При давлении России и особенно
Франции, имевшей свои финансовые рычаги в Мадриде, державы сумели добиться наделения
посредническими функциями именно Францию, после чего ее посланник в Вашингтоне
Ж. Камбон приступил к предварительным переговорам о мире.
26 июля Ж. Камбон вручил президент
США ноту испанского правительства от 22 июля, в которой оно выражало желание восстановить
мир между СМА и Испанией на основе урегулирования положения Кубы. При этом
французский посол заявил от имени испанского правительства, что последнее
готово уступить остров, так как его жители не готовы к независимости. Этот факт
говорит о том, что испанцы уже давно смирились с необходимостью потерять Кубу,
считая главным в сложившейся ситуации сохранить за собой Филиппины.
США к концу июля также находились не
в самом выгодном положении. В стране усилились антивоенные настроения,
вспыхивали скандалы, связанные с тем, что общественность узнала о том плачевном
состоянии, котором находилась американская армия на Кубе. Для того, чтобы эта
информация не дошла до Мадрида была установлена строгая цензура на все
сообщения в Европу. В связи со сложившейся ситуацией США были готовы к
заключению мира и с радостью приняли предложение о мирных переговорах.
Выдвигая свои контрпретензии США
опасались заявлять об аннексии Филиппин, так как, во-первых, там было мало
американских войск и повстанцы, узнав о вероломстве США могли запросто
разгромить, а во-вторых, свои виды на Филиппины имела Германия, флот которой
находился в Манилы и вел себя очень вызывающе. Поэтому вашингтонским кабинетом
была предложена расплывчатая формулировка в отношении судьбы архипелага. Не могли
себе позволить США аннексировать и Кубу. В этом случае им пришлось бы нарушать
официально принятую резолюцию конгресса, а не частную договоренность лидера
повстанцев (как это было в случае с Филиппинами). Кроме того, у американских
военных были все основания бояться кубинской армии, настроенной против
американцев.
Поэтому Мак-Кинли пришлось предложить
некий компромиссный вариант, устраивающий и американских аннексионистов, и
антивоенно настроенную общественность и часть конгресса, и кубинских повстанцев.
О Испании в тот момент никто и не думал, так как положение на Пиренейском
полуострове было хуже некуда: многомиллионные долги, французские банкиры,
которые не хотели давать Испании больше ни франка, собственные революционеры,
готовые в любой момент свергнуть династию, - Мадрид в конце концов принял бы
любые условия лишь бы закончить войну.
Мак-Кинли в своем ответе на
предложение Камбона выдвинул следующие требования: Испания отказывается от
контроля над Кубой; Пуэрто-Рико и несколько испанских вест-индских островов
должны отойти к США как компенсация за военные расходы; СШ уполномочиваются
оккупировать и удерживать Манилы с прилегающим заливом до заключения мирного
договора и определения статуса Филиппин.
Испания, конечно, возражала, но
Мак-Кинли безапелляционно заявил, что пункты один и два не обсуждаются,
обсуждение будет касаться лишь статуса Филиппин. 12 августа был подписан
предварительный протокол о перемирии, в котором было оговорено, что делегации
для обсуждения мирного договора должны будут собраться не позднее 1 октября в
Париже.
В октябре, как и было оговорено в
Париже начались переговоры. Испанская делегация во главе с М. Риосом получила
инструкции отстаивать Филиппины и не допустить чьего-либо протектората над
ними. Делегацию США возглавил бывший госсекретарь В. Дэй, которому было
поручено не допускать требований о каких-либо компенсациях за территориальные
потери Испании, а также требовать для себя по меньшей мере Лусона.
Основные споры вызвали условия
передачи США Кубы и Пуэрто-Рико (вопрос о долгах) и статус Филиппин. Испания
выдвинула три альтернативных предложения: за все территории в том числе и
Филиппины США должны выплатить компенсацию в 100 млн долларов; за часть
Филиппин, Кубу, Пуэрто-Рико и Каролингские острова Испания требовала 50 млн
долларов; готова отдать все свои владения, но вопрос о долгах бывших испанских
колоний метрополии будет рассматриваться на арбитражном суде.
