выбор
организационно-правовой формы деятельности.
При определении
места регистрации корпорации (страны базирования) рекомендуется учитывать
следующие основные факторы: место пребывания ведущего участника группы,
инициирующего формирование транснациональной корпорации, вокруг которой
выстраивается объединение; правовые возможности либеральность законодательства
страны
Пользуясь
терминологией Р. Гиль-фердинга и учитывая выявленную им тенденцию к
«комбинации» предприятий, «обусловленную различиями нормами прибыли в различных
сферах промышленности», при которой «менее доходная в данный момент отрасль
производства присоединяет к себе более доходную» [15, с.223; 15, с.25], можно
сказать, что «толчок» к интеграции предприятий для создания ТНК «Трубтранс»
исходит от ОАО «Харцызский трубный завод» как менее благополучного в
экономическом отношении предприятия в рассматриваемой технологической цепи. Это
делает целесообразным определение Украины в качестве страны базирования ТНК
«Трубтранс».
Правовые
возможности у Украины как страны базирования ТНК для консолидации предприятий
имеются. Украинское законодательство позволяет сформировать ТНК «Трубтранс» в
разных формах — как с созданием, так и без создания юридического лица.
В новом
Гражданском кодексе Украины такая консолидация определена так же, как и в
российском законодательстве — «простое товарищество», является самым доступным
механизмом объединения [16].
Реализация ТНК в
форме договора о совместной деятельности позволяет вычленить из общей массы
ресурсы (мощности, произведенную продукцию, структурные части предприятий и т.
п.), находящиеся в распоряжении участников и относящиеся непосредственно к
сфере деятельности ТНК, устранить запирающие эффекты для беспрепятственного
движения внутренних потоков ресурсов между переделами, рационально использовать
и маневрировать ресурсами.
В соответствии с
украинским законодательством ТНК «Трубтранс» может быть сформировано с
созданием юридического лица в форме добровольного объединения предприятий,
руководствуясь Законом Украины «О предприятиях в Украине», а после вступления в
силу в 2004 г. — Хозяйственным кодексом Украины.
Законодательство
позволяет создавать хозяйственные объединения в таких организационно-правовых
формах, как ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны, и др.
Анализ
организационно-правовых форм объединений предприятий в Украине и состава
участников формируемого ТНК показывает, что такие объединения, как концерн и
холдинговые компании, характеризующиеся высокой степенью централизации
управления и участия в капитале, которые делают юридические лица, входящие в
ТНК, экономически зависимыми и практически уничтожают их самостоятельность, в
данном случае неприемлемы. Неприемлем и консорциум как временное объединение,
создаваемое для реализации дискретной цели.
В наибольшей
степени особенностям формируемой ТНК по производству и поставкам труб большого
диаметра отвечает такое договорное объединение, как корпорация. Это наиболее
характерная рыночная структура, в которой могут сочетаться различные формы
собственности, принципы организационного построения и механизмы реализации, ориентированные
на достижение единой цели.
В соответствии с
Законом Украины «О предприятиях в Украине» (ст. 3, п. 1) и Хозяйственным
кодексом Украины (ст. 120, п. 3) корпорацией считается договорное объединение,
созданное на основе соединения производственных, научных и коммерческих
интересов предприятий, которые объединились, с делегированием ими отдельных
полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников
органам управления корпорации [4, 17].
При формировании
ТНК «Турботранс» в форме корпорации как объединения предприятий в соответствии
с украинским законодательством участники совместно на основе договора учреждают
центральную компанию (ТНК «Турботранс»), которой передают )делегируют)
полномочия по централизованному управлению производством и поставкой
потребителю конкурентноспособных труб для нефтегазопроводов, финансовым и
научно-технологическим обеспечением производства труб, стали и штрипсов для них
в соответствии с мировыми стандартами. Схема ТНК «Туботранс» в форме корпорации
представлена на рис. 3.1
ТНК «Трубтранс» в
форме корпорации представляет собой интеграционное взаимодействие юридических
лиц, связанных между собой координационными отношениями, предполагающее
передачу центральной компании возможность определять важнейшие управленческие и
хозяйственные вопросы деятельности других участников в пределах общей
хозяйственной цели.
Рис.
