Меню
Поиск



рефераты скачать Исследование эффективности работы добровольных объединений предприятий

углублению взаимозависимости ряда стран и национальных экономик;

усилению конкуренции;

региональным интеграционным процессам и появляющимся в связи с этим новым возможностям перемещения капитала;

появлению новейших технологий, в особенности в области связи и телекоммуникаций

Все указанные факторы нашли отражение в процессах интеграции производства и капитала, осуществляемых в экономике Украины и других стгран СНГ. Одна из главных линий налаживания государственной промышленной политики в этой связи – целенаправленное формирование подобных структур на базе интегрирования технологически и кооперационно связанных хозяйствующих субъектов, выпускающих конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию или имеющих возможность быстро развернуть ее производство.

Эта регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной корпоративной стратегии, посредством которой предстоит мобилизовать сохранившуюся часть промышленного потенциала страны, обеспечить импортозамещение на украинском рынке и реализовать определенные конкурентные преимущества на внешнем. Становление на основе интеграционных  процессов крупных объединений предприятий под общим  названием "интеграционные структуры" выступает таким образом одной из существенных тенденций экономических преобразований в Украине и других странах СНГ. Их создание и функционирование, понятно, имеет смысл, прежде всего, при получении реального синэгического эффекта от объединения.

В Украине и других странах СНГ основной предпосылкой развития интеграционных процессов в экономике, взаимодействия реального и финансового ее секторов стала приватизация государственной собственности. Разумеется, воздействие приватизации происходило на фоне других мер по реформированию экономики (свертывание государственного регулирования цен, перехода к манипулированию денежной массой и т.п.) и интеграционные процессы не могли не нести на себе отпечаток всего спектра реформационных акций. И все же именно изменения в отношениях  собственности резко активизировали перераспределительные мотивы в экономической деятельности вообще и в межкорпоративных связях, в частности.

Новейшая история трансформации украинской экономики и экономики других стран СНГ свидетельствует о двух основных причинах актуализации проблематики  развития и реализации интеграционных процессов. Первая связана, как уже было сказано, с приватизацией государственной собственности, появлением в странах содружества десятков тысяч акционерных обществ, что обусловило развитие институциально–интеграционных тенденций. Вторая же причина– достижение высокой степени свободы в реализации интеграционных процессов, обусловившее ускоренное формирование связанных экономическими интересами и собственностью корпоративных цепочек предприятий. Что касается корпоратизации предприятий, то она предполагает вовлечение их в транснациональную сферу деятельности, межотраслевой–охват и освоение (нередко захват) рынков однотипной продукции. Не менее важными элементами корпоратизации оказались успешная конкуренция и укрепление рынков сбыта.

Анализ объективных предпосылок развития интеграционных процессов в промышленном производстве, показывает, что несмотря на всю их сложность, болезненность и противоречивость, необходимость обстоятельного изучения их влияния на народнохозяйственные показатели, ведущая роль крупного интегрированного бизнеса в обеспечении экономического роста и индустриального развития страны вполне объективна. Ключевой вопрос эффективности интеграционного взаимодействия – это достижение синергического эффекта. При этом более полное использование реинтеграционного потенциала Украины и других стран СНГ в интересах социально–экономического развития членов содружества зависит от согласованных  усилий всех властных органов, руководителей предприятий и финансовых структур всех этих государств по формированию и обеспечению деятельности крупных корпоративных объединений (межгосударственных и транснациональных финансово–промышленных групп, совместных акционерных компаний, холдингов и консорциумов).

Привлекательность создания многонациональных объединений заключается в том, что с их помощью возможно решение широкомасштабных задач на основе создания финансово–производственной концентрированной модели управления [11, 18]. Эта модель хозяйственных связей в первую очередь должна обеспечить сохранение и развитие наукоемкого производства, внедрение новейших технологий, направленных на выпуск конечной конкурентоспособной продукции Объединение финансового, производственного, сырьевого и научного потенциала стран бывшего СССР позволит не только преодолеть кризисные явленья в экономике, но и защитить собственный рынок от экспансии развитых стран и недобросовестной конкуренции. К более конкретным обстоятельствам, предопределяющим актуальность развития интеграционных процессов, можно отнести:

острую потребность в создании новой системы инвестирования промышленности;

формирование интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка:

возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;

серьезный структурный и финансово–инвестиционный кризис промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;

необходимость укрепления уже сложившихся технологических и кооперационных связей по производству конкурентоспособной продукции, а также их развитие на общепринятой в мировой практике основе;

сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешние рынки;

потеря значительной доли внутреннего рынка стран СНГ из–за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных, компаний.

