Для анализа структуры включенности воспользуемся
концепцией диспозиционной регуляции социального поведения личности, согласно
которой «на стыке» различных по своему уровню потребностей личности формируются
соответствующие диспозиции: система обобщенных социальных установок; система
ценностных ориентации на цели деятельности и средства их достижения; доминирующая
направленность личности в те или иные сферы деятельности. Каждому уровню
диспозиционной структуры личности соответствует «свой» уровень деятельности:
поведенческий акт, поступок или привычное действие; поведение в той или иной
сфере деятельности, жизнедеятельность в целом .
Включенность личности в сферу влияния СМИ как система,
характеризуется тесными взаимосвязями между активностью личности в основных
видах социальной деятельности и ее активностью в массово-коммуникативной
деятельности, которая выступает как особое, специфическое условие
функционирования и развития данной системы; подсистемы включенности, в
качестве которых выступают основные виды социальной деятельности личности,
образуют определенную иерархию, основанием которой служит теснота связи с
массово-коммуникативной деятельностью, иначе говоря, влияние СМИ на активность
личности в различных видах социальной деятельности неодинаково; процесс
включения личности в сферу влияния СМИ имеет прогрессивный характер: уровень
общей социальной активности личности будет повышаться наряду с возрастанием ее
массово-коммуникативной активности (что должно выражаться в изменении подсистем
включенности и их компонентов, взаимосвязей между ними), иначе говоря,
включенность представляет собой устойчивую систему.
Чтобы выяснить место и роль системы СМИ в механизме
функционирования динамично развивающейся культуры, воспроизводстве и трансляции
ее ценностей, необходимо уточнить само понятие культуры. Культура представляет
собой активную творческую деятельность людей по освоению и потреблению
общественно значимых материальных и духовных ценностей, в ходе которой
происходит развитие общества и личности. Функционируя как
сложноструктурированное и многогранное социальное явление, она охватывает все
сферы формирования и проявления человеческих сил и выступает качественной
характеристикой развития индивида, его духовного мира. При таком понимании в
центре культуры оказывается человек как субъект культурной деятельности,
создатель, носитель и потребитель культурных ценностей. Такое понимание
неизбежно включает в себя представление о процессуальном характере культуры,
критерием прогрессивности которой выступает возрастание роли субъекта
(трудящихся масс) в историческом процессе развития и обогащения культуры, создания
реальных условий для преумножения и широкого использования духовных ценностей
в целях политического, нравственного и эстетического воспитания.
Разумеется, «перевод» достижений культуры в личностный
духовный мир человека представляет сложный и противоречивый процесс. Здесь
необходимо учитывать своеобразие самой структуры духовного мира личности,
основными компонентами которой являются: 1) общечеловеческие черты, так как
каждая личность усваивает общечеловеческие духовные ценности; 2) социальная
сущность определенного типа личности как продукта определенной эпохи; 3)
индивидуально-особенные черты духовного мира конкретной личности, по-своему
воплощающей в себе жизненные обстоятельства и идущие от макро- и микросистемы
(общество в целом, семья, трудовой коллектив, группа по интересам и т. д.)
культурные влияния. В процессе этого «перевода» все более важную роль играют
средства массовой информации. При выяснении этой роли первостепенное значение
имеет учет двух моментов.
Во-первых, какими путями осуществляется сближение так
называемой традиционной культуры, ценности которой выражаются в камне, металле,
слове, музыке, в изобразительных средствах живописи и т. д., с новыми
ценностями культуры, рожденными самим развитием массовой коммуникации, такими,
например, как аудиовизуальный образ на телевидении. Отсюда возникает целый ряд
специфических задач: выяснение связи между учреждениями традиционной культуры
(театрами, музеями и т. д.) и средствами массовой информации; определение
наиболее эффективных путей использования массовой коммуникации в целях широкого
«тиражирования» подлинных ценностей национальной и мировой культуры; уточнение
того, какие из этих ценностей в процессе массовой коммуникации выступают на
передний план, а какие оттесняются с прежних позиций; в какой мере средства
массовой информации «шагают в ногу» с изменениями в содержании и структуре
культуры (в частности, в какой мере они учитывают возникновение новых, так
называемых синтетических, видов художественного творчества—цветомузыки,
дизайна и т. д.).