3.1 Организационно-правовая схема создания транснациональной корпорации
Имущество
корпорации, созданное за счет ее доходов (дополнительно приобретенное
оборудование и другое), используется в производственной сфере направляется на
технико-экономическое :совершенствование производства продукции в соответствии
с перспективной стратегией и инвестиционной политикой.
Рекомендуемая
схема формирования имущества корпорации приведена на рис. 3.2.
Полученная в
результате деятельности корпорации прибыль распределяется между участниками
пропорционально стоимости их вкладов. За счет целевых отчислений участников в
центральной компании могут быть созданы централизованные фонды, в том числе
инновационного развития, резервный фонд для покрытия убытков деятельности ТНК и
др.
Выбор организационно-правовой формы
корпорации как объединения предприятий для создания и функционирования ТНК
«Трубтранс» является оптимальным как в интересах самой интеграции, так и в
интересах ее участников. Во-первых, в отличие от договора о совместной
деятельности, в корпорации координация в управлении достигается за счет
создания нового юридического лица и требуемой для этого консолидации капитала.
Наличие центральной компании усиливает степень централизации в управлении.
Корпорация позволяет перейти от скоординированного сотрудничества к более
тесным управляемым взаимоотношениям. Это гарантирует большую прочность
интеграции. Во-вторых, несмотря на некоторые ограничения, предприятия, входящие
в корпорацию, остаются юридически и экономически самостоятельными. Корпорация
не отвечает по обязательствам его участников, а участники не отвечают по по
обязательствам корпорации [18].
Для
стимулирования создания ТНК в Украине может быть рассмотрен альтернативный
межправительственному соглашению вариант, в соответствии с которым предлагается
принять соответствующие нормативно-правовые акты для реализации в Украине
положений Конвенции о транснациональных корпорациях, в которых предусмотреть
государственную поддержку ТНК и внести соответствующие изменения в
законодательную базу.
В результате
совместной интеграционной деятельности все участники ТНК «Трубтранс» достигнут
основополагающей цели – повышение
|
|
|
|
|
|
– Имущественный вклад участников, передаваемый для совместной
деятельности
|
|
|
|
|
Рис.
3.2. Схема формирования имущества корпорации
эффективности
бизнеса – за счет ряда факторов, основными из которых являются:
улучшение
финансово-хозяйственной деятельности на основе гарантированного сбыта продукции
и стабилизации взаимных поставок сырья, материалов, услуг и прочее;
увеличение
прибыли каждого участника в результате роста объемов производства и
оптимизации внутренних цен на промежуточную продукцию с учетом
конкурентоспособных оптовых цен на конечную продукцию – трубы большого
диаметра;
уменьшение суммы
требуемых оборотных средств за счет ускорения их оборачиваемости и упорядочения
взаиморасчетов;
финансовое
обеспечение инвестиционной деятельности на более выгодных условиях в
результате участия в ТНК "внутреннего" коммерческого и банковского
капитала и др.
Способствуя
решению важнейшей государственной задачи, участники корпорации могут
рассчитывать в своей хозяйственной деятельности на соответствующую поддержку
государства.
ВЫВОДЫ
1.Одним из очевидных путей преодоления проблем,
которые возникают перед предприятиями различных отраслей народного хозяйства и
промышленности в современных условиях становится развитие интеграционных
процессов в разнообразных организационно-правовых формах.
2. Интеграция как процесс добровольного объединения
деятельности предприятий для решения производственных и социальных заданий
набирает силу. В этом проявляется потребность в непосредственном взаимодействии
с другими предприятиями и коллективном использовании научно-технического,
производственного, финансового, информационного потенциала каждого из них.
3. Наиболее распространенными формами добровольных
объединений в Украине являются корпорации.
4. За основу
формирования и функционирования ТНК могут быть приняты основные положения,
установленные Конвенцией о транснациональных корпорациях – базового документа
сотрудничества стран СНГ в области создания и деятельности транснациональных
корпораций. Вместе с тем в отсутствие синхронного государственного
регулирования организационно-правовых вопросов создания ТНК на территории СНГ
возникает необходимость в решении таких принципиальных задач механизма
формирования конкретных ТНК, как определение страны базирования, выбор способа
создания, выбор организационно-правовой формы деятельности.
