Такой
переворот в религиозных воззрениях отражал переворот в реальной жизни. В Индии
существовали и существуют касты (другое название: варны).
Касты (варны) - это группы людей,
принадлежность к которым определяется рождением.
Каста
определяет место человека в индийском обществе, его положение, права,
поведение, даже его внешний облик, включая одежду и знаки на лбу или
драгоценности, которые он носит. Каста во многом определяет и круг ритуальных
обязанностей индивида, его религиозную активность. Чем выше каста, тем больше
внимания, во всяком случае теоретически, согласно принятым нормам, человек
обязан уделять ежедневным обрядам у домашнего алтаря, необходимым поклонам,
воскурениям, подношениям, мантрам и т. п. Кастовые запреты в Индии имеют
характер табу и снимаются лишь в редких случаях. Например, принято считать, что
«рука ремесленника всегда чиста», т. е. что пользоваться продуктами ремесла
можно вне зависимости от касты ремесленника. За нарушения кастовых норм следуют
строгие наказания и мучительные обряды «очищения» провинившегося.
В
прошлом принадлежность к той или другой касте определяла, каким видом
деятельности должны заниматься люди (сейчас власти борются с этим обычаем, но
не всегда успешно). Привилегированной кастой были брахманы. Только они одни
могли быть служителями культа. Их покровителем считался и считается бог Брахма.
Именно поэтому слово “брахман” (в переводе с древнеиндийского языка,
называемого санскритом, - “отражение воли Брахмы”) обозначало одновременно и
человека из данной касты, и служителя культа.
Брахманы
в древней Индии обладали большими преимуществами. Кроме монополии на
профессиональную религиозную деятельность, они обладали ещё и монополией на
педагогическую и научную деятельность. Эти три вида профессиональных занятий
приносили им большие доходы. Но, кроме того, они имели ещё право на присвоение
половины всех налогов, которые получали светские власти. Привилегированное
положение брахманов в обществе отразилось и в религии того времени. Покровитель
их касты и профессии служителей культа, которая монопольно принадлежала этой
касте, бог Брахма, считался одновременно и верховным богом. Брахма своим
сверхъестественным могуществом как бы закреплял те материальные привилегии,
которые в реальной жизни имели брахманы. Представители трех других основных
каст (кшатрии, вайшьи и шудры), недовольные сложившейся ситуацией, совершили
социальный переворот. Брахманов лишили права присваивать себе часть налогов,
лишили их и монополии на педагогическую и научную деятельность. Все, что им
оставили, - это право быть служителями культа.
Вместе
с тем и в связи с этим три другие основные касты добились и понижения статуса
бога Брахмы. Брахманы перестали быть самым привилегированным слоем общества, и
их бог-покровитель перестал рассматриваться как верховный бог. Конфессии в
индуизме. Общее количество конфессий в индуизме неизвестно. Но основными
являются две: вишнуизм и шиваизм. Вероучения основных конфессий индуизма
совпадают во всем, кроме ответа на вопрос, кто из богов является главным.
Вишнуиты верховным богом считают Вишну, шиваиты - Шиву. Вишнуизм и шиваизм -
это самые большие и примерно равновеликие конфессии. В них входят примерно по
40 процентов всех индуистов. Вишнуитские общины находятся по преимуществу на
севере Индии, шиваитские - на юге Индии. Третьей по величине индуистской
конфессией является шактизм. Шактисты поклоняются верховной богине, которая
имеет несколько имён и одно из них - Шакти. В шактистские общины входит
примерно 8 процентов всех индуистов. Они по преимуществу расположены в Бенгалии
(это северо-восточная часть Индии) и на юге Индии.
Если
в индуизме и можно обнаружить какие-то отличия в вероучении, то, скорее, не
между конфессиями, а между различными храмами одной и той же конфессии.