Во-вторых, уяснение того, что коммуникативное распространение
культуры имеет свою культуру, называемую коммуникативной. По мнению некоторых
исследователей, к числу ее основных компонентов относятся:
количественные характеристики коммуникативной сети
общества и его отдельных слоев и групп, регулярность (интенсивность)
использования; точки пересечения различных видов коммуникации, главным образом
средств массовой информации, с межличностным общением; семиотические параметры
коммуникации, включая условия кодирования сообщений, а также формы, на основе
которых осуществляется убеждение в актах коммуникации — риторика, ораторская
речь, интервью, беседа со зрителем или слушателем и т. д.
Итак, сегодня в постсоветской России
складывается новая журналистика. Процесс этот еще далеко не закончен.
Современная система массовой коммуникации вбирает в себя многочисленные
элементы прежней партийно-советской печати. Одновременно в нее внедрились
элементы западных буржуазных СМИ. Их взаимодействие, взаимовлияние приведет в
будущем к тому, что система российских средств массовой информации приобретет
свое оригинальное лицо, соединит в себе и характерные особенности русской
традиционной журналистики, и лучшие достижения зарубежных СМИ. Отдельные черты
этого лица можно различить уже сегодня. Многосубъектность СМИ привела к
существенным изменениям в типологии отечественной журналистики. На месте
монолита коммунистической печати появились многочисленные периодические издания
разнообразной направленности, отличающиеся друг от друга и программами, и
содержанием, и формой. Теперь каждый учредитель и издатель имеет право
создавать собственную газету или журнал в соответствии со своими устремлениями,
целями и задачами, если они не противоречат закону о СМИ. Это право может быть
полностью осуществимо на практике при стабилизации жизни общества, укреплении
законности, жестком контроле за ее соблюдением. Отсутствие данных условий
приводит в настоящее время к различным нарушениям закона как со стороны
средств массовой информации, так и со стороны властных структур.
Российская журналистика вновь стала многопартийной,
какой она была до Октябрьской революции. Каждая новая партия, общественное
движение стараются заявить о себе через собственный печатный орган. Несмотря
на небольшие тиражи, партийная печать представляет собой довольно значительную
часть общеполитических изданий. Многие независимые СМИ, которые стараются не
афишировать своих политических симпатий, тем не менее тоже содержат в себе
скрытую партийность, стоят на определенных политических позициях, активно
отстаивая их в информационных баталиях. На это указывает политическое
размежевание СМИ, связанное с драматическими событиями последних лет.
Регионализация средств массовой информации - тоже одна
из характерных черт современной российской журналистики. Процесс этот набирает
силу, отражая стремление к суверенизации отдельных автономных республик, краев
и областей. Он сопровождается существенным типологическим расширением местных
СМИ, повышением их влияния на социально-политическую жизнь регионов.
Вместе с тем новое лицо отечественной журналистики
искажено сегодня конфронтацией СМИ друг с другом, с властными структурами, с
аудиторией. Нередко их публикации носят дестабилизирующий характер и вызывают
напряженность в обществе, что не способствует улучшению в нем
социально-психологической атмосферы и жизни народа в целом.
Коммерциализация СМИ наряду с положительными
результатами появлением новых видов изданий, теле- и радиопрограмм, финансово
независимых от власти - принесла и негативные явления. Это рождение
"теневой журналистики" - подкуп отдельных журналистов бизнесом для
скрытой рекламы, антирекламы, заказных статей, интервью, использование
сотрудников СМИ в качестве орудия для достижения неблаговидных, корыстных
целей. Это также снижение критериев журналистской деятельности, увлечение СМИ
эпатажем, скандалами, бульварными темами; пропаганда потребительства,
распространение буржуазной массовой культуры; дегуманизация СМИ, падение
духовности.