5. Основными
факторами, которыми рекомендуется руководствоваться при определении страны
базирования, являются место пребывания ведущего участника группы, вокруг
которого выстраивается объединение, правовые возможности и либеральность
законодательства страны.
6.
Законодательство Украины позволяет сформировать ТНК в разных формах – как с
созданием, так и без создания юридического лица. При выборе формы ТНК
рекомендуется руководствоваться положением о приемлемой для ее участников
степени централизации управления и участия в капитале, ограничивающих
самостоятельность интегрируемых участников.
7. Для создания
ТНК оптимальной организационно-правовой формой в интересах самой интеграции и
ее участников является корпорация как объединение предприятий в соответствии с
украинским законодательством. Наличие центральной компании усиливает степень
централизации в управлении, гарантирует большую прочность интеграции и, в то же
время, оставляет ее участников экономически самостоятельными Этому способствует
и схема формирования имущества в корпорации, в которой имущество, относящееся к
сфере деятельности корпорации и обеспечивающее достижение общей хозяйственной
цели, передается в централизованное управление с сохранением права
собственности.
8. Стимулированию
создания ТНК в Украине будет способствовать принятие соответствующих
нормативно-правовых актов для реализации в стране положений Конвенции о
транснациональных корпорациях, в которых в числе мер государственной поддержки
будет предусмотрено распространение на участников–нерезидентов норм
законодательства, установленных для резидентов, выведение из-под
налогообложения операций внутриинтеграционного движения имущества финансовых
ресурсов.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ
1.
Прутник
Э.А. Общие методические положения по формированию стратегии диверсификации
развития межотраслевых объединений с участием углеобогатительных предприятий /
Институт Экономики промышленности НАН Украины. – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд»,
2003. – 82 с.
2.
http://www.glossary.com.ua/ekonomika/12/3611.html
3.
Федулова
Л. Проблема інноваційних трансформацій у копроративному секторі економіки
України // Економіст. – 2005 .– № 2. – С.38-40
4.
Закон
України «Про підприємства в Україні»//Ведомости Верховного Совета
Украины. – 1991. –№24. – Ст.272. – – (Із змін. і допов.).
5.
Науково-практичний
коментар Господарського кодексу України /За заг. ред. В.К.Мамутова. – К.:
Юрінком Інтер, 2004. – 688 с.
6.
Бутенко
А.И., Ягорлицкий В.А. Мотивация предпринимательской деятельности: проблемы и
пути совершенствования // Экономические инновации. – Выпуск 12. – 2001. –
С.12-17.
7.
Мельникова
М.В. Обоснование инвестиционных решений в организациях типа “холдинг” // Экономика промышленности.
Сб.науч. тр.– Донецк: ИЭП НАН Украины. – 2001. – С.175- 181.
8.
Гацура В.
Мотіваційне управління в контексті посилення інтеграційних процесів//Економіст.
– 2001. – № 11. – С.68-70.
9.
Страхова
Л.П., Бартенев А.Е. Корпоративные образования в современной экономике //
Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – №5. – С.23–36.
10.
Герчикова
И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, 1995. – 502 с.
11.
Достанко
П. Корпоративизм, рыночная активность и культура управления // Проблемы теории
и практики управления. – 2001. – №4. – С.87–92.
12.
Закон
Украины "О промышленно–финансовых группах в Украине" // Відомості Верховної Ради Украни. – 1996. – №23. – Ст. 88–89. –
С.301–307.
13.
Коваль М. Проблемы создания финансово–промышленных групп в
Украине // Экономика Украины. – 1996. – №10. –
С.39–44.
14.
Закон
України «Про ратифікацію Конвенції про транснаціональні корпорації» II Відомості Верховної Ради України.–1999. – №36.–Ст.323.
15.
Гильфердинг Р. Финансовый капитал. (Новейшая
фаза в развитии капитализма): Пер. с нем. –
М.: Гос. изд-во, 1922.–496 с.
16.
Цивільний
кодекс України // Офіційний вісник України. – 2003. –№11. – Ст.461.
17.
Господарський кодекс України
// Офіційний вістник
України. – 2003. –
№11. –Ст.462.
18.
Тараш
Л.И., Дерментли Ф.С. Интегрированные корпоративные структуры: сущность,
содержание, классификация // Економіка промисловості. – 2002. – №2 (16).–С. 3–12.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|