|
2) организационное обеспечение, соответствующее этому единству, и регулирование компетенции подразделений Ассоциации; 3) осуществление единого руководства и распорядительной деятельности в рамках реализации стратегических целей; 4) контроль достижения поставленных целей.
Рис. 2.1 – Структура Ассоциации В сфере регулирования финансовой деятельности: 1) налоговое планирование; 2) оптимальное распределение финансовых ресурсов; 3) обеспечение перекрестного субсидирования подразделений с целью максимизации финансового результата. В рамках Ассоциации проведена централизация снабженческих функций, которые для всех участников выполняет снабженческая фирма: изучение рынка сырья и материалов; обеспечение доставки материалов на пред приятия Ассоциации; поддержание страховых запасов сырья и материалом, оптимизация товарных потоков; снабжение предприятий и структурных подразделений Ассоциации на условиях товарного кредита. 2.2 Мотивационный механизм формирования эффективного интеграционного объединения Организационно-экономический механизм функционирования рыночных форм хозяйствования базируется на объективных экономических интересах товаропроизводителей, на приоритетности отношений собственности, на основах предпринимательской ответственности и риска. Это дает основания ожидать высокой эффективности мотивационного механизма новообразованных структурных формирований. Совокупность мотивационных факторов развития форм интеграции малого и среднего межотраслевого предпринимательства представлена на схеме (рис. 2.2). При этом основные мотивационные факторы, определяющие благоприятность предпринимательской среды и, в конечном итоге, эффективность деятельности малых и средних предпринимательских структур, можно разделить на две группы: экономические и неэкономические. Экономические спады и подъемы определяют состояние товарно-денежной сбалансированности, платежеспособность и структуру спроса потребителей, наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, размеры кредитов, доходы населения, уровень безработицы и т. д. Действие этих факторов формирует как потребительский, так и инвестиционный спрос. А чем шире пространство спроса, тем большие возможности открываются для развития предпринимательства. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационные факторы развития интегрированных форм предпринимательства |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экономические: |
Неэкономические: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налоговая политика |
Политические факторы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кредитно-денежная политика |
Правовые условия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Антимонопольная политика |
Социальные условия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хозяйственная (экономическая) конъюнктура |
Психологические факторы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвестиции и инновации |
|
Эффективность деятельности интегрированных предпринимательских структур
Прибыльность (доходность)
Сохранение существующих и создание новых предприятий и рабочих мест
Адаптивность— способность развиваться при неблагоприятных внешних условиях
Рис.2.2 – Классификация мотивационных факторов развития интеграционных форм малого и среднего предпринимательства
Определенное влияние на предпринимательскую деятельность оказывает характер распределения доходов. Дифференциация в доходах различных субъектов хозяйствования и групп населения определяет структуру спроса на товарном и потребительском рынке, а, следовательно, и структуру действующих предпринимательских структур. Экономическим фактором предпринимательства выступает также инфляция и меры государства по ее обузданию.
Поведенческая позиция предпринимателей в условиях высокого уровня инфляции строится таким образом, чтобы, с одной стороны, защитить свои доходы и накопления, а, с другой стороны — воспользоваться повышенным спросом на свою продукцию, поскольку покупатели стремятся как можно скорее перевести денежные доходы в более надежную имущественно товарную форму. При этом в сфере бизнеса денежные накопления целесообразно вкладывать в то, что всегда остается и цене: валюта, имущество, товары. Инвестиционные проекты в условиях высокой инфляции невыгодны. Даже по западным меркам уровень инфляции 25% считается тем пределом, за которым долгосрочные инвестиции необходимо сворачивать. Таким образом, чем выше инфляция, тем ниже темпы развития предпринимательства. Кроме того, изменяется качественная структура предпринимателей: уменьшается их число в сферах производства и услуг и увеличивается в сфере обращения товаров и капитала.
Весомым барометром экономической обстановки выступает кредитная политика, наличие и доступность денежных ресурсов. Это определяет доходы на инвестированный капитал, оказывает влияние на величину заемных средств, к которым готов обратиться бизнес для финансирования своих деловых операций. Изменение условий кредитования, уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодным или невыгодным инвестиции в новые предприятия, влияет на процесс наращивания производственного потенциала.
В результате реформирования агропромышленного производства были сформированы сельскохозяйственные предприятия рыночной ориентации, которые имеют необходимую степень предпринимательской самостоятельности, свободы и ответственность для эффективной мотивации производственной деятельности. Вместе с тем новообразованные предпринимательские структуры, созданные с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеют много проблем относительно обеспечения своих конкурентных позиций и защиты собственных интересов в рыночной среде. Сложная технологическая структура сельскохозяйственного производства, которое строится на тесных взаимных связях между разными областями и сферами хозяйствования, требует экономического объединения разных функциональных сфер производства. Усиление интеграционных процессов также связано с необходимостью выживания в конкурентной борьбе и обеспечением максимальной экономической эффективности на основе рациональной комбинации различных сфер деятельности.