Коммерциализация дала толчок и такому явлению, как
непрофессионализм сотрудников СМИ, который получил широкое распространение в
информационно-коммерческой прессе, радиовещании, на телевидении. Он проявляется
в слабом владении молодыми журналистами литературным языком, его замене
вульгарно-просторечной, а то и ненормативной лексикой. Кроме того, их
материалы грешат недостоверностью, необъективностью, одна из причин которых
кроется в некомпетентности авторов, их слабой образовательной подготовке.
Непрофессионализм является и одной из причин того, что иностранные СМИ заняли
довольно сильные позиции на российском информационном рынке. Не имея здесь
достойных конкурентов, они оказывают значительное влияние на российскую
аудиторию, а также и на отечественную журналистику, особенно демократической
ориентации, которая практически утратила характерные национальные черты и
приобрела достаточно ясные очертания западных буржуазных СМИ.
Журналистов сегодня можно сравнить с духовными
пастырями, за, которыми следует наш доверчивый русский народ. Используя
всеохватность, непрерывность воздействия СМИ, особенно телевизионного вещания,
они обладают большим влиянием на умы людей, чем пастыри прошлых лет -
священнослужители, учителя. Влияние последних в настоящее время невелико:
церковь еще не возродилась до былой своей духовной мощи, а школа и авторитет
учителей разрушаются на глазах.
На этом фоне СМИ остаются одним из немногих социальных
институтов, который имеет достаточно сил продолжать сеять разумное, доброе,
вечное. В нынешних кризисных условиях очень важно, чтобы журналисты чувствовали
и понимали всю меру ответственности перед своей аудиторией за каждое написанное
и произнесенное ими слово. Только высокие созидательные, гуманистические цели
и правильно выбранные средства для их достижения могут остановить процесс
распада нашего общества, стабилизировать жизнь народа. И СМИ могут сыграть в
этом ведущую роль.
Литература
·
Актуальные проблемы
совершенствования СМИП. –Свердловск, УрГУ, 1986
·
Багиров Э.Г Место
телевидения в системе СМИП: Учебное пособие. –М: Изд-во МГУ, 1976
·
Буданцев Ю.П. Системность
в изучении массовых информационных процессов. –М: Изд-во Ун-та дружбы народов,
1986
·
Грабельников А.А. СМИ
постсоветской России. –М: Изд-во Российского Ун-та дружбы народов, 1996
·
Любивый Я.В. Современное
массовое сознание: динамика и тенденции развития/АН Украины, Ин-т философии.
–Киев: Наукова думка, 1993
·
Основы телевизионной
журналистики. –М: Изд-во МГУ, 1987
·
Поваляев С.А. Научная
информация: деятельность, потребности, мотивы. –Минск: Университетское, 1985
·
Прохоров Е.П. Введение в
теорию журналистики. –М: Изд-во «РИП - холдинг»,1998
·
СМИП. –М: ИНИОН, 1985
·
СМИ в современном
обществе: тенденции развития, подготовка кадров. –М: Изд-во Российского Ун-та
дружбы народов, 1995
·
СМИ в социалистическом
обществе. –М: Политиздат, 1989
·
Социологические проблемы
общественного мнения и деятельности СМИ. –М: ИСИ, 1979
·
Социология журналистики.
–М: МГУ, 1981
·
Социология и пропаганда.
-М: Наука, 1986
·
Шкондин М.В. Организация
СМИП. –М: Изд-во МГУ, 1985
·
Багдикян Б. Монополия
средств информации. –М: Прогресс, 1987
·
В зеркале критики: из
истории изучения художественных возможностей массовой коммуникации. –М:
Искусство, 1985
·
Вачнадзе Г.Н. Всемирное
телевидение. –Тбилиси: Ганатлеба, 1987
Страницы: 1, 2, 3, 4
|