Согласно
вероучению индуизма, боги бессмертны. Но есть два исключения. Первым
исключением является Ганеша, а вторым - Кама. Кама умер, испепелённый огненным
лучом разгневанного Шивы. Но потом по просьбе Парвати Шива сделал так, чтобы
Кама родился второй раз.
Загробная
жизнь в индуизме имеет два этапа. Первый этап называется сансарой. Второй -
выходом из сансары. Буквальный перевод слова “сансара” с санскрита звучит как
“странствование”. Наряду с санскритским термином “сансара” для обозначения
первого этапа загробной жизни в литературе используются также французское слово
“реинкарнация” и русское - “перерождение”. По своей сущности это переселение
души из одного тела (после его смерти) в другое.
Механизмом
сансары является карма (“поступок”, “деяние”). Карма - это закон перерождения,
согласно которому при преобладании хороших поступков человек получает хорошее
перерождение, при преобладании плохих - плохое перерождение. Индуисты в связи с
эти говорят: какова карма - такова и сансара. Если у вас хорошая карма, то
будет хорошая сансара. Хорошее перерождение - это тело здорового, богатого
человека со счастливой судьбой. Плохое перерождение - это тело или растения,
или животного, или человека больного, бедного и несчастного. По воззрениям
индуистов преступник в одной из следующих жизней становится жертвой того
преступления, какое он совершил. Вор будет обворован, насильник - изнасилован,
убийца - убит. Специфичными этапами сансары является пребывание душ людей в раю
(для праведников) или в аду (для грешников). После временного блаженства или
временных мучений души возвращаются в земную жизнь. Ад обозначается термином
“нарака”. Считается, что ад имеет несколько отделений (называют следующие
цифры: несколько тысяч, 50, 28, 21, 7 и 3) Чаще всего называется цифра 7, и в
этой связи сторонники индуизма говорят и пишут о “семи кругах ада”. В каждом
последующем отделении ада мучения становятся более сильными. Попавших в ад
изнуряют бессонницей, сбрасывают в реки с нечистотами, заставляют обнимать
раскалённое железо, дают на растерзание зверям, птицам и змеям, разрывают на
части, варят в кипящем масле, сжигают в пылающей яме... При этом несчастные
остаются живыми, для того чтобы продолжать мучиться дальше, пока не окончится
срок, определённый их плохой кармой. В какое именно отделение направить душу
умершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка царства мёртвых, бог Яма.
Второй этап загробной жизни для грешников - это попадание в последнее (чаще
всего: в седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в последнем
отделении ада выходит за пределы сансары. Сюда направляют самых закоренелых
грешников. Из предыдущих отделений ада души грешников рано или поздно, но
возвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения возврата нет. Здесь
души грешников находятся до конца “дня Брахмы” а с наступлением “ночи Брахмы”
уничтожаются.
Второй
этап загробной жизни для особо заслуженных праведников обозначается термином
“мокша” (“избавление”, “освобождение”). Мокша по своему существу - это слияние
душ особо заслуженных праведников с душой Брахмана. Это слияние означает выход
из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.
Европейский
термин "философия" в индуизме не имеет единого и однозначного
эквивалента. Ему соответствуют понятия брахма видья (знание абсолютного),
даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное
исследование). Множество важных философем, изложенных интуитивным языком,
находят уже в древних текстах. Но основной формой существования и развития
теоретической мысли были даршаны. Они делятс на ортодоксальные (признающие
авторитет вед) и неортодоксальные. Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ:
санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы в
индуизме - локаята и адживика. Становление даршан и их развитие происходило в
ситуациях диспута, полемики друг с другом, а также с буддистами и джайнами.
Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли друг друга.
Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и
комментирования базового текста.
Санкхья
(размышление, число, исчисление) разрабатывала систему онтологического
дуализма. В качестве двух вечных начал выделялась единая и изменчивая материя -
природа (пракрити), которая является основой мира, и вечные неизменные духовные
сущности (пуруши), воплощенные в живых существах. При нарушении равновесия трех
сил (гун) пракрити разворачивается в целый ряд типов сущего (таттв), которых в
санкхье насчитывается 25. Школа остается бездеятельным зрителем этих
материальных процессов. Школа разрабатывала также пути духовного освобождения
(отделенность духа от продуктов пракрити) и способы правильного познания.