Особенности организации индуизма порождают и некоторые особенности в его
вероучении. В индуизме масштабы религиозной организации ограничиваются рамками
храмов. Ни одна конфессия не имеет централизованного руководства даже в
масштабах штата, не говоря уже о стране в целом. Поэтому индуизм не имеет ни
церковных соборов, которые принимали бы какие-то руководящие решения, в том
числе и по вопросам вероучения, ни централизованной руководящей религиозной
прессы. Конечно, брахманы всех храмов, в конечном счёте, опираются на одну и ту
же священную литературу. И это обеспечивает единство в главном. Однако
священные книги нуждались в прошлом и нуждаются сейчас в их толковании. И в
чем-то толкование было и остается различным. А это значит, что положения
вероучения в толковании брахманов разных храмов в чём-то несущественном могут
отличаться друг от друга.
Лотос
- один из древнейших и ведущих символов индуизма. Его цветы ракрываются при
свете солнца, а многочисленные лепестки напоминают его лучи. Вот почему лотос
стал эмблемой солнца и животворной космической силы, несущей жизнь, а также
незапятнанной чистоты и духовного совершенства. Лотос стал символом и атрибутом
многих солнечных божеств - Сурьи, Вишну, Лакшми, которые часто изображаются
восседающими на лотосовых тронах. Как символ плодородия он связан и с
Богиней-матерью, передавая образ творящего лона и особой сакральной силы. Часто
используются в иконографии розетки, медальоны и орнаменты с лотосами.
Янтра
(букв. амулет, магический рисунок) - диаграмма, которая может обозначать
божество или служить своеобразной картой, помогающей освоить или усилить
медитацию. Для обращения к каждому почитаемому божеству предписывается
определенная янтра.
Свастика
- знак благопожелания и благоденствия. Свастика представляет собой крест с
концами, загнутыми по часовой стрелке или против нее (право- и левостороння
свастика). Правостороння свастика расценивается как благопожелательная, левая -
как злонамеренная. С глубокой древности свастика была знаком солнца и света, а
значит, жизни и благоденствия.
Ом
- звук и слог, его изображающий, с древности использовался, как несущий благо.
Является символом тотальности, вселенской целостности и непрерывности;
считается источником всех звуков и главной мантрой. Его смысл стремятся постичь
йоги в глубокой медитации; его произносят в начале и в конце всех значимых дел,
в заглавиях текстов и т.п.
В
вероучении индуизма можно выделить четыре основных положения:
1. о священных книгах,
2. о сверхъестественных существах,
3. о душе,
4. о загробной жизни.
В
индуизме в качестве священных почитается большое количество книг-томов. Точная
цифра неизвестна, но во всяком случае их несколько сотен; они делятся на две
группы.
Первая группа называется шрути, (“услышанное”)
вторая - смрити (“запоминаемое”). (Все термины в индуизме озвучены на
санскрите.) Авторами книг-шрути являются боги. Но они авторы в особом смысле.
Книги-шрути никто не создавал. Они возникли сами собой вместе с возникновением
богов. Книги-шрути возникли не как книги, а как знания, которые находились в
головах богов. Боги чудесным образом передали эти знания риши (мудрецам). А
риши записали эти знания в виде книг.
По
своему содержанию книги делятся на семь групп. Первая группа - Веды (“Знание”)
Это 4 книги-тома. Основным содержанием Вед являются тексты религиозных песен,
тексты заклинаний и описания религиозных обрядов.
Вторая группа священных книг - Брахманы
(“отражение воли Брахмы”). Это несколько десятков книг-томов. По содержанию это
комментарии к Ведам, в основном культового характера. Считается, что их
содержание через служителей культа и для служителей культа передал бог Брахма.
Третья группа - Араньяки (“Лесные книги”).
Несколько десятков книг-томов шрути. Содержание: правила поведения для
отшельников, рассуждения о сущности обрядности.
Четвертая группа - Упанишады (“Тайное
учение”). Название объясняется тем, что в прошлом учение, заключённое в этих
книгах, передавалось только брахманам и их ученикам. Буквальный перевод звучит
так: “рядом”(упа) и “внизу”(ни) “сидящим” (шады). Рядом и внизу, т.е. у ног
учителя-брахмана, сидели его ученики. По своему содержанию это
религиозно-философские комментарии к Ведам.
Пятая группа - Пураны (“Древние предания”).
Это несколько десятков книг-смрити. Наиболее древние пураны первоначально
существовали в устной форме.По содержанию это рассказы о богах.
