здесь же в ведомости № 6 показываются суммы, списанные в уменьшение
затрат (кредит субсчета 200). Например: согласно продфуражного отчета удержано
из заработной платы или стипендии стоимость питания
Д-т 181 «Расчеты со стипендиатами»
Д-т 180 «Расчеты с рабочими и служащими»
К-т 200 - 1г «стоимость питания», где 200, субсчет, 1-статья сметы
расходов, г - литер статьи.
Точно также списываются расходы и по другим статьям сметы.
Затем в графе «Всего» подсчитываются расходы за месяц и с начала года с
нарастающим итогом. Итоговая сумма по горизонтали и вертикали из ведомости № 6,
где ведется смета расхода, заносятся в журнал «Главная книга» в графу «Итого за
... (месяц)».
Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с
законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|