Санкхья явилась теоретическим фундаментом йоги.
Восьмиязвенная
йога - одна из ортодоксальных даршан (вообще же слово йога имеет в санскрите до
20 значений). Как философская школа йога опирается на Йога-сутры Патанджали
(II-III вв. до н. э.). Он суммирует многовековой опыт практики развития йоги и
дает его осмысление.
Йога-даршана
разработала 8 стадий, ведущих к духовному освобождению: 1) отказ от пяти видов
неправедного поведения; 2) соблюдение пяти непреложных правил; 3) правильная
поза для сосредоточения; 4) управление дыханием; 5) отвлечение органов чувств
от их объектов; 6) сосредоточение внимания; 7) созерцание объекта,
удерживаемого вниманием и 8) просветление.
Все
движение системы направлено от изначального разрыва между духовной сущностью
человека и космической целостностью абсолюта к наиболее концентрированному
воплощению человеческой природы. Йога достигла большой глубины в трактовке
психологических категорий.
Основателем
ньяи (способ, метод, рассуждение) считается автор Ньяя-сутр Готама (III – II
вв. до н. э.). Становление школы происходило в острой полемике с будистами. В
центре интересов школы – методология мышления, развившегося позже в логику. В
теории познания ньяя признает четыре типа простых актов познания. Ложное знание
понимается как принятие одного объекта за другой.
В
системе традиционного образования ньяя считается одним из фундаментальных
предметов, наряду с грамматикой. Без ее освоения трудно понимать индийские
философским тексты.
Новая
ньяя (навья-ньяя) основана в XIII в. Логиком Гангешей. Школа занимается
исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.
Главным
предметом рассмотрения школы вайшешика была реалистическая онтология. В учении
о бытии выделялись два пласта (космологический и рефлексивный). У Прашастапады
реально сущее имеет 6 видов, позже было добавлено 7-е - отсутствие (небытие).
Детально разработана также атомистическая теория материи.
Миманса
(или пурва миманса - первое или раннее исследование) изучала и обосновывала
ритуал, восходящий к ведийской традиции. Миманса сложилась на гребне
брахманизма как религии жертвоприношения и составила его саморефлексию и
философское осмысление. Миманса - единственная даршана, которая не
интересовалась освобождением от сансары.
Главная
тема веданты и ее направлений - соотнесение абсолютного и мира, абсолютного и
человека, пути освобождения от сансары и т.п.
Направления
школы различались решением вопроса об отношении атмана и брахмана.
Вишнуизм,
одно из двух главных (наряду с шиваизмом) течений в индуизме, распространено
главным образом в Северной Индии. Вишнуиты почитают Вишну как верховного
всемогущего Бога.
Вишнуизм
как самостоятельное направление в индуизме оформился примерно в V—VII вв. Его
истоки возводят к Ведам, а иногда и к более архаичному протоиндийскому периоду.
В Ведах Вишну – незначительное божество, один из соратников Индры в его
демоноборческих подвигах. Его главное деяние – три шага, которыми он охватил
всё мироздание. Это деяние обычно соотносится с солярностью Вишну или
трактуется космогонически как установление тройственного пространства мира
(земли, неба и промежуточного пространства).
В
послеведийский период эволюция мифологического образа Вишну идёт по двум
основным линиям: усиливается монотеистическое начало и происходит циклизация
разнообразных мифов, складывающихся в единый мифоритуальный комплекс.
Начиная
с брахманического периода роль Вишну возрастает. Он отождествляется с
жертвоприношением как с одной из космогонических сил. В Упанишадах (завершающей
части Вед) намечается связь Вишну с идеалом конечного освобождения от тягот бытия.