Шестая группа - это одна книга-произведение:
поэма под названием “Махабхарата” (“Великие бхараты”; бхараты - это название
народа в Индии). В поэме около 100 тысяч двустиший. “Махабхарата” делится на 18
частей, которые тоже называют “книгами”. Книги-части имеют разную величину: от
320 двустиший до 14372-х.
Седьмая группа - это опять одна
книга-произведение и опять поэма. Её называют “Рамаяна” (“Сказание о Раме”).
“Рамаяна” состоит из 24-х тысяч двустиший. “Рамаяна” делится на семь частей,
которые обычно печатаются в одном томе.
Индуисты
верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов.
Хотя боги занимают в иерархической лестнице сверхъестественного мира
значительно более высокое положение, чем демоны, мы всё же начнём
характеристику сверхъестественных существ с демонов, ибо такой порядок рассказа
более удобен в методическом плане. Демоны. Демоны делятся на три вида: асуры
(“небоги”), ракшасы (“те, кого сторонятся”), пишачи (перевод неизвестен). Асуры
- противники богов, а ракшасы и пишачи - противники людей. Ракшасы вредят людям
всеми возможными способами, а пишачи - главным образом через болезни, которые
они насылают на людей. Функции демонов: творить зло, быть противниками богов,
быть противниками людей. Но среди демонов встречаются и такие, которые
совершают отдельные добрые поступки.
Демонов
много: их количество исчисляется миллионами. Демоны имеют плоть и пол. В
обычном виде они выглядят уродливо, но для осуществления своих коварных планов
могут приобретать облик мужчин и женщин. Демоны смертны: их тела погибают в
сражениях с богами и людьми, а их души - вместе с гибелью Вселенной. Иногда
люди воспринимают демонов органами чувств, иногда не воспринимают. Но если в иудаизме
(а также в христианстве и исламе) делается акцент на то, что в подавляющем
большинстве случаев люди демонов не видят и не слышат, то в индуизме такого
акцента нет. Демоны делятся на старших и младших. Главного демона зовут Бали.
Он вместе со многими другими демонами живёт в подземном царстве.
Боги. В священной литературе в разных местах
указывается разное количество богов: и 33, и 333, и 3306, и 3339. Практически
наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов. Боги - это верховные
сверхъестественные существа, управляющие миром. Как и в любой другой
политеистической религии, каждый из богов имеет свои специфические функции.
Одни боги выглядят как обычные люди, но, как правило, огромного роста, другие -
в основном как люди, но с какими-то особенностями в строении организма (четыре
руки, три глаза и др.), третьи - как животные (например, как обезьяны),
четвёртые - как полулюди-полуживотные (например, царь птиц Гаруда изображается
с головой и крыльями орла и с туловищем человека). Один из богов (Брахман)
вообще не имеет видимого тела.
Боги
требуют поклонения, которое обозначается словом “пуджа”. Богам поклоняются в
храмах и дома, перед семейным алтарём. Пуджа включает в себя пробуждение богов
утром музыкальными звуками перед их изображениями (например, звоном
колокольчиков), приношение изображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы
и др. Девять наиболее почитаемых богов можно разделить на три тройки.
В
первую тройку входят верховные боги. Два из них сейчас почитаются как верховные
боги (Вишну и Шива), один как верховный бог почитался в прошлом, в предыдущей
религии (Брахма).
Во
вторую тройку входят их жёны (Лакшми, Парвати, Сарасвати). В третью тройку
входят боги, хотя и не верховные, но очень уважаемые индусами (Брахман, Ганеша,
Кама).
Вишну
(“проникающий во всё”, “вездесущий”) - верховный бог в вишнуизме . Кроме
функции быть верховным богом, у него есть ещё две специфические функции.
Во-первых, он - охранитель Вселенной. Вселенную создаёт Брахма, но созданную
Вселенную надо охранять и от преждевременного разрушения, и от захвата власти
над Вселенной демонами, что и делает Вишну. Во-вторых, он - помощник людям в
решении их жизненных проблем.