Естественно, что эти два побудительных мотива имеют непосредственную взаимосвязь: сама предпринимательская среда заставляет товаропроизводителей искать наиболее эффективные пути реализации производственного процесса в рамках интеграционной структуры, а больший уровень прибыли укрепляет ее экономику
Следует отметить, что проблема адекватного организационного дизайна агропромышленной интеграции всегда была актуальной и Украине, поскольку те интегрированные объединения, которые создавались и разное время по инициативе органов государственного управления, в конечном итоге оказались практически нежизнеспособными. К таким организационным формам можно отнести, в частности, районные и областные агропромышленные объединения, агрокомбинаты и агрообъединения, научно-производственные объединения, научно-производственные и агропромышленные системы, межхозяйственные предприятия, кооперативы, агрофирмы, агроторговые предприятия, агропромышленные интегрированные ассоциации. Это произошло, прежде всего, из-за несоответствия данных организационных форм механизму экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако эти организационные формы агропромышленной интеграции, несомненно, сыграли свою положительную роль в формировании интеграционных связей между сопредельными областями аграрного производства, которую не следует недооценивать.
Одна из причин неудовлетворительного организационного состояния агропромышленной интеграции – неравномерность в обеспечении экономических интересов. Приоритетность обеспечения экономических интересов в значительной мере зависит от того, какая функциональная область является интегратором, то есть кому принадлежит инициатива объединения ресурсов для создания общего производственно-финансового механизма.
Конечно, инициатива интеграции должна быть вознаграждена, но это возможно за счет увеличения доли в уставном фонде интегрированного предприятия или достижения оптимальных институциональных и организационных механизмов взаимодействия рыночных субъектов, которые представляют разные технологические сферы производственного процесса. Теоретически экономические интересы разных субъектов производства являются общими, поскольку вся система принимает участие в создании единого финансового результата. Вместе с тем следует отметить, что структура эффективного менеджмента рыночной организации автоматически не вытекает из механизма экономических взаимоотношений участников интегрированного объединения, даже если он оптимален с мотивационной точки зрения. Поэтому один из существенных вопросов организации успешного функционирования интегрированных объединений в предпринимательской среде – моделирование и отработка на практике форм и методов управления научно обоснованных, в том числе и с мотивационной точки зрения. Углубление мотивации управления при усилении интеграционных процессов требует выявления принципиальных составляющих управления, которые сыграют разные мотивационные роли и в своей совокупности дают дополнительный эффект. Главный критерий обособления этих составляющих – их отношение к мотивационному аспекту управления. Однако соответствующие отличия проявляются также и в функциональном аспекте. Таким образом, мотивация управления интеграционным процессом имеет системный, комплексный характер, который выражается в наличии структурированных составляющих, которым отвечают разные функции. Можно сформулировать концептуальные уровни управления в системе межотраслевого производственного комплекса, которые делали бы специфический вклад в создание общего мотивационного пространства интеграционного процесса.
Мотивационная эффективность управления интегрированным объединением, будет наивысшей, если оно (управление) включает оптимальный набор информационных, финансово-экономических и организационных мероприятий. Эти три уровня формируют общее мотивационное пространство межотраслевой интеграции, для которого чрезвычайно важным является поддержание оптимального соотношения между ними. Вместе с тем каждый уровень характеризуется собственным комплексным строением, а также разным взаимным расположением в структуре управленческого процесса. Информационный уровень управления интеграционным процессом имеет особое значение, поскольку именно он определяет наличие необходимой входя щей информации для осознания потребности в интеграции, определение ее преимуществ и необходимых затрат, а также динамики их соотношения. Информирование и информированность, таким образом, становятся необходимыми пред посылками интеграции межотраслевого производства. Поэтому мотивационная роль информационного уровня состоит в осознании и выявлении возможностей для реализации предпринимательской инициативы относительно расширения сферы функционирования предприятия.
Деятельность любого менеджера может обеспечить прибыльность на вложенный собственником капитал, а также возвращение привлеченных средств и обеспечения предприятия собственными оборотными средствами. Для полной реализации способностей и умений нанимаемого персонала менеджер создает соответствующие условия. К методам мотивационного управления относятся мероприятия, которые обеспечивают перемещение всех видов ресурсов по вертикали и по горизонтали системы управления, чтобы деловой потенциал наилучшим образом служил интересам объединения. К системе мотивационного управления относится и вы деление лучших черт каждого работника с осуждением и недопущением плохой исполнительной дисциплины, безынициативности, нарушение корпоративной морали. В рамках уже созданного объединения информационный уровень менеджмента должен обеспечить его высокую коммуникативную и контрольную эффективность. Коммуникативная эффективность характеризует скорость передачи информации всеми структурными звеньями интегрированной структуры, а контрольная – скорость обработки информации и ее использование с целью генерации указаний и распоряжений. Мотивационное содержание коммуникативной эффективности информационного уровня менеджмента состоит в обеспечении открытости информации для всех участников интеграционного процесса, оперативности его получения, ведь любой механизм экономических взаимоотношений может базироваться лишь на хорошо налаженных информационных и финансовых потоках.
Мотивационное содержание контрольной эффективности информационного уровня менеджмента состоит в побуждении участников интеграционного процесса к расширению своего участия в нем через высокопрофессиональный уровень работы управленческого персонала, который должен проявлять чрезвычайную чувствительность к любым информационным каналам, связанным с возможными изменениями механизма реализации экономических интересов участников (рис.2.3)
Рис.2.3 – Формирование заинтересованности менеджмента в развитии интеграционного объединения
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.