Так произошёл переход к иной стадии в развитии вишнуизма, наиболее подробно
отображённой в эпосе Махабхарата, где мифологический образ Вишну становится
сложным и многоплановым, приобретая черты и качества популярных культов и
становясь божеством общеиндийского масштаба. В сферу его культа втягиваются
различные локальные божества и верования. Они становятся аватарами
(воплощениями) Вишну.
В
Бхагавата-пуране называются 24 аватары, из них наиболее популярны 10: в виде
рыбы, черепахи, вепря, человеко-льва, карлика, Парашурамы (легендарного
брахмана-воителя), Рамы, Кришны, Будды и Калки. К VI в. представления об
аватарах оформляются как целостная концепция. Главный смысловой мотив всех
аватар – освобождение земли от груза грешников и поддержание праведников.
Основы концепции аватар отражены в Бхагавад-гите – ключевом тексте
индуизма. Аватары других богов рассматриваются в вишнуитских школах как бытийно
вторичные, производные от монистического бога Вишну.
На
рубеже новой эры складывается религиозная доктрина бхагаватизма, воплотившаяся
наиболее выразительно в Бхагавад-гите. На смену безличному Абсолюту – началу и
основе вселенной пришёл личностный Бог, к которому адепт испытывает
всепоглощающую эмоциональную привязанность. Важной частью бхагаватизма стало
почитание аватар, особенно Рамы и Кришны. Отождествлением Вишну и Кришны
завершилось в основных чертах формирование собственно вишнуитской идеологии.
Эмоциональная
преданность (бхакти) адепта Вишну и его основным аватарам получила культовое
оформление и вылилась в самостоятельное направление в вишнуизме. Оно зародилось
на дравидском юге в VIII–IX вв. и известно главным образом благодаря культовой
поэзии 12 поэтов-альваров. Созданный ими грандиозный поэтический комплекс
«Налайира тиввияп пирабандхам» («Божественные гимны из четырёх тысяч стихов»)
стал своеобразной «вишнуитской ведой». В их культовой поэзии содержится ряд
теологических и философских идей. Многие храмовые ритуалы и праздники в Южной
Индии до сих пор сопровождаются пением гимнов альваров.
Северное
бхакти, зародившееся позже южного (примерно в XIV–XV вв.), в своей основе имело
почитание двух аватар – Рамы и Кришны. Особенно значимым в последующей истории
индуизма было влияние вишнуитского проповедника – гуру Рамануджи (XII в.). Его
последователями были Рамананда и Кабир (XV в.). Вишнуитская традиция бхакти
сохраняла и развивала представление о «явлении» божества своему адепту.
Поэт-мистик
Кабир, считающий себя последователем Рамананды, основал секту кабир-пантхи. Как
и все бхакты, он отрицал значение внешней обрядности: общение с божеством
целиком вовлекалось в сферу эмоциональных переживаний, мистических озарений и
т. п. По представлениям вишнуитов Бог дарует освобождение от уз сансары,
откликаясь не на ритуальный жест, а на зов любящего и преданного сердца бхакта.
Демонстрируя любовь и единение перед лицом божества, вишнуиты устраивали
собрания, торжественные шествия, коллективные посещения храмов. Наиболее
адекватной и угодной Богу формой проявления религиозного чувства считалась
песня, гимн (киртаны и бхаджаны).
Вишнуитские
общины были открыты для всех и отменяли кастовые запреты, но отмена соблюдалась
лишь во время некоторых ритуальных церемоний. В целом же разобщённость и
замкнутость общин уподобляла их кастам. С XVII в. вишнуитские общины стали превращаться
в образования, где вера в личного Бога наложилась на общепринятый индуистский
стандарт, образовав ещё один вариант вероучения в рамках, допускаемых
традицией.
В
период кризиса и распада Могольской империи различные направления бхакти легли
в основу антимогольских выступлений. Позже, в религиозно-реформаторских
течениях XIX в. получили дальнейшее развитие заложенные в бхакти реформаторские
идеи.
