В случае грубого или массового
нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе принять
следующие меры: выступить с докладом на очередном заседании Государственной
Думы; обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской
комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для
проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной
комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в
заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении
ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.
Главная задача Уполномоченного
– «способствовать восстановлению нарушенных прав, совершенствованию
законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и
приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами
международного права. развитию международного сотрудничества в области прав
человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека , форм и
методов их защиты» ( ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации» (ч. 3. ст. 1).
Уполномоченный
по
правам человека в Российской Федерации информирует государственные органы и
общественность о своей работе, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод
человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными
органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам
человека в субъектах Российской Федерации, неправительственными правозащитными
организациями, средствами массовой информации.
Ежегодный и специальные доклады
являются основными правовыми инструментами Уполномоченного, на которых
основывается эффективность его деятельности по осуществлению государственной
защиты прав человека, признание и авторитет возглавляемого им федерального
государственного органа. По окончании календарного года
Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской
Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской
Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору
Российской Федерации.
По отдельным вопросам
соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может
направлять в Государственную Думу специальные доклады. В
отличие от ежегодного доклада, который подлежит обязательному опубликованию в
"Российской газете", специальный доклад может публиковаться, как в
этом так и в других периодических печатных изданиях, но по решению
Уполномоченного. Периодическое печатное издание, которому направлен специальный
доклад, не может отказать в его опубликовании.
Отсутствие в настоящем Законе требований об
обязательном опубликовании специального доклада обусловлено не секретностью
содержащихся в нем сведений, а узкой направленностью освещаемых в нем вопросов,
которые не всегда могут представлять интерес для широкой общественности.
С учетом специфики специальных
докладов их целесообразно, что следовало бы отразить в настоящем Законе,
направлять также Правительству Российской Федерации и федеральным органам
исполнительной власти с предоставлением Уполномоченному права выступать с ними
на заседании их коллегиальных органов при обсуждении вопросов соблюдения прав
человека.
Ежегодные доклады
Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в
"Российской газете", специальные доклады по отдельным вопросам могут
быть опубликованы по решению Уполномоченного в "Российской газете" и
в других изданиях. Ежегодный доклад, хотя и посвящен
деятельности Уполномоченного, является и средством информирования федеральных
органов государственной власти о положении в стране с соблюдением прав
человека.
Он характеризует уровень и
состояние дисциплины по исполнению государственными органами, органами местного
самоуправления и должностными лицами обязательств государства о соблюдении прав
человека, эффективность функционирования демократических механизмов
осуществления публичной власти, соответствие законодательства и практики его
применения общепризнанным стандартам и международным обязательствам Российской
Федерации. В целях предания гласности доклады Уполномоченного тиражируются в
виде отдельных брошюр или сборников, распространяемых заинтересованным
государственным органам, общественным объединениям, публичным библиотекам и
должностным лицам. Указанные печатные издания, являющиеся средством
распространения информации о соблюдении прав человека и деятельности
Уполномоченного по их государственной защите, не могут передаваться в розничную
продажу для приобретения работниками правоохранительных органов,
государственными и муниципальными служащими, научными работниками,
преподавателями юридических вузов, студентами и аспирантами, то есть широкой
читательской аудиторией. Для информирования международных организаций, членом
которых является Российская Федерация, о выполнении обязательств в области прав
человека доклады Уполномоченного целесообразно переводить на английский язык и
направлять в ООН, Совет Европы, ОБСЕ, Верховным Комиссарам ООН по правам
человека и по делам беженцев, Комиссару Совета Европы по правам человека,
Верховному Комиссару ОБСЕ по делам национальных меньшинств и таким
межгосударственным органам по защите прав человека, как Комитеты (ООН) по
правам человека, по правам ребенка, по ликвидации дискриминации в отношении
женщин.
Для
осуществления независимого контроля за соблюдением прав человека и их
государственной защиты Уполномоченному необходимо информационное и
документационное обеспечение его деятельности. Должностные
лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному
запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для
осуществления его полномочий. Необходимость ее получения
устанавливается Уполномоченным и не зависит от мнения или желания
соответствующего должностного лица. Сокрытие им информации или уклонение от ее
предоставления, независимо от оснований принятого решения, является нарушением
служебных обязанностей, установленных настоящим Законом, и влечет его
ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного.Запрошенные
материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному
не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен
иной срок.