США не приняли ни одного из этих
предложений. Испания пыталась прибегнуть к помощи европейских держав, но и на
этот раз они оставили теперь еще более слабую Испанию в одиночестве. В конечном
итоге, прибегнув к шантажу, США заставили Испанию подписать самый тяжелый из
всех возможных вариантов мира. 10 декабря Парижский мирный договор между США и
Испанией был подписан.
Парижский мирный договор.
По условиям
договора[116]
Испания отказывалась от суверенитета над Кубой, а США получали право на
оккупацию острова, возлагая на себя функции «жандарма», правителя и
организатора мирной жизни на острове. Испания уступала США остров Пуэрто-Рико и
другие острова, находившиеся под суверенитетом Испании в Вест-Индии, равно как
остров Гуам в Марианских островах. Испания уступала и Филиппины, за которые
США должны были уплатить лишь символическую плату в 20 млн долларов.
Однако так просто США не получили
Филиппины, им пришлось еще сильно раскошелится, подавляя ожесточенное
восстание, вспыхнувшее сразу после подписания мирного договора и продолжавшееся
еще в течение почти четырех лет. Причем, чтобы подавить его, американцы
переняли испанскую систему концентрационных лагерей и в жестокости не уступали
«мяснику Вейлеру».
В 1900 году было подписано добавление
к Парижскому договору - Вашингтонский договор о Филиппинах, по которому Испания
отказывалась от всех прав и притязаний на острова, прилегающие к Филиппинскому
архипелагу, но расположенные вне границ, указанных в третьей статье Парижского
договора.
Филиппинское восстание 1902.
Таким образом, США навязали Испании,
пользуясь критическим положением в стране, самые тяжелые условия. Испания
теряла все свои колониальные владения, которые переходили в руки Соединенных
Штатов. И если Куба формально и не являлась собственностью США, то это было лишь
на бумаге. На острове был установлен оккупационный режим во главе с генералом
Леонардом Вудом, а в 1901 была принята «поправка Платта»,. оформленная в виде
договора в Гаване в 1903 г. В соответствие с ней Куба не должна была заключать
никаких договоров с иностранными державами об уступке им своей территории, не
должна была брать в долг, если процент по задолженности был больше бюджета.
США сохраняли за собой право США на интервенцию. Кроме того, власти Кубы
обязывались уступить ряд территорий США для угольных станций и морских баз,
одна из которых – Гуантанамо, существует и сегодня.
Заключив такой договор с Испанией.
США значительно укрепили свое военно – стратегическое положение как с запада,
так и с Востока. Куба и Филиппины стали важными форпостами на пути к США. Кроме
того, Филиппины открывали перед США прекрасные экономические перспективы.
Во-первых, архипелаг богат полезными ископаемыми и природными ресурсами сам по
себе, густонаселен и поэтому является хорошим рынком сбыта для американских
товаров, кроме того, Филиппины оказались важнейшим перевалочным пунктом для
американской экспансии в Китай и на Дальний Восток.
8.
Заключение.
Испано-американские отношения
накануне и во время испано-американской войны 1898 года многогранны и
неоднозначны. Центром соприкосновения интересов государств в тот период,
безусловно, был остров Куба, чрезвычайно ценный для США как стратегическая база
и рынок сбыта, а для Испании, как одно из последних свидетельств былого
могущества и богатства. Ситуация на Кубе и вокруг нее и обуславливали характер
отношений между Испанией и США. Немаловажными факторами, также серьезно
влиявшими на эти отношения была международная обстановка и внутриполитическая
ситуация в США.