Вишну
чаще всего изображается (и на рисунках, и в скульптурах) в виде четырёхрукого
мужчины. В одной руке у него боевая раковина (он трубит в неё во время
сражений), во второй - палица, в третьей - чакра (метательное оружие в виде
металлического диска), в четвёртой - цветок лотоса. Оружие в трёх руках
символизирует готовность Вишну бороться с силами зла, цветок лотоса
символизирует его любовь к людям и готовность им помогать. Для характеристики
Вишну очень важно использование понятия “аватара”. В буквальном переводе это
слово означает “нисхождение”. По своему существу аватара - это другое и земное
тело бога. Вместе с другим телом бог получает и другое имя. При переселении
души бога в земное тело, эта душа одновременно остаётся и на небе, в основном,
небесном теле бога. Эта душа как бы раздваивается. Второе, дополнительное,
физическое тело бога существует только некоторое время. Потом оно умирает, и
душа бога возвращается в своё основное и вечное тело.
По
мифологии индуизма у Вишну было уже 9 аватар и ещё одна будет в будущем. Вот
аватары, которые уже были. Первая: жизнь в теле рыбы. Вторая: жизнь в теле
черепахи. Третья: жизнь в теле кабана. Четвёртая: жизнь в теле
полульва-получеловека. Итак, в первых четырёх аватарах душа Вишну пока ещё не
поселялась в теле человека. В остальных пяти аватарах она живёт в человеческом
теле. Пятая: в теле карлика по имени Вамана. Собственно слово “вамана”и
означает “карлик”. Шестая: в теле человека по имени Парашурама (“Тёмный с
топором”). Это был воин, сын брахмана, который всегда ходил с боевым топором.
Седьмая: в теле человека по имени Рама (“Темный”). Восьмая: в теле человека по
имени Кришна (тоже переводится как “Темный”). Девятая и последняя: в теле
человека по имени Будда (“Просветлённый”). Речь идёт об основателе буддизма.
Будущая, десятая аватара тоже будет в теле человека, которого будут звать
Калки. Калки, по вероучению индуизма, приедет на белом коне и в царском
одеянии. Поэтому эту аватару называют ещё так: “царь на белом коне”. Он приедет
через много лет, когда на земле власть будет принадлежать негодяям. Калки
накажет негодяев и установит на земле золотой век.
Шива
(“Милостивый”) - верховный бог в шиваизме. По своим специфическим функциям Шива
- бог разрушения Вселенной (он разрушает её, когда приходит для этого время,
назначенное богами), бог смерти и рождения человека (индуисты говорят: Шива
стоит и у гроба, и у колыбели), бог живой природы (он заботится и о растениях,
и о животных). Шива чаще всего изображается мужчиной темно-синего или лилового
цвета с четырьмя руками и тремя глазами. Третий глаз, который расположен
посреди лба (не горизонтально, а вертикально) не только видит, но и излучает
сверхъестественный огонь, который сжигает всё на своём пути. У Шивы тоже есть
аватары, их более 20-ти.
Ганеша
(“Начальник свиты”) - сын Шивы и Парвати, бог удачи и предпринимательства,
начальник свиты своего отца (свита состоит из богов низшего разряда). Верующие
воры и мошенники в Индии считают Ганешу также и своим покровителем, богом
воровской удачи. Ганеша изображается в возрасте подростка с четырьмя руками и с
головой, похожей на голову слона. Это единственный бог в индуизме, у которого
вместо носа - хобот. Индуисты стремятся иметь дома скульптурное изображение
Ганеши. Ни одно дело они не начинают без молитвы Ганеше. И для того, чтобы
особенно угодить Ганеше, они по утрам чешут ему живот.
Кама
(“Чувственное желание”, “Любовь”) - бог любви. Его изображают как юношу с луком
и стрелами в руках. Лук у него сделан из сахарного тростника, тетива лука - из
живых пчёл, стрелы - из цветов. Когда стрелы Камы вонзаются в тела богов или
людей, то они возбуждают в них жгучую любовную страсть. Известна легенда, о том
как Шива испепелил Каму взглядом своего третьего глаза за то, что тот осмелился
выстрелить в него своей стрелой, желая вызвать у Шивы любовь к Парвати.
Впоследствии Шива, уступив мольбе Рати, супруги Камы, сделал так, что Кама возродился
в теле Прадъюмны, первого сына Кришны и Рукмини. Культ Камы тесно связан с
культом Вишну и был широко распространён в средние века.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|