Основная
форма почитания божества у вишнуитов называется пуджа. Она может иметь как
домашний, так и храмовый характер. Пуджа совершается обычно перед освящённым
изображением божества. Она начинается с гимнов и жестов, приглашающих Вишну или
его аватару. Затем изображению божества подносят воду для символического
омовения и ароматические вещества, его украшают цветами, воскуривают
благовония, раскачивают светильники и т. п. В качестве жертвоприношения
подносят еду и цветы. Угодными Вишну и всему кругу божеств, с ним связанных,
считаются листья и ветви деревца туласи. Из его древесины делают и вишнуитские
чётки – туласи-мала. Деревцо туласи и само по себе является объектом почитания
вишнуитов; ему совершают возлияния, читают молитвы и мантры, поют гимны,
танцуют вокруг него. Равнозначным пудже считается исполнение прославляющих
божество гимнов. Первостепенное значение придаётся джапе – повторению имени
божества или соответствующей мантры (магического заклинания). Нередко джапа и
сама по себе приравнивается к пудже.
Священными
для вишнуитов являются чёрные камни – шалаграмы (аммониты, речная галька,
окаменевшие ракушки); они считаются воплощениями самого Вишну.
Из
вишнуитских храмов наиболее известны два храма – «Вишну на змее Шеше» в
Тамилнаде и Керале. Бо́льшая часть вишнуитских храмов посвящена Кришне.
Храмовые ритуалы, как праздничные, так и ежегодные, отличаются по всей стране
большим разнообразием.
Общая
численность сторонников вишнуизма около 500 млн. человек (примерно 70% всего
индуистского населения Индии). Вишнуиты преобладают в большинстве индийских
штатов (Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Андхра-Прадеш и др.).
Шиваизм,
одна из двух основных ветвей индуизма. Названа по главному божеству – Шиве.
Истоки
мифологического образа Шивы восходят к протоиндийской (хараппской) цивилизации
(3–2-е тыс. до н. э.). В генетическом предшественнике Шивы этого периода,
условно названном прото-Шивой, были заложены две контрастные характеристики —
эротизм и аскетизм, которые на протяжении последующих десятилетий были
отличительной чертой индуистского Шивы. В ведийский период прямым предком Шивы
было зловещее стихийное божество – Рудра. Культ Рудры-Шивы в ведах выявлен
слабо, причём он засвидетельствован в наименее арианизированных областях.
Со
временем Шива становится одним из основных божеств пантеона, его культ
приобретает всё бо́льшую популярность.
В
первые века христианской эры почитание Шивы приобрело регулярный храмовый
характер. Цитадель шиваизма – дравидоязычный юг Индии. На юге Шива стал
отождествляться с богом – покровителем городского населения.
Для
своих приверженцев Шива – великий единый бог, который объемлет собой всю
Вселенную, пребывая в ней и во всём сущем. Вездесущий бог проявляется в пяти
главных манифестациях и потому часто изображается пятиликим.
Шиваизм
сложился как значительное самостоятельное направление в индуизме,
противопоставляющее себя вишнуизму. Появились собственно шиваитские священные
тексты («пураны», «агамы»). Шива как бог-разрушитель вошёл в триаду главных
индуистских богов вместе с Брахмой – творцом мира и Вишну – его хранителем. Для
шиваитов же он – не только разрушитель мира, но и его творец и сохранитель, то
есть воплощение всех божественных функций главных индуистских божеств.
Всё
бо́льшую роль стала играть супруга Шивы, выступающая под разными именами –
Кали, Ума, Дурга, Парвати. Женское начало стало самостоятельным элементом
культа и требовало своих обрядов, священных текстов, способов медитации.
Отличительный
внешний признак шиваитов – горизонтальные полосы и трезубец, которые они
наносят на лоб и тело; иногда покрывают себя пастой из пепла.
В
качестве жертвоприношения Шиве подносят листья растения бильва, вид дикой
яблони. Подносят ему также «пять даров коровы»: молоко, масло, простоквашу,
мочу и навоз, а также пепел, который считается священным.