Сегодня объективные устойчивые тенденции современной индустриально–развитой экономики находят отражение в слиянии на основе интеграции финансового капитала с промышленным. Необходимость решения возникших проблем управляемости, финансирования, связанные, прежде всего, с неплатежеспособностью потребителей продукции большинства отраслей, снижающейся инвестиционной активностью, более чем скромным бюджетным финансированием, недостатком оборотных средств, обусловленных фактической направленностью на дезинтеграцию крупных промышленных комплексов, вызвали к жизни процесс финансово–промышленной интеграции, слияния промышленного капитала с финансовым на новых взаимовыгодных началах.

В специфических украинских условиях указанная интеграция способствует кроме подъема конкурентоспособности на мировых рынках решению и многих внутренних антикризисных и реформационных задач

В условиях усиления интеграционных процессов в Украине основной сферой приложения банковского и торгового капитала становится само производство, развитие–которого только и способно в конечном счете оздоровить денежную систему. Интеграционные тенденции в отечественной экономике обусловлены факторами стратегического характера. Это, прежде всего, сложность самостоятельного выхода предприятий на внешние рынки, экономическая целесообразность кооперации в их изучении, организация сбыта продукции на этих рынках. Кроме того, облегчается быстрое освоение производства комплексного оборудования, без чего трудно конкурировать с зарубежными поставщиками. Становится возможным проведение в смежных производствах согласованной технической и инвестиционной политики. Снижается риск, связанный с капиталовложениями, разработкой и производством новой продукции. Расширяются возможности маневрирования ресурсами, финансирования длительных производственных и исследовательских циклов. Ускоряется достижение стратегического партнерства с известными иностранными фирмами. Всеми этими обстоятельствами определяется заинтересованность предприятий в развитии интеграционных процессов и создании на этой  основе интегрированных корпоративных структур.

С точки зрения государственной экономической политики, развитие интеграционных процессов в промышленном производстве отвечает решению следующих задач: преодолевается чрезмерная хаотичность экономического развития, ему придается большая ориентация на национальные экономические интересы; возрастает эффективность использования наличной производственной базы; намечается выход из инвестиционного кризиса в промышленности: происходят структурные сдвиги в производстве, обеспечивающие реализацию имеющихся сравнительных преимуществ отечественной экономики и формирование ее перспективных секторов; улучшается использование научно–технического персонала; реальной становится демонополизация экономики, поскольку создание крупных отечественных интегрированных корпоративных структур позволяет активизировать рыночные механизма за счет конкурирующего импорта без чрезмерных потерь для экономического потенциала страны; повышается эффективность реализации государственных программ закупок товаров для государственных нужд. Здесь уместно заметить, что нынешние масштабы интеграции в Украине не соответствуют актуальности приведенных задач и правомерны претензии как к темпам реализации интеграционных процессов, так и к качеству соответствующих интеграционных проектов.

Мировой опыт развития интеграционных процессов говорит о возможности его использования в Украине. Задача, решаемая в условиях развития интеграционных процессов в Украине, заключается в том, чтобы максимально использовать их положительные моменты и ослабить отрицательные (прежде всего – возможное повышение уровня монополизации экономики). На внедрение в экономическую практику такой формы хозяйствования направлен Закон Украина "О промышленно–финансовых группах в Украине", введенный в действие с 21 мая 1996 г. [12].

По мнению некоторых исследователей [13], добровольное объединение предпр ятий не нуждается в специальном законе. Это мнение мотивируется тем, что в законодательстве большинства стран такой закон отсутствует, а взамен существуют суровые антитрестовские законы, ограничивающие монополию на рынке основной продукции. Так, создаваемые новые организационные структуры, в первую очередь, признак экономической интеграции субъектов предпринимательской деятельности, а не их особого юридического статуса, и деятельность указанных структур может регламентироваться другими нормативными документами, положениями и учредительными договорами, а в случае транснациональных корпоративных структур –  и международными соглашениями.

В любом случае действующая нормативная база должна способствовать развитию интеграционных процессов в промышленности, а не быть препятствием в этом, нужном для Украины вопросе. Остается непреложным тот факт, что в отличие от Российской Федерации, где формирование интегрированных корпоративных структур приобрело большой размах, в Украине ориентация на создание аналогичных структур выражена пока слабо. Это относится и к процессам официального создания транснациональных финансово–промышленных объединений, которые в основном имеют статус российско–украинских.