Еще с середины 19 века США начинают
присматриваться к острову, воспринимая его «как наиболее ценное дополнение,
которое можно сделать с федерации наших штатов». Но в середине 19 века позиция
Испании на острове еще не была такой катастрофической, а Англия и Франция,
также с интересом присматривающиеся к Кубе не оставляли США никаких шансов для
открытой борьбы за остров. В силу этого США стараются поддерживать интересы
Испании на острове, противопоставляя себя таким образом основным конкурентам,
разжигавшим восстания на острове, надеясь получить за благожелательную позицию
льготы от хозяйки Кубы.
С другой стороны, за спиной
официального правительства и, по всей видимости, при его молчаливой поддержке с
шестидесятых годов представители сначала рабовладельческих кругов, а позже
финансово-промышленных начинают поддерживать на Кубе выступления против
метрополии, сочетая контрабандную деятельность с легальным экономическим
завоеванием острова. Такой политикой США к середине 90-х гг 19 в добились того,
что Англия и Франция окончательно утратили свои позиции на острове, экономика
Кубы более чем на половину принадлежала американцам, а восстания против
колониального гнета не прекращались ни на день. В то же время к этому времени
положение Испании на острове становится угрожающим. Своей дискриминационной
политикой метрополия добилась того, что ее власть на острове не поддерживалась
даже богатой креольской верхушкой.
В 1895 начинается самое сильное
восстание под руководством Кубинской революционной партии во главе с Хосе
Марти. США официально объявляют о своем нейтралитете в этом конфликте. При этом
большинство исследователей. считающих, что объявленный нейтралитет остался лишь
на бумаге, несколько ошибаются. Существует достаточное количество убедительных
доказательств того, что правительство Кливленда старалось последовательно следовать
обозначенной линии. Безусловно, флибустьерские рейды к кубинским берегам,
провокационные заявления видных политиков, антииспанская кампания в прессе
имели место, но были организованы не по указанию правительства, не по его
молчаливому согласию, а, скорее, вопреки его воли. В тот момент США не могли
позволить себе вооруженное столкновение с Испанией, не предполагая его в
ближайшей перспективе. Максимум на что рассчитывал Кливленд за свою
благожелательную политику – несколько военных баз на территории острова и
экономические поблажки и поэтому старался сохранить дружественные отношения с
Испанией.
С приходом к власти Мак-Кинли многое
изменилось. Улучшилось финансовое положение США, наконец, был достроен
современный флот, улучшились отношения с Англией, а за спиной президента
оказались другие люди, желавшие другой политики. В этих условиях Мак-Кинли
берет курс на развязывание войны с Испанией, предъявляя все более жесткие
требования, санкционируя или одобряя провокации, закрывая глаза на поддержку
повстанцев. Но попытка развязать войну отнюдь не была самоцелью Мак-Кинли,
опять-таки вопреки мнению многих исследователей. Переписка президента и
посланника МША в Мадриде Вудфора свидетельствует о том, что до определенного
момента американское правительство было готово купить Кубу, не идя на военный
конфликт с Испанией.
В этот же период , вероятнее всего
осенью 1897, США окончательно решают, что в случае войны с Испанией они не
ограничатся завоеванием Кубы, планируя второй удар по Филиппинам, придавая им с
конца 1897 года не меньшее значение чем Кубе, но по определенным причинам
скрывая свои планы.
Успехи повстанцев заставляют США
поспешить с объявлением Испании войны: ультиматумы Испании с практически
невыполнимыми требованиями отправляются в Мадрид почти еженедельно, флот
приводится в боевую готовность и выводится на исходные позиции. 21 апреля
Мак-Кинли добивается своего: уставшая уступать, Испания объявляет США войну. К
этому моменту США не успели достойно подготовить лишь сухопутные силы, что
незамедлительно сказаться в течение недолгих боевых действий. За короткое
время силами флота и повстанцев, как кубинских, так и филиппинских, с которыми
сумела-таки договориться американская дипломатия США сумели победить Испанию и
навязать ей тяжелейшие условия мира.
Значение этой войны не только в том,
что США получили прекрасные базы и рынки сбыта для своих товаров и совсем не в
том, что США «показали всему миру империалистический характер совей политики» -
нет, главное значение этой войны в связи с современной обстановкой в другом.