Чаще
всего Шива почитается в виде фаллического символа – «линги». Он истолковывается
как символ не только плодородия, но и творческой мощи бога, воплощая в себе
активное одухотворённое начало Вселенной. «Линга» (лингам) используется как в
обрядовой, так и в медитационной практике, составляя существенный элемент
йогической тренировки.
Важной
частью шиваитских богослужений является ритуальный танец, пляска. Он входит в
праздничные церемонии, домашние и храмовые обряды. В прошлом с танцами,
исполнявшимися в честь Шивы, был связан институт храмовых танцовщиц –
«дэвадаси». Существенной чертой культа шиваизма является и музыка.
Самый
значительный праздник шиваитского цикла – Шиваратри (ночь Шивы). Он
празднуется шиваитами каждое новолуние, но особенно торжественно – в 13-ю ночь
тёмной половины месяца магха (январь – февраль). Главный ритуал праздника –
осыпание лингама листьями дерева бильба. Предписывается также пост и повторение
имени Шивы. В ряде областей почитание «линги» сопровождается экстатическими
плясками и оргиями.
Поклонение
Шиве нередко сосуществует с древними местными верованиями, особенно в глухих
сельских уголках. Вообще же культ Шивы и божеств его круга имеет много
практически необозримых исторических и локальных вариаций. Шиве, как и Вишну,
посвящены сотни больших и малых храмов. Самые знаменитые: храм танцующего
Шивы-Натараджи в Дамбараме (Тамилнад), Кедарнатха в Гималаях и др.
Шиваизм
распадается на несколько течений – сект. Наиболее популярны среди них лингаяты,
капалики, пашупаты, натхи и некоторые другие. Численность последователей шиваизма
– 198 млн. человек (25% всех индуистов). Шиваизм особенно широко распространён
в штатах Тамилнад, Орисса, Ассам, среди индуистов штата Джамму и Кашмир.
Индуизм
всегда оказывал огромное влияния на политическую и культурную жизни Индии.
Связь индуизма с национальными традициями обусловила некоторые формы
национально-освободительной борьбы, как, например, движение за гражданское
неповиновение, борьбу под лозунгом «свараджа» («своего правления»). Лозунг
«сварадж» был особенно популярен. Выдвинутый Даянандой, он был активно
поддержан М. Ганди (1869-1948) и стал одной из основ борьбы за независимость
Индии. Лидеры этого движения, в первую очередь М. Ганди, видели в религии
могучее средство борьбы за достижение политических целей.
Ганди
глубоко чтил религиозные принципы и традиции Индии. Однако религиозность не
была главным в его деятельности. Резко выступая против реакционных пережитков
индуизма, против системы кастовых привилегий, за равноправие женщин, право на
замужество для вдов и т. п., Ганди умело брал из индуизма то, что
способствовало достижению прогрессивных политических целей, укрепляло и
объединяло всех индийцев перед лицом колонизаторов.
Махатма
Ганди пытался сочетать такие традиционные индуистские добродетели, как
ненасилие и аскезу, со стремлением к национальной независимости и
социалистическими идеями в экономике. Ганди придавал большое значение
нравственной стороне учения Бхагавадгиты, в особенности концепции бескорыстного
действия. Даже основной принцип его политики, восходивший к устоям индуизма, -
ненасилие - в трактовке Ганди имел достаточно активное звучание и сыграл, как
известно, заметную роль в успехах национально-освободительного движения в
Индии.
Преемник
Ганди на посту признанного лидера индийского национально-освободительного
движения Джавахарлал Неру (1889-1964) не был человеком религиозным. Он был
одним из тех современных политических деятелей стран Азии, чье имя и
деятельность навсегда связаны с борьбой развивающихся стран за национальное
освобождение и прогрессивные преобразования. Однако и в его политической
практике индуизм и отношение к нему не могли не играть весьма существенной
роли. И это вполне понятно, ибо индуизм для Индии не столько религия, сколько
культурная традиция, образ жизни страны и народа. Неру часто оперировал таким
понятием, как «национальный дух», он придавал большое значение «духовным
традициям» «староиндийского идеала», который оставался фундаментом Индии.