Сдерживание интеграции банковского и промышленного капиталов создает условия, ведущие к превращению Украины в регион дешевой рабочей силы, к потере рынков сбыта и усилению ее экономической зависимости. В создавшихся условиях формирование интегрированных корпоративных структур должно обеспечить предпосылки для долговременного стратегического, а не тактического выигрыша. Государству целесообразно принимать протекционистские меры, стимулировать научно–исследовательские и (особенно) инновационные процессы, всячески поддерживать украинские интеграционные структуры, начиная от их правового, административно–хозяйственного и информационно–аналитического обеспечения и заканчивая системой мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Наличная правовая база, касающаяся интегрированных корпоративных структур, пока, к сожалению, слабо противодействует созданию таких структур без целевой ориентации на общегосударственные приоритеты и конкретные эадачи реформирования экономики Украины. В известной мере этот недостаток можно связать с общей непроработанностью программных установок в области промышленной политики.

Для активизации в Украине интеграционных процессов и создания на ее основе мощного  корпоративного звена предстоит еще много сделать совместными усилиями законодательных и исполнительных органов власти, заинтересованных научных органов власти, заинтересованных научных центров, общественных ассоциаций, специалистов предприятий. Эти усилия должны быть в значительной мере направлены на транснационализацию деятельности становящихся украинских интегрированных корпоративных структур, с которой нынче справедливо связываются главные надежды на реальную реинтеграцию постсоветского экономического пространства.


3.2 Формирование транснациональных корпораций с участием предприятий Украины


Все сказанное в предыдущем разделе подтверждается отечественным опытом создания транснациональной корпорации на примере Харцызского трубного завода.

Для трубных предприятий, таких как ОАО «Харцызский трубный завод», имеющих узкую специализацию и мощный производственный потенциал с крупными массами основного капитала, который невозможно перевести или переориентировать в другую, более благополучную, сферу бизнеса, возникает объективная экономическая необходимость участия в интегрированных корпоративных структурах. И хотя избыточные производственные мощности в украинском производстве порождают причины для горизонтальной интеграции с целью снижения конкуренции, наиболее предпочтительным является участие трубных предприятий в интегрированных кооперативных структурах, построенных по вертикальному принципу, с включением предприятий-поставщиков металла, предприятий-производителей и предприятий-потребителей труб, научно-технологического и финансового центров. Это не исключает участия одновременно нескольких трубных предприятий в одной нитрированной структуре. Экспортная направленность трубного производства в Украине  обусловливает создание транснациональных интегрированных корпоративных  структур.

Поскольку  главным  партнером  по данному бизнесу является Россия и в ее общей потребности в трубах доминирующее положение занимают трубы  для нефтегазопроводов диаметром 1420 мм, стратегически важным является укрепление хозяйственных связей между двумя странами путем создания на базе «ХТЗ» (единственном в СНГ производителем таких труб в более качествен­ном прямошовном исполнении) транс­национальной корпорации по производс­тву и поставкам именно

этих труб боль­шого диаметра – ТНК «Трубтранс»

Участниками корпорации в соответствии со сложившейся исторически кооперацией в рамках технологической цепочки «металл — трубы — нефтегазопроводы» могут быть: поставщики — ОАО «ММК «Азов-сталь», ОАО «ММК им. Ильича»; производитель — ОАО «Харцызский трубный завод»; потребитель — ОАО «Газпром»;

научно-технологическое обеспечение — Государственный трубный  институт, ДонНИИчермет, Институт электросварки им. Е.О. Патона, ЦНИИЧМ; финансовое обеспечение — Проминвестбанк Украины, Первый украинский международный банк.

Создание ТНК «Трубтранс» позволяет объединить усилия участников в обеспечении рационального развития и использования производственного потен­циала по изготовлению труб, согласован­ного взаимодействия в научно-техническом, инвестиционном и других видах деятельности, направленных на повыше­ние качества и конкурентоспособности трубной продукции, эффективности производства, сохранение и расширение рынков сбыта, сохранение и создание но­вых рабочих мест.

Предлагаемая к созданию транснациональная корпорация по производству и поставкам труб большого диаметра может представлять собой любую известную или возможную форму взаимодействия предприятий с созданием или без создания юридического лица.

За основу формирования и функционирования предлагаемой корпорации могут быть приняты основные положения создания и деятельности транснациональной  корпорации,  установленные Конвенцией о транснациональных корпорациях, ратифицированной Украиной Законом Украины № 921 от 13 июля 1999 г. [14]

В отсутствие синхронного государственного регулирования организационно-правовых вопросов создания транснациональных корпораций на территории СНГ возникает ряд задач, требующих решения при создании конкретных ТНК. Приведенные положения и понятие транснациональной корпорации позволяют  выделить и рекомендовать для решения  участниками при создании ТНК на основе сопоставления законодательства сторон следующие принципиальные задачи механизма формирования:

определение места регистрации корпорации (страны  базирования);

выбор способа создания корпорации на основе межправительственного соглашения или иным способом);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.