Прежде всего, в том, что она стала первой крупной международной кампанией
американцев, своеобразной пробой сил, утверждением в качестве одного из
могущественнейших государств на международной арене. Она стала образцом,
азбукой для всех последующих кампаний американцев.
Для
испано-американской войны характерны все особенности и характерные черты
современной внешней политики США. Это и широкая общественная пропаганда
правильности своих действий, позиционирование себя с помощью демагогических
заявлений и политики «двойных стандартов» как главного мирового арбитра и
одновременно доктора, знающего (или по крайней мере уверенного, что знает) и
что такое хорошо, а что плохо, и как это надо лечить. Американская пропаганда и
в конце 19 века очень любила апеллировать к гуманным, общечеловеческим
ценностям, которые США готовы совершенно бескорыстно (также как и в 1898 году)
защищать.
Для достижения
своих целей США и сегодня не чураются и инсценировкой акций, наносящих ущерб
американским интересам (сегодня США бескорыстно готовы защищать и общемировые
интересы), и грубыми нарушениями норм международного права, и жестоким
подавлением выступлений несогласных с «правильным» курсом. Наконец, сегодня,
также как и в 1898 году мировое сообщество не может позволить себе
консолидировано выступить против инициативы США…
С другой стороны,
нельзя лишь критиковать США. Американская экспансия вкупе со своими дурными
проявлениями несет и положительные эффекты. Народы Филиппин и Кубы, несомненно,
получили заметно большую пользу от господства развитых США, нежели слабой и
отсталой Испании.
9. Примечания.
[1] Владимиров Л.С. Дипломатия США в период испано-американская войны 1898
года. М., 1957.
[2] Слезкин Л.Ю. Испано-американская война 1898 года. М., 1956, Владимиров
Л.С. Указ. соч.
[3] Кондратенко Р.В. Испано-американская война 1898 года. СПб., 2001.
[4] См. подробнее: Владимиров Л.С., Зорина А.М., Слезкин Л.Ю., Фонер Ф,
Шустов К.С. и другие указанные ниже работы.
[5] Ермолов Н.С. Отчет командированного к американским войскам на о. Кубу
полковника Ермолова. СПб., 1899; Жилинский Я.Г. Отчет командированного к
испанским войскам на о. Кубу полковника Жилинского. СПб., 1899
[6] Кондратенко Р.А. Указ. соч.
[7] Бюлов Б. Воспоминания. М-Л., 1934.
[8] Витте С.Ю. Воспоминания. Л., 1924, Т. 1.
[9] Мэхен Т. Стратегический разбор действий на море во время
испано-американский войны. СПб., 1899.
[10] Фонер Ф.С. Испано-кубино-американская работа и рождение американского
империализма, 1898-1902. М., 1977.
[11] Шустов К.С. Освободительная война на Кубе и политика США. М., 1970;
Жемчужина Антилл и янки. Алма-Ата, 1967; Куба в планах империализма США до и
после испано-американская войны (1895-1909). Автореферат. Алма-Ата, 1963;
Политика американских правящих кругов и позиции европейских держав в период
подготовки США испано-американская войны 1898 года//Сборник статей аспирантов и
соискателей Казахской СССР, 1963, вып. 3.
[12] Зубок Л.И. Империалистическая политика США в странах Карибского
бассейна. М-Л., 1948, с. 13.
[13] Там же, с. 14.
[14] Адамс Б. Экономическое господство Америки. М., 1900.
[15] Барраль Монферра. Указ. Соч. Соч. 65.
[16] История дипломатии. М-Л., 1945. Т.2, с. 140.
[17] Барраль Монферрв. Указ. соч., с. 64.
[18] Заславский Д.О. Указ. Соч. С. 179.
[19] Лан В.И. Классы и партии … Указ. соч. с. 174.
[20] Шустов К.С. Освободительная война на Кубе, с. 7.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|