Религиозные
традиции, и особенно традиции индуизма, играют огромную роль и в современной
политической жизни Индии, когда противоборствующие силы на политической арене
нередко апеллируют к различным сторонам национальной культуры. Наиболее
реакционные силы пытаются возродить самые отсталые и консервативные стороны
индуистской традиции. Более умеренные опираются на реформированный индуизм,
который в различных формах неоиндуизма, модернизированного и упрощенного в
своей обрядовой практике, ныне занимает видное место в современной
религиозно-культурной жизни Индии.
Индуизм
вновь "втянул" в себя нововведения реформаторов, вписав их в контекст
традиционных взглядов. Сложнейшая религиозная система индуизма гибко и
податливо сочетает в себе самые противоположные крайности и умело приспосабливается
к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя
необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и
облекаться в самые причудливые формы, индуизм обладает удивительной
способностью порождать новые секты и течения, которые при этом не вступают в
противоречие с его основным мировоззренческим ядром, и, как бы возрождаться из
самого себя.
Однако
вся эта пестрота и, казалось бы, несовместимые противоречия существуют в единых
общих рамках, которые позволяют говорить об индуизме как о самостоятельной и
цельной религиозной системе с общими мировоззренческими установками. При всей
кажущейся аморфности и расплывчатости, индуизм всегда оставался исключительно
стабильным. Подобно магниту, он втягивал в свое поле другие культы, поглощал, в
той или иной форме, чужих богов, приспосабливал к своим нуждам и взглядам иные
мифо-ритуальные воззрения и, тем самым, обеспечивал себе прочное и долговечное
существование, выдержав конкуренцию с буддизмом и другими религиями,
существовавшими на территории индийского субконтинента.
Прежде
всего, он не является конфессиональной, логически организованной системой,
специфические черты которой можно легко перечислить и, тем самым, выявить его
своеобразие. Индуизм - конгломерат самых разнообразных идей, течений, сект,
направлений, которые сосуществуют в пределах некоего целостного образования и
радикально не противоречат его базовым установкам. В индуизме нет и не может
быть еретических форм (в привычном нам христианском смысле), противостоящих
истинной ортодоксальной вере. В нем нет и доктринальных ересей, так как нет
четкой зафиксированной единой центральной доктрины. Каждая форма и каждый культ
обладает известной этической ценностью.
Как
религиозному мировоззрению, индуизму присущ плюрализм, и он проявляется не
только в духовных дифференциациях, но и в социальных (кастовая система), а
также в пространственных и временных: они сказываются во множестве локальных
традиций и в приурочивании религиозной жизни ко всем возрастам человека.
Множественные характеристики объединяютсяя общим руслом традиционной культуры и
принципами жизни, обязательными для всех индусов.
Как
видим, индуизм - это очень сложная и многогранная религия. Как религиозному
мировоззрению, индуизму присущ плюрализм, и он проявляется не только в духовных
дифференциациях, но и в социальных (кастовая система), а также в
пространственных и временных: они сказываются во множестве локальных традиций и
в приурочивании религиозной жизни ко всем возрастам человека. Множественные
характеристики объединяютсяя общим руслом традиционной культуры и принципами
жизни, обязательными для всех индусов.
В
индуизме отсутствует единый организующий стержень. Вот почему среди его
приверженцев встречаются пантеисты и политеисты, монотеисты и агностики и даже
атеисты. Как считают Дж. Макдауэл и Д. Стюарт, индуизм – это «сложный комплекс
религиозных и философских воззрений, а также предписаний, регламентирующих все
права и обязанности человека от рождения до смерти. Большое место в нем
отводится обрядности».