Государственный орган, орган
местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение
Уполномоченного, содержащее его рекомендации. Обязанностью
государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица
является рассмотрение заключения Уполномоченного, а не выполнение его
рекомендаций.
Не согласившись с ним, они вправе признать свое
решение или действие (бездействие) правомерным и оставить его без изменения.
В случае согласия с заключением государственный
орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны принять меры
к восстановлению нарушенных прав заявителя и сообщить о них Уполномоченному.
При этом они не связаны его рекомендациями о возможных мерах по устранению
нарушений и могут восстановить права заявителя путем реализации иных
мероприятий, которые посчитают необходимыми.
Получив информацию о мерах по восстановлению
прав заявителя и признав их достаточными, Уполномоченный направляет ему
соответствующее уведомление и прекращает производство по жалобе.
Не является основанием для прекращения
производства по жалобе решение государственного органа, органа местного
самоуправления или должностного лица об отказе от урегулирования конфликта и
выполнения рекомендаций, предложенных в заключении.
В этом случае Уполномоченный
вправе и обязан реализовать в соответствии со своим мандатом иные средства
защиты прав заявителя. Признав, однако, обоснованность решения, принятого по
его заключению, Уполномоченный прекращает производство по жалобе, информируя об
этом заявителя и разъясняя ему возможность обращения за их защитой в
прокуратуру или в суд. государственный орган, орган местного
самоуправления или должностное лицо обязаны в месячный срок рассмотреть их и о
принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному. Нарушение
настоящего Закона о представлении в установленный срок письменной информации о
принятом решении может квалифицироваться как воспрепятствование должностным
лицом деятельности Уполномоченного и являться основанием для обращения с
ходатайством о привлечении его к дисциплинарной или административной
ответственности.
Вмешательство в деятельность
Уполномоченного с целью повлиять на его решение, влечет ответственность,
установленную законодательством Российской Федерации. Правовой
гарантией независимости Уполномоченного от какого-либо вмешательства в
осуществление своих полномочий является и его обязанность руководствоваться в
своей деятельности только Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом,
общепризнанными принципами и нормами международного права, справедливостью и
голосом собственной совести.
Независимость и
самостоятельность при исполнении своих служебных обязанностей, предоставленные
и гарантированные Уполномоченному, являются непременным и обязательным правовым
условием его объективной и беспристрастной деятельности.
Однако находятся политические
силы, которые уже сейчас готовы либо втягивать Уполномоченного в политику, либо
дискредитировать этот институт.
Словом, вместо того, чтобы
помогать становлению нового правового института защиты прав человека, некоторые
политические силы пытаются любыми средствами его дискредитировать.
На мой взгляд, ряд положение
рассматриваемого закона требуют пересмотра. Во-первых, Уполномоченный по правам
человека должен обладать правом законодательной инициативы, что существенно
повысит его возможности и авторитет. Но такая коррекция Закона невозможна без
внесения соответствующих изменений в Конституцию, а именно в часть 1 статьи
104, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы.
Это не единственный недостаток
Закона. Однако это и другие возможные предложения по его совершенствованию
предполагают изменение самой концепции института омбудсмена в направлении
существенного повышения его статуса и роли в государственно-правовой системе
страны. Например, стоило бы наделить Уполномоченного правом обращения в
Конституционный Суд не только в порядке части 4 статьи 125, но также и в
порядке части 2 и 5 той же статьи Конституции, то есть обращаться с запросами о
соответствии Конституции указанных нормативных правовых актов и договоров, а
также с запросами о толковании Конституции.
Кроме того, важный момент, на
мой взгляд, состоит в том, чтобы более четко прописать в Законе задачи
Уполномоченного. В Закон необходимо внести дополнения, которые бы подчеркивали
контрольную функцию омбудсмена. В варианте Федерального закона это могло бы
звучать так: "организация и осуществление контроля за соблюдением прав и
свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного
самоуправления, должностными лицами, государственными служащими". Это –
его первая задача. Цели также стоит переформулировать. Сейчас они звучат
слишком абстрактно и неконкретно: "обеспечение гарантий государственной
защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными
органами, органами местного самоуправления и должностными лицами". Это
соразмерно тому, что говорится в Конституции о должности президента: гарант
Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В отношении главы государства
допустимо столь широкое толкование, а в отношении омбудсмена – нет.
Гарантировать соблюдение всеми органами и должностными лицами прав человека он,
естественно, не может. Он может это контролировать, применяя определенные меры
воздействия, предоставленные ему законом.
Для обеспечения деятельности
Уполномоченного создается рабочий аппарат. Рабочий аппарат Уполномоченного
осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое,
информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
Уполномоченный и его рабочий
аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим
расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением
Государственного герба Российской Федерации.
Финансирование деятельности
Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального
бюджета. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету
расходов. Надлежащее финансирование деятельности Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации является одной из гарантий обеспечения
независимости формируемого государственного органа. В федеральном бюджете
ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для
обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.
Финансовая отчетность
предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Имущество, необходимое
Уполномоченному и его рабочему аппарату для осуществления их деятельности,
находится в их оперативном управлении и является государственной
собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми палатами
Федерального Собрания Российской Федерации, документами, другими
информационными и справочными материалами, официально распространяемыми
Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской
Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом
Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации,
Генеральным прокурором Российской Федерации, иными государственными органами,
общественными объединениями, а также другими информационными и справочными
материалами. Информационное, документационное и справочное
обеспечение деятельности Уполномоченного по осуществлению им своих полномочий
производится государственными органами безвозмездно путем включения его в
список обязательной рассылки распространяемых ими документов.
В своей деятельности
Уполномоченный и федеральные гражданские служащие возглавляемого им
федерального государственного органа используют также информационные, аналитические
и справочные издания, распространяемые неправительственными правозащитными
организациями, нормативные документы и источники правовой информации,
предоставляемые Информационными центрами ООН и Совета Европы в Российской
Федерации, электронные справочно-поисковые программы. На
начальном этапе в распоряжении Уполномоченного не было ни помещения, ни
служащих, ни необходимых документов, ни финансовых средств. Работа с жалобами
велась силами добровольных помощников. Первые три месяца местом работы Уполномоченного
был кабинет депутата в здании Государственной Думы.
Уполномоченный утверждает
структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и
непосредственно руководит его работой. Организационно она
включает в себя Секретариат Уполномоченного, управления и отделы в управлениях,
функциональные обязанности которых должны обеспечивать полноценную реализацию
Уполномоченным предоставленных ему полномочий, а их количество быть
рациональным и оптимальным, исключающим дублирование в их деятельности.
Структурные подразделения рабочего аппарата в
соответствии со своей компетенцией обеспечивают, в частности:
- рассмотрение жалоб и прием заявителей, в том
числе с выездом в субъекты Российской Федерации; анализ обращений в динамике
(структурный статистический, региональный, социальный); подготовку предложений
по методам выявления нарушений прав человека; реализацию мероприятий по
проведению проверок их соблюдения, оказанию содействия в совершенствовании
административных процедур; анализ эффективности форм и методов государственной
защиты прав человека; взаимодействие с органами прокуратуры в выявлении и
отмене решений (нормативных правовых актов) и действий (бездействия),
нарушающих права человека, возмещении их жертвам причиненного им ущерба,
привлечении виновных к ответственности, соблюдении законности и гарантий
безопасности личности, устранении причин нарушений прав человека и условий, им
способствующих;
- сравнительный анализ федерального
законодательства о правах человека на его соответствие общепризнанным принципам
и нормам международного права; мониторинг и анализ практики его реализации в
правоприменительной деятельности и отправлении правосудия; правовую экспертизу
законопроектов, внесенных в Государственную Думу и принятых палатой в первом
чтении; подготовку предложений по совершенствованию законодательства и
подзаконных нормативных правовых актов в целях их приведения в соответствие с
международными обязательствами Российской Федерации; разработку законопроектов
для их внесения субъектам права законодательной инициативы; подготовку жалоб в
Конституционный Суд Российской Федерации о нарушениях конституционных прав
человека законом, примененным в конкретном деле;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|