Эксперт
в области мировых религий профессор Нинан Смарт так говорит о различиях
современных индуистских систем: «Меня могут спросить: какова же сущность
индуизма? Трудный вопрос. Есть индуисты ортодоксальные, отрицающие
существование бога. Есть другие, которые, не отрицая бога, отводят ему
второстепенную роль производной или иллюзорной формы Абсолюта. Что же общего в
индуизме среди такого разнообразия богословских взглядов? Безусловно, учение о
перевоплощении человека и вечности души. Образ мира, в котором бессмертный дух
внутри человека пребывает вечно через цепь перевоплощений, доминировал в
индийском сознании почти три тысячи лет. Кроме того, сложная социальная
структура на полуострове в течение долгого времени способствовала формированию
потребностей религии».
В
Индии имеются многочисленные религии и верования, в том числе и все мировые –
буддизм, ислам, христианство - но, тем не менее, она была и остается по
преимуществу страной индуизма. Именно вокруг него во все века строилось ее
культурное, политическое и социальное единство.
Сегодня
основные идеи Индуизма лежат в основе таких современных культов как
Международное общество сознания Кришны (МОСК), Миссия Божественного света,
Трансцендентная медитация и им подобных. В настоящее время насчитывается около
700 миллионов последователей этой религии. Это преимущественно народы,
населяющие Индию, Непал и Шри-Ланку. Индуизм породил религии джайнизма и
буддизма и вместе с исламом лег в основу возникновения сикхизма. Идеи индуизма
– напрямую или опосредованно, через буддизм – получили широкое распространение
во многих странах, сначала Востока, а потом и Запада.
Переосмысление
учения индуизма способствовало образованию многих культов и верований. Они
продолжают появляться и распространяться и в наше время.
1.
Альбедиль М.Ф. Программа курса "Индуизм":
(2 семестра) // Вест. Рус. христиан. гуманит. ин-та. - СПб, 1997. - №1. -
С.251-265.
2.
Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб.
пособие для вузов. - 3-е изд., перераб и доп. - М., Кн. дом
"Университет", 1998. - 426 с. - Указ. имен, терм. и назв.: С.
411-420.
3.
Глушкова И.П. Ганеша [Культ Ганеши в Китае, Непале,
Японии и Индонезии] // Азия и Африка сегодня. - М., 1997 - №7. - С.66-69.
4.
Глушкова И.П. Трансформация традиции в пределах
единого священного пространства // Восток=Orients. - М., 1997. - №3. - С.33-44.
- Формирование религиозной традиции в индуизме. Традиция с точки зрения святого
места - тиртхи и кшетры - в контексте индуизма.
5.
Голованов А.Э. Неоиндуизм и его влияние на молодежь
Запада и России // Восток=Orients. - М., 1996. - №5 - С.130-143.
6.
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Алаев Л.Б.,
Алиханова Ю.М., Альбедиль М.Ф. и др.; Под общ. ред Альбедиль М.Ф., Дубянского
А.М. - М.: Республика, 1996. - 576 с. - Предм. указ. / Сост. Вечерина О.П.
7.
Найп Д.М. Индуизм / Пер. Иванова Д.А. //
Религиозные традиции мира. - М., 1996. - Т.2. - С.119-162.
8.
Оранская Т.И. Современное реформаторское ведийское
учение в Индии // Вестн. Восточ. ин-та=Acta Instutionis orientalis. - СПб.,
1995. - Т.1, №2. - С.64-78.
9.
Рождественская Е.С. Происхождение ведийских богов
// Вторая научная конференция студентов и преподавателей Восточного ин-та. -
Владивосток, 1997. - С.76-77.
10.
Рыбаков Р. Индуизм //Наука и религия. - М., 1997. -
№6. - С.2-5.
11.
Снежина И.В. Мифология Ригведы // Вторая научная
конференция студентов и преподавателей Восточного ин-та. - Владивосток, 1997. -
С.73-74.
12.
Эканатх Дас. Духовные аспекты жизни ведического
общества // Время великого синтеза: Религии. Науки. - М., 1996. - С.112-117.
13.
Салтыков А. Д. Индуизм: религии, искусство,
повседневность Религии. Науки. - М., 1998.
14.
Ким Кнотт. Индуизм. // Весь Мир – М. 2001
15.
«Википедия» - Свободная энциклопедия:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Индуизм
Страницы: 1, 2, 